Урок алгебры «Формулы корней квадратного уравнения». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Продолжительность: 45 минут.
Предмет, класс, в котором используется продукт: Алгебра, 8 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Алгебра 7 класс. В 2 ч.
Ч.1 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений А.Г.Мордкович, — М.: Мнемозина, 2013
Ч.2 Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений А.Г.Мордкович, Л.А.Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е.Тульчинская, -М.: Мнемозина, 2013.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями.
Пояснительная записка: при подготовке урока в 8 классе учитываются возрастные особенности учащихся и государственный стандарт по математике.
Цели урока:
- отработка способов решения неполных квадратных уравнений;
- формировать навыки решения квадратных уравнений по формуле;
- развивать логического мышления, память, внимание;
- развивать общеучебные умения, умения сравнивать и обобщать;
- формировать умение анализировать, обобщать, развивать математическое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент
Уважаемые учащиеся сегодня нам предстоит научиться решать еще один вид уравнений. Но перед этим давайте с вами вспомним, чем мы занимались на прошлых занятиях.
2. Актуализация знаний
Давайте посмотрим на доску и вспомним какие уравнения мы с вами прошли, выполнив задание на доске.
Учащимся предлагается выполнить задание на соотнесение. Соотнести название уравнения с примерами, записанными на доске и объясните свой выбор (Слайд №2, 3).
После выполнения задания учащиеся под руководством учителя составляют схему. (Слайд №4)
3. Мотивация учебной деятельности.
Решим уравнение вида несколькими способами.
1 способ: Разложение квадратного трехчлена методом группировки.
2 способ: Разложим квадратный трехчлен на множители методом выделения полного квадрата
3 способ:Графический. Приведем уравнение к виду . Построим два графика функций и найдем их точки пересечения.
- Давайте подумаем, в чем минусы этих методов:
- не все квадратные трехчлены можно разложить на множители;
- не все графики будут пересекаться в “хороших точках” (Слайд №5-9).
Примечание: В презентации работают гиперссылки, нажав на которые можно перейти к нужному методу решения и обратно к классификации.
Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Давайте познакомимся с алгоритмом решения квадратного уравнения и формулами, которые будут нашими помощниками.
Алгоритм решения квадратного уравнения (Слайд №10):
- Выпишите коэффициенты квадратного уравнения.
- Вычислите дискриминант D квадратного уравнения по формуле .
- Если D 0, то квадратное уравнение имеет два корня, которые вычисляются по формуле
Если время урока будет хватать, то можно с детьми поделиться исторической справкой про квадратные уравнения и дискриминант. В презентации достаточно перейти по гиперссылки нажав на стрелку (Слайд №11-13).
После объяснения теоретического материала учитель разбирает пример оформления решения квадратного уравнения на доске для случаев, когда D 0. (Слайд №14).
Пример 1. Решить квадратное уравнение
Решение: Выпишем коэффициенты .
. Так как D 0, то данное квадратное уравнение имеет два корня. Вычислим их по формуле:
.
Далее учащимся предлагается решить номера из учебника: №25.5(а,б), 25.7(а,б), 25.10 (а,б).
После отработки материала, при наличии времени можно предложить самостоятельную работу на первичное осмысление и закрепление изученного материала (Слайд №15).
Вариант 1
Вариант 2
5. Постановка домашнего задания.
Учитель диктует домашнее задание, которое параллельно высвечивается на интерактивной доске: п. 25 Выучить алгоритм решения квадратных уравнений, основные формулы; №25.5(в,г), 25.7(в,г), 25.10 (в,г), 25.11 (Слайд №16).
6. Подведение итогов урока.
Учитель совместно с учащимися подводит итоги прошедшего урока.
Сегодня на уроке:
- вспомнили все виды уравнений;
- повторили известные нам способы решения полных квадратных уравнений, закрепляя их на примерах;
- увидели недостатки рассматриваемых нами ранее способов решения квадратных уравнений;
- познакомились с алгоритмом решения квадратных уравнений.
7. Рефлексия
В конце урока учащимся предлагается продолжить предложения (Слайд №17).
- На уроке я узнал.
- На уроке мне понравилось.
- На уроке я запомнил, что .
- Теперь я могу.
- Теперь я попробую.
ВЫВОД ФОРМУЛЫ КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ — КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Цели: вывести общую формулу нахождения корней квадратного уравнения; формировать умение её использовать.
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа.
