24 бумажные деньги уравнение обмена

Деньги и денежные агрегаты. Уравнение обмена. Спрос и предложение на рынке денег.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, сущность проявляется в их функциях.

Деньги в качестве средства обращения выступают в форме монет и бумажных денег. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости поэтому не выполняют функцию золота. Количество бумажных денег, находящихся в обращении, должно соответствовать количеству золота необходимого для обращения. Если бумажных денег больше золота, то они обесцениваются, цены на товар повышаются, появляется инфляция. Бумажные деньги не могут быть сокровищем, т.к. не

имеют собственной стоимости, но выступают средством накопления.

1. металлические деньги (слитки, монеты)

2. бумажные деньги – специфика в том, что они не имеют внутренней стоимости и платежная сила придается законодательно

3. товарные деньги – системы, основанные на подобного рода товаров называются системами золотого стандарта

4. кредитные деньги – электронные деньги, кредитные карточки

5. международные деньги (доллар)

1. как средство платежа.

Средство осуществления платежей:

а) передача денежных знаков одного лица другому

б) посредством записи на счета банка

в) документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому

В связи с этим выделяют платежные средства:

в) долговые деньги

2. как средство счета, т.е. мера ценности благ

3. как средство сохранения ценности

Сохранение ценности в виде наличных денег имеет ряд преимуществ:

а) определенность, т.е. быстрое конвертируемость денег в другое имущест

б) передаваемость, т.е. передача денег не сопровождается потерей их стоимости.
Уравнение обмена — уравнение, описывающее соотношение денежной массы, скорости обращения денег, уровня цен и объёма производства продукции.

где — денежная масса;

— скорость обращения денег;

— уровень цен;

— объём производства.

Под спросом на деньги понимается желание экономических субъектов иметь в

своем бюджете определенное количество платежных средств. Хранение денег в виде наличности связанно с издержками. Они равны ставке банковского процента, которую можно было получить положив деньги в банк.

На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.


43.Кредитно-денежная и монетарная политика государства.
Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой концептуальной стратегии экономической политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является регулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика заключается в обеспечении устойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры использовать кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

Монетаризм базируется на положении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты экономического развития — результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

2. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, уравнением количественной теории денег:

MV = PQ

где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средняя цена товаров и услуг; Q — количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). Если Р — средняя цена единицы произведенной продукции то: MV = PY, где РY — объем

3. Сторонники монетаристской версии количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V меняется, но незначительно. Если величина V постоянна, ее можно заменить коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: kM = PY. Это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. В свою очередь, изменение уровня цен — это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять темп инфляции.


44. Налогово-бюджетная политика государств. Налоги, их виды и функции.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).
Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами и др.
В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:
— фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции)
— фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов
— фискальная политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов
Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
­- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
-регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы)
Виды:
1.Федеральные (НДС, акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог и т.д.)
2.Региональные (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и т.д.)
3.Местные (земельный налог, курортный налог, налог на рекламу и т.д.)

Деньги и денежные агрегаты. Уравнение обмена. Спрос и предложение на рынке денег

Читайте также:
  1. I. Деньги
  2. II. Вопросительное предложение
  3. V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  4. VIII. Деньги. Доходы. Расходы
  5. Актуальное членение предложение.
  6. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА УРАВНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО БАЛАНСА
  7. Анализ времён распространения гаплогруппы R1b1a2
  8. Анализ конкурентов бренда «Сибирская Корона» на рынке
  9. Анализ положения компании на рынке ценных бумаг
  10. Анализ рыночных цен. Эластичность спроса.
  11. Анализ ситуации на рынке промышленной продукции
  12. Анализ спроса

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Деньги обладают свойством ликвидности, т. е. деньги – ликвидное, быстрореализуемое имущество. Под ликвидностью понимается свойство товара быть легко обращаемым.

1. Мера стоимости.

2. Средство обращения – наличные деньги.

3. Средство платежа – безналичные деньги.

4. Средство накопления.

5. Мировые деньги.

Деньги обеспечивают обмен товаров, в этом качестве их существует определенное количество, называемое денежной массой (М).

Денежная масса состоит из двух частей:

• наличные деньги в обращении или наличность. Она представляет собой деньги, которые находятся на руках у населения, а также деньги в кассах предприятий, не являющихся финансовыми учреждениями. К ним относятся бумажные деньги, или банкноты, и металлические деньги;

• безналичные или банковские деньги представляют собой денежные средства или ценные бумаги населения и предприятий, помещаемые на хранение в финансовые кредитные учреждения. К ним относятся коммерческие банки и другие финансовые институты.

Предложение денег конкретизируется как понятием денежной массы, так и системой денежных агрегатов. Среди них:

М0 – агрегат, включающий наличные деньги;

М1 – включает агрегат М0, бессрочные чековые вклады;

М2 – включает агрегат М1, сберегательные депозиты, допускающие ограниченное число изъятий за месяц, и мелкие срочные вклады;

М3 – включает агрегат М2 и крупные срочные вклады;

L – включает агрегат М3, краткосрочные государственные облигации, коммерческие ценные бумаги высокой степени надежности и ликвидности, межбанковские и межгосударственные обязательства.

Для определения количества денег, необходимых для обращения, используется математическая формула, предложенная американским экономистом И. Фишером («уравнение обмена» или «уравнение Фишера»):

где M – денежная масса; V – скорость оборота денежной единицы; P – цена товара; Q – количество товаров, подлежащих реализации.

Это уравнение показывает:

• зависимость денежной массы от количества товаров с учетом их цен (прямая зависимость) и скорости оборота денежной единицы страны (обратная зависимость):

• зависимость уровня цен от денежной массы – количества денег, находящихся в обращении (прямая зависимость) и товарной массы, подлежащей реализации (обратная зависимость):

Спрос на деньги (спрос на ликвидность) – это потребность в определенном запасе денег с учетом таких функций денег, как средство обращения и средство накопления, сохранения богатства.

Спрос на деньги определяется как сумма спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов.

В целом спрос на деньги LD состоит из двух частей:

Спрос на деньги для сделок, трансакционный спрос LDt. Эти деньги необходимы экономическим субъектам как средство обращения: домохозяйствам – для оплаты товаров и услуг; фирмам – для оплаты издержек (заработной платы, ресурсов).

Спрос на деньги со стороны активов, спекулятивный спрос (Lda). Спрос на эту часть денежной массы вытекает из функции денег «средство сбережения» или в виде срочных вкладов, приносящих проценты, или в виде ценных бумаг, приносящих дивиденды.

Общий спрос на деньги – это общее количество денег в стране, необходимое для текущих сделок и используемое в качестве активов при каждой возможной величине нормы процента.

Предложение денег – это вся совокупность финансовых средств, обращающихся на рынке в качестве денег. Оно регулируется в основном Центральным банком страны, но также в незначительной мере зависит от поведения населения и крупных финансовых структур. Предложение денег в стране во многом определяется денежной базой, которая представлена наличными деньгами и бессрочными депозитами (М1) и резервами коммерческих банков, хранящимися в Центральном банке. Кривая предложения денег может быть представлена в краткосрочном и долгосрочном периоде. Для агрегата М1 краткосрочная кривая предложения денег – это вертикальная линия, поскольку динамика М1 не зависит от процентной ставки, денежный мультипликатор в этом случае сохраняет стабильность.

Кривая предложения имеет вертикальный вид, когда Центральный банк независимо от колебаний процентной ставки четко контролирует количество денег в стране и стремится поддержать его на постоянном уровне. Это – жесткая монетарная политика, она направлена на сдерживание инфляции.

Долгосрочная кривая предложения денег (рис. 43) отражает зависимость денежной массы (при изменении спроса на деньги) от динамики процентной ставки. Долгосрочная кривая предложения денег характеризует динамику денежных агрегатов М2, М3, она представлена

горизонтальной или наклонной линией.

Горизонтальный вид кривая предложения денег имеет тогда, когда целью монетарной политики Центрального банка является сохранение стабильным номинального уровня процентной ставки. В этом случае устанавливается фиксированная учетная ставка ЦБ и проводится привязка к ней ставок коммерческих банков, проводятся операции на открытом рынке. Это – мягкая (гибкая) монетарная политика, ее целью является сведение к минимуму кризиса неплатежей.

