9 класс дробные рациональные уравнения открытые уроки

Урок по алгебре 9 класс » Дробные рациональные уравнения»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Целью урока является : Отработать навыки решения дробно-рациональных уравнений, которые встречаются в ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkryty_urok_po_algebre_19_klass.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

тема « Дробные рациональные уравнения»

Учебник «Алгебра-9» автор Ю.Н.Макарычев,

под редакцией С.А.Теляковского

тип урока: повторительно- обобщающий

1.Образовательные цели урока:

— Повторение ранее изученного материала.

— Формирование умения решать дробно-рациональные уравнения, используя при этом различные приемы и методы.

2.Развивающие цели урока:

— Реализация принципов связи теории и практики.

— Развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса

— Развитие аргументированной речи, доказательного воспроизведения в процессе деятельности.

— Развитие вычислительных навыков.

— Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать.

3.Воспитательные цели урока.

— Воспитание аккуратности, дисциплины.

— Воспитание настойчивости в достижении цели.

— Воспитание ответственного отношения к учёбе

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мне хотелось бы вас пригласить в замечательный мир уравнений.

Наш урок я хочу начать с древней притчи. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые несли под горячим солнцем тяжелые камни для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому вопрос: Что ты делал весь день?

Первый устало ответил: «Я целый день таскал тяжелые, ненавистные камни».

Второй спокойно ответил: -Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся и ответил: -А я принимал участие в строительстве прекрасного храма.

Я хочу, чтобы вы, получая каждый день новые знания, не считали для себя тяжелой ношей, а наполняли и строили свой храм знаниями, умениями, навыками.

Девизом : Думать — коллективно! Решать — оперативно

2. Актуализация знаний, умений, навыков ( 4 мин)

Учитель: Посмотрите на доску. Какие виды уравнений вы видите?

Ученики: Целые и дробно-рациональные.

учитель : Как вы считаете, какое уравнение является « третьим лишним»?

ученик: Первое уравнение, т.к. оно – целое

Сформулируйте тему сегодняшнего урока .Тема : Решение дробных рациональных уравнений.

откройте тетрадь, запишите число и тему сегодняшнего урока.

Целью урока является : Отработать навыки решения дробно-рациональных уравнений, которые встречаются в ОГЭ.

Учитель. Дайте определение дробно-рационального уравнения? (2мин)

а)Уравнение, в которых левая и правая части уравнения являются дробными выражениями, называются дробно-рациональными.

б) назовите алгоритм решения дробного рационального уравнения.

  1. Найти ОДЗ уравнения
  2. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение
  3. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
  4. Решить полученное целое уравнение
  5. Исключить из его корней те, которые обращают в нуль знаменатель.

в) назовите способы решения дробно- рациональных уравнений (1 мин)

(способ пропорции, равенство дроби нулю, умножение обеих частей уравнения на знаменатель, введение новой переменной)

г) Посмотрите внимательно на уравнение и определите, какие из чисел 4, 0, -2 не являются корнями уравнения. Ответы поясните. ( 2мин)

Учащиеся: 4 не может быть корнем, т.к. знаменатель обращает в нуль.

0 не является корнем, т.к. .

-2 является корнем, т.к.

Какой способ решения дробного рационального уравнения используется при решении? (основное свойство пропорции)

г) Перед вами решение уравнения. Но оно выполнено с ошибкою. Ваша задача: найти, какой шаг алгоритма нарушен, и назовите его правильное решение. Найди ошибку (слайд) (3мин)

D = 1+24=25, D , 2-корня

х 1 =3, х 2 = -2. Ответ :-2; 3 Правильный ответ 2 ; -3.

Какой способ решения дробно- рационального уравнения вы использовали? (равенство дроби нулю)

4. Основная часть. Решение заданий итоговой аттестации

Решить уравнение (5 мин)

Один из учащихся работает у доски. По ходу решения ученик проговаривает алгоритм решения дробно — рационального уравнения.

7(х+3) -5(х-3) -18=0; 7х+21 -5х+15-18 =0, 2х=-18, х=-8 . Ответ -8.

б) Решить уравнение введением новой переменной № 298 (а ) ( 8 мин)

пусть ( ) 2 = у, у 0, тогда ( ) 2 = . получим уравнение у + 16 -17 =0

=0, у 2 — 17у + 16=0,

Д= 289 -64 =225, у 1 = =1, у 2 = =16

Вернемся к переменной

= 1 = 4 ( -1 и – 4- посторонние корни)

х+ 2= х- 4 х+2 = 4(х-4), х+2 = 4х -16, -3х = -18, х= 6

5. Физкультминутка. ( 2 мин)

Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на доске.

Задача . ( КИМ ОГЭ- 9) Из двух городов, расстояние между которыми 720 км, отправляются навстречу друг другу два поезда и встречаются на середине пути. Второй поезд вышел на 1 ч позднее первого со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость первого поезда. Найдите скорость каждого поезда. ( 6 мин)

х км/ч – скорость 1 поезда, х+4 км/ч – скорость 2 поезда.

