3 вида уравнений в алгебре

Урок устной работы по алгебре в 9-м классе. Тема: «Виды уравнений и способы их решения»

Тема: “Виды уравнений и способы их решения”.

Форма: урок устной работы.

Цели:

  • Обучающая: привести в систему знания учащихся по данной теме (повторить теорию, выработать умение определять вид уравнения и выбирать рациональный способ решения данного уравнения);
  • Развивающая: интенсивное и творческое мышление, желание поиска решения;
  • Воспитывающая: привитие интереса к устной работе, воспитание навыков сознательного усвоения материала.

Ход урока

I. Мотивация.

Историческая справка о возникновении “алгебры” в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений (1 мин.)

II. Повторение теоретического материала.

  • Что называется уравнением?
  • Что значит решить уравнение?
  • Что называется корнем уравнения?
  • Какие существуют способы решения уравнений?
  • Какие виды уравнений вы знаете?
  • Как определяется степень уравнения?
  • Каков общий вид линейного уравнения? Квадратного?
  • Дайте определение целого, дробно-рационального, уравнения с модулем.
  • Дайте определение целого, дробно-рационального, уравнения с модулем.
  • Что называется областью допустимых значений уравнения?
  • III. Устная работа.

    Решите уравнение, объясняя какого вида уравнение, назовите способ его решения, теоретически обосновывая каждый шаг.

    А) Линейные уравнения

    1.

    3х + (20 – х) = 30 линейное уравнение

    3х + 20 –1х = 30 раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые

    2х + 20 = 30 переносим слагаемые без переменной в правую часть, меняя знак

    х = 5 находим значение переменной

    2.

    7m * 3 = 5 * 2m решается по свойству пропорции

    21 m = 10 m переносим слагаемые в левую часть уравнения

    21 m – 10 m = 0 приводим подобные члены

    11 m = 0 свойство произведения (равенство 0)

    3.

    ( х – 3 ) 2 – х 2 = 7 – 5 х раскрываем скобки

    х 2 – 6х + 9 – х 2 = 7 – 5 х приводим подобные слагаемые

    – 6х + 9 = 7 – 5 х переносим слагаемые

    6х + 5х = 7 – 9 приводим подобные слагаемые

    Б) Квадратные уравнения, и уравнения, приводимые к квадратным

    1.

    z 2 – 10 = 29 неполное квадратное уравнение

    z 2 = 39 > 0; 2 корня

    z1 =

    z2 = –

    2.

    – х 2 = 13 неполное квадратное уравнение

    х 2 = –13 2 – 5 ( х – 4 ) + 6 = 0 уравнение, приводимое к квадратному

    по теореме, обратной теореме Виета

    решаем обратную подстановку:

    4.

    х 4 – 13 х 2 + 26 = 0, уравнение биквадратное

    x 2 = t, t 0

    t 2 – 13 t + 36 = 0

    Д = ( –13 ) 2 – 4*36 = 169 – 144 = 25 >0, 2 корня

    х 2 = 9 > 0, 2 корня

    х 2 =4 > 0 , 2 корня

    5.

    (x + 2) 2 = t, t 0

    t 2 – 11 t – 12 = 0

    по теореме, обратной теореме Виета:

    t1 t2 = –12, следовательно t1 = 12 0

    t2 = –1 – посторонний корень

    Решаем обратную подстановку:

    Д = 48 > 0, 2 корня

    х1, 2 = ( –4 + 4) : 2

    х1, 2 = –2 + 2

    В) Уравнения высших степеней

    1.

    х 2 ( 1 – х ) = 0, следовательно х = 0 или 1 – х = 0 х = 1

    2.

    разделим обе части на 3:

    y =

    3.

    ( х 3 + х 2 ) + ( х + 1) = 0

    х 2 (х + 1) + ( х+ 1) =0

    ( х+ 1) (х 2 +1) = 0, следовательно х + 1 = 0 или х 2 + 1 = 0

    х = –1 х 2 = –1 2 = 64

    2.

    2 а – 5 0

    2 * 15 – 5 = 25 0

    Е) Уравнения с модулем

    х 2 – 5х = 0, если х > 0

    если х 0

    Ж) Уравнения с параметрами

    IV. Устная самостоятельная работа с последующей проверкой (уровневая)

    Задание: Решите уравнение, фиксируя на листе только ответы.

