Алгебра и начала анализа тригонометрические уравнения

Алгебра и начала анализа в 10-м классе «Решение тригонометрических уравнений»

Разделы: Математика

Цель: закрепить навык решения тригонометрических уравнений.

Работа учащихся состоит из нескольких этапов. Чтобы получить оценку “3”, необходимо пройти 4 этапа, чтобы получить оценку “4” — 5 этапов, чтобы получить оценку “5” — 6 этапов. На каждом этапе ученик встретится с указаниями учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткими пояснениями к выполнению заданий.

Прочитав указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы данного этапа, проверяет ответы, сверяя с ответами, которые предоставляет учитель. Если допущены ошибки, то ученик их исправляет и решает задания другого варианта, аналогичные тем, где он допустил ошибки. После этого можно переходить к следующему этапу.

1 этап.

Цель: закрепить решение простейших тригонометрических уравнений.

Вспомните основные правила решения тригонометрических уравнений.

(учебник А.Н.Колмогорова и др. с. 69 – 73)

Выполните письменно самостоятельную работу (10 минут)

1 вариант2 вариант
1) cos x = 1/21) sin x = -1/2
2) sin x = —/22) cos x = /2
3) tg x = 13) ctg x = -1
4) cos (x+) = 04) sin (x – /3) = 0
5) 2 cos x = 15) 4 sin x = 2
6) 3 tg x = 06) 5 tg x = 0
7) sin 4x = 17) cos 4x = 0

2 этап.

Цель: закрепить умения решать тригонометрические уравнения методом сведения к квадратному.

Метод сведения к квадратному состоит в том, что, пользуясь изученными формулами, надо преобразовать уравнение к такому виду, чтобы какую-то функцию (например, sin x или cos x) или комбинацию функций обозначить через y, получив при этом квадратное уравнение относительно y.

Пример. 4 – cos 2 x = 4 sin x

Так как cos 2 x = 1 – sin 2 x, то

4 – (1 – sin 2 x) = 4 sin x,

3 + sin 2 x = 4 sin x,

sin 2 x — 4 sin x + 3 = 0,

Пусть y = sin x, получим уравнение

sin x =1 или sin x = 3,

x = /2 + 2 n, n= Z, решений нет.

Ответ: x = /2 + 2 n, n= Z.

Выполните письменно самостоятельную работу (10 минут)

1 вариант2 вариант
1) tg 2 x — 3 tg x + 2 = 0;1) 2 + cos 2 x — 3 cos x = 0;
2) 2 cos 2 x + 5 sin x – 4 = 0;2) 4 — 5 cos x — 2 sin 2 x =0;
3) (1 — cos 2x)/2 + 2 sin x = 3;3) (1 — cos 2x)/2 + 2 sin x = 3.

3 этап.

Цель: закрепить навык решения тригонометрических уравнений методом разложения на множители.

Под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, данный множитель можно представить в виде совокупности более простых уравнений.

Пример. 2 sin 3 x — cos 2x — sin x = 0

Сгруппируем первый член с третьим, а cos 2x = cos 2 x — sin 2 x.

(2sin 3 x — sin x) – (cos 2 x — sin x) = 0,

Вынесем из выражения, стоящего в первой скобке sin x, а cos 2 x = 1 — sin x.

sin x (2sin 2 x – 1) – (1 — 2 sin 2 x) = 0,

sin x (2sin 2 x – 1) + (2 sin 2 x — 1) = 0,

(2 sin 2 x — 1) • ( sin x + 1) = 0.

2 sin 2 x – 1 = 0илиsin x + 1 = 0
sin 2 x = 1/2,sin x = — 1
sin x = ±1/v2

Ответ: x1 = ± /4 + n, n = Z, x2 = — /2 +2k, k = Z.

Выполните письменно самостоятельную работу (10 минут)

1 вариант2 вариант
1) sin 2 x — sin x = 0,1) ctg 2 x — 4 ctg x = 0,
2) 3 cos x + 2 sin 2x = 0,2) 5 sin 2x — 2 sin x = 0.

Цель: закрепить навык решения однородных уравнений

Однородными называются уравнения вида a sin x + b cos x = 0,

a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0, и т.д., где a, b, c – числа.