Наклонный вид кривая предложения имеет, когда Центральный банк допускает определенное увеличение количества денег в обращении. В этом случае увеличивается и номинальная учетная ставка, но при этом ЦБ сохраняет постоянной норму обязательных резервов и не проводит операций на открытом рынке. Такая политика проводится, когда изменяется спрос на деньги, вызванный колебаниями ВВП.

Равновесие на денежном рынке устанавливается в процессе взаимодействия спроса и предложения денег и характеризуется таким его состоянием, когда объем спроса на деньги (Ld) равен объему предложения денег (Sm).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Деньги и денежные агрегаты. Уравнение обмена. Спрос и предложение на рынке денег

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, сущность проявляется в их функциях.

Деньги в качестве средства обращения выступают в форме монет и бумажных денег. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости поэтому не выполняют функцию золота. Количество бумажных денег, находящихся в обращении, должно соответствовать количеству золота необходимого для обращения. Если бумажных денег больше золота, то они обесцениваются, цены на товар повышаются, появляется инфляция. Бумажные деньги не могут быть сокровищем, т.к. не

имеют собственной стоимости, но выступают средством накопления.

1. металлические деньги (слитки, монеты)

2. бумажные деньги – специфика в том, что они не имеют внутренней стоимости и платежная сила придается законодательно

3. товарные деньги – системы, основанные на подобного рода товаров называются системами золотого стандарта

4. кредитные деньги – электронные деньги, кредитные карточки

5. международные деньги (доллар)

1. как средство платежа.

Средство осуществления платежей:

а) передача денежных знаков одного лица другому

б) посредством записи на счета банка

в) документами, удостоверяющими задолженность одного лица другому

В связи с этим выделяют платежные средства:

в) долговые деньги

2. как средство счета, т.е. мера ценности благ

3. как средство сохранения ценности

Сохранение ценности в виде наличных денег имеет ряд преимуществ:

а) определенность, т.е. быстрое конвертируемость денег в другое имущест

б) передаваемость, т.е. передача денег не сопровождается потерей их стоимости.
Уравнение обмена — уравнение, описывающее соотношение денежной массы, скорости обращения денег, уровня цен и объёма производства продукции.

где — денежная масса;

— скорость обращения денег;

— уровень цен;

— объём производства.

Под спросом на деньги понимается желание экономических субъектов иметь в

своем бюджете определенное количество платежных средств. Хранение денег в виде наличности связанно с издержками. Они равны ставке банковского процента, которую можно было получить положив деньги в банк.

На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.


43.Кредитно-денежная и монетарная политика государства.
Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой концептуальной стратегии экономической политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является регулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика заключается в обеспечении устойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры использовать кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

Монетаризм базируется на положении, что рыночная экономика — внутренне устойчивая система. Все негативные моменты экономического развития — результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

2. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, уравнением количественной теории денег:

где М — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средняя цена товаров и услуг; Q — количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). Если Р — средняя цена единицы произведенной продукции то: MV = PY, где РY — объем

3. Сторонники монетаристской версии количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V меняется, но незначительно. Если величина V постоянна, ее можно заменить коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: kM = PY. Это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. В свою очередь, изменение уровня цен — это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять темп инфляции.


44. Налогово-бюджетная политика государств. Налоги, их виды и функции.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).
Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами и др.
В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:
— фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции)
— фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов
— фискальная политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов
Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
­- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
-регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы)
Виды:
1.Федеральные (НДС, акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог и т.д.)
2.Региональные (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и т.д.)
3.Местные (земельный налог, курортный налог, налог на рекламу и т.д.)

45. Государственный бюджет: доходы и расходы.

Государственный бюджет – это текущее денежные и имущественные переводы от частного сектора государству. Это предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, составляемые на определенный срок.

Задачи государственных доходов:

1. формирование финансового фонда, задачей которого является макроэкономика и социальное регулирование

2. создание регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия

Виды доходов и расходов:

Бюджетный дефицит – это величина превышения расходов бюджета над его доходами.

Бюджетный профецит – величина превышения доходов над расходами.

Не сбалансированность бюджета – это равенство между доходами и расходами.

Государственный долг – общая сумма дефицита, накопленная за все годы.

47. Социальная политика государства. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подра-зумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и пе-рераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыс-ле социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
КРИВАЯ ЛОРЕНЦА — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.
Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Наиболее часто в современных экономических расчётах в качестве изучаемого признака берётся уровень годового дохода. Коэффициент Джини можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны

48. Международные экономические отношения и внешняя торговля. Платежный баланс.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений.
Выделяют следующие формы МЭО:

· международная специализация производства и научно-технических работ;

· обмен научно-техническими результатами;

· международная кооперация производства;

· информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

· движение капитала и рабочей силы;

· деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Под внешней торговлей по­нимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капита­лом (получение кредитов)
В настоящее время структура внешней торговли представ­лена следующими видами:

• транзитная торговля: покупка за рубежом с одновремен­ной продажей в третью страну;

• особые формы, например, реэкспорт или реимпорт това­ров, прошедших облагораживание;

• производство по лицензии;

• компенсационные сделки и т.д.

На развитие внешней торговли непосредственное воздейст­вие оказывает ряд факторов, в том числе:

• углубление международного разделения труда и интерна­ционализация производства;

• активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке;

• регулирование (либерализация) внешней торговли посред­ством мероприятий (ВТО);

• развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рын­ков, зон свободной торговли и т д.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс «невидимых» текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну).

49. Валюта и ее виды. Валютный курс и определяющие его факторы.
Термин «валюта» применяется в трояком понимании:

1. Валюта — это денежная единица данной конкретной страны.

2. Валюта — это иностранные денежные средства и расчетные единицы.

3. Валюта — это международные расчетные единицы типа «евро», СДР и пр.

В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.

1. Свободно-конвертируемая валюта (СКВ). Такая валюта свободно и без ограничений обменивается на другие иностранные валюты, т. е. СКВ обладает полной внешней и внутренней обратимостью.
Свободно-конвертируемыми валютами признаны американский доллар (USD), английский фунт стерлингов (GBF), швейцарский франк (CHF) и др.

2. Частично конвертируемая валюта (ЧКВ). К таким валютам относятся национальные валюты тех стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов, а также по отдельным видам обменных операций. Например, частично конвертируемым является российский рубль.

3. Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ). Это национальная валюта, которая функционирует только в пределах данной страны и не обменивается на иностранные валюты.
Разряд валюты определяет Международный валютный фонд. Кроме этого, в международной торговле применяются валютные единицы, существующие только в безналичной форме — клиринговые валюты.
Клиринговые валюты — это расчетные валютные единицы, которые существуют только в безналичной форме и используются только странами -участницами платежного соглашения при проведении взаимных расчетов за поставленные товары и услуги.
В мировой экономике существует понятие резервных валют.

Резервная валюта — это национальные кредитно-денежные средства ведущих стран — участниц мировой торговли, которые используются для международных расчетов по внешнеторговым операциям и при определении мировых цен.

Валютным курсом называется соотношение между двумя валютами или это цена одной валюты выраженной через другую валюту.
Различают следующие виды валютного курса:

§ фиксированный валютный курс — это официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке;

§ плавающий — устанавливается на торгах на валютной бирже;

§ кросс-курс — это соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к третьей валюте;

§ текущий — это курс наличной, т. е. кассовой сделки. По нему производятся расчеты в течение двух дней;

§ форвардный или курс срочной сделки, — это курс для расчета по валютному (форвардному) контракту через определенное время после заключения контракта.

50. Особенности переходной экономики России. Пути перехода к рыночной экономике.
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.
Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики.
Характерный признак переходной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка, это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом.
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований.
Основная особенность экономики в переходный период — инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового.
Ещё одна особенность — интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Эта особенность подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.


источники:

http://studall.org/all-87612.html

http://allrefrs.ru/5-18617.html