    “А” ( на оценку “3”)

    “Б” (на “4”)

    (х 2 – 1) 2 – 11 ( х 2 – 1) + 24 = 0

    х 7 + х 6 + х + 1 = 0

    (х + 5) (х – 6/7) (х + 1/3) (х –8) = 0

    “В” ( на “5”)

    1. ( х 2 –2) 2 – 9 (х 2 – 2 ) + 14 = 0

    3. х 5 + х 4 + х + 1 = 0

    V. Итоги урока Виды уравнений; Способы решения; Активность учащихся, оценка устной работы.

    VI. Домашнее задание

    Индивидуальные карточки с наборами уравнений.

    Виды уравнений и методы их решения

    В разработке рассматриваются виды алгебраических уравнений и методы их решения.

    Просмотр содержимого документа
    «Виды уравнений и методы их решения»

    Виды уравнений и методы их решения

    Уравнения подразделяются на две большие группы: алгебраические и трансцендентные. Алгебраическим называется такое уравнение, в котором для нахождения корня уравнения используются только алгебраические действия, а именно четыре арифметических – сложение, вычитание, умножение и деление, а также возведение в степень и извлечение натурального корня. Трансцендентным называется уравнение, в котором для нахождения корня используются не алгебраические функции: например, тригонометрические, логарифмические и иные.

    В курсе математики основной школы рассматриваются только алгебраические уравнения. Рассмотрим более подробно их виды и алгоритм решения.

    Группу алгебраических уравнений можно условно разделить на такие виды уравнений как:

    целые — с обеими частями, состоящими из целых алгебраических выражений по отношению к неизвестным;

    дробные — содержащие целые алгебраические выражения в числителе и знаменателе;

    иррациональные — алгебраические выражения здесь находятся под знаком корня.

    Дробные и иррациональные уравнения можно свести к решению целых уравнений.

    Существует также и ещё одна классификация, которая основывается на степени, которая имеется в левой части многочлена. Исходя из этого различают линейные, квадратные и кубические уравнения. Линейные уравнения также могут называться уравнениями первой степени, квадратные — второй, а кубические, соответственно, третьей.

    Рассмотрим особенности решения алгебраических уравнений

    В алгебре рассматриваются два вида равенств – тождества и уравнения.

    Остановимся на основных понятиях.

    Тождество — это равенство, которое выполняется при всех (допустимых) значениях входящих в него букв. Для записи тождества наряду со знаком (равно) также используется знак (равносильности).

    Уравнение — это равенство, которое выполняется лишь при некоторых значениях входящих в него букв. Буквы, входящие в уравнение, по условию задачи могут быть неравноправны: одни могут принимать все свои допустимые значения (их называют параметрами или коэффициентами уравнения и обычно обозначают первыми буквами латинского алфавита:a, b, c. – или теми же буквами, снабженными индексами:, . или , . ); другие, значения которых требуется отыскать, называют неизвестными (их обычно обозначают последними буквами латинского алфавита: или теми же буквами, снабженными индексами, например ….

    В общем виде уравнение может быть записано так:

    F ()=0.

    В зависимости от числа неизвестных уравнение называют уравнением с одним, двумя и т. д. неизвестными.

    Значение неизвестных, обращающие уравнение в тождество (верное равенство), называют решениями уравнения.

    Решить уравнение – это значит найти множество его решений или доказать, что решений нет. В зависимости от вида уравнения множество решений уравнения может быть бесконечным, конечным и пустым.

    Если все решения одного уравнения являются решениями другого уравнения, то такие уравнения называют эквивалентными.

    Рассмотрим некоторые эквивалентные уравнения:

    Уравнение эквивалентно уравнению , рассматриваемому на множестве допустимых значений исходного уравнения.

    Уравнение =0 эквивалентно уравнению , рассматриваемому на множестве допустимых значений исходного уравнения.

    эквивалентно двум уравнениям и.

    Уравнение эквивалентно уравнению .

    Уравнение при нечетном n эквивалентно уравнению , а при четном n эквивалентно двум уравнениям и .

    Алгебраическим уравнением называется уравнение вида , где – многочлен n-й степени от одной или нескольких переменных.

