Аэробное дыхание представлено следующим уравнением реакции определите

Аэробное дыхание представлено следующим уравнением реакции определите

При аэробном дыхании образующаяся в процессе гликолиза пировиноградная кислота в конечном итоге полностью окисляется кислородом до СО2 и воды. В первой фазе пировиноградная кислота расщепляется с образованием СO2 и водорода. Этот процесс протекает в матриксе митохондрий и включает в себя последовательность реакций, называемую циклом Кребса. Во второй фазе отщепившийся водород через ряд окислительно-восстановительных реакций — в так называемой дыхательной цепи — окисляется в конечном счете молекулярным кислородом до воды. Это происходит на так называемых кристах (гребневидных складках внутренней мембраны митохондрий).

Начальные этапы аэробного дыхания представлены на рисунке.

Переходный этап между гликолизом и циклом Кребса

Каждая молекула пировиноградной кислоты поступает в матрикс митохондрий и здесь — в виде ацетильной группы (СН3СОО—) — соединяется с веществом, которое называется коферментом А (или сокращенно КоА), в результате чего образуется ацетилкофермент А (ацетил-КоА). Ацетильная группа содержит два атома углерода (2С), поэтому для того чтобы она могла образоваться, пировиноградная кислота (ЗС) должна угратить атом углерода.

Отщепление атома углерода в виде С02 называется реакцией декарбоксилирования. Это — окислительное декарбоксилирование, поскольку оно сопровождается окислением путем дегидрирования, в результате чего образуется восстановленный НАД.

Цикл Кребса

Этот цикл назван так в честь открывшего его в 1930-х годах исследователя — сэра Ганса Кребса. Его называют также «циклом трикарбоновых кислот» и «циклом лимонной кислоты», поскольку именно эти кислоты в нем участвуют.

Цикл Кребса протекает в матриксе митохондрий. Ацетильные группы (2С) вовлекаются в цикл, присоединяясь к 4С-соединению — щавелевоуксусной кислоте, в результате чего образуется лимонная кислота (6С). Далее следует цикл реакций, в которых поступившие в цикл ацетильные группы декарбоксилируются с образованием двух молекул СO2 и дегидрируются с высвобождением четырех пар атомов водорода, присоединяющихся к переносчикам, в результате чего образуются три молекулы восстановленного НАД и одна молекула восстановленного ФАД. Каждый оборот цикла дает также одну молекулу АТФ. (Напомним, что из одной молекулы глюкозы образуются две ацетильные группы, и значит, для окисления каждой молекулы глюкозы требуются два оборота цикла.) В конце цикла щавеле-воуксусная кислота регенерирует и может теперь присоединить к себе новую ацетильную группу.

Общий баланс аэробного дыхания на этом этапе приведен в таблице.

Суммарное уравнение может быть записано в следующем виде:

Весь водород из молекулы глюкозы оказывается в конечном счете у переносчиков (НАД и ФАД). Весь углерод теряется в виде С02. (Может вызвать удивление присутствие в этом уравнении шести молекул воды. Вода нужна в качестве источника кислорода в реакциях декарбоксили-рования — именно такое происхождение имеет часть кислорода в СO2. Это, впрочем, деталь, которую можно и не учитывать.)

Аэробное дыхание – полное руководство

Определение

Аэробное дыхание – это процесс, при котором организмы используют кислород для превращения топлива, такого как жиры и сахара, в химическую энергию. По сравнению, анаэробное дыхание не использует кислород.

Дыхание используется всеми клетками для превращения топлива в энергию, которая может использоваться для питания клеточных процессов. Продукт дыхания является молекула называется аденозинтрифосфатом (АТФ), который использует энергию, запасенную в его фосфатных связях, для запуска химических реакций. Его часто называют «валютой» клетка.

Аэробное дыхание намного эффективнее, и вырабатывает АТФ намного быстрее, чем анаэробное дыхание, Это потому, что кислород является отличным акцептором электронов для химических реакций, участвующих в производстве АТФ.

В процессе гликолиза две молекулы АТФ потребляются и четыре производятся. Это приводит к чистому усилению двух молекул АТФ, продуцируемых для каждой молекулы сахара, расщепленной в результате гликолиза. На этом сходство аэробного и анаэробного дыхания заканчивается.

В клетках с кислородом и аэробным дыханием молекула сахара распадается на две молекулы пируват, В клетках, которые не имеют кислорода, молекула сахара расщепляется на другие формы, такие как лактат.

Различия

После гликолиза различные химические процессы дыхания могут идти несколькими путями:

  • Клетки, использующие аэробное дыхание, продолжают свою цепочку переноса электронов в высокоэффективном процессе, который в результате дает 38 молекул АТФ из каждой молекулы сахара.
  • Клетки, которые лишены кислорода, но обычно не используют анаэробное дыхание, как наши мускул клетки могут оставлять конечные продукты гликолиза сидя, получая только две АТФ на молекулу сахара, которую они расщепляют. Это неэффективный метод получения энергии дыханием.
  • Клетки, которые сделаны для анаэробного дыхания, такие как многие типы бактерии, может продолжить цепочку переноса электронов, чтобы извлечь больше энергии из конечных продуктов гликолиза.

После гликолиза клетки, которые не используют кислород для дыхания, но переходят в цепь переноса электронов, могут использовать другой акцептор электронов, такой как сульфат или нитрат, для продвижения своей реакции.

Эти процессы представляют собой тип анаэробного дыхания, называемого «ферментация «. Некоторые типы реакций брожения производят алкоголь и углекислый газ. Вот как алкогольные напитки и хлеб сделаны.

Аэробное дыхание, с другой стороны, отправляет остатки пирувата после гликолиза по совершенно другому химическому пути, этапы которого подробно обсуждаются ниже.

Шаги Аэробного Дыхания

Общее уравнение

Уравнение для аэробного дыхания описывает реагенты и продукты всех его стадий, включая гликолиз. Это уравнение:

1 глюкоза + 6 O2 → 6 CO2 + 6 H2O + 38 АТФ

Таким образом, 1 молекула шестиуглеродной глюкозы и 6 молекул кислорода превращаются в 6 молекул углекислого газа, 6 молекул воды и 38 молекул АТФ. Реакции аэробного дыхания можно разбить на четыре стадии, описанные ниже.

гликолиз

Гликолиз является первой стадией аэробного дыхания и происходит в цитоплазма клетки. Он включает в себя расщепление 1 молекулы сахара с шестью углеродами на две молекулы пирувата с тремя углеродами. Этот процесс создает две молекулы АТФ.

Общее уравнение выглядит следующим образом:

C6H12O6 + 2 ADP + 2 PI + 2 NAD + → 2 Пируват + 2 ATP + 2 NADH + 2 H + + 2 H2O

Этот процесс уменьшает кофактор NAD + до NADH. Это важно, так как позже в процессе клеточное дыхание, NADH будет способствовать формированию гораздо большего количества АТФ через митохондрии «s цепь переноса электронов.

На следующей стадии пируват перерабатывают для превращения его в топливо для цикла лимонной кислоты, используя процесс окислительного декарбоксилирования.

Окислительное декарбоксилирование пирувата

2 (Пируват– + Коэнзим A + NAD + → Ацетил-КоА + CO2 + NADH)

Окислительное декарбоксилирование, иногда называемое реакцией связи или реакцией перехода, является связующим звеном между гликолизом и циклом лимонной кислоты. Это, как и гликолиз, происходит в цитоплазме. В этом процессе пируват объединяется с коферментом А для получения ацетил-КоА.

Эта реакция перехода важна, потому что ацетил-КоА является идеальным топливом для цикла лимонной кислоты, который, в свою очередь, может привести в действие процесс окислительного фосфорилирования в митохондриях, которые производят огромное количество АТФ.

Больше NADH также создано в этой реакции. Это означает больше топлива для создания большего количества АТФ позже в процессе клеточного дыхания.

Цикл лимонной кислоты

2 (ACETYL COA + 3 NAD + + FAD + ADP + PI → CO2 + 3 NADH + FADH2 + ATP + H + + COENZYME A)

Реакция происходит дважды для каждой молекулы глюкозы, поскольку существует два пирувата и, следовательно, две молекулы ацетил-КоА, генерируемые для входа в цикл лимонной кислоты.