Пример 1. 5 sin x — 2 cos x = 0

Поделим обе части уравнения cos x (или на sin x). Предварительно докажем,

что cos x 0 (или sin x 0). (Пусть cos x = 0, тогда 5 sin x — 2 • 0 = 0, т.е. sin x = 0; но этого не может быть, так как sin 2 x + cos 2 x = 1).

Значит, можно делить на cos x:

5 sin x /cos x — 2 cos x / cos x = 0 / cos x. Получим уравнение

x = arctg 2/5 + n, n = Z.

Ответ: x = arctg 2/5 + n, n = Z.

Аналогично решаются однородные уравнения вида a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0, их решение начинается с того, что обе части уравнения делятся на cos 2 x (или на sin 2 x).

Пример 2. 12 sin 2 x + 3 sin 2x — 2 cos 2 x = 2.

Данное уравнение не является однородным, но его можно преобразовать в однородное, заменив 3 sin 2x на 6 sin x cos x и число 2 на 2sin 2 x + 2cos 2 x.

Приведя подобные члены, получим уравнение

10sin 2 x + 6sin x cos x — 4 cos 2 x = 0.

(Пусть cos x = 0, тогда 10sin 2 x = 0, чего не может быть, т.к. sin 2 x + cos 2 x = 1, значит, cos x 0).

Разделим обе части уравнения на cos 2 x.

10 tg 2 x +6 tg x — 4 = 0,

tg x = -1 или tg x = 2/5,

x = — /4 + n, n = Z, x = arctg 2/5 + k, k = Z.

Ответ: x1 = — /4 + n, n = Z, x2 = arctg 2/5 + k, k = Z.

Выполните письменно самостоятельную работу (10 минут)

1 вариант2 вариант
1) sin x — cos x = 0,1) 5sin x +6cos x = 0,
2) sin 2 x — sin 2x = 3 cos 2 x,2) 3sin 2 x — 2sin 2x +5cos 2 x = 2.

5 этап.

Вы прошли 4 этапа, теперь вам самостоятельно придется выбрать метод решения уравнений. Вспомните основные тригонометрические формулы.

(Учебник А.Н.Колмогорова и др. с. 7 — 9)

Выполните письменно самостоятельную работу (20 минут)

1 вариант2 вариант
1) cos 2x -5 sin x – 3 = 0,1) cos 2x + 3 sin x = 2,
2) sin 2x + cos 2x = 0,2) sin 2x — cos 2x = 0,
3) cos 2 x — cos 2x = sin x,3) 6 — 10cos 2 x + 4cos 2x = sin 2x,
4) sin 4x — cos 2x = 0,4) cos x cos 2x = 1,
5) 5 — 5 cos (/2 — x ) = 2 cos 2 ( – x),5) cos 2 (/2 + x ) — cos 2 (2 + x) = /2.

Молодцы! Вы прошли 5 этапов. Целью вашей дальнейшей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.

Выполните письменно самостоятельную работу

(Задания даются в одном варианте, т.к. их решают не все учащиеся. Время, отводимое на эту работу, определяется учителем (ситуацией на уроке)).

Решите уравнения:

  1. sin 6x + cos 6x = 1 — sin 3x,
  2. 29 — 36 sin 2 (x – 2) — 36 cos (x – 2) = 0,
  3. 2sin x cos x + – 2 cos x — v3 sin x = 0,
  4. sin 4x = 2 cos 2 x – 1,
  5. sin x (sin x + cos x ) = 1,
  6. 1/(1 + cos 2 x) + 1/(1 + sin 2 x) =16/11.

Подсказки:

  1. Воспользуйтесь формулой двойного угла для sin 6x, cos 6x.
  2. Обозначьте x – 2 = y, решите уравнение, сведя его к квадратному с помощью формулы sin 2 y = 1 — cos 2 y.
  3. Сгруппируйте первое и третье слагаемое, примените разложение на множители.
  4. Воспользуйтесь формулой двойного угла для sin 4x, cos 4x, формулой понижения степени 2cos 2 x – 1 = cos 2x.
  5. Раскройте скобки, примените основное тригонометрическое тождество.
  6. Приведите дроби к общему знаменателю, затем используйте основное тригонометрическое тождество sin 2 x + cos 2 x = 1, сведите уравнение к квадратному.

Оцените свои работы самостоятельно.

Если вы выполнили задания всех этапов, то дома № 163-165 – любое уравнение (учебник А.Н.Колмогорова и др. с. 333)

Если вы выполнили задания 5 этапов, то дома задания 6 этапа.