    Алгебраическим уравнением с одним неизвестным называется уравнение, сводящееся к уравнению вида:

    ,

    где n – неотрицательное целое число; коэффициенты многочлена называются , ……коэффициентами (или параметрами), называется неизвестным и является искомым. Число n называется степенью уравнения.

    Значения неизвестного , обращающие алгебраическое уравнение в тождество, называются корнями (решениями) алгебраического уравнения.

    Есть несколько видов уравнений, которые решаются по готовым формулам. Это линейное и квадратное уравнения, а также уравнения вида , где F – одна из стандартных функций (степенная или показательная функция, логарифм, синус, косинус, тангенс или котангенс). Такие уравнения считаются простейшими. Так же существуют формулы и для кубического уравнения, но его к простейшим не относят.

    Главная задача при решении любого уравнения – свести его к простейшим.

    Все ниже перечисленные уравнения имеют так же и свое графическое решение, которое заключается в том, чтобы представить левую и правую части уравнения как две одинаковые функции от неизвестного. Затем строится график сначала одной функции, а затем другой и точка (и) пересечения двух графиков даст решение (я) исходного уравнения. Примеры графического решения всех уравнений даны в приложении.

    Рассмотрим методы решения уравнений.

    Линейным уравнением называется уравнение первой степени.

    где a и b – некоторые действительные числа.

    Линейное уравнение всегда имеет единственный корень , который находится следующим образом.

    Прибавляя к обеим частям уравнения (1) число -b, получаем уравнение

    , (2) эквивалентное уравнению (1). Разделив обе части уравнения (2) на величину , получаем корень уравнения (1):

    Алгебраическое уравнение второй степени (3),

    где a, b, с– некоторые действительные числа, называется квадратным уравнением.

    Если , то квадратное уравнение (3) называется приведенным.

    Корни квадратного уравнения вычисляются по формуле

    Выражение называется дискриминантом квадратного уравнения.

    если , то уравнение имеет два различных действительных корня;

    если , то уравнение имеет один действительный корень кратности 2;

    если , то уравнение действительных корней не имеет, а имеет два комплексно сопряженных корня:

    Частными видами квадратного уравнения (3) являются:

    1) Приведенное квадратное уравнение (в случае, если ), которое обычно записывается в виде

    Корни приведенного квадратного уравнения вычисляются по формуле

    Эту формулу называют формулой Виета – по имени французского математика конца XVI в., внесшего значительный вклад в становление алгебраической символики.

    2) Квадратное уравнение с четным вторым коэффициентом, которое обычно записывается в виде

    Корни этого квадратного уравнения удобно вычислять по формуле

    Формулы (4) и (5) являются частными видами формулы для вычисления корней полного квадратного уравнения.

    Корни приведенного квадратного уравнения

    связаны с его коэффициентами Формулами Виета

    В случае, если приведенное квадратное уравнение имеет действительные корни, формулы Виета позволяют судить как о знаках, так и об относительной величине корней квадратного уравнения, а именно:

    если , , то оба корня отрицательны;

    если , , то оба корня положительны;

    если , , то уравнение имеет корни разных знаков, причем отрицательный корень по абсолютной величине больше положительного;

    если , , уравнение имеет корни разных знаков, причем отрицательный корень по абсолютной величине меньше положительного корня.

    Перепишем еще раз квадратное уравнение

    и покажем еще один способ как можно вывести корни квадратного уравнения (6) через его коэффициенты и свободный член. Если

    то корни квадратного уравнения вычисляются по формуле

    которая может быть получена в результате следующих преобразований исходного уравнения, а так же с учетом формулы (7).

    Заметим, что , поэтому

    но , из формулы (7) поэтому окончательно

    Если положить, что + , то

    Заметим, что , поэтому

    но , поэтому окончательно

    Уравнения n-й степени вида

    называется двучленным уравнением. При и заменой (2))

    где — арифметическое значение корня, уравнение (8) приводится к уравнению

    которое и будет далее рассматриваться.

    Двучленное уравнение при нечетном n имеет один действительный корень . В множестве комплексных чисел это уравнение имеет n корней (из которых один действительный и комплексных):

    Двучленное уравнение при четном n в множестве действительных чисел имеет два корня , а в множестве комплексных чисел n корней, вычисляемых по формуле (9).

    Двучленное уравнение при четном n имеет один действительный корней , а в множестве комплексных чисел корней, вычисляемых по формуле

    Двучленное уравнение при четном n имеет действительный корней не имеет. В множестве комплексных чисел уравнение имеет корней, вычисляемых по формуле (10).

    Приведем краткую сводку множеств корней двучленного уравнения для некоторых конкретных значений n.

    Уравнение имеет два действительных корня .

    Уравнение имеет один дествительный корень и два комплексных корня

    Уравнение имеет два действительных корния и два комплексных корня .

    Уравнение действительных корней не имеет. Комплексные корни: .

    Уравнение имеет один дествительный корень и два комплексных корня

    Уравнение действительных корней не имеет. Комплексные корни:

    Если квадратные уравнения умели решать еще математики Вавилонии и Древней Индии, то кубические, т.е. уравнения вида

    оказались «крепким орешком». В конце XV в. профессор математики в университетах Рима и Милана Лука Пачоли в своем знаменитом учебнике «Сумма знаний по арифметике, геометрии, отношениям и пропорциональности» задачу о нахождении общего метода для решения кубических уравнений ставил в один ряд с задачей о квадратуре круга. И все же усилиями итальянских алгебраистов такой метод вскоре был найден.

    Начнем с упрощения

    Если кубическое уравнение общего вида

    разделить на , то коэффициент при станет равен 1. Поэтому в дальнейшем будем исходить из уравнения

    Так же как в основе решения квадратного уравнения лежит формула квадрата суммы, решение кубического уравнения опирается на формулу куба суммы:

    Чтобы не путаться в коэффициентах, заменим здесь на и перегруппируем слагаемые:

    Мы видим, что надлежащим выбором , а именно взяв , можно добиться того, что правая часть этой формулы будет отличаться от левой части уравнения (11) только коэффициентом при и свободным членом. Сложим уравнения (11) и (12) и приведем подобные:

    Если здесь сделать замену , получим кубическое уравнение относительно без члена с :

    Итак, мы показали, что в кубическом уравнении (11) с помощью подходящей подстановки можно избавиться от члена, содержащего квадрат неизвестного. Поэтому теперь будем решать уравнение вида

    Давайте еще раз обратимся к формуле куба суммы, но запишем ее иначе:

    Сравните эту запись с уравнением (13) и попробуйте установить связь между ними. Даже с подсказкой это непросто. Надо отдать должное математикам эпохи Возрождения, решившим кубическое уравнение, не владея буквенной символикой. Подставим в нашу формулу :

    Теперь уже ясно: для того, чтобы найти корень уравнения (13), достаточно решить систему уравнений

    и взять в качестве сумму и . Заменой , эта система приводится к совсем простому виду:

    Дальше можно действовать по-разному, но все «дороги» приведут к одному и тому же квадратному уравнению. Например, согласно теореме Виета, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна коэффициенту при со знаком минус, а произведение – свободному члену. Отсюда следует, что и — корни уравнения

    Выпишем эти корни:

    Переменные и равны кубическим корням из и , а искомое решение кубического уравнения (13) – сумма этих корней:

    Эта формула известная как формула Кардано.

    подстановкой приводится к «неполному» виду

    Корни , , «неполного» кубичного уравнения (14) равны

    Пусть «неполное» кубичное уравнение (14) действительно.

    а) Если («неприводимый» случай), то и

    Во всех случаях берется действительное значение кубичного корня.

    Алгебраическое уравнение четвертой степени.

    где a, b, c – некоторые действительные числа, называется биквадратным уравнением. Заменой уравнение сводится к квадратному уравнению с последующим решением двух двучленных уравнений и ( и — корни соответствующего квадратного уравнения).

    Если и , то биквадратное уравнение имеет четыре действительных корня:

    Если , (3)), то биквадратное уравнение имеет два действительных корня и мнимых сопряженных корня:

    Если и , то биквадратное уравнение имеет четыре чисто мнимых попарно сопряженных корня:

    Уравнения четвертой степени

    Метод решения уравнений четвертой степени нашел в XVI в. Лудовико Феррари, ученик Джероламо Кардано. Он так и называется – метод Феррари.

    Как и при решении кубического и квадратного уравнений, в уравнении четвертой степени

    можно избавиться от члена подстановкой . Поэтому будем считать, что коэффициент при кубе неизвестного равен нулю:

    Идея Феррари состояла в том, чтобы представить уравнение в виде , где левая часть – квадрат выражения , а правая часть – квадрат линейного уравнения от , коэффициенты которого зависят от . После этого останется решить два квадратных уравнения: и . Конечно, такое представление возможно только при специальном выборе параметра . Удобно взять в виде , тогда уравнение перепишется так:

    Правая часть этого уравнения – квадратный трехчлен от . Полным квадратом он будет тогда, когда его дискриминант равен нулю, т.е.

    Это уравнение называется резольвентным (т.е. «разрешающим»). Относительно оно кубическое, и формула Кардано позволяет найти какой-нибудь его корень . При правая часть уравнения (15) принимает вид

    а само уравнение сводится к двум квадратным:

    Их корни и дают все решения исходного уравнения.

    Решим для примера уравнение

    Здесь удобнее будет воспользоваться не готовыми формулами, а самой идеей решения. Перепишем уравнение в виде

    и добавим к обеим частям выражение , чтобы в левой части образовался полный квадрат:

    Теперь приравняем к нулю дискриминант правой части уравнения:

    или, после упрощения,

    Один из корней полученного уравнения можно угадать, перебрав делители свободного члена: . После подстановки этого значения получим уравнение

    откуда . Корни образовавшихся квадратных уравнений — и . Разумеется, в общем случае могут получиться и комплексные корни.

    подстановкой приводится к «неполному» виду

    Корни , , , «неполного» уравнения четвертой степени (16) равны одному из выражений

    в которых сочетания знаков выбираются так, чтобы удовлетворялось условие

    причем , и — корни кубичного уравнения

    Уравнения высоких степеней

    Разрешимость в радикалах

    Формула корней квадратного уравнения известна с незапамятных времен, а в XVI в. итальянские алгебраисты решили в радикалах уравнения третьей и четвертой степеней. Таким образом, было установлено, что корни любого уравнения не выше четвертой степени выражаются через коэффициенты уравнения формулой, в которой используются только четыре арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление) и извлечение корней степени, не превышающей степень уравнения. Более того, все уравнения данной степени ( ) можно «обслужить» одной общей формулой. При подстановке в нее коэффициентов уравнения получим все корни – и действительные, и комплексные.

    После этого естественно возник вопрос: а есть ли похожие общие формулы для решения уравнений пятой степени и выше? Ответ на него смог найти норвежский математик Нильс Хенрик Абель в начале XIX в. Чуть раньше этот результат был указан, но недостаточно обоснован итальянцем Паоло Руффини. Теорема Абеля-Руффини звучит так:

    Общее уравнение степени при неразрешимо в радикалах.

    Таким образом, общей формулы, применимой ко всем уравнениям данной степени , не существует. Однако это не значит, что невозможно решить в радикалах те или иные частные виды уравнений высоких степеней. Сам Абель нашел такое решение для широкого класса уравнений произвольно высокой степени – так называемых абелевых уравнений. Теорема Абеля-Руффини не исключает даже и того, что корни каждого конкретного алгебраического уравнения можно записать через его коэффициенты с помощью знаков арифметических операций и радикалов, в частности, что любое алгебраическое число, т.е. корень уравнения вида

    с целыми коэффициентами, можно выразить в радикалах через рациональные числа. На самом деле такое выражение существует далеко не всегда. Это следует из теоремы разрешимости алгебраических уравнений, построенной выдающимся французским математиком Эваристом Галуа в его «Мемуаре об условиях разрешимости уравнений в радикалах» (1832 г.; опубликован в 1846 г.).

    Подчеркнем, что в прикладных задачах нас интересует только приближенные значения корней уравнения. Поэтому его разрешимость в радикалах здесь обычно роли не играет. Имеются специальные вычислительные методы, позволяющие найти корни любого уравнения с любой наперед заданной точностью, ничуть не меньшей, чем дают вычисления по готовым формулам.

    Уравнения, которые решаются

    Хотят уравнения высоких степеней в общем случае неразрешимы в радикалах, да и формулы Кардано и Феррари для уравнений третьей и четвертой степеней в школе не проходят, в учебниках по алгебре, на вступительных экзаменах в институты иногда встречаются задачи, где требуется решить уравнения выше второй степени. Обычно их специально подбирают так, чтобы корни уравнений можно было найти с помощью некоторых элементарных приемов.