И NADH, и FADH2 – еще один переносчик электронов для цепи переноса электронов – созданы. Все NADH и FADH2, созданные на предыдущих этапах, теперь вступают в игру в процессе окислительного фосфорилирования.

Таким образом, в каждом цикле цикла два атома углерода вступают в реакцию в форме ацетил-КоА. Они производят две молекулы углекислого газа. Реакции генерируют три молекулы NADH и одну молекулу FADH. Одна молекула АТФ производится.

Окислительного фосфорилирования

Окислительное фосфорилирование является основной энергией, обеспечивающей стадию аэробного дыхания. Он использует свернутые мембраны в митохондриях клетки для производства огромного количества АТФ.

34 (ADP + PI + NADH + 1/2 O2 + 2H + → ATP + NAD + + 2 H2O)

В этом процессе NADH и FADH2 отдают электроны, полученные ими из глюкозы на предыдущих этапах клеточного дыхания, в цепь транспорта электронов в мембране митохондрий.

Цепочка переноса электронов состоит из ряда белковые комплексы которые встроены в митохондриальную мембрану, включая комплекс I, Q, комплекс III, цитохром С и комплекс IV.

Все это в конечном итоге служит для передачи электронов с более высоких на более низкие энергетические уровни, собирая энергию, выделяемую в процессе. Эта энергия используется для питания протонных насосов, которые приводят к образованию АТФ.

Так же, как натриево-калиевый насос клеточная мембрана протонные насосы митохондриальной мембраны используются для генерации градиент концентрации которые могут быть использованы для питания других процессов.

Протоны, которые транспортируются через мембрану, используя энергию, собранную от NADH и FADH2, «хотят» проходить через канальные белки из их области высокой концентрации в их область низкой концентрации.

В частности, белки канала представляют собой синтез АТФ, которые являются ферментами, которые производят АТФ. Когда протоны проходят через АТФ-синтаза они управляют образованием АТФ.

Именно поэтому этот процесс называют митохондриями «электростанциями клетки». Цепочка переноса электронов в митохондриях составляет почти 90% всех АТФ, образующихся в клетке, в результате расщепления пищи.

Это также шаг, который требует кислорода. Без молекул кислорода, чтобы принять истощенные электроны в конце цепи переноса электронов, электроны отступили бы, и процесс создания АТФ не мог бы продолжаться.

Аэробное дыхание – вот почему нам нужны и пища, и кислород, поскольку оба они необходимы для выработки АТФ, который позволяет нашим клеткам функционировать. Мы вдыхаем O2 и выдыхаем одинаковое количество молекул CO2. Откуда появился атом углерода? Это происходит от пищи, такой как сахар и жир, которую вы съели.

Именно поэтому вы дышите тяжелее и быстрее, выполняя сжигание калорий. Ваше тело использует кислород и сахар с большей скоростью, чем обычно, и вырабатывает больше АТФ для питания ваших клеток, а также больше отходов CO2.

Хотя наши клетки обычно используют кислород для дыхания, когда мы используем АТФ быстрее, чем доставляем молекулы кислорода в наши клетки, наши клетки могут выполнять анаэробное дыхание, чтобы удовлетворить свои потребности в течение нескольких минут.

Интересный факт: накопление лактата в результате анаэробного дыхания является одной из причин, почему мышцы могут чувствовать боль после интенсивные упражнения!

Поурочное планирование на тему «Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробного дыхания.»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Директор КГУ «Средняя школа№35

Школа: КГУ «Средняя школа №35»

ФИО учителя: Каракулова А.К.

