2а 2в с кинетическое уравнение

Урок №75. Скорость химической реакции. Закон действующих масс

Образцы решений задач по теме «Скорость химической реакции»

Задача №1

Реакция протекает по уравнению А+В = 2С. Начальная концентрация вещества А равна 0,22 моль/л, а через 10 с — 0,215 моль/л. Вычислите среднюю скорость реакции.

Используем формулу для расчёта

υ = ± ΔС/Δτ = ± (0,215-0,22)/(10-0) = 0,0005 моль/л ∙ с

Задача №2

Вычислите, во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 30 до 70 С, если температурный коэффициент скорости равен 2.

По правилу Вант-Гоффа

υ=υ 0 ·γ (t2-t1)/10

По условию задачи требуется определить υ/υ 0 :

υ/υ 0 =2 (70-30)/10 = 2 4 = 16

Задача №3

Запишите кинетическое уравнение для следующих уравнений реакций:

А) S(тв) + O 2 (г) = SO 2 (г)

Б) 2SO 2 (г) + O 2 (г) = 2SO 3 (ж)

Согласно закону действующих масс, который действует для газов и жидкостей:

υ = к 2 C 2 (SO 2 )·C (O 2 )

Задача №4

Как изменится скорость реакции:

S (тв) + O 2 (г) = SO 2 (г)

при увеличении давления в системе в 4 раза?

Запишем кинетическое уравнение для реакции до повышения давления в системе. Обозначим концентрацию кислорода

С(О 2 ) = а, концентрация серы — твёрдого вещества не учитывается.

При повышении давления в 4 раза, объём уменьшается в 4 раза, следовательно концентрация газа кислорода увеличится в 4 раза и кинетическое уравнение примет вид:

Определяем, во сколько раз возрастёт скорость реакции:

υ ‘ /υ = к 1 4а / к 1 а = 4

Следовательно, при повышении давления в 4 раза, скорость данной реакции увеличится в 4 раза.

Задача №5

Как изменится скорость реакции:

2SО 2 (г) + O 2 (г) = 2SO 3 (г)

при увеличении давления в системе в 2 раза?

Запишем кинетическое уравнение для реакции до повышения давления в системе. Обозначим концентрацию SO 2

С(SО 2 ) = а, концентрация кислорода C(O 2 ) = b.

При повышении давления в 2 раза, объём уменьшается в 2 раза, следовательно концентрация газа кислорода и SO 2 увеличится в 2 раза и кинетическое уравнение примет вид:

υ ‘ = к 1 (2а) 2 ·2b = к 1 4а 2 ·2b= к 1 8а 2 ·b

Определяем, во сколько раз возрастёт скорость реакции:

υ ‘ /υ = к 1 8а 2 ·b / к 1 а 2 ·b =8

Следовательно, при повышении давления в 2 раза, скорость данной реакции увеличится в 8 раз.

Задача №6

При температуре 10 ºС реакция протекает за 5 мин, при 20ºС – за 1 мин. Рассчитайте температурный коэффициент скорости реакции.

1) При условии, что концентрация вещества (С), вступившего в реакцию, постоянна:

При температуре 10 ºС скорость реакции равна υ 0 =∆C/∆τ 0 ,

При температуре 30 ºС скорость реакции равна υ=∆C/∆τ,

υ=∆C/60, ∆C= 60υ. Следовательно, 300υ 0 =60υ, а υ/υ 0 =300/60=5.

2) По правилу Вант Гоффа: υ = υ 0 γ ∆t/10 , υ/υ 0 = γ ∆t/10

3) Согласно рассуждениям (1) и (2), получим γ (20-10)/10 = γ=5

Химическая кинетика. Химическое равновесие

4. Напишите кинетические уравнения следующих реакций:

б) 2NOCl(г) = 2NO(г) + Cl2(г)

Объясните причину несовпадения молекулярности и порядка реакции.

Решение.

Кинетические уравнения отражают взаимосвязь между концентрациями исходных веществ, находящихся в одной фазе, и скоростью реакции. Теоретической основой для написания кинетических уравнений является закон действующих масс (ЗДМ), согласно которому скорость реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, в степенях, равных их стехиометрическим коэффициентам. В соответствии с ЗДМ кинетические уравнения рассматриваемых реакций выглядят следующим образом:

V=k*C(O2), где V – скорость реакции, k – константа скорости реакции, C(O2) – концентрация кислорода, моль/л

V=k*C(NOCl) 2 , где V – скорость реакции, k – константа скорости реакции, C(NOCl) – концентрация NOCl, моль/л

V=k*C(C12H22O11)*C(H2O), где V – скорость реакции, k – константа скорости гидролиза сахарозы C12H22O11, C(C12H22O11) – концентрация сахарозы в водном растворе ,моль/л, С (Н2О) –концентрация воды, моль/л.

V=k*C(NO) 2 *C(H2), где V – скорость реакции, k – константа скорости, C(NO) – концентрацияNO,моль/л, С (Н2) –концентрация водорода, моль/л.

1.Причина несовпадения молекулярности и порядка реакции

Молекулярность реакции определяется числом частиц реагентов, взаимодействующих друг с другом в одной элементарной (простой) реакции и превращающихся в продукты.

Порядок реакции по данному веществу — показатель степени при концентрации этого вещества в кинетическом уравнении реакции. Основными причинами несовпадения молекулярности и порядка реакции могут являться: простое несовпадение ( поскольку молекулярность- характеризует механизм, а порядок — кинетику реакции),
наличие избытка одного из исходных веществ, гетерогенность реакции, ее ступенчатый характер.

5. Установите, как изменится скорость химической реакции

а) уменьшить объем реакционной смеси в 2 раза;

б) уменьшить давление в 2 раза;

в) увеличить концентрации исходных веществ в 2 раза.

Решение.

Составим кинетическое уравнение реакции:

2.После уменьшения объема реакционной смеси в 2 раза концентрации реагентов увеличатся тоже в два раза. Тогда кинетическое уравнение примет вид:

Как видно из расчетов, после уменьшения объема реакционной смеси в 2 раза скорость реакции возрастет в 8 раз.

Уменьшение давления в 2 раза приведет к соответствующему уменьшению концентраций реагентов. Кинетическое уравнение примет вид:

Из расчетов следует, что после уменьшения давления реакционной смеси в 2 раза скорость реакции уменьшится в 8 раз.

