Алгебраические уравнения и неравенства 10 класс

«Решение неравенств». 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10

Цели:

  1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
  2. Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
  4. Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
  5. Выполнение заданий в группах (15 мин.)
  6. Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
  7. Постановка домашнего задания (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.

II. Проверка домашнего задания.

На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.

Ответ: Є (-3; 1]

Преобразуем исходное неравенство

≥ 0

≥ 0

≥ 0

≥ 0

Применим метод интервалов.

III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).

≥ 0

Рассмотрим функцию

1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств

Область определения: [-4; 3) U (3; 4]

2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5

Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]

Следующее неравенство решим методом замены переменных.

()² + 7 () +12 0

  • ≤ 0
  • ≥ 0
  • V. Выполнение заданий в группах.

    VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.

    Проверьте по интерактивной доске решение работы.

    Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.

    Ответы к рассмотренному варианту.

    Воспользуемся методом интервалов, получим :

    ≤ 0

    Замена

    Тогда t-1 — ≤ 0

    Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

    Конспект урока

    Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

    Урок № 1. Повторение 7-9. Числовые и алгебраические выражения. Линейные уравнения и неравенства

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.

    1. обобщение и систематизация знаний по алгебре 7-9;
    2. повтор арифметики алгебраических выражений;
    3. решение линейных уравнений и неравенств;
    4. решение систем линейных уравнений и неравенств.

    1. Колягин Ю. М., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Базовый и углублённый уровни.

    2. Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс. Базовый и профильный уровни

    1. Шабунин М. И., Ткачева М. В., Фёдорова Н. Е. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. Профильный уровень.

    2. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.

    Открытые электронные ресурсы:

    1. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru

    Все выражения можно разбить на два класса на основании наличия переменных: числовые выражения и выражения с переменными.

    Логическая задача на классификацию

    Основание для классификации: наличие переменных

    Выражения с переменными

    Для числовых выражений можно находить значение – результат всех выполненных действий. Для выражений с переменными можно также находить значение при некоторых значениях переменных, предварительно упростив его, например, с помощью свойств, правил, формул сокращенного умножения.

    Найдите значение выражения при a=0,01 и b=12:

    2)

    3)

    2);

    3)

    3b-2a-3b=-2a-2a=-0,02

    2.Линейное уравнение с одним неизвестным

    Линейное уравнение с одним неизвестным – это уравнение вида ax=b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное

    Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что корней нет

    Основные свойства уравнений

    Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.

    Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная

    Если a≠0, b – любое число, то .

    Если a=0, b≠0, то нет корней.

    Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

    1) ,

    1),

    Решим уравнение 2).

    По определению модуля числа имеем 5x+7=±2.

    Таким образом, либо 5x+7=2, откуда x=-1, либо 5x+7=-2, откуда x=-1,8. Получаем ответ: -1; -1,8.

    Решение уравнения ax=b,где a и b – числа, x – переменная

    Если a≠0, b – любое число, то .

    Если a=0, b≠0, то нет корней.

    Если a=0, b=0, то x – любое число.

    Линейное уравнение с параметрами

    Решите уравнение (5x+7)n=x-m, где m и n – некоторые числа, x – неизвестное

    1)Если 5n-1≠0, то есть n≠0,2, то . Используя основное свойство дроби, получаем, что .

    2)Если 5n-1=0, то есть n=0,2, то уравнение примет вид 0∙x=-m-1,4;

    Тогда при m=-1,4 корнем уравнения будет любое число,

    при m≠-1,4 уравнение не имеет корней.

    Рассмотрим задачу 1.

    От пристани А до пристани В катер плывет по реке 15 минут, а обратно 20 минут. Найти скорость течения реки, если собственная скорость катера 14 км/ч.

    Для ее решения необходимо:

    1.Провести ориентировку в тексте задачи.

    1.1.Проанализировать условие и выявить данные (известные, дополнительные, скрытые).

    1.2.Проанализировать вопрос задачи и выявить искомое.

    1.3.Определить связи одноуровневые и межуровневые между данными и искомым.

    1.4.Построить графическую схему, например, таблицу.

    1.5.Установить в ней место искомого.

    2.Спланировать способ решения задачи.

    2.1.Подобрать метод, например, алгебраический.

    2.3.Подобрать действия для решения составленной математической модели.

