Решение уравнений с комплексными числами
Итак, необходимо решить уравнение с комплексными переменными, найти корни этого уравнения. Рассмотрим принцип решения комплексных уравнений, научимся извлекать корень из комплексного числа.
Для того, чтобы решить уравнение n-й степени с комплексными числами, используем общую формулу:
где |z| — модуль числа, φ = arg z — главное значение аргумента, n — степень корня, k — параметр, принимает значения : k = <0, 1, 2, 3, …n-1 >.
Пример 1. Найти все корни уравнения
Выразим z из уравнения:
Все корни заданного уравнения являются значениями корня третьей степени из комплексного числа
Воспользуемся общей формулой для вычисления корней степени n комплексного числа z. Найдем все необходимые значения для формулы:
Подставим найденные значения в формулу:
Последовательно подставляя вместо k значения 0, 1, 2 найдем три корня исходного уравнения.
Пример 2. Найти все корни уравнения
Найдем дискриминант уравнения:
Поскольку дискриминант отрицательный, уравнение имеет два комплексно-сопряженных корня. Вычислим корень из дискриминанта:
Найдем корни уравнения:
Ответ:
Пример 3. Найти все корни уравнения
Выразим z из уравнения:
Все корни заданного уравнения являются значениями корня четвертой степени из комплексного числа
Вновь используем общую формулу для нахождения корней уравнения n степени комплексного числа z.
n = 4 — количество корней данного уравнения. k = <0, 1, 2, 3>. Найдем модуль комплексного числа:
Подставим найденные значения в формулу:
Последовательно подставляя вместо k значения 0, 1, 2, 3 найдем все 4 корня уравнения:
Пример 4. Найти корни уравнения
Решение кубического уравнения комплексными числами:
Воспользуемся общей формулой для вычисления корней степени 3 комплексного числа z.
Найдем все необходимые значения для формулы:
Подставим найденные значения в формулу:
Последовательно подставляя вместо k значения 0, 1, 2 найдем три корня исходного уравнения:
Домашнее задание: Самостоятельно составить и решить уравнение с комплексными числами.
Условия: переменная z должна быть «спрятана» и представлена в качестве аргумента тригонометрической функции косинуса. Чтобы привести данное уравнение к привычной форме, нужно «вытащить» z, а для этого необходимо помнить, как решаются тригонометрические уравнения,а также знать, как применять свойства логарифмической функции от комплексного числа.
После того, как мы решили тригонометрическое уравнение с комплексным числом, получаем «голый» z, который представлен в качестве аргумента обратной тригонометрической функции. Чтобы преобразовать данное выражение, нужно использовать формулу разложения арккосинуса в логарифм.
Вместо z — выражение (3i/4) и дальше все делаем по приведенной выше формуле, преобразовывая выражение под корнем, используя свойства мнимой единицы i.
Как быть далее? Теперь будем использовать формулу для решения выражения с натуральным логарифмом.
Для того чтобы найти корни логарифмического уравнения, нужно найти модуль комплексного числа |z| и его аргумент φ = arg z. По сути, перед нами чисто мнимое число.
Теперь предлагаем ознакомиться с формулами, которые могут пригодиться при решении уравнений или неравенств с комплексными числами. Это формулы, где комплексное число выступает в роли аргумента тригонометрической функции, логарифмической функции или показательной функции.
Алгебраические уравнения с комплексным неизвестным
. Вы вводите его по ссылке решение уравнений онлайн , указываете, что i — это комплексная единица (после того как ввели уравнение и нажали кнопку «решить»), нажимаете кнопку под формой «Обновить» и получаете ответ как здесь. Если в ответе присутствуют корни из комплексных чисел, то можно воспользоваться калькулятором по упрощению комлексных чисел по ссылке
© Контрольная работа РУ — примеры решения задач
Урок «решение уравнений в комплексных числах» в 11 классе
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Урок «решение уравнений в комплексных числах» рекомендован для проведения в классах с углубленным изучением математики в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_uravneniy_v_kompleksnyhchislah.doc | 584 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение уравнений в комплексных числах»
(11 класс с углубленным изучением математики, учитель Кабанова И.В., лицей №32 г.Белгорода)
Тип урока : урок закрепления и комплексного применения знаний и способов деятельности.
1) способствовать закреплению умения решать уравнения в комплексных числах
2) содействовать развитию у учащихся умения систематизировать материал, сравнивать различные способы решения уравнений, выбирать оптимальный из них.
В ходе урока используется компьютерная презентация.
- Организационный момент:
- Приветствие
- Постановка задач урока, плана его проведения.
II.Проверка домашнего задания.
У доски три ученика выполняют задания:
1) Решить уравнение: 12х 4 +37х 3 +49х 2 +37х+12=0
уравнение возвратное, разделим почленно на х 2 (х=0 не является корнем уравнения)
12х 2 +37х+49+37/х+12/х 2 =0
12(х 2 +1/х 2 ) +37(х+1/х)+49=0
пусть х+1/х =t, тогда х 2 +1/х 2 =t 2 -2. Имеем:
t 1 =-1, t 2 = -25/12.
х+1/х=-1 или х+1/х=-25/12
2) Решить уравнение:
3)Решить уравнение: (z 2 -z) 4 =16
Пусть z 2 -z=t, тогда имеем:
t 4 -16=0, (t 2 -4)(t 2 +4)=0,
1) z 2 -z=2 2) z 2 -z=-2 3) z 2 -z=-2i
z 2 -z-2=0 z 2 -z+2=0 z 2 -z+2i=0
В это время идет фронтальная работа с классом.
III. Этап актуализации и проверки знаний и умений.
- Фронтальная работа по вопросам:
- что называется комплексным числом?
- что такое мнимая единица?
- как изображается комплексное число на плоскости?
- какую форму записи может иметь комплексное число?
- что такое модуль комплексного числа, как его вычислить?
Демонстрация слайда №2 . Определить условия, задающие данное изображение множества точек на комплексной плоскости:
Проверка знаний основных формул и правил операций над комплексными числами. Учащимся предлагается выполнить на листочках задания по вариантам ( слайд №3 )
Учащиеся меняются вариантами, идет взаимопроверка (ответы демонстрируются через проектор). Обсуждение результатов.
Слайд №4. Учащимся дается задание по рядам: выполнить задания, ответ найти в таблице, выписать соответствующие буквы или их сочетание на листочке.
В это время учитель проверяет выполнение домашнего задания работавших у доски.
1 ряд. а) i 121 = i 120∙ i=i
в) x 2 +7 i x – 12 = 0, D= — 49 + 48 = — 1,
в) z 4 – 16 = 0, (z 2 -4)(z 2 +4) = 0, z 1,2 =±2, z 3,4 =±2 i
- ряд . а) i 18 (3 – 6 i ) = -(3 – 6 i )= -3 + 6 i
в) x 2 + 10x + 50 = 0, D = 100 – 200 = — 100,
Проверяем выполнение задания по таблице с помощью проектора: должно получиться имя английского математика Абрахам де Муавра. Учащимся демