15 уравнений с дробями и решением

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит таках + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так:ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Помогите составить 15 уравнений с дробями, с решением?

    Математика | 5 — 9 классы

    Помогите составить 15 уравнений с дробями, с решением.

    1 : 3 = 1 * 1 = 3 * 5 = 1

    Помогите пожалуйста?

    Нужно составить 2 распадающихся уравнения и их решения!

    Помогите составить 2 задачи на дроби(с решением) и 3 примера с несколькими действиями на дроби(тоже с решением) Заранее спасибо?

    Помогите составить 2 задачи на дроби(с решением) и 3 примера с несколькими действиями на дроби(тоже с решением) Заранее спасибо!

    Поиздеваться, помогите?

    Нужно составить уравнение с дробями корень которого равен 3.

    Составить задачу с решением?

    Составить задачу с решением.

    Решение обязательно написать!

    Придумать задачу с дробями и среди них числительное полтора.

    Помогите, составить задачу на тему , , Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, , ( с решением)?

    Помогите, составить задачу на тему , , Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, , ( с решением).

    Пожалуйста , помогите срочно).

    Плиз помогите?

    Мне задали составить задачу уравнением (с десятичными дробями) для 5 класса.

    Напишите плиз задачу и решение (уравнением).

    Составить шесть примеров уравнении на десятичных дробей?

    Составить шесть примеров уравнении на десятичных дробей.

    Составить задачу на дроби 6 класс с решением?

    Составить задачу на дроби 6 класс с решением.

    Помогите составить задачу решение которого должно быть уравнение?

    Помогите составить задачу решение которого должно быть уравнение.

    Помогите пожалуйста составить ДВА уравнения на подобие такого 😡 + 3 = 3x — 7(с решением, и без десятичных дробей)Заранее спасибо)?

    Помогите пожалуйста составить ДВА уравнения на подобие такого :

    (с решением, и без десятичных дробей)

    На этой странице сайта размещен вопрос Помогите составить 15 уравнений с дробями, с решением? из категории Математика с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 5 — 9 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

    Решение : 1)2 * 57 = 114(руб. ) — стоимость 2 книг 2)3 * 68 = 204(руб. ) — стоимость 3 альбомов 3)114 + 204 = 318(руб. ) — стоимость всей покупки Ответ : 318 рублей.

    2 * 57 + 3 * 68 = 114 + 204 = 318 рублей.

    21 — 7 = 14 14 — 7 = 7 7 — 7 = 0 в числе 21 содержится три раза по 7. 21 : 7 = 3 24 — 8 = 16 16 — 8 = 8 8 — 8 = 0 в числе 24 содержится три раза по 8. 24 : 8 = 3.

    У = 3х — 5график — прямая, для построения достаточно двух точек. Занесём их координаты в таблицу : х = 0 2у = — 5 1 строим систему координат, отмечаем начало координат — точку О (0 ; 0) ; отмечаем стрелками положительное направление : вправо и вверх..

    32÷2 = 16 — 1 раз 16÷2 = 8 — 2 раз 8÷2 = 4 — 3 раз 4÷2 = 2 — 4 раз Ответ : 4 раза.

    А + б = (744 + 157) + 744 = 1645.

    B = 587 a + b = 1337 Лучший ответ плиз.

    В 4 канистры — 80 л бензина В 3 канистры — ? Л бензина 100 л — ? Канистр 1)80 : 4 = 20(л)В одной канистре 2)20×3 = 60(л)В трёх канистрах 3)100 : 20 = 5(канистр) Ответ : В трёх канистрах помнщается 60 л, а в пяти 100 л.

    Дробно рациональные уравнения

    Пусть f ( x ) и g ( x ) – некоторые функции, зависящие от переменной x .

    Дробно рациональное уравнение – это уравнение вида f ( x ) g ( x ) = 0 .

    Для того, чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо вспомнить, что такое ОДЗ и когда оно возникает.

    ОДЗ – область допустимых значений переменной.

    В выражении вида f ( x ) g ( x ) = 0

    ОДЗ: g ( x ) ≠ 0 (знаменатель дроби не может быть равен нулю).

    Алгоритм решения дробно рационального уравнения:

    1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .
    2. Выписать ОДЗ: g ( x ) ≠ 0.
    3. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни.
    4. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

    Пример решения дробного рационального уравнения:

    Решить дробно рациональное уравнение x 2 − 4 2 − x = 1.

    Решение:

    Будем действовать в соответствии с алгоритмом.

    1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .

    Переносим единичку в левую часть, записываем к ней дополнительный множитель, чтобы привести оба слагаемых к одному общему знаменателю:

    x 2 − 4 2 − x − 1 \ 2 − x = 0

    x 2 − 4 2 − x − 2 − x 2 − x = 0

    x 2 − 4 − ( 2 − x ) 2 − x = 0

    x 2 − 4 − 2 + x 2 − x = 0

    x 2 + x − 6 2 − x = 0

    Первый шаг алгоритма выполнен успешно.

    Обводим в рамочку ОДЗ, не забываем про него: x ≠ 2

    1. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни:

    x 2 + x − 6 = 0 – Квадратное уравнение. Решаем через дискриминант.

    a = 1, b = 1, c = − 6

    D = b 2 − 4 a c = 1 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 1 + 24 = 25

    D > 0 – будет два различных корня.

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − 1 ± 25 2 ⋅ 1 = − 1 ± 5 2 = [ − 1 + 5 2 = 4 2 = 2 − 1 − 5 2 = − 6 2 = − 3

    1. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

    Корни, полученные на предыдущем шаге:

    Значит, в ответ идет только один корень, x = − 3.

    Задания для самостоятельного решения

    №1. Решите уравнение: 3 x − 19 = 19 x − 3 .

    Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.

    Решение:

    3 x − 19 = 19 x − 3

    [ x − 19 ≠ 0 x − 3 ≠ 0 ⇒ [ x ≠ 19 x ≠ 3

    Приводим обе дроби к общему знаменателю, записываем дополнительные множители к числителям:

    3 \ ( x − 3 ) x − 19 − 19 \ ( x − 19 ) x − 3 = 0

    3 ( x − 3 ) − 19 ( x − 19 ) ( x − 19 ) ( x − 3 ) = 0

    В соответствии с алгоритмом, приравниваем числитель к нулю:

    3 x − 9 − 19 x + 361 = 0

    x = − 352 − 16 = − 352 16 = 22

    Полученный корень не входит в ОДЗ, так что смело можем его включать в ответ.

    №2. Решите уравнение x − 4 x − 6 = 2.

    Решение:

    Можно решать эту задачу способом, который использовался при решении задачи №8. Но сейчас мы используем еще один способ решения таких уравнений.

    Представим число 2 в виде дроби со знаменателем 1 .

    Воспользуемся основным свойством пропорции :

    произведение крайних членов равно произведению средних (правило «креста»):

    a b = c d ⇒ a ⋅ d = b ⋅ c

    x − 4 x − 6 = 2 1 ⇒ ( x − 4 ) ⋅ 1 = ( x − 6 ) ⋅ 2

    Полученный корень не входит в ОДЗ, так что смело можем его включать в ответ.


    источники:

    http://matematika.my-dict.ru/q/2334436_pomogite-sostavit-15-uravnenij-s-drobami/

    http://epmat.ru/drobno-racionalnye-uravnenija/