ч- время первого, ч- время второго.

составим уравнение — =1.

360(х+4) – 360х – х 2 — 4х =0, х 2 + 4х -1440 = 0, Д= 16 +5760=5776,

х=36, 40 км/ч — второго

Ответ : 36 км/ч, 40 км/ч

6. Домашняя работа ( 1мин)

домашняя работа на партах у вас лежат листочки разного цвета:

зеленый — Уровень А, синий – Уровень В, желтый – уровень С. выберите каждый по своим силам листочек- это будет ваша домашняя работа

  • Доволен ли ты тем, как прошел урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Ты сумел показать свои знания?

Подведение итога урока. (3 мин)

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

— Какие уравнения мы решали?

— Какие способы решения уравнений мы повторили?

— Сегодня на уроке вы активно работали. И я желаю вам, чтобы каждый урок у вас зажигалась хотя бы одна звезда, звезда новых знаний.

А закончить наш урок хотелось бы словами великого ученого А.Эйнштейна: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Решение дробных рациональных уравнений»

Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей.

Урок по теме «Решение дробно-рациональных уравнений»

Урок изучения нового материала по теме «Решение дробно-рациональных уравнений» в 8 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева по ТРКМ.

9 класс. Дробные рациональные уравнения.

Презентация к уроку.

Конспект урока по математике «Решение дробных рациональных уравнений»

Урок алгебры «Решение дробных рациональных уравнений» первый урок в этой теме. Урок изучения нового материала. Материал даётся в ходе диалога учителя с учениками. При подаче материала использует.

контрольная работа 8 класс дробно-рациональные уравнения

задания для проведения контрольной работы по теме «Дробно-рациональные уравнения» в 8 классе.

Алгебра. 8 класс. Решение задач с дробно рациональными уравнениями, которые сводятся к квадратным уравнениям.

Алгебра. 8 класс. Решение задач с дробно рациональными уравнениями, которые сводятся к квадратным уравнениям.

Презентация 8 класс «Дробно-рациональное уравнение»

Данная разработка может служить инструментом для самостоятельного изучения материала по теме «Применение подобия к решению задач (Свойства биссектрисы, средней линии, медиан треугольника)&qu.

Повторительно-обобщающий урок на тему «Решение дробно-рациональных уравнений»

Разделы: Математика

Цели урока:

  • повторить и систематизировать знания о графиках функций и дробно-рациональных уравнениях;
  • развивать вычислительные навыки учащихся при решении уравнений;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность и точность учащихся при построений графиков функции и при выполнении самостоятельной работы.
  • Оборудование:

  • миллиметровая бумага-карта;
  • линейка;
  • карандаш;
  • интерактивная доска.
  • План урока.

  • Организационный момент.
  • Повторение пройденной темы.
  • Устные упражнения.
  • Решение задач.
  • Математический диктант.
  • На дом.
  • .Итог.
  • “Математическую теорию можно
    считать совершенной только тогда,
    когда ты сделал ее настолько ясной,
    что берешься изложить её содержание
    первому встречному”.
    Д.Гильберт

    I. Организационный момент.

    1. Приветствие гостей.

    2. Рапорт дежурного.

    II. Повторение пройденной темы.

    1. Ответьте на следующие вопросы:

    Какие уравнения называются дробно-рациональными?

    Рациональное уравнение, в котором левая или правая часть является дробным выражением, называют дробным.

    Расскажите, как решают дробное рациональное уравнение.

    При решений дробных уравнений поступают таким образом:

    • находят общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
    • умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
    • решить получившееся уравнение;
    • исключить из него корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

    III. Устные упражнения.

    1. Сократить дробь:

    Ответы: х + 2у;

    2. Решите уравнения.

    1. 2 (1 – х)(2х – 5) = 0 Ответ: х = 1, х = 2,5
    2. 2 – 18х 2 = 0 Ответ: х =- 1/3, х =1/3
    3. Ответ: х = 0, х =1/2 Ответ: х = 1

    3. Решите задачу:

    Собственная скорость лодки 20 км/ч, скорость течения реки 3 км/ч. Найдите скорость лодки по течению и против течения.

    20 + 3 = 23 км/ч (по течению)

    20 – 3 = 17 км/ч (против течения)

    4. В каких координатных четвертях расположен график функции:

    у = 6/х; у = -4/х; у = 2х 2 .

    Ответы: (I, III) (II, IV) (I, II)

    IV. Решение задач.

    2. Решить уравнение.

    Проверяем не обращается ли в нуль общий знаменатель.

    Ответ: х = — 1; х = 4.

    3. Решите уравнение графически.

    2х 2 + 3х + 2 = 0 6/x = х – 6

    Работа выполняется на миллиметровой бумаге. Ответы сверяются с ответами на интерактивной доски.