Если вы выполнили задания 4 этапов, то дома задания 5 этапа, и т.д.

Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

Тригонометрические уравнения
Тригонометрические уравнения
Необходимо запомнить

Вообще, если тригонометрическое уравнение включает в себя синус и косинус одного и того же аргумента, и одна из них содержится в уравнении в четной степени, а другая в нечетной, то в качестве новой переменной целесообразно рассматривать ту переменную, которая в уравнение входит в нечетной степени.

Например, в уравнении $4sin^3(3x)-3cos^2(3x)+6sin(3x)-10=0$

$sin(3x$) входит в первой и в третьей степени, а $cos(3x)$ — во второй.

Поэтому в качестве новой переменной будем рассматривать t=sin(3x).

и уравнение примет вид: $4sin^3(3x)-3(1-sin^2(3x))+6sin(3x)-10=0$

Это уравнение после замены сводится к алгебраическому третьей степени

Геометрия. Урок 1. Тригонометрия

Смотрите бесплатные видео-уроки по теме “Тригонометрия” на канале Ёжику Понятно.

Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

Содержание страницы:

Тригонометрия в прямоугольном треугольнике

Рассмотрим прямоугольный треугольник. Для каждого из острых углов найдем прилежащий к нему катет и противолежащий.

Синус угла – отношение противолежащего катета к гипотенузе.

sin α = Противолежащий катет гипотенуза

Косинус угла – отношение прилежащего катета к гипотенузе.

cos α = Прилежащий катет гипотенуза

Тангенс угла – отношение противолежащего катета к прилежащему (или отношение синуса к косинусу).

tg α = Противолежащий катет Прилежащий катет

Котангенс угла – отношение прилежащего катета к противолежащему (или отношение косинуса к синусу).

ctg α = Прилежащий катет Противолежащий катет

Рассмотрим прямоугольный треугольник A B C , угол C равен 90 °:

sin ∠ A = C B A B

cos ∠ A = A C A B

tg ∠ A = sin ∠ A cos ∠ A = C B A C

ctg ∠ A = cos ∠ A sin ∠ A = A C C B

sin ∠ B = A C A B

cos ∠ B = B C A B

tg ∠ B = sin ∠ B cos ∠ B = A C C B

ctg ∠ B = cos ∠ B sin ∠ B = C B A C

Тригонометрия: Тригонометрический круг

Тригонометрия на окружности – это довольно интересная абстракция в математике. Если понять основной концепт так называемого “тригонометрического круга”, то вся тригонометрия будет вам подвластна. В описании к видео есть динамическая модель тригонометрического круга.

Тригонометрический круг – это окружность единичного радиуса с центром в начале координат.

Такая окружность пересекает ось х в точках ( − 1 ; 0 ) и ( 1 ; 0 ) , ось y в точках ( 0 ; − 1 ) и ( 0 ; 1 )

На данной окружности будет три шкалы отсчета – ось x , ось y и сама окружность, на которой мы будем откладывать углы.

Углы на тригонометрической окружности откладываются от точки с координатами ( 1 ; 0 ) , – то есть от положительного направления оси x , против часовой стрелки. Пусть эта точка будет называться S (от слова start). Отметим на окружности точку A . Рассмотрим ∠ S O A , обозначим его за α . Это центральный угол, его градусная мера равна дуге, на которую он опирается, то есть ∠ S O A = α = ∪ S A .

Давайте найдем синус и косинус этого угла. До этого синус и косинус мы искали в прямоугольном треугольнике, сейчас будем делать то же самое. Для этого опустим перпендикуляры из точки A на ось x (точка B ) и на ось игрек (точка C ) .

Отрезок O B является проекцией отрезка O A на ось x , отрезок O C является проекцией отрезка O A на ось y .

Рассмотрим прямоугольный треугольник A O B :

cos α = O B O A = O B 1 = O B

sin α = A B O A = A B 1 = A B

Поскольку O C A B – прямоугольник, A B = C O .

Итак, косинус угла – координата точки A по оси x (ось абсцисс), синус угла – координата точки A по оси y (ось ординат).

Давайте рассмотрим еще один случай, когда угол α – тупой, то есть больше 90 ° :

Опускаем из точки A перпендикуляры к осям x и y . Точка B в этом случае будет иметь отрицательную координату по оси x . Косинус тупого угла отрицательный .