Анаэробное и аэробное дыхание. Рассматривать процессы анаэробного и аэробного дыхания с использованием уравнений химических реакции. Эффективность анаэробного и аэробного дыхания.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

9.1.4.1 — сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания

Все учащиеся : называют этапы расщепления глюкозы и определяют место его протекания

Большинство учащихся : описывают процессы анаэробного и аэробного дыхания

Некоторые учащиеся : сравнивают процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя химическую реакцию процесса дыхания, и доказывают эффективность аэробного дыхания

Называет этапы энергетического обмена, определяет место протекания

Описывает процессы анаэробного и аэробного дыхания

Сравнивает процессы анаэробного и аэробного дыхания, доказывает эффективность аэробного дыхания

Учащиеся могут: сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания

Предметная лексика и терминология: анаэробное дыхание, аэробное дыхание, гликолиз, АТФ

Серия полезных фраз для диалога и письма:

Выделяют два типа дыхания…

Процесс дыхания выражается уравнением…

Аэробное дыхание это…

Анаэробное дыхание это…

Бескислородный этап протекает на…

Кислородный этап проходит в…

Сумммарное уравнение процесса дыхания…

Н ациональное единство, мир и согласие в нашем обществе .

Химия 8 класс — Количество вещества. Молярный объем газов. Физика 8 класс – закон Авогадро .

7.1.4.1 — описывать значение дыхания для живых организмов

7.1.4.2 — различать анаэробное и аэробное типы дыхания

8.4.2.2 — сравнить строение клеток эукариот и прокариот

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Психологический настрой. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Деление на три группы по стикерам, на обратной стороне которых написаны ключевые слова (глюкоза, митохондрия, АТФ)

Создание проблемной ситуации .

Эпиграф к нашему уроку:

«Жизнь – это горение» А. Лавуазье, П. Лаплас.

В конце урока вы сможете объяснить это выражение.

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображены: клетка, дыхательная система и митохондрия.

Ребята рассмотрите эти рисунки. Что объединяет эти три картинки?

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

Учащиеся определяют тему урока.

Учитель ставит цель обучения и критерии успеха.

Введение в тему

Ребята, вы изучали тему «Дыхание» в 7-8 классах.

(И) Стратегия «Биологический пульс»

Верные утверждения отметьте «^», неверные утверждения «-»

Дыхание это процесс газообмена.

Организм обеспечивается энергией во время дыхания

Различают три типа дыхания

В дыхании принимает участие глюкоза.

Аэробы не способны жить в условиях отсутствия кислорода.

К анаэробам относятся все виды бактерий

Самооценивание по ключу. ^ ^ — ^ ^ —

ФО «Митохондрии» (записывают количество молекул АТФ)

Учитель : В процессе дыхания в клетке происходит извлечение энергии химических связей путем расщепления глюкозы. Это называется биологическим окислением, или клеточным дыханием .

(Г) Задание 1. Прием «Концептуальная таблица».

В ходе просмотра видеоролика ответьте на вопросы данные в таблице

Каждая группа заполняет по одному этапу энергетического обмена. Суммарное уравнение дыхания следует записать всем

Группа « Глюкоза » — подготовительный этап

Группа « Митохондрия » — бескислородный этап

Группа « АТФ » – кислородный этап

Просмотр видеоролика «Этапы превращения энергии» (5 мин)

Где происходит расщепление?

До каких веществ расщепляются соединения клетки?

Сколько выделяется энергии?

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?

Суммарное уравнение полного окисления глюкозы

Критерий: определяют этапы энергетического обмена

1. Указывают где происходит расщепление веществ

2. Называют превращения органических веществ

3 Указывают количество выделенной энергии

4 Называют количество молекул АТФ

5. Записывают суммарное уравнение гликолиза

ФО «Звезды» По одной звезде за каждый правильный ответ

(П) Стратегия: «Думай – работай в паре – поделись»

Дополните текст подходящими по смыслу словами, используя уравнения химической реакции процесса дыхания:

1. Аэробный и анаэробный этапы дыхания сопровождаются (……………) энергии.

2. Количество энергии на анаэробном этапе дыхания(………..) чем на аэробном этапе.

3. Вода в процессе дыхания будет (………………….) в виде водяных паров

4. Глюкоза на анаэробном этапе дыхания расщепляется до (………………) .

5. Аэробный тип дыхания проходит с участием (…………)

Взаимооценивание. Обменяться работами и проставить «+ — » по ключевым словам: 1- образованием , 2- меньше , 3- выделяться , 4 – ПВК , 5- кислорода

Критерий: Описывают типы дыхания, используя уравнения процесса дыхания

1. Записывают изменение энергии

2. Сравнивают количество энергии на анаэробном и аэробном этапах дыхания

3. Называют процесс, происходящий с молекулами воды в процессе дыхания

4. Записывают изменение, происходящее с глюкозой на анаэробном этапе дыхания

5. Указывают условие аэробного типа дыхания

ФО «Монетки» (по одной монете за каждый правильный ответ)

(И) Практическая часть. Решите задачу и докажите эффективность аэробного дыхания используя уравнения процесса дыхания.

Задача. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному расщеплению подверглось только 2. Определите:

Сколько моль молочной кислоты, и какой объем углекислого газа при этом образовалось?

Сколько моль АТФ при этом синтезировано, и какой объем кислорода затратили?

Сколько энергии запасено в этих молекулах АТФ, и какой объем воды(г) испарился?

б) 10 + 76 = 86 (моль АТФ) и 12 моль — 268,8л О2

в) 86 · 40 = 3440 (кДж энергии) и 12 моль — 268,8л Н2О

Критерий: Использует химическую реакцию процесса дыхания для решения задачи и доказывает эффективность аэробного дыхания

Дескрипторы для первой группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество молочной кислоты.

4. Подсчитывают объем углекислого газа.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Дескрипторы для второй группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество АТФ.

4. Подсчитывают объем кислорода.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Дескрипторы для третьей группы

1. Записывают уравнение образования молочной кислоты.

2. Записывают суммарное уравнение процесса дыхания.

3. Подсчитывают количество энергии в кДж.

4. Подсчитывают объем газообразной воды.

5. Доказывают эффективность аэробного дыхания.

Самооценивание по дескрипторам (отметить уровень заряда)

ФО «Заряд батарейки»

Презентация Сл. 5

Раздаточный материал: листы А4 с текстом

Рефлексия. Возвращение к целям урока.

Какова была цель нашего урока?

Как вы думаете, достигли мы цели?

Вы можете объяснить эпиграф нашего урока «Жизнь – это горение»?

Стратегия «Лестница успеха »

Посчитайте количество баллов, которые вы набрали во время урока. Определите свое положение на лестнице успеха.

Я потрудился на славу:18-21 балл

Я работал вполсилы: 11-17 баллов

Я мало потрудился, надо приложить усилия,

чтобы освоить материал: менее 11 баллов

Задание на дом: Прочитать текст §16.

1) Ответить на вопросы стр. 69-70.

2) Решить задачу 2 стр. 70

3) Определите количество энергии, и в какой форме они аккумулированы в молекулах АТФ, которые вы набрали за урок.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по целям обучения

Дифференциация по степени оказания поддержки через диалог

Дифференциация по формам взаимодействия. Более способные учащиеся могут оказать поддержку отстающему однокласснику при работе в паре и группе.

Дифференциация по конечному результату

« Митохондрии», «Звезды», «Монетки», «Заряд батерейки» взаимооценивание по критериям,

самооценивание по ключу

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: п равила сидения за столом и сохранения осанки, профилактика близорукости

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 930 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 317 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономарёвой И.Н.

§ 4. Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 12.11.2019
  • 6490
  • 117

  • 23.06.2019
  • 470
  • 1

  • 17.06.2019
  • 525
  • 3

  • 04.06.2019
  • 790
  • 8

  • 14.11.2018
  • 39505
  • 674

  • 22.10.2018
  • 464
  • 1

  • 17.07.2018
  • 3133
  • 22

  • 04.06.2018
  • 821
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 04.12.2019 3972
  • DOCX 256.8 кбайт
  • 98 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каракулова Алия Каналевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 2 года и 2 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 4165
  • Всего материалов: 2

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://fissi.ru/aerobic-respiration/

http://infourok.ru/pourochnoe-planirovanie-na-temu-anaerobnoe-i-aerobnoe-dihanie-rassmatrivat-processi-anaerobnogo-i-aerobnogo-dihaniya-s-ispolzova-3982952.html