«Решение неравенств». 10-й класс
Разделы: Математика
Класс: 10
Цели:
- Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
- Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
- Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).
Структура урока:
- Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
- Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
- Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
- Выполнение заданий в группах (15 мин.)
- Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
- Постановка домашнего задания (2 мин.)
- Подведение итогов урока (1 мин.)
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.
II. Проверка домашнего задания.
На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.
Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.
Ответ: Є (-3; 1]
≥
Преобразуем исходное неравенство
– ≥ 0
≥ 0
≥ 0
≥ 0
Применим метод интервалов.
III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).
≥ 0
Рассмотрим функцию
1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств
Область определения: [-4; 3) U (3; 4]
2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5
Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]
Следующее неравенство решим методом замены переменных.
()² + 7 () +12 0
≤ 0 ≥ 0
V. Выполнение заданий в группах.
VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.
Проверьте по интерактивной доске решение работы.
Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.
Ответы к рассмотренному варианту.
Воспользуемся методом интервалов, получим :
≤ 0
Замена
Тогда t-1 — ≤ 0
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок № 1. Повторение 7-9. Числовые и алгебраические выражения. Линейные уравнения и неравенства
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.
- обобщение и систематизация знаний по алгебре 7-9;
- повтор арифметики алгебраических выражений;
- решение линейных уравнений и неравенств;
- решение систем линейных уравнений и неравенств.
1. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни.
2. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс. Базовый и профильный уровни
1. Шабунин М. И., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. Профильный уровень.
2. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.
Открытые электронные ресурсы:
1. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru
Все выражения можно разбить на два класса на основании наличия переменных: числовые выражения и выражения с переменными.
Логическая задача на классификацию
Основание для классификации: наличие переменных
Выражения с переменными
Для числовых выражений можно находить значение – результат всех выполненных действий. Для выражений с переменными можно также находить значение при некоторых значениях переменных, предварительно упростив его, например, с помощью свойств, правил, формул сокращенного умножения.
Найдите значение выражения при a=0,01 и b=12:
2)
3)
2);
3)
3b-2a-3b=-2a-2a=-0,02
2.Линейное уравнение с одним неизвестным
Линейное уравнение с одним неизвестным – это уравнение вида ax=b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное
Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что корней нет
Основные свойства уравнений
Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.
Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная
Если a≠0, b – любое число, то .
Если a=0, b≠0, то нет корней.
Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.
1) ,
1),
Решим уравнение 2).
По определению модуля числа имеем 5x+7=±2.
Таким образом, либо 5x+7=2, откуда x=-1, либо 5x+7=-2, откуда x=-1,8. Получаем ответ: -1; -1,8.
Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная
Если a≠0, b – любое число, то .
Если a=0, b≠0, то нет корней.
Если a=0, b=0, то x – любое число.
Линейное уравнение с параметрами
Решите уравнение (5x+7)n=x-m, где m и n – некоторые числа, x – неизвестное
1)Если 5n-1≠0, то есть n≠0,2, то . Используя основное свойство дроби, получаем, что .
2)Если 5n-1=0, то есть n=0,2, то уравнение примет вид 0∙x=-m-1,4;
Тогда при m=-1,4 корнем уравнения будет любое число,
при m≠-1,4 уравнение не имеет корней.
Рассмотрим задачу 1.
От пристани А до пристани В катер плывет по реке 15 минут, а обратно 20 минут. Найти скорость течения реки, если собственная скорость катера 14 км/ч.
Для ее решения необходимо:
1.Провести ориентировку в тексте задачи.
1.1.Проанализировать условие и выявить данные (известные, дополнительные, скрытые).
1.2.Проанализировать вопрос задачи и выявить искомое.
1.3.Определить связи одноуровневые и межуровневые между данными и искомым.
1.4.Построить графическую схему, например, таблицу.
1.5.Установить в ней место искомого.
2.Спланировать способ решения задачи.
2.1.Подобрать метод, например, алгебраический.
2.3.Подобрать действия для решения составленной математической модели.