Увеличение концентраций исходных веществ в 2 раза приведет к эффекту, аналогичному при соответствующем уменьшении объема системы:

Т.о, после увеличения концентраций исходных веществ в 2 раза скорость реакции возрастет в 8 раз

6. Объясните, как влияет повышение температуры, давления и концентрации исходных веществ на экзотермическую реакцию синтеза аммиака из простых веществ.

Запишем уравнение реакции синтеза аммиака из простых веществ:

N2 (г)+3H2(г)=2NH3(г) 0

Данная реакция является обратимой, гомогенной (все реагенты – газы,), протекает с уменьшением объема (в реакцию вступает 4 объема исходных газов-реагентов, получается 2 объема газообразного продукта).

Повышение температуры, давления и концентрации исходных веществ будет влиять на рассматриваемую реакцию в соответствии с законом Ле-Шателье:

Если на систему, находящуюся в химическом равновесии, подействовать извне, то равновесие сместится в сторону реакции, компенсирующей внешнее воздействие.

Повышение температуры будет смещать равновесие в сторону обратной эндотермической реакции, протекающей с поглощением тепла.

Повышение давления будет смещать равновесие в сторону прямой реакции, протекающей с уменьшением объема реакционной смеси, т.е., с уменьшением давления.

1. Повышение концентраций исходных веществ(азота и водорода) будет смещать равновесие в сторону прямой реакции, ведущей к уменьшению этих концентраций.

6.Таким образом, из рассмотренных факторов повышение давления и концентраций исходных веществ будет благоприятно влиять на экзотермическую реакцию синтеза аммиака из простых веществ, способствовать увеличению ее выхода. Напротив, повышение температуры будет способствовать уменьшению выхода прямой реакции.

7. В биологическом полимере (белке) имеет место следующее превращение:

нативное состояние ↔ денатурированное состояние,

Причем при повышении температуры равновесие сдвигается вправо.

Сделайте вывод об энтальпии реакции (принцип Ле-Шателье).

Решение.

1.Принцип Ле-Шателье гласит: Если на систему, находящуюся в химическом равновесии, подействовать извне, то равновесие сместится в сторону реакции, компенсирующей внешнее воздействие.

2. В соответствии с этим принципом при повышении температуры равновесие сдвигается в сторону эндотермической реакции, протекающей с поглощением тепла, т.е., с увеличением энтальпии реакции.

3. Поскольку, согласно условию, при повышении температуры равновесие сдвигается вправо , то прямая реакция (идущая вправо) – эндотермическая:

нативное состояние ↔ денатурированное состояние, >0

Растворы

8. Раствор содержит 20 г глюкозы в 100 г воды.

Вычислите давление насыщенного пара растворителя над раствором при температуре 15 о С, если давление пара чистой воды при этой же температуре равно 23,75 мм рт. ст.

Рассчитайте молярную долю растворителя.

Решение

Рассчитаем молярные доли растворенного вещества и растворителя:

1.1.

,

Где -количество вещества глюкозы, рассчитывается по формуле:

20/180=0,11 моль

— количество вещества воды, рассчитывается по формуле

100/18=5,56 моль.

Тогда =0,11/(0,11+5,56)=0,02.

1.2.Молярную долю растворителя, , рассчитаем на основании соотношения:

=1,

тогда =1-

Согласно закону Рауля, давление насыщенного пара растворителя над раствором пропорционально молярной доле растворителя:

,

где — давление пара чистого растворителя (воды), — мольная доля чистого растворителя (воды). Подставляя данные задачи и расчетов, получаем:

=23,75*0,98=23,275 мм рт.ст.

9. Водный раствор одноатомного спирта, содержащий 0,874 г вещества в 100 мл воды, замерзает при температуре -0,354 о С.

Рассчитайте относительную молекулярную массу спирта и установите его формулу.

Решение.

1. Согласно закону Рауля понижение температуры кристаллизации раствора по отношению к чистому растворителю прямо пропорционально моляльной концентрации растворенного вещества:

ΔТзам.= Тзам (растворителя)- Тзам (раствора)=KСm (1)

где Сm– моляльная концентрация раствора; К – криоскопическая постоянная. Для воды К=1,86° .

В соответствии с условием задачи ΔТзам.=0 о С-(-0,354 о С)=0,354 о С.

2. Из выражения (1) найдем моляльную концентрацию растворенного вещества:

Сm= ΔТзам/К=0,354/1,86=0,19 моль/кг

3.Согласно определению для моляльной концентрации:

,

Отсюда =0,874/(0,19*0,1)=46 г/моль

3. Общая формула предельных одноатомных спиртов –СnH2n+1OH. ., тогда молярную массу спирта можно выразить следующим образом:

М(R-OH)=14n+18=46, 14n=28, n =2. Следовательно, формула спирта – С2H5OH- этанол.

10. Осмотическое давление раствора объемом 250 мл, в котором содержится 20 г гемоглобина, равно 2855 Па (при 4 о Сили 277 К).

Установите молярную массу гемоглобина.

Решение.

1. Согласно закону Вант-Гоффа осмотическое давление раствора прямо пропорционально молярной концентрации растворенного вещества:

Из выражения (1) найдем величину См:

См= Росм/(1000*R*T)=2855/(1000*8,314*277)=0,00124 моль/л

2. Согласно определению молярная концентрация находится по формуле(2):

, отсюда =20/(0,00124*0,25)=64516 г/моль.

11.Водный раствор NaOH кипит при температуре 102,65 о С. Кажущаяся степень ионизации электролита равна 70%.

Определите массу NaOH, растворённую в 100 г воды.

Решение

1.Согласно закону Рауля повышение температуры кипения раствора по отношению к чистому растворителю прямо пропорционально моляльной концентрации растворенного вещества. Для растворов электролитов закон Рауля выглядит следующим образом (1):

ΔТкип. = i*Кэ*Сm, ( 1)

где i – поправочный изотонический коэффициент, Кэ – эбуллиоскопическая постоянная растворителя; для воды Кэ =0,52°; Сm –моляльная концентрация раствора; ΔТкип. = Ткип р-ра – Ткип.р-рителя. Согласно условию задачи ΔТкип=2,65°

Найдем величину i:

где α- кажущаяся степень ионизации электролита, согласно условию равна 0,7

n – количество ионов, на которые распадается в растворе 1 молекула электролита:

Т.О., для гидроксида натрия n=2. Тогда :

Из выражения (1) найдем величину Сm :

Сm= ΔТкип/( i*Кэ)=2,65/(1,7*0,52)=3 моль/кг

Масса NaOH, растворённая в 100 г воды, определяется по формуле (2):

m(NaOH)= Сm*M(NaOH)*100/1000 (2),

где M(NaOH)=40 г/моль.

Подставляя результаты расчетов в формулу (2), получаем:

11. Раствор, содержащий 2,1 г КОН в 250 мл воды, замерзает при -0,514 о С.

Рассчитайте изотонический коэффициент и кажущуюся степень диссоциации.

Решение

Согласно закону Рауля понижение температуры замерзания раствора по отношению к чистому растворителю прямо пропорционально моляльной концентрации растворенного вещества. Для растворов электролитов закон Рауля выглядит следующим образом (1):

где i – поправочный изотонический коэффициент; К – криоскопическая постоянная растворителя; для воды К =1,86°; Сm –моляльная концентрация раствора; ΔТзам. = Тзам.р-рителя –Тзам. р-ра . Согласно условию задачи ΔТзам=0,514°

Найдем величину Сm. Согласно определению для моляльной концентрации:

=2,1/(56*0,25)=0,15 моль/кг

2.Из выражения (1) найдем величину изотонического коэффициента:

I = ΔТзам./( К*Сm)= 0,514/(1,86*0,15)=1,84

3.Изотонический коэффициент и кажущаяся степень диссоциации связаны соотношением (2):

где α- кажущаяся степень ионизации электролита, n – количество ионов, на которые распадается в растворе 1 молекула электролита:

Для гидроксида калия n=2.

Выразим величину α:

12. Осмотическое давление 0,5 М раствора карбоната калия равно 2726 кПа при 0 о С.

Вычислите кажущуюся степень диссоциации K2CO3 в растворе.

Решение

1.Согласно закону Вант-Гоффа для электролитов осмотическое давление раствора прямо пропорционально молярной концентрации растворенного вещества:

где i – изотонический коэффициент

Найдем величину i:

Изотонический коэффициент связан с кажущейся степенью ионизации соотношением :

где α- кажущаяся степень ионизации электролита,

n – количество ионов, на которые распадается в растворе 1 молекула электролита:

Для карбоната калия n=3.

Выразим величину α:

Буферные системы

13. В состав крови входит буферная система, состоящая из двух анионов.

Приведите формулы её составных частей.

Назовите эту буферную систему.

Классифицируйте её по составу и природе компонентов.

Укажите зону буферного действия.

Напишите уравнения реакций, отражающих механизм действия (ионная форма).

Ответ

1. Важнейшими буферными системами крови являются бикарбонатная, фосфатная, белковая и наиболее мощная гемоглобиновая. Из этих систем только фосфатная состоит из двух анионов: Н2РО4 – (донор протонов) и НРО4 2– (акцептор протонов). Фосфатная буферная система составляет всего лишь 1% от буферной емкости крови. В других тканях эта система является одной из основных.

2. Роль кислоты в этой системе выполняет однозамещенный фосфат NaH2PO4, а роль соли двузамещенный фосфат – Na2HPO4.

3. Зона буферного действия буферной пары (Н2РО4 – –НРО4 2– )находится в интервале от 6,2 до 8,2.

4. Буферное действие фосфатной системы основано на возможности связывания водородных ионов ионами НРО4 2– с образованием Н2РО4 – :

а также ионов ОН – с ионами Н2РО4 – :

14. Аммиачная буферная система состоит из двух составных частей.

Классифицируйте её по составу и природе компонентов.

Укажите интервал значений рН, внутри которого эта система обладает буферной емкостью.

Напишите уравнения реакций, отражающих механизм её действия (ионная форма).

Объясните, почему аммиачная буферная система не входит в состав крови.

Решение

1.Состав и природа компонентов:

А)NН4ОН (NН3 х Н2О)-гидроксид аммония, слабый электролит

Б) NН4С1 – соль, хлорид аммония, сильный электролит.

Гидроксид аммония — слабый электролит, в растворе частично диссоциирует на ионы:

При добавлении к раствору гидроксида аммония хлорида аммония, соль как сильный электролит практически полностью диссоциирует на ионы:

и подавляет диссоциацию основания, равновесие которого смещается в сторону обратной реакции.

Интервал значений рН, внутри которого рассматриваемая система обладает буферной емкостью,рассчитывается по формуле:

,

где Кв – константа диссоциации NН4ОН=1,8*10 -5 , С0-концентрация основания, Сс-концентрация соли.

рН=14-4,74+lg(C0/Cc)=9,26+lg(C0/Cc). В зависимости от соотношения C0/Cc интервал значений рН составляет 8,26-10,26.

Способность аммиачного буфера поддерживать практически постоянное значение рН раствора основана на том, что входящие в них компоненты связывают ионы Н+ и ОН-, вводимые в раствор или образующиеся в результате реакции, протекающей в этом растворе. При добавлении к аммиачной буферной смеси сильной кислоты, ионы Н+ будут связываться молекулами или гидроксида аммония, а не увеличивать концентрацию ионов Н+ и уменьшать рН раствора:

При добавлении щелочи ионы ОН — будут связывать ионы NН4 + , образуя при этом малодиссоциированное соединение, а не увеличивать рН раствора:

Аммиачная буферная система не входит в состав крови, поскольку интервал значений рН, внутри которого она будет обладать буферной емкостью, находится в щелочной области (рН больше 8). Нормальное значение рН плазмы крови составляет 7,40 ± 0,05, т.е ниже области буферирования.

15. В 200 мл фосфатного буферного раствора содержится 0,8 моль кислотного компонента (Н2РО4 — ) и 1,6 моль солевого компонента (НРО4 2– ).

Установите рН буферного раствора.

Объясните, входит ли рассчитанное значение рН в ЗБД (рН: 6,2 – 8,2).

Ки2РО4 — ) = 6,2×10 -8 моль/л; lg 2 = 0,3; lg 6,2 = 0,79.

Классифицируйте буферную систему по составу и природе компонентов.

Решение.

Подставим данные задачи в формулу для расчета рН фосфатного буфера:

=-lg(6,2×10 -8 ) +lg(1,6/0,8)=7,51

Рассчитанное значение рН входит в зону буферного действия( ЗБД) рН: 6,2 – 8,2

Фосфатная буферная система является кислотно-основной буферной системой, образованной анионами двух кислых солей

16. Концентрация ионов водорода в крови больного равняется 2,46∙10 -8 моль/л.

Рассчитайте рН крови (lg 2,46 = 0,39).

Назовите состояние, возникающее при данном нарушении КОС.

Укажите, чем характеризуется это состояние с точки зрения протолитического гомеостаза.

2. При данном нарушении КОС (рН> 7,4) возникает алкалоз

3. Под протолитическим гомеостазом принято понимать относительное постоянство соотношения кислота-основание внутренней среды живого организма. С точки зрения протолитического гомеостаза алкалоз — увеличение рН в крови (и других тканях организма) за счёт накопления щелочных веществ. Алкалоз может возникать вследствие гипервентиляции лёгких, приводящей к избыточному выведению СО2 из организма, вследствие больших потерь кислого желудочного сока при желудочных свищах, при длительном приёме диуретиков, при избыточном введении бикарбоната натрия с целью коррекции метаболического ацидоза или нейтрализации повышенной кислотности желудочного сока. При алкалозе уменьшается мозговой и коронарный кровоток, снижаются артериальное давление и минутный объем крови. Возрастает нервно-мышечная возбудимость, возникает мышечный гипертонус вплоть до развития судорог и тетании. Нередко наблюдается угнетение моторики кишечника и развитие запоров; снижается активность дыхательного центра. Для алкалоза характерно снижение умственной работоспособности, головокружение, могут возникать обморочные состояния.

Комплексные соединения

17. Определите заряд комплексообразователя и его координационное число в комплексном ионе [Fe(C2O4)2(OH)2] 3- .

Изобразите графически его структурную формулу.

Классифицируйте этот ион по природе лигандов.

Напишите выражение константы нестойкости.

Пусть заряд иона-комплексообразователя Fe =(Х+). Заряды лигандов равны:(C2O4) 2- , (OH) — . Составим уравнение баланса зарядов:

Т.О. заряд комплексообразователя: Fe +3

Координационное число -число связей, образованных комплексообразователем, с лигандами. В данном ионе к.ч. железа равно 6, т.к. 4 связи железо образует с двумя двухвалентными группами C2O4 и две связи – с двумя одновалентными группами ОН)

1. Структурная формула комплексного иона:

2. Данный ион содержит различные по природе лиганды: оксалат – ион и нидроксид – ион. Т.о. комплексный ион является ацидокомплексом (за счет оксалатов – кислотных остатков щавелевой кислоты) и гидроксокомплексом ( за счет гидроксильных групп).

3. Выражение константы нестойкости:

18. Напишите формулу комплексного соединения, имеющего название: хлорид гексаамминхрома (III).

Изобразите графически структурную формулу внутренней сферы.

Классифицируйте соединение по заряду комплексной частицы, по электропроводности, по природе ионов внешней сферы и по природе лигандов.

Рассчитайте координационное число комплексообразователя.

Напишите выражение константы нестойкости.

1. Хлорид гексаамминхрома (III) имеет молекулярную формулу:

2. Cтруктурная формула внутренней сферы:

По заряду комплексной частицы хлорид гексаамминхрома является катионным комплексом; по электропроводности –сильным электролитом, по природе ионов внешней сферы-хлоридом, по природе лигандов –аммиакатом

Координационное число комплексообразователя равно 6

Выражение константы нестойкости:

[Cr(NH3)6] 3+ ↔ Cr 3+ +6 NH3

19. Рассчитайте DG процесса [Fe(CN)6] 4- ↔ Fe 2+ + 6CN — , если Кн в стандартных условиях равна 10 -35 .

Изобразите графически структурную формулу комплексной частицы.

Классифицируйте её по природе лигандов.

Напишите выражение константы нестойкости.

Изменение свободной энергии Гиббса ΔG и константа равновесия связаны соотношением:

Подставляя данные задачи и учитывая, что стандартные условия соответствуют Т=298 К,получаем:

ΔG=-8,31*298 *ln10 -35 =-2,3*8,31*298*lg10 -35 =-2,3*8,31*298*(-35)=199349 дж=199,349 кДж

Структурная формула комплексной частицы:

3.По природе лиганда данное соединение является ацидокомплексом, т.к. CN — — кислотный остаток синильной кислоты

4. Выражение константы нестойкости:

Физико-химия коллоидно-дисперсных систем и растворов ВМС

20. Напишите коллоидно-химические формулы мицелл золей полученных по реакциям:

А) AgNO3 + KI ®

В) FeCl3 + NaOH ®

Приведите строение мицелл.

Примечания:

В вариантах А – В необходимо написать формулы мицелл в избытке каждого из исходных веществ.

2.Коллоидно-химические формулы мицелл золей:

А) AgNO3 + KI ®AgI↓+К NO3

Состав мицеллы, полученной при избытке AgNO3, может быть представлен следующим образом:

Ядро — m AgI *nAg + ; адсорбционный слой противоионов -(n-x) NO3 — ; диффузный слой противоионов — х NO3 — .

Состав мицеллы, полученной при избытке KI, может быть представлен следующим образом:

[m AgI *nI — *(n-x) К + ] x — *х К +

Ядро — m AgI *nI — ; адсорбционный слой противоионов -(n-x) К + ; диффузный слой противоионов — х К + .