    3.Исполнить намеченный план решения и найти искомое.

    4.Провести самоконтроль решения задачи, проверив, что найденное искомое не противоречит условию задачи.

    5.Провести самооценку решения задачи.

    6.Провести самокоррекцию выполненного решения задачи, если есть в том необходимость.

    1 способ: Провести повторное решение задачи от начала до конца.

    2 способ: Провести дополнительную деятельность для того, чтобы ответить на вопрос задачи.

    3 способ: Решить задачу другим способом.

    удовлетворяет условию

    3.Системы линейных уравнений с двумя неизвестными

    Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида

    где x и y – неизвестные,

    – заданные числа,

    причем и .

    Решение системы двух уравнений с двумя неизвестными – это пара чисел x и y, которые при подстановке в эту систему обращают каждое ее уравнение в верное числовое равенство.

    Решить систему уравнений – это значит найти все ее решения или установить, что их нет.

    Способы решения систем уравнений: способ подстановки и способ сложения.

    Решите систему способом подстановки

    Для этого необходимо:

    1.Выразить одну переменную через другую из какого-либо уравнения.

    2.Подставить полученное выражение вместо выраженной переменной в другое уравнение.

    3.Решить полученное уравнение относительно одной переменной.

    4.Найти значение другой переменной, подставив найденный корень в формулу пункта 1.

    5.Записать решение системы.

    (1;2) – решение системы

    Решите систему способом сложения

    Для этого необходимо:

    1.Домножить какое-либо уравнение системы или оба уравнения на такие числа, чтобы при почленном сложении уравнений получить уравнение относительно одной переменной.

    2.Решить уравнение, полученное после почленного сложения.

    3.Подставить найденный корень в какое-либо уравнение исходной системы.

    4.Решить составленное уравнение.

    5.Записать решение системы.

    (3;-1) – решение системы

    Решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными

    Если , то система имеет единственное решение.

    Если то система не имеет решений.

    Если , то система имеет бесконечно много решений.

    Система линейных уравнений с параметром

    Решите систему уравнений с параметром a:

    Решим систему способом подстановки. Выразим y из первого уравнения системы: . Подставим выражение вместо y во второе уравнение системы:
    (a-3)x+a((a+1)x-a)=-9 .

    Решим полученное уравнение относительно x:
    .

    1. Если , то есть , то система имеет единственное решение. Найдем это решение: После сокращения получаем: . Найдем соответствующее значение y, подставив вместо x в формулу
    . Получим . Итак, если , то – решение системы.

    2. Если и , то есть a=-3, то система имеет бесконечно много решений. Найдем в этом случае решения системы. Для этого подставим a=-3 в первое уравнение системы. Получим уравнение -2x-y=-3, из которого выразим y: y=3-2x. Значит, (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы.

    3. Если и , то есть a=1, то система не имеет решений.

    Ответ: Если , то – решение системы;

    если a=-3, то (x;3-2x), где x – любое число, — решения системы;

    если a=1, то система не имеет решений.

    4.Решение линейных неравенств с одним неизвестным

    Неравенство первой степени с одним неизвестными – это неравенство вида ax b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.

    Решение неравенства с одним неизвестным – это то значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство.

    Решить неравенство – это значит найти все его решения или установить, что их нет.

    Правило решения неравенства первой степени с одним неизвестным

    1.Перенести с противоположными знаками члены, содержащие неизвестное, из правой части в левую, а не содержащие неизвестное – из левой части в правую.

    2.Привести подобные члены в левой и правой частях неравенства.

    3.Если коэффициент при неизвестном отличен от нуля, то разделить на него обе части неравенства.

    5.Системы линейных неравенств с одним неизвестным

    Решение системы неравенств с одним неизвестным – это значение неизвестного, при котором все неравенства системы обращаются в верные числовые неравенства.

    Решить неравенство 2x-8 3.

    Решение неравенства ax 0, то

    Если a 0, то x – любое число

    Если a=0, b≤0, то решений нет

    Линейное неравенство с параметром

    Решите неравенство с параметром a:

    ax 0, то

    Если a 0, то ; если a 0, 2x>6, x>3.

    Решим второе неравенство системы:

    4x-20 b / ax≤b / ax ≥b, где a и b – заданные числа, x – неизвестное.