    V. Математический диктант.

    Готовится к контрольной работе.

    Список литературы.

  • Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова; Под ред.С.А. Теляковского. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2001.
  • Алгебра. Устные упражнения и диктанты. 7-9 кл.: Учеб.- метод. пособие. – М.: Дрофа, 1999.
  • Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011:учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. — Ростов-на-Дону: Легион., 2010.
  • Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009. Часть II. Учебно-тренировочные тесты. Под ред. Ф.Ф.Лысенко. — Ростов-на-Дону: Легион., 2009.
  • Конспект урока по алгебре по теме «Дробные рациональные уравнения» (9 класс)

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме

    «Дробные рациональные уравнения».

    Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков, С. Б.Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 5-е изд. — М.: Просвещение, 2018. – 287 с.

    Конспект урока № 28 по теме « Уравнения и неравенства с одной переменной».

    сформировать понятие дробного рационального уравнения; рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений; рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений; обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму

    развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, устную речь.

    воспитывать умение высказывать свое мнение, участвовать в коллективной работе, в группе, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

    Планируемые образовательные результаты:

    — ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    — умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры.

    регулятивные: способность самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных заданий;

    коммуникативные: развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

    познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, извлекать из математических текстов необходимую информацию, выполнять действия по алгоритму.

    — понимать смысл понятия «дробное рациональное уравнение» и уметь употреблять его в письменной и устной речи;

    — уметь решать дробные рациональные уравнения.

    Оборудование. Учебник, раздаточный материал (алгоритм решения дробных уравнений, дополнительные упражнения), лист самооценки для работы в парах.

    Тип урока. Изучение нового материала.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    «Уравнение представляет собой наиболее

    серьезную и важную вещь в математике».

    2. Мотивация учебной деятельности.

    На доске записаны следующие уравнения:

    (1); (2); (3); (4).

    Учитель сообщает обучающимся, что сегодня на уроке они познакомятся с новым видом уравнений.

    Какие из приведенных уравнений мы еще не решали? Что представляют левые и правые части уравнений (3) и (4)?

    Обучающиеся формулируют тему и цели урока, записывают в тетради тему урока.

    3. Актуализация опорных знаний. :

    Какое выражение называется дробью? (отношение двух величин)

    Какие выражения называются рациональными? (Алгебраическое выражение, в котором указаны только действия сложения, вычитания, умножения и возведения в степень с натуральным показателем, называют целым рациональным выражением.) (Если кроме указанных действий входит действие деления, то выражение называют дробно-рациональным).

    Что такое уравнение? ( Равенство с переменной или переменными .)

    Какие свойства используются при решении уравнений? ( 1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному .)

    Обучающиеся формулируют тему и цели урока, записывают в тетради тему урока.

    Данная тема объединяет ранее изученные темы такие как дроби и действия с дробями, уравнения различных видов и алгоритмы их решения следовательно вам необходимо применить свои знания и умения полученные ранее.

    4. Изучение нового материала.

    Итак, вспомнив понятия, дадим основное определение дробно-рациональных уравнений.

    Определение. Дробным рациональным уравнением называется уравнение, обе части которого являются рациональными выражениями, причем хотя бы одно из них – дробным выражением.

    .Алгоритм решения дробных рациональных уравнений.

    1. Находят общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

    2. Умножают обе части уравнения на этот знаменатель.

    3. Решают получившееся целое уравнение.

    4. Исключают из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель дробей.

    Под руководством учителя ученик у доски решает следующее уравнение, используя алгоритм.

    1.

    Решение:

    Ответ: 2,5

    Учитель вызывает к доске учащихся для выполнения следующих заданий:

    № 288(в), № 289(в, г) стр.84.

    Работа в парах № 294 стр. 85.

    По окончании работы обсуждение, подведение итогов, заполнение листов самооценки.

    5. Закрепление и первичный контроль. Самостоятельно по карточкам, с последующей взаимопроверкой.

    I вариант II вариант

    Решить уравнение: Решить уравнение:

    1. ; 1. ;

    2. ; 2. ;

    3. . 3. .

    6. Итог урока. Фронтальный опрос. Выставление оценок.

    7. Рефлексия. Анализ и оценка успешности деятельности и определение перспектив последующей работы.

    — О чем мы сегодня вели разговор?

    — Какие способы решения данных уравнений вы знаете?

    — Какие уравнения называются равносильными?

    — Какие свойства используются при решении уравнений?

    — Какова была цель урока?

    — Что вы узнали нового на уроке?

    — Что вам больше всего удалось и какие препятствия во время урока вы легко преодолели?

    — Что вызвало затруднение, что нужно повторить и над чем поработать?

    8. Домашнее задание: стр. 81-83 п. 13 (разобрать примеры), № 288 (а, б), № 289 (а, б), дополнительно № 290 (а).


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/611244

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-algebre-po-teme-drobnye-racionalnye-uravneniya-9-klass-5041533.html