Состав мицеллы, полученной при избытке CaCl2, может быть представлен следующим образом:

[m Са C2O4 *nCa 2+ *2(n-x) Cl — ] 2 x + *2х Cl —

Ядро — m Са C2O4 *nCa 2+ ; адсорбционный слой противоионов 2(n-x) Cl — ; диффузный слой противоионов — 2х Cl —

Состав мицеллы, полученной при избытке H2C2O4, может быть представлен следующим образом:

[m Са C2O4 *nC2O4 2- *2(n-x) H + ] 2 x — *2х H +

Ядро — m Са C2O4 *nC2O4 2- ; адсорбционный слой противоионов 2(n-x) H + ; диффузный слой противоионов — 2х H +

В)FeCl3 + 3NaOH ®Fe(OH)3↓ +3NaCl

Состав мицеллы, полученной при избытке FeCl3, может быть представлен следующим образом:

[m Fe(OH)3*nFe 3+ *3(n-x) Cl — ] 3x+ *3х Cl —

Ядро — m Fe(OH)3*nFe 3+ ; адсорбционный слой противоионов 3(n-x) Cl — ; диффузный слой противоионов — 3х Cl —

Состав мицеллы, полученной при избытке NaOH, может быть представлен следующим образом:

[m Fe(OH)3*nОН — * (n-x) Na + ] x- *х Na +

Ядро — m Fe(OH)3*n ОН — ; адсорбционный слой противоионов (n-x) Na + ; диффузный слой противоионов — х Na +

Г) FeCl3 + 2H2O ® Fe(OH)2Cl+ 2HCl

Состав мицеллы, полученной при гидролизе хлорида железа, может быть представлен следующим образом:

Ядро — m Fe(OH)3* nFeO + ; адсорбционный слой противоионов (n-x) Cl — ; диффузный слой противоионов — х Cl —

21. Имеются 3 коллоидных раствора: гидроксида железа (III), полученного гидролизом FeCl3, иодида серебра, полученного в избытке КI, и иодида серебра, полученного в избытке AgNO3.

Предложите два варианта взаимной коагуляции.

Объясните, используя формулы мицелл.

А)гидроксида железа (III), полученного гидролизом FeCl3:

Положительно заряженный золь

Б)иодида серебра, полученного в избытке КI:

[m AgI *nI — *(n-x) К + ] x — *х К +

Отрицательно заряженный золь

в)иодида серебра, полученного в избытке AgNO3:

Положительно заряженный золь

2.Взаимная коагуляция наблюдается при сливании растворов противоположно заряженных золей., а именно:

· Отрицательно заряженного золя иодида серебра, полученного в избытке КI, и положительно заряженного золя иодида серебра, полученного в избытке AgNO3.;

· Отрицательно заряженного золя иодида серебра, полученного в избытке КI, и положительно заряженного золя гидроксида железа (III), полученного гидролизом FeCl3.

22. Пороговая концентрация коллоидного раствора гидроксида алюминия равняется 0,63 ммоль/л.

Рассчитайте объем 0,01М раствора дихромата калия, вызывающего коагуляцию золя объёмом 200 мл.

Определите заряд гранулы, учитывая, что коагулирующим действием обладает дихромат-анион.

Предложите соответствующий вариант формулы мицеллы золя Al(OH)3.

Рассчитаем объем раствора электролита-коагулятора дихромата калия (V) по формуле:

, где γ- пороговая концентрация коллоидного раствора гидроксида алюминия, равна 0,63 ммоль/л, V золя –объем золя, согласно условию равен 0,2 л, С- концентрация электролита-коагулятора дихромата калия, равна 10 ммоль/л. Подставляя значения в формулу, получаем:

V=0,63 ммоль/л *0,2л/10 ммоль/л=0,0126 л=12,6 мл

2.Поскольку коагулирующим действием обладает дихромат-анион, заряд гранулы (коллоидной частицы) противоположен, т.е. положителен.

3. Соответствующий вариант формулы мицеллы золя Al(OH)3, стабилизированного AlCl3:

[m Al(OH)3 *nAl 3+ *3(n-x)Cl — ] +x *3xCl —

3.Строение мицеллы:

Ядро — m Al (OH)3*n Al 3+ ; адсорбционный слой противоионов 3(n-x) Cl — ; диффузный слой противоионов — 3х Cl —

23. ИЭТ альбумина плазмы крови равна 4,64.

Определите знак заряда частиц альбумина в 0,001М растворе HCl.

Укажите направление перемещения частиц альбумина при электрофорезе в данных условиях.

Алгоритм решения задач по теме «Скорость химических реакций»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Алгоритм решения задач по теме «Скорость химической реакции»

Реакция протекает по уравнению А+В = 2С. Начальная концентрация вещества А равна 0,22 моль/л, а через 10 с — 0,215 моль/л. Вычислите среднюю скорость реакции.

Используем формулу для расчёта

υ = ± ΔС/Δτ = ± (0,215-0,22)/(10-0) = 0,0005 моль/л ∙ с

Вычислите, во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 30 до 70 С, если температурный коэффициент скорости равен 2.

По правилу Вант-Гоффа

По условию задачи требуется определить υ/υ 0 :

υ/υ 0 =2 (70-30)/10 = 2 4 = 16

Запишите кинетическое уравнение для следующих уравнений реакций:

Согласно закону действующих масс, который действует для газов и жидкостей:

Как изменится скорость реакции:

при увеличении давления в системе в 4 раза?

Запишем кинетическое уравнение для реакции до повышения давления в системе. Обозначим концентрацию кислорода

С(О 2 ) = а, концентрация серы — твёрдого вещества не учитывается.

При повышении давления в 4 раза, объём уменьшается в 4 раза, следовательно концентрация газа кислорода увеличится в 4 раза и кинетическое уравнение примет вид:

Определяем, во сколько раз возрастёт скорость реакции:

υ ‘ /υ = к 1 4а / к 1 а = 4

Следовательно, при повышении давления в 4 раза, скорость данной реакции увеличится в 4 раза.

Как изменится скорость реакции:

при увеличении давления в системе в 2 раза?

Запишем кинетическое уравнение для реакции до повышения давления в системе. Обозначим концентрацию SO 2

С(SО 2 ) = а, концентрация кислорода C(O 2 ) = b.

При повышении давления в 2 раза, объём уменьшается в 2 раза, следовательно концентрация газа кислорода и SO 2 увеличится в 2 раза и кинетическое уравнение примет вид:

υ ‘ = к 1 (2а) 2 ·2b = к 1 4а 2 ·2b= к 1 8а 2 ·b

Определяем, во сколько раз возрастёт скорость реакции:

υ ‘ /υ = к 1 8а 2 ·b / к 1 а 2 ·b =8

Следовательно, при повышении давления в 2 раза, скорость данной реакции увеличится в 8 раз.

При температуре 10 ºС реакция протекает за 5 мин, при 20ºС – за 1 мин. Рассчитайте температурный коэффициент скорости реакции.

1) При условии, что концентрация вещества (С), вступившего в реакцию, постоянна:

При температуре 10 ºС скорость реакции равна υ 0 =∆ C /∆τ 0 ,

При температуре 30 ºС скорость реакции равна υ =∆ C /∆τ,

υ =∆ C /60, ∆ C = 60 υ . Следовательно, 300 υ 0 =60 υ , а υ/ υ 0 =300/60=5.