    В основе одного из таких приемов лежит теорема о рациональных корнях многочлена:

    Если несократимая дробь является корнем многочлена с целыми коэффициентами, то ее числитель является делителем свободного члена , а знаменатель — делителем старшего коэффициента .

    Для доказательства достаточно подставить в уравнение и умножить уравнение на . Получим

    Все слагаемые в левой части, кроме последнего, делятся на , поэтому и делится на , а поскольку и — взаимно простые числа, является делителем . Доказательство для аналогично.

    С помощью этой теоремы можно найти все рациональные корни уравнения с целыми коэффициентами испытанием конечного числа «кандидатов». Например, для уравнения

    старший коэффициент которого равен 1, «кандидатами» будут делители числа –2. Их всего четыре: 1, -1, 2 и –2. Проверка показывает, что корнем является только одно из этих чисел: .

    Если один корень найден, можно понизить степень уравнения. Согласно теореме Безу,

    остаток от деления многочлена на двучлен равен , т. е. .

    Из теоремы непосредственно следует, что

    Если — корень многочлена , то многочлен делится на , т. е. , где — многочлен степени, на 1 меньшей, чем .

    Продолжая наш пример, вынесем из многочлена

    множитель . Чтобы найти частное , можно выполнить деление «уголком»:

    Алгебра. Урок 4. Уравнения, системы уравнений

    Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Уравнения”.

    Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

    Содержание страницы:

    • Линейные уравнения

    Линейные уравнения

    Линейное уравнение – уравнение вида a x = b , где x – переменная, a и b некоторые числа, причем a ≠ 0 .

    Примеры линейных уравнений:

    1. 3 x = 2
    1. 2 7 x = − 5

    Линейными уравнениями называют не только уравнения вида a x = b , но и любые уравнения, которые при помощи преобразований и упрощений сводятся к этому виду.

    Как же решать уравнения, которые приведены к виду a x = b ? Достаточно поделить левую и правую часть уравнения на величину a . В результате получим ответ: x = b a .

    Как распознать, является ли произвольное уравнение линейным или нет? Надо обратить внимание на переменную, которая присутствует в нем. Если старшая степень, в которой стоит переменная, равна единице, то такое уравнение является линейным уравнением.

    Для того, чтобы решить линейное уравнение , необходимо раскрыть скобки (если они есть), перенести «иксы» в левую часть, числа – в правую, привести подобные слагаемые. Получится уравнение вида a x = b . Решение данного линейного уравнения: x = b a .

    Примеры решения линейных уравнений:

    1. 2 x + 1 = 2 ( x − 3 ) + 8

    Это линейное уравнение, так как переменная стоит в первое степени.

    Попробуем преобразовать его к виду a x = b :

    Для начала раскроем скобки:

    2 x + 1 = 4 x − 6 + 8

    В левую часть переносятся все слагаемые с x , в правую – числа:

    Теперь поделим левую и правую часть на число ( -2 ) :

    − 2 x − 2 = 1 − 2 = − 1 2 = − 0,5

    Это уравнение не является линейным уравнением, так как старшая степень, в которой стоит переменная x равна двум.

    Это уравнение выглядит линейным на первый взгляд, но после раскрытия скобок старшая степень становится равна двум:

    x 2 + 3 x − 8 = x − 1

    Это уравнение не является линейным уравнением.

    Особые случаи (в 4 задании ОГЭ они не встречались, но знать их полезно)

    1. 2 x − 4 = 2 ( x − 2 )

    Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

    2 x − 2 x = − 4 + 4

    И как же здесь искать x , если его нет? После выполнения преобразований мы получили верное равенство (тождество), которое не зависит от значения переменной x . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда получается верное равенство (тождество). Значит x может быть любым числом. Запишем ответ к данном линейному уравнению.

    Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо:

    2 x − 4 = 2 x − 16

    2 x − 2 x = − 16 + 4

    В результате преобразований x сократился, но в итоге получилось неверное равенство, так как . Какое бы значение x мы ни подставляли бы в исходное уравнение, в результате всегда будет неверное равенство. А это означает, что нет таких значений x , при которых равенство становилось бы верным. Запишем ответ к данному линейному уравнению.