Можно дальше крутить точку A по окружности, расположить ее в III или даже в IV четверти, но мы пока не будем этим заниматься, поскольку в курсе 9 класса рассматриваются углы от 0 ° до 180 ° . Поэтому мы будем использовать только ту часть окружности, которая лежит над осью x . (Если вас интересует тригонометрия на полной окружности, смотрите видео на канале). Отметим на этой окружности углы 0 ° , 30 ° , 45 ° , 60 ° , 90 ° , 120 ° , 135 ° , 150 ° , 180 ° . Из каждой точки на окружности, соответствующей углу, опустим перпендикуляры на ось x и на ось y .

Координата по оси x – косинус угла , координата по оси y – синус угла .

Ещё одно замечание.

Синус тупого угла – положительная величина, а косинус – отрицательная.

Тангенс – это отношение синуса к косинусу. При делении положительной величины на отрицательную результат отрицательный. Тангенс тупого угла отрицательный .

Котангенс – отношение косинуса к синусу. При делении отрицательной величины на положительную результат отрицательный. Котангенс тупого угла отрицательный .

Основное тригонометрическое тождество

sin 2 α + cos 2 α = 1

Данное тождество – теорема Пифагора в прямоугольном треугольнике O A B :

A B 2 + O B 2 = O A 2

sin 2 α + cos 2 α = R 2

sin 2 α + cos 2 α = 1

Тригонометрия: Таблица значений тригонометрических функций

0 °30 °45 °60 °90 °sin α01 22 23 21cos α13 22 21 20tg α03 313нетctg αнет313 30

Тригонометрия: градусы и радианы

Как перевести градусы в радианы, а радианы в градусы? Как и когда возникла градусная мера угла? Что такое радианы и радианная мера угла? Ищите ответы в этом видео!

Тригонометрия: Формулы приведения

Тригонометрия на окружности имеет некоторые закономерности. Если внимательно рассмотреть данный рисунок,

можно заметить, что:

sin 180 ° = sin ( 180 ° − 0 ° ) = sin 0 °

sin 150 ° = sin ( 180 ° − 30 ° ) = sin 30 °

sin 135 ° = sin ( 180 ° − 45 ° ) = sin 45 °

sin 120 ° = sin ( 180 ° − 60 ° ) = sin 60 °

cos 180 ° = cos ( 180 ° − 0 ° ) = − cos 0 °

cos 150 ° = cos ( 180 ° − 30 ° ) = − cos 30 °

cos 135 ° = cos ( 180 ° − 45 ° ) = − cos 45 °

cos 120 ° = cos ( 180 ° − 60 ° ) = − cos 60 °

Рассмотрим тупой угол β :

Для произвольного тупого угла β = 180 ° − α всегда будут справедливы следующие равенства:

sin ( 180 ° − α ) = sin α

cos ( 180 ° − α ) = − cos α

tg ( 180 ° − α ) = − tg α

ctg ( 180 ° − α ) = − ctg α

Тригонометрия: Теорема синусов

В произвольном треугольнике стороны пропорциональны синусам противолежащих углов.

a sin ∠ A = b sin ∠ B = c sin ∠ C

Тригонометрия: Расширенная теорема синусов

Отношение стороны к синусу противолежащего угла равно двум радиусам описанной вокруг данного треугольника окружности.

a sin ∠ A = b sin ∠ B = c sin ∠ C = 2 R

Тригонометрия: Теорема косинусов

Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

a 2 = b 2 + c 2 − 2 b c ⋅ cos ∠ A

b 2 = a 2 + c 2 − 2 a c ⋅ cos ∠ B

c 2 = a 2 + b 2 − 2 a b ⋅ cos ∠ C

Примеры решений заданий из ОГЭ

Модуль геометрия: задания, связанные с тригонометрией.

Тригонометрия: Тригонометрические уравнения

Это тема 10-11 классов.

Из серии видео ниже вы узнаете, как решать простейшие тригонометрические уравнения, что такое обратные тригонометрические функции, зачем они нужны и как их использовать. Если вы поймёте эти базовые темы, то вскоре сможете без проблем решать любые тригонометрические уравнения любого уровня сложности!


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6314/main/

http://epmat.ru/modul-geometriya/urok-1-trigonometriya/