2) По правилу Вант Гоффа: υ = υ 0 γ ∆ t /10 , υ/ υ 0 = γ ∆ t /10

3) Согласно рассуждениям (1) и (2), получим γ (20-10)/10 = γ=5

Работа № 143 (лабораторная). Выделение крахмала, белка, жира из семян.

Оборудование: мука, семена подсолнечника, вода в химическом стакане, кусочек марли, раствор иода, стакан с водой и крахмалом, пипетка.

1.Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста.

2.Заверните комочек теста в марлю и промойте его в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой и крахмалом. Как изменилась окраска содержимого стакана?

4.Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой, в котором промывали комочек теста в марле. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем это можно объяснить?

5.Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу — клейковину, или растительный белок.

6.Возьмите семя подсолнечника и заверните его в листок белой бумаги. Надавите на семя тупым концом карандаша. Разверните листок бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага.

7.Перечертите схему и заполните ее.

Органические вещества семени

Работа № 143 (лабораторная). Выделение крахмала, белка, жира из семян.

Оборудование: мука, семена подсолнечника, вода в химическом стакане, кусочек марли, раствор иода, стакан с водой и крахмалом, пипетка.

1.Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста.

2.Заверните комочек теста в марлю и промойте его в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой и крахмалом. Как изменилась окраска содержимого стакана?

4.Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой, в котором промывали комочек теста в марле. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем это можно объяснить?

5.Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу — клейковину, или растительный белок.

6.Возьмите семя подсолнечника и заверните его в листок белой бумаги. Надавите на семя тупым концом карандаша. Разверните листок бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага.

7.Перечертите схему и заполните ее.

Органические вещества семени

Классификация органических соединений по функциональным группам.

Основы номенклатуры органических соединений.

Изомерия в органической химии: углеродного скелета, положения кратной связи.

Изомерия положения функциональных групп. Межклассовая и пространственная изомерия.

Решение заданий по определению и написанию изомеров. Решение расчетных задач на вывод формул органических

Решение расчетных задач на вывод формул органических по процентному составу вещества.

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация орг. в-в»

Тема 3. Химические реакции в органической химии (4 часа)

Типы химических реакций в органической химии: замещения и присоединения.

Реакции отщепления и изомеризации

Решение задач и упражнений по теме «Химические реакции»

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений»

Тема 4. Углеводороды (16 часов)

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.

Алканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Химические свойства алканов.

Алкены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства.

Химические свойства алкенов.

Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним»

Алкины: строение, номенклатура, изимерия, получение, физические свойства

Химические свойства алкинов.

Алкадиены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

Циклоалканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства.

Ароматические углеводорода (Арены). Строение молекулы бензола. Физические свойства и получение.

Химические свойства бензола.

Генетическая связь между классами углеводородов.

Выполнение заданий по составлению изомеров, уравнений реакций.

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»

Тема 5. Спирты и фенолы (7 часов)

Спирты: состав, классификация, изомерия.

Химические свойства одноатомных спиртов

Взаимное влияние атомов на примере молекулы фенола.

Решение расчетных задач по определению мол. формулы по продуктам сгорания.

Тема 6. Альдегиды и кетоны (6 часов)

Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекулы, физ. свойства».

Химические свойства альдегидов.

Генетическая связь между органическими веществами.

Решение расчетных и экспериментальных задач

Контрольная работа №3 по теме «Альдегиды и кетоны»

Практическая работа №4 «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны»

Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры (7 часов).

Карбоновые кислоты: строение, классификация.

Химические свойства карбоновых кислот (по карбоксильной группе)

Химические свойства карбоновых кислот (по радикалу).

Контрольная работа №4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные»

Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»

Тема 8. Углеводы (5 часов)

Углеводы, их состав и классификация.

Решение экспериментальных задач. Генетическая связь между классами орг. в-в»

Практическая работа №6 «Углеводы»

Тема 9. Азотсодержащие соединения (8 часов)

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение.

Аминокислоты: состав и строение молекул, номенклатура, получение.

Белки как биополимеры. Биологическая роль белков.

Химические свойства белков.

Контрольная работа №5 « Азотсодержащие соединения»

Практическая работа № 7 « Амины. Аминокислоты, Белки»

Практическая работа № 8 «Идентификация органических соединений»

Тема 9. Биологически активные вещества (3 часа)

Закрепить знания об органических и неорганических веществах, входящих в состав клеток и тканей организма, полученные в ходе изучения курса биологии и химии.

Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Развивать навыки проведения химического эксперимента.

Тип занятия: практическая работа.

Практическая работа рассчитана на 2 спаренных урока по 45 минут.

1. Персональный компьютер (или ноутбук) для преподавателя

2. Мультимедийный проектор

6. Держатели для пробирок

7. Стаканы химические

1. Пероксид водорода – 3% H 2 O 2

3. Разбавленная серная кислота – 2н H 2 SO 4

4. Соляная кислота – 2н HCl

5. Крахмальный клейстер

6. Спиртовая настойка йода 5%

7. Гидрофосфат натрия – 2н Na 2 HPO 4

8. Хлорид аммония – 0,5н NH 4 Cl

9. Гидроксид аммония – 10% NH 4 OH

10. Хлорид магния – 0,5н MgCl 2

Биологический материал (исследуемые образцы растительного и животного происхождения):

1. Сырой картофель

2. Вареный картофель

5. Скорлупа куриного яйца

1. Организационная часть.

Преподаватель объявляет тему занятия, раскрывает ее связь с другими темами курса.

2. Контроль исходного уровня знаний.

Проводится в виде фронтального опроса, сопровождаемого мультимедийной презентацией:

— Какие макроэлементы входят в состав клетки?

— Какие макроэлементы являются главными компонентами всех органических соединений? Какой процент они составляют от массы клетки?

— В состав каких органических молекул входят сера и фосфор?

— Какие функции выполняют в клетке ионы калия, натрия и хлора?

— Какую роль в организме играет кальций?

— Какова роль железа в организме?

— Какую функцию в организме выполняет гемоглобин?

— Почему угарный газ в отличие от углекислого вызывает отравление организма?

— Какова роль магния в клетках животных?

— Какие вещества называются ферментами? Какое строение имеют ферменты?