    Квадратные уравнения

    Квадратное уравнение – уравнение вида a x 2 + b x + c = 0, где x – переменная, a , b и c – некоторые числа, причем a ≠ 0 .

    Алгоритм решения квадратного уравнения:

    1. Раскрыть скобки, перенести все слагаемые в левую часть, чтобы уравнение приобрело вид: a x 2 + b x + c = 0
    2. Выписать, чему равны в числах коэффициенты: a = … b = … c = …
    3. Вычислить дискриминант по формуле: D = b 2 − 4 a c
    4. Если D > 0 , будет два различных корня, которые находятся по формуле: x 1,2 = − b ± D 2 a
    5. Если D = 0, будет один корень, который находится по формуле: x = − b 2 a
    6. Если D 0, решений нет: x ∈ ∅

    Примеры решения квадратного уравнения:

    1. − x 2 + 6 x + 7 = 0

    a = − 1, b = 6, c = 7

    D = b 2 − 4 a c = 6 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 7 = 36 + 28 = 64

    D > 0 – будет два различных корня:

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − 6 ± 64 2 ⋅ ( − 1 ) = − 6 ± 8 − 2 = [ − 6 + 8 − 2 = 2 − 2 = − 1 − 6 − 8 − 2 = − 14 − 2 = 7

    Ответ: x 1 = − 1, x 2 = 7

    a = − 1, b = 4, c = − 4

    D = b 2 − 4 a c = 4 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ ( − 4 ) = 16 − 16 = 0

    D = 0 – будет один корень:

    x = − b 2 a = − 4 2 ⋅ ( − 1 ) = − 4 − 2 = 2

    a = 2, b = − 7, c = 10

    D = b 2 − 4 a c = ( − 7 ) 2 − 4 ⋅ 2 ⋅ 10 = 49 − 80 = − 31

    D 0 – решений нет.

    Также существуют неполные квадратные уравнения (это квадратные уравнения, у которых либо b = 0, либо с = 0, либо b = с = 0 ). Смотрите видео, как решать такие квадратные уравнения!

    Разложение квадратного трехчлена на множители

    Квадратный трехчлен можно разложить на множители следующим образом:

    a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 1 ) ⋅ ( x − x 2 )

    где a – число, коэффициент перед старшим коэффициентом,

    x – переменная (то есть буква),

    x 1 и x 2 – числа, корни квадратного уравнения a x 2 + b x + c = 0 , которые найдены через дискриминант.

    Если квадратное уравнение имеет только один корень , то разложение выглядит так:

    a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 0 ) 2

    Примеры разложения квадратного трехчлена на множители:

    1. − x 2 + 6 x + 7 = 0 ⇒ x 1 = − 1, x 2 = 7

    − x 2 + 6 x + 7 = ( − 1 ) ⋅ ( x − ( − 1 ) ) ( x − 7 ) = − ( x + 1 ) ( x − 7 ) = ( x + 1 ) ( 7 − x )

    1. − x 2 + 4 x − 4 = 0 ; ⇒ x 0 = 2

    − x 2 + 4 x − 4 = ( − 1 ) ⋅ ( x − 2 ) 2 = − ( x − 2 ) 2

    Если квадратный трехчлен является неполным, ( ( b = 0 или c = 0 ) то его можно разложить на множители следующими способами:

    • c = 0 ⇒ a x 2 + b x = x ( a x + b )
    • b = 0 ⇒ применить формулу сокращенного умножения для разности квадратов.

    Дробно рациональные уравнения

    Пусть f ( x ) и g ( x ) – некоторые функции, зависящие от переменной x .

    Дробно рациональное уравнение – это уравнение вида f ( x ) g ( x ) = 0 .

    Для того, чтобы решить дробно рациональное уравнение, надо вспомнить, что такое ОДЗ и когда оно возникает.

    ОДЗ – область допустимых значений переменной.

    В выражении вида f ( x ) g ( x ) = 0

    ОДЗ: g ( x ) ≠ 0 (знаменатель дроби не может быть равен нулю).

    Алгоритм решения дробно рационального уравнения:

    1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .
    2. Выписать ОДЗ: g ( x ) ≠ 0.
    3. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни.
    4. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

    Пример решения дробного рационального уравнения:

    Решить дробно рациональное уравнение x 2 − 4 2 − x = 1.