    Система двух уравнений первой степени с двумя неизвестными – это система вида

    где x и y – неизвестные,

    – заданные числа,

    причем и .

    Алгебраические уравнения и неравенства с параметром
    материал по алгебре (10, 11 класс)

    В разработке представлены основные методы решения и основные ошибки при решении алгебраических уровнений и неравенств с параметром.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    parametry.docx61.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Алгебраические уравнения и неравенства с параметром.

    (a 2 – 4 ) ⋅ x = a +2

    Если а=0, то 0 ⋅ х = 4 – нет решений

    Если а=-2, то 0 ⋅ х = 0 , х –любое число

    Ответ: Если а=0, то нет решений; если а=-2, то х –любое число, Если а ≠± 2, то х = .

    Ошибки: деление на выражение, содержащее параметр, без подстановка условия ≠ 0.

    Решение: 5х – а ах – 3

    если а= 5, то 0 2 верно при любом х.

    Ошибки: 1) деление неравенства на выражение неизвестно какого знака;

    2) заключение о том, что при а=5 нет решения, т.к. знаменатель обращается в 0. В исходном неравенстве нет знаменателя.

    Решение: уравнение равносильно системе:

    Ограничение х ≠ 2 дает ограничение на параметр : .

    Ответ : если а ≠ 2 и а ≠ 1, то х= ; если а=1 и а=2, то решений нет.

    Ошибки : после того как решение найдено, забывают, что ограничение х ≠ 2 накладывает ограничение на параметр а ≠ -2

    Решение:

    При а > 2, х ∈ (- ∞ ; 2) ∪ (а; + ∞ )

    При а 2 , х ∈ (2; а)

    При а=2, 0 > 0 – ложно

    Ответ: п ри а > 2, х ∈ (- ∞ ; 2) ∪ (а; + ∞ )

    при а 2 , х ∈ (2; а)

    при а=0 решений нет

    Ошибки: домножение неравенства на выражение неизвестно какого знака.

    Решение: при а 0, решений нет, т.к.

    При а > 0, х – 3 = ± а, т.е. х=3 ± а

    Ответ: при а 0, решений нет

    Ошибки : случаи а=0 и а > 0 нельзя объединять, т.к. в первом случае – одно решение, а во втором- два.

    Решение: неравенство равносильно совокупности:

    Ошибки : часто ошибочно не рассматривают решение х=а, заменяя неравенство на х-1≥0

    Решение: уравнение равносильно системе

    Ответ: если а ≥-3, то ; если а

    Ошибки: Возведение в квадрат, не ставя условие на подкоренные выражения.

    Решение: неравенство равносильно системе

    Ответ: при а ≤ 0, х ∈[ -1; + ∞ ); при а > 0, х ∈[ -1; )

    Ошибки : деление на а и возведение в квадрат без постановки условия на а, при этом теряется решение при а 0

    Задачи для самостоятельного решения:

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Уравнения и неравенства с параметрами

    На протяжении последнего десятилетия на приемных экзаменах регулярно предлагаются так называемые задачи с параметрами: уранения, неравенства, системы уравнений и неравенств.

    Решение уравнений и неравенств с параметрами

    Методика решений уравнений и неравенств с параметрами. Можно использовать на факультативных занятиях и при подготовки к ЕГЭ (часть С).

    Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»

    9-й класс. Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»Чехолкова Алла ВладимировнаЦель: Выработка навыка решения уравнений и неравенств с параметром различными способами. Разв.

    Уравнения и неравенства с параметрами

    разработка элективного курса по теме»Решение уравнений и неравенств с параметрами» и презентация по этой же теме.

    Уравнения и неравенства с параметрами

    Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов содержит введение, пояснительную записку, тематическое планирование, содержание программы, список литературы.

    Уравнения и неравенства с параметром

    Уравнения и неравенства с параметром часто встречаются в вариантах экзаменов самых различных уровней:1) Государственная итоговая аттестация; 2)Единый государственный экзамен;3)вступительные.

    Программа элективного курса по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами»

    Элективный курс по теме » Решение уравнений и неравенств с параметрами» позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче.


    источники:

    http://resh.edu.ru/subject/lesson/5100/conspect/

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2019/10/16/algebraicheskie-uravneniya-i-neravenstva-s-parametrom