— Какую роль магний играет в клетках растений?

— Что такое хлорофилл? В каких органоидах он содержится? В каких процессах обмена веществ участвует?

— Какие элементы относятся к микроэлементам? Какую роль они играют в организме?

— Какие вещества называются гормонами?

— Какое неорганическое вещество содержится в клетке в наибольшем количестве?

— В каких органах и тканях содержание воды наименьшее, а в каких наибольшее?

— Какую роль вода играет в клетке и живом организме в целом?

— Какой процесс называется гидролизом?

— Какие вещества пищи при попадании в организм подвергаются гидролизу?

— В каком состоянии в клетке могут находиться соли?

— Какой процесс называется диссоциацией? Какие вещества подвергаются диссоциации?

— Распределите приведенные вещества по классам: CO, Na 2 HPO 4 , HCl, KHCO 3 , CO 2 , NaH 2 PO 4 , CaCl 2 , CH 3 COOH, NH 4 OH.

— Какие ионы образуются в клетке при диссоциации солей NaCl, CaCl 2 , KHСO 3 ? К какому классу относится последняя соль? Назовите ее.

— Как применяются в медицине NaCl и CaCl 2 ?

— Приведите примеры нерастворимых солей, входящих в состав клетки.

— Какова реакция среды в клетке? Какие ионы поддерживают постоянную слабощелочную реакцию среды в клетке?

— Какая реакция среды в желудке? Какое вещество ее создает? Для чего?

— Какой рН желудочного сока? При каких значениях рН функционирует пепсин желудочного сока?

Если учащийся не может ответить на вопрос, он переходит к следующему ученику. В результате опрошенными оказываются практически все учащиеся.

Далее учащимся предлагается устно выполнить несколько заданий, текст которых высвечивается на слайдах мультимедийной презентации:

1. Установите соответствие:

Ответы: А – 2, Б – 1, В – 4, Г – 2, Д – 4

2. Установите соответствие:

Ответы: А – 4, Б – 3, В – 5, Г – 2, Д – 1

3. Вставьте пропущенные слова:

Жиры – это . вещества клетки, представляющие собой сложные эфиры . и . Жиры относятся к группе . По агрегатному состоянию растительные жиры обычно . а животные — . однако встречаются исключения, например, . имеет животное происхождение, но по агрегатному состоянию . В организме жиры выполняют множество функций. Например, . — жиры входят в состав биологических мембран. Кроме того, жиры препятствуют потере тепла организмом вследствие своей низкой . Верблюдам запас жира позволяет долгое время обходиться без жидкости, так как при . жиров выделяется большое количество воды. Утки смазывают свое оперение секретом, содержащим жиры, в результате их перья приобретают . свойства. В семенах подсолнечника большое количество жиров служит в качестве . для развития зародыша.

Ответы: органические; глицерина; высших жирных карбоновых кислот; липидов; жидкие; твердые; рыбий жир; жидкий; строительную; теплопроводности; окислении; водоотталкивающие; запаса питательных веществ.

4. В приведенном перечне веществ и понятий укажите лишнее:

а). Пепсин, амилаза, мальтоза, липаза.

— Мальтоза, так как это углевод, а все остальные вещества – белки.

б). Вазопрессин, инсулин, глюкагон, тестостерон.

— Тестостерон, так как это гормон, имеющий липидную природу, а все остальные вещества – гормоны белковой природы.

в). Лактоза, гликоген, мальтоза, сахароза.

— Гликоген, так как это – полисахарид, а все остальные углеводы – дисахариды.

г). Миоглобин, тромбин, гемоглобин, натрий-калиевый насос.

— Тромбин, так как он выполняет защитную функцию, а остальные белки транспортную.

д). Фруктоза, рибоза, глюкоза, галактоза.

— Рибоза, так как это пентоза, а все остальные углеводы – гексозы.

е). РНК, АКТГ, ДНК, АТФ.

— АКТГ, так как остальные вещества имеют нуклеотидную природу, а АКТГ – белок.

ж). Кератин, коллаген, эластин, иммуноглобулин.

— Иммуноглобулин, так как это белок, выполняющий защитную функцию, а остальные – строительную.

Другое объяснение: так как иммуноглобулин – это глобулярный белок, а остальные вещества – фибриллярные белки.

з). Фенилкетонурия, галактоземия, болезнь Тея-Сакса, синдром Дауна.

— Синдром Дауна, так как это заболевание вызвано хромосомной мутацией, а все остальные заболевания являются нарушениями обмена веществ.

и). Аденин, урацил, цитозин, тимин.

— Урацил, так как это азотистое основание, которое не входит в состав ДНК.

Другое вариант: тимин, так как это азотистое основание не входит в состав РНК.

5. Назовите химические вещества, входящие в состав клеточной мембраны, обозначенные на рисунке цифрами, и поясните их функцию.

1 – белки (транспортная, рецепторная, каталитическая функция);

2 – фосфолипиды (составляют основу мембраны);

3 – углеводы (обеспечивают узнавание клетки клеткой).

3. Выполнение практической работы.

Учащиеся выполняют работу парами в соответствии с методическими указаниями и заносят результаты в практическую тетрадь. Перед началом работы преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности.

Опыт 1. Химические свойства карбоната кальция и его значение для живых организмов.

а). В пробирку поместите 1г скорлупы куриного яйца, добавьте 3 мл соляной кислоты. Запишите наблюдения, составьте уравнение химической реакции.

Основу скорлупы куриных яиц составляет карбонат натрия. При взаимодействии его с кислотой происходит растворение соли и выделение газа:

CaCO 3 + 2HCl —> CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

б ). Демонстрационный опыт: поместите сырое куриное яйцо в раствор соляной кислоты на 30 минут. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о составе оболочки яйцеклетки курицы и влиянии неорганических солей на ее свойства.

Под действием соляной кислоты оболочка яйцеклетки курицы становится мягкой. Так как основу скорлупы куриного яйца составляет карбонат кальция, можно сделать вывод, что именно он обуславливает твердость скорлупы и обеспечивает ее защитную функцию для клетки.

Опыт 2. Химические свойства фосфата кальция и его значение для живых организмов.

а). В пробирку поместите 0,1г фосфата кальция, добавьте 2 мл серной кислоты. Запишите наблюдения, составьте уравнение химической реакции.