    Решение:

    Будем действовать в соответствии с алгоритмом.

    1. Привести выражение к виду f ( x ) g ( x ) = 0 .

    Переносим единичку в левую часть, записываем к ней дополнительный множитель, чтобы привести оба слагаемых к одному общему знаменателю:

    x 2 − 4 2 − x − 1 \ 2 − x = 0

    x 2 − 4 2 − x − 2 − x 2 − x = 0

    x 2 − 4 − ( 2 − x ) 2 − x = 0

    x 2 − 4 − 2 + x 2 − x = 0

    x 2 + x − 6 2 − x = 0

    Первый шаг алгоритма выполнен успешно.

    Обводим в рамочку ОДЗ, не забываем про него: x ≠ 2

    1. Приравнять числитель дроби к нулю f ( x ) = 0 и найти корни:

    x 2 + x − 6 = 0 – Квадратное уравнение. Решаем через дискриминант.

    a = 1, b = 1, c = − 6

    D = b 2 − 4 a c = 1 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 1 + 24 = 25

    D > 0 – будет два различных корня.

    x 1,2 = − b ± D 2 a = − 1 ± 25 2 ⋅ 1 = − 1 ± 5 2 = [ − 1 + 5 2 = 4 2 = 2 − 1 − 5 2 = − 6 2 = − 3

    1. Указать в ответе корни из числителя, исключив те корни, которые попали в ОДЗ.

    Корни, полученные на предыдущем шаге:

    Значит, в ответ идет только один корень, x = − 3.

    Системы уравнений

    Системой уравнений называют два уравнения с двумя неизвестными (как правило, неизвестные обозначаются x и y ) , которые объединены в общую систему фигурной скобкой.

    Пример системы уравнений

    Решить систему уравнений – найти пару чисел x и y , которые при подстановке в систему уравнений образуют верное равенство в обоих уравнениях системы.

    Существует два метода решений систем линейных уравнений:

    1. Метод подстановки.
    2. Метод сложения.

    Алгоритм решения системы уравнений методом подстановки:

    1. Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
    2. Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
    3. Решить уравнение с одной неизвестной.
    4. Найти оставшуюся неизвестную.

    Решить систему уравнений методом подстановки

    Решение:

    1. Выразить из любого уравнения одну переменную через другую.
    1. Подставить в другое уравнение вместо выраженной переменной полученное значение.
    1. Решить уравнение с одной неизвестной.

    3 ( 8 − 2 y ) − y = − 4

    y = − 28 − 7 = 28 7 = 4

    1. Найти оставшуюся неизвестную.

    x = 8 − 2 y = 8 − 2 ⋅ 4 = 8 − 8 = 0

    Ответ можно записать одним из трех способов:

    Решение системы уравнений методом сложения.

    Метод сложения основывается на следующем свойстве:

    Идея метода сложения состоит в том, чтобы избавиться от одной из переменных, сложив уравнения.

    Решить систему уравнений методом сложения

    Давайте избавимся в данном примере от переменной x . Суть метода состоит в том, чтобы в первом и во втором уравнении перед переменной x стояли противоположные коэффициенты. Во втором уравнении перед x стоит коэффициент 3 . Для того, чтобы метод сложения сработал, надо чтобы перед переменной x оказался коэффициент ( − 3 ) . Для этого домножим левую и правую часть первого уравнения на ( − 3 ) .

    Теперь, когда перед переменной в обоих уравнениях стоят противоположные коэффициенты, при сложении левых частей уравнений переменная x исчезнет.

    ( − 3 x − 6 y ) + ( 3 x − y ) = ( − 24 ) + ( − 4 )

    − 3 x − 6 y + 3 x − y = − 24 − 4

    y = − 28 − 7 = 28 7 = 4

    Осталось найти переменную x . Для этого подставим y = 4 в любое из двух уравнений системы. Например, в первое.

    Ответ можно записать одним из трех способов:

    Задание №9 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.


    источники:

    http://multiurok.ru/files/vidy-uravnienii-i-mietody-ikh-rieshieniia.html

    http://epmat.ru/modul-algebra/urok-4-uravneniya-sistemy-uravnenij/