1. Выпишите коэффициенты а, b, с квадратного уравнения:
2. Найдите корни уравнения:
3. Решите уравнение приемом выделения квадрата двучлена:
2х 2 – 24x + 54 = 0
3х 2 + 24х — 27 = 0
III. Объяснение нового материала.
Для мотивации изучения общей формулы корней квадратного уравнения достаточно обратить внимание учащихся на два момента:
1) решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям;
2) каждый раз, решая квадратное уравнение данным приёмом, мы повторяем одни и те же шаги (алгоритм).
Указанные пункты позволяют предположить, что можно провести рассуждения о решении квадратного уравнения приёмом выделения квадрата двучлена для уравнения общего вида.
Для наглядности и осознанности восприятия можно процесс вывода формулы корней квадратного уравнения разбить на несколько шагов, записывая при этом на доске параллельно решение конкретного уравнения и уравнения общего вида.
ах 2 + bх + с = 0, а ≠ 0
Шаг 1. Преобразуем уравнение в приведённое
Шаг 2. Представим второе слагаемое в виде удвоенного произведения, в котором один из множителей есть х
Шаг 3. Прибавим к левой части уравнения выражение и вычтем его:
Шаг 4. Выделим квадрат двучлена:
Шаг 5. Решим полученное уравнение:
Замечаем, что в левой части уравнения находится квадрат выражения (двучлена). Количество корней уравнения зависит от знака правой части уравнения. Более того, 4а 2 > 0 для любого а ≠ 0, значит для решения важен только знак выражения b 2 — 4ас. Так появляется понятие дискриминанта D = b 2 — 4ас (“дискриминант” в переводе с латинского — различитель).
После рассмотрения вопроса о количестве корней квадратного уравнения и вывода их общей формулы желательно вывесить на доску плакат:
Решение квадратного уравнения ах 2 + bх + с = 0, а ≠ 0; D = b 2 — 4ac.
Если D 0, то
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке основное внимание следует уделить вопросу определения количества корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта. Желательно, чтобы учащиеся за урок выучили формулу D = b 2 — 4ас и хорошо усвоили алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.
1. Выполните упражнение по учебнику: № 533.
2. Докажите, что уравнение не имеет корней:
3. Убедитесь, что уравнение имеет единственный корень, найдите этот корень:
4. Выполните упражнения по учебнику: № 534 (а, в), 535 (а, в, г), 536 (в, д), 538 (а).
— На чем основан вывод формулы корней квадратного уравнения?
— Как вычислить дискриминант квадратного уравнения?
— Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
— Как определить количество корней квадратного уравнения?
— Если квадратное уравнение имеет единственный корень, то что можно сказать о трёхчлене, стоящем в левой части уравнения?
Домашнее задание: № 535 (б, д, е), 536 (б, г, е), 537 (а, в).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2022 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Конспект урока «Формула корней квадратного уравнения» 8 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Конспект урока по алгебре в 8 классе на тему: «Формула корней квадратного уравнения»
Учебник: Учебник Алгебра 8 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
Форма урока : изучение нового материала
Образовательная: изучить новый приём решения квадратных уравнений по формуле.
Воспитательная: воспитывать стремление к достижению цели, уважительное отношение к старшим и друг другу, честность, взаимопомощь, интерес к математике.
Развивающая: развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к математике.
Задачи урока: познакомить обучающихся с понятием дискриминанта, вывести формулу корней квадратного уравнения, учить применять её при решении квадратных уравнений.
Эпиграф урока : Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
I . Организационный момент.
Приветствие, учитель выясняет, кто отсутствует на уроке.
В течение всего урока я попрошу вас делать пометки на полях тетради. Если вы полностью разобрались с материалом, поставьте на полях +. Если у вас возникли вопросы по ходу изложения материала, то поставьте на полях ?. в конце урока мы вернемся к вашим вопросам и ответим на них.
II .Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания. Сверка ответов с учителем. Ответы в тетради.
Ребята, с какими уравнениями мы познакомились на прошедших уроках? Общий вид квадратного уравнения?
Игра «Верю – Не верю». Обучающиеся закрывают глаза и слушают утверждения. Если они согласны с утверждением, то поднимают руку; не согласны – не поднимают.