Фосфат кальция составляет основу костной ткани. В результате реакции происходит растворение фосфата кальция в кислоте:

б ). Демонстрационный опыт: поместите куриную кость в раствор соляной кислоты на 6 — 8 часов. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о составе костной ткани и влиянии неорганических солей на свойства костей. (Опыт закладывается заранее, учащимся на занятии только демонстрируются полученные результаты).

В состав костей входят неорганические и органические вещества. Неорганические вещества костей представлены в первую очередь нерастворимыми солями (Ca 3 (PO 4 ) 2 и CaCO 3 ). Карбонат кальция придает костям прочность. Органические вещества придают костной ткани эластичность. Под действием соляной кислоты происходит растворение карбоната кальция, в результате чего костная ткань теряет твердость и кость становится гибкой.

Опыт 3. Качественная реакция на фосфат-ион.

В пробирку налейте 2 капли раствора гидрофосфата натрия, добавьте 2 капли раствора хлорида аммония и 2 капли раствора гидроксида аммония, а затем 2 капли раствора хлорида магния. Запишите наблюдения, составьте уравнение химической реакции.

В результате реакции выпадает белый осадок фосфата магния аммония:

Na 2 HPO 4 + MgCl 2 + NH 4 OH —> MgNH 4 PO 4 + 2NaCl + H 2 O

Опыт 4. Взаимодействие пероксида водорода с белками клетки.

В четыре пробирки поместите соответственно сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо. В каждую пробирку добавьте по 3 мл пероксида водорода. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о влиянии термической обработки на структуру и функции белка каталазы.

В тканях животных и растений содержится фермент каталаза, который катализирует реакцию разложения пероксида водорода:

H 2 O 2 —> O 2 + H 2 O

За счет действия каталазы при добавлении пероксида водорода к сырым мясу и картофелю наблюдается выделение газа.

По своей химической природе все ферменты являются белками. При термической обработке происходит денатурация белков, вследствие чего каталаза теряет свои свойства и разложение пероксида водорода в клетках вареного картофеля и мяса не идет.

Опыт 5. Качественная реакция на крахмал. Обнаружение крахмала в клетках картофеля.

а). В пробирку налейте 1 мл крахмала и добавьте 1 каплю йода. Запишите наблюдения, составьте схему химической реакции. Затем нагрейте пробирку. Какие изменения наблюдаете? Сохраняются ли эти изменения после охлаждения пробирки. Сделайте вывод о влиянии нагревания на смещение равновесия в реакции крахмала с йодом.

В результате реакции образуется соединение сине-фиолетового цвета:

I 2 + крахмал — сине-фиолетовое окрашивание

При нагревании пробирки происходит исчезновение окраски, а при охлаждении вновь ее появление, что указывает на обратимость реакции взаимодействия крахмала с йодом.

б). Возьмите ломтик сырого картофеля и капните на него 1 каплю йода. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о химическом составе клеток картофеля.

Под действием йода происходит появление сине-фиолетового окрашивания, что указывает на содержание в клетках клубня картофеля крахмала, который запасается там в виде крахмальных зерен.

Преподаватель в процессе беседы выясняет, какие у учащихся были трудности в ходе выполнения практической работы, предлагает им оценить эффективность своей работы на занятии и достигнутые результаты.

Проводится в форме ситуационных задач.

1. Известно, что кислотные дожди оказывают негативное воздействие на растения и животных, вызывая повреждения их тканей. Предположите, с чем связано негативное действие кислотных дождей на яйца птиц. Составьте уравнения соответствующих реакций, принимая во внимание, что кислотные дожди вызываются наличием в атмосфере оксида серы (IV) и оксида азота (IV).

При взаимодействии оксида серы (IV) и оксида азота (IV) с водой образуются кислоты:

Твердость скорлупы птичьих яиц обусловлена наличием в ней карбоната кальция, который растворяется в кислой среде с выделением углекислого газа:

CaCO 3 + 2HNO 3 —> Ca(NO 3 ) 2 + CO 2 + H 2 O

Таким образом, после воздействия кислотных дождей скорлупа яйца размягчается и не обеспечивает больше надлежащей защиты развивающемуся зародышу.

2. Известно, что тяжелые металлы вызывают нарушения в работе нервной системы, печени, почек и других органов. Объясните с точки зрения химического состава клетки, в чем состоит негативное воздействие на нее тяжелых металлов.

Тяжелые металлы вызывают необратимое осаждение белков, в результате чего белки перестают выполнять свои функции в клетке.

3. Основу препаратов “Мезим”, “Креон”, “Панзинорм” составляет панкреатин, представляющий собой экстракт содержимого поджелудочной железы. В состав панкреатина входят липаза, амилаза, трипсин, химотрипсин. Предположите, какое действие будет оказывать на организм данный препарат.

Препараты “Мезим”, “Креон”, “Панзинорм” нормализуют процессы пищеварения, так как в их состав входят ферменты, расщепляющие органические вещества пищи.

4. Для лечения повышенного артериального давления применяются препараты, относящиеся к фармакологической группе “блокаторы медленных кальциевых каналов”. Яркими представителями данной группы являются: “Кордафлекс”, “Кальцигард”, “Амлодипин”. Предположите, на чем основано действие препаратов данной группы на организм.

Препараты данной фармакологической группы уменьшают поступление ионов кальция в клетку. Ионы кальция влияют на сокращение гладкой и поперечнополосатой мускулатуры, в том числе сердечной мышцы, и как следствие, на артериальное давление.

5. Для уменьшения кислотности желудочного сока при гастрите и язвенной болезни желудка применяются препараты антацидной фармакологической группы, например, “Альмагель”, “Маалокс”, “Гастал”. В состав этих препаратов входят гидроксиды алюминия и магния, а также карбонат магния. Объясните, на чем основано действие этих препаратов на организм, составьте уравнения соответствующих реакций.

Препараты антацидной группы нейтрализуют соляную кислоту в желудке, снижая тем самым уровень кислотности.

MgCO 3 + 2HCl —> MgCl 2 + CO 2 + H 2 O

6. Подведение итогов.

Преподаватель выставляет оценки за занятие, комментирует полученные результаты. Учащиеся сдают тетради с оформленными результатами работы.


источники:

http://lektsia.com/4×5602.html

http://infourok.ru/algoritm-resheniya-zadach-po-teme-skorost-himicheskih-reakciy-3719021.html