3.Исполнить намеченный план решения и найти искомое.
4.Провести самоконтроль решения задачи, проверив, что найденное искомое не противоречит условию задачи.
5.Провести самооценку решения задачи.
6.Провести самокоррекцию выполненного решения задачи, если есть в том необходимость.
1 способ: Провести повторное решение задачи от начала до конца.
2 способ: Провести дополнительную деятельность для того, чтобы ответить на вопрос задачи.
3 способ: Решить задачу другим способом.
удовлетворяет условию
3.Системы линейных уравнений с двумя неизвестными
Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида
где x и y – неизвестные,
– заданные числа,
причем и .
Решение системы двух уравнений с двумя неизвестными – это пара чисел x и y, которые при подстановке в эту систему обращают каждое ее уравнение в верное числовое равенство.
Решить систему уравнений – это значит найти все ее решения или установить, что их нет.
Способы решения систем уравнений: способ подстановки и способ сложения.
Решите систему способом подстановки
Для этого необходимо:
1.Выразить одну переменную через другую из какого-либо уравнения.
2.Подставить полученное выражение вместо выраженной переменной в другое уравнение.
3.Решить полученное уравнение относительно одной переменной.
4.Найти значение другой переменной, подставив найденный корень в формулу пункта 1.
5.Записать решение системы.
(1;2) – решение системы
Решите систему способом сложения
Для этого необходимо:
1.Домножить какое-либо уравнение системы или оба уравнения на такие числа, чтобы при почленном сложении уравнений получить уравнение относительно одной переменной.
2.Решить уравнение, полученное после почленного сложения.
3.Подставить найденный корень в какое-либо уравнение исходной системы.
4.Решить составленное уравнение.
5.Записать решение системы.
(3;-1) – решение системы
Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными
Если , то система имеет единственное решение.
Если то система не имеет решений.
Если , то система имеет бесконечно много решений.
Система линейных уравнений с параметром
Решите систему уравнений с параметром a:
Решим систему способом подстановки. Выразим y из первого уравнения системы: . Подставим выражение вместо y во второе уравнение системы:
(a-3)x+a((a+1)x-a)=-9 .
Решим полученное уравнение относительно x:
.
1. Если , то есть , то система имеет единственное решение. Найдем это решение: После сокращения получаем: . Найдем соответствующее значение y, подставив вместо x в формулу
. Получим . Итак, если , то – решение системы.
2. Если и , то есть a=-3, то система имеет бесконечно много решений. Найдем в этом случае решения системы. Для этого подставим a=-3 в первое уравнение системы. Получим уравнение -2x-y=-3, из которого выразим y: y=3-2x. Значит, (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы.
3. Если и , то есть a=1, то система не имеет решений.
Ответ: Если , то – решение системы;
если a=-3, то (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы;
если a=1, то система не имеет решений.
4.Решение линейных неравенств с одним неизвестным
Неравенство первой степени с одним неизвестными – это неравенство вида ax b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.
Решение неравенства с одним неизвестным – это то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.
Решить неравенство – это значит найти все его решения или установить, что их нет.
Правило решения неравенства первой степени с одним неизвестным
1.Перенести с противоположными знаками члены, содержащие неизвестное, из правой части в левую, а не содержащие неизвестное – из левой части в правую.
2.Привести подобные члены в левой и правой частях неравенства.
3.Если коэффициент при неизвестном отличен от нуля, то разделить на него обе части неравенства.
5.Системы линейных неравенств с одним неизвестным
Решение системы неравенств с одним неизвестным – это значение неизвестного, при котором все неравенства системы обращаются в верные числовые неравенства.
Решить неравенство 2x-8 3.
Решение неравенства ax 0, то
Если a 0, то x – любое число
Если a=0, b≤0, то решений нет
Линейное неравенство с параметром
Решите неравенство с параметром a:
ax 0, то
Если a 0, то ; если a 0, 2x>6, x>3.
Решим второе неравенство системы:
4x-20 b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.
Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида
где x и y – неизвестные,
– заданные числа,
причем и .
Алгебраические уравнения и неравенства с параметром
материал по алгебре (10, 11 класс)
В разработке представлены основные методы решения и основные ошибки при решении алгебраических уровнений и неравенств с параметром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parametry.docx | 61.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебраические уравнения и неравенства с параметром.
(a 2 – 4 ) ⋅ x = a +2
Если а=0, то 0 ⋅ х = 4 – нет решений
Если а=-2, то 0 ⋅ х = 0 , х –любое число
Ответ: Если а=0, то нет решений; если а=-2, то х –любое число, Если а ≠± 2, то х = .
Ошибки: деление на выражение, содержащее параметр, без подстановка условия ≠ 0.
Решение: 5х – а ах – 3
если а= 5, то 0 2 верно при любом х.
Ошибки: 1) деление неравенства на выражение неизвестно какого знака;
2) заключение о том, что при а=5 нет решения, т.к. знаменатель обращается в 0. В исходном неравенстве нет знаменателя.
Решение: уравнение равносильно системе:
Ограничение х ≠ 2 дает ограничение на параметр : .
Ответ : если а ≠ 2 и а ≠ 1, то х= ; если а=1 и а=2, то решений нет.
Ошибки : после того как решение найдено, забывают, что ограничение х ≠ 2 накладывает ограничение на параметр а ≠ -2
Решение:
При а > 2, х ∈ (- ∞ ; 2) ∪ (а; + ∞ )
При а 2 , х ∈ (2; а)
При а=2, 0 > 0 – ложно
Ответ: п ри а > 2, х ∈ (- ∞ ; 2) ∪ (а; + ∞ )
при а 2 , х ∈ (2; а)
при а=0 решений нет
Ошибки: домножение неравенства на выражение неизвестно какого знака.
Решение: при а 0, решений нет, т.к.
При а > 0, х – 3 = ± а, т.е. х=3 ± а
Ответ: при а 0, решений нет
Ошибки : случаи а=0 и а > 0 нельзя объединять, т.к. в первом случае – одно решение, а во втором- два.
Решение: неравенство равносильно совокупности:
Ошибки : часто ошибочно не рассматривают решение х=а, заменяя неравенство на х-1≥0
Решение: уравнение равносильно системе
Ответ: если а ≥-3, то ; если а
Ошибки: Возведение в квадрат, не ставя условие на подкоренные выражения.
Решение: неравенство равносильно системе
Ответ: при а ≤ 0, х ∈[ -1; + ∞ ); при а > 0, х ∈[ -1; )
Ошибки : деление на а и возведение в квадрат без постановки условия на а, при этом теряется решение при а 0
Задачи для самостоятельного решения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнения и неравенства с параметрами
На протяжении последнего десятилетия на приемных экзаменах регулярно предлагаются так называемые задачи с параметрами: уранения, неравенства, системы уравнений и неравенств.
Решение уравнений и неравенств с параметрами
Методика решений уравнений и неравенств с параметрами. Можно использовать на факультативных занятиях и при подготовки к ЕГЭ (часть С).
Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»
9-й класс. Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»Чехолкова Алла ВладимировнаЦель: Выработка навыка решения уравнений и неравенств с параметром различными способами. Разв.
Уравнения и неравенства с параметрами
разработка элективного курса по теме»Решение уравнений и неравенств с параметрами» и презентация по этой же теме.
Уравнения и неравенства с параметрами
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов содержит введение, пояснительную записку, тематическое планирование, содержание программы, список литературы.
Уравнения и неравенства с параметром
Уравнения и неравенства с параметром часто встречаются в вариантах экзаменов самых различных уровней:1) Государственная итоговая аттестация; 2)Единый государственный экзамен;3)вступительные.
Программа элективного курса по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами»
Элективный курс по теме » Решение уравнений и неравенств с параметрами» позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/5100/conspect/
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2019/10/16/algebraicheskie-uravneniya-i-neravenstva-s-parametrom