Квадрат любого числа может быть отрицательным. (Нет)
В квадратном уравнении старший коэффициент не может быть равным нулю. (Да)
Приведённое квадратное уравнение – это уравнение в котором старший коэффициент не равен 1. (Нет)
Числа a , b , c в квадратном уравнении называются его корнями. (Нет)
Уравнение 2х+3=1 квадратное. (Нет)
Если в квадратном уравнении один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным. (Да)
Числа a , b , c являются коэффициентами квадратного уравнения(Да)
Число b это старший коэффициент квадратного уравнения(Нет)
Какие виды неполных квадратных уравнений вы знаете?
На доске записаны уравнения
Какие из записанных уравнений вы умеете решать. Выбирая метод решения предложенных уравнений к какому из них, мы не смогли подобрать рациональный метод. (Для последнего) Правильно. Наших знаний оказалось недостаточно. Каждый известный нам метод оказался бы очень трудоемким. Вот с точно такой же проблемой столкнулись и математики в свое время. А теперь скажите, могли ли математики спать спокойно, если бы для таких нужных и важных уравнений не было бы более простого и универсального способа решения. А что может быть проще, чем воспользоваться для решения задачи какой-либо формулой?
Тема нашего сегодняшнего урока «Формула корней квадратного уравнения»
— Как вы думаете какова цель нашего урока? (найти способ решения квадратных уравнений общего вида)
— Какая задача стоит перед нами? (получить алгоритм решения квадратного уравнения общего вида, выяснить, подойдет ли он для решения всех типов квадратных уравнений)
Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель и задачу урока.
Записывают тему в рабочие тетради
IV . Изучение нового материала.
Зная коэффициенты а и b уравнения первой степени ax = b , можно найти его корень по формуле .
Выведем формулу, которая даёт возможность по коэффициентам a , b и c квадратного уравнения находить его корни.
У вас в учебнике приведён способ выделения квадрата двучлена, через деление на старший коэффициент. Вы ознакомитесь с ним дома и на следующий урок скажите какой способ вам кажется легче.
Поскольку а≠0 (почему?), то умножив обе части уравнения на 4а, получим уравнение, равносильное данному.
Выделим в левой части квадрат двучлена для это прибавим и отнимем :
Существование корней уравнения (2) и их количество зависит от знака выражения . Это выражение называют дискриминантом квадратного уравнения и обозначают буквой D , то есть D =.
Теперь уравнение (2) можно записать так:
Возможны три случая:(подумайте какие?) D D =0, D >0.
Если D =0, то уравнение (3) принимает вид:
Вывод: Если D =0, то квадратное уравнение имеет один корень .
Если D >0, то уравнение (3) можно записать в виде:
Отсюда или. Тогда или.
Вывод: если D >0, то квадратное уравнение имеет два корня и
Также используют короткую форму записи:
Эту запись называют формулой корней квадратного уравнения
Рассмотреть уравнение, которое в начале урока вызвало затруднения.
V . Систематизация знаний .
Работа в парах с карточками.
Решение по вариантам в паре
Выпишите коэффициенты уравнений
Укажите неполное квадратное уравнение
Вычислите дискриминант неполных квадратных уравнений
Выполните проверку решения задач соседа, аргументируйте свою точку зрения.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
VI . Закрепление материала
А сейчас ребята прочитают нам стихотворение про дискриминант
Да будет известно тебе, повелитель,
Что дискриминант-это определитель.
Его вычислять ты научишься вскоре,
И, думаю, этим ты будешь доволен.
Определив дискриминанта знак,
Количество корней узнает всяк,
Коль знак этот плюс, то излишни слова,
У уравнения корней ровно…(два).
На корни внимательней я посмотрю,
Коль дискриминант будет равен нулю.
Тебе поведаю, мой господин,
Что в случае этом корень…(один).
Коль минус с тобой мы замечаем,
То это обрадует даже лентяя.
Тогда уравненье корней не имеет,
И прекращается сразу решенье.
Решить из учебника №533, 534 (а – г), 535(а – в), 538
Решая уравнения, мы смогли убедиться в том, что найденный нами способ работает. Значит, можно считать его универсальным.
— А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Какова была цель нашего урока?
— Смогли ли мы достичь поставленной цели?
— Просмотрите свои пометки на полях. Что вызвало у вас наибольшее затруднение?
Сформулируйте алгоритм решения квадратного уравнения по формуле.
Домашнее задание(1 мин) Выучить §8 пункт 22, решить
http://compendium.su/mathematics/8klass_3/48.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-formula-korney-kvadratnogo-uravneniya-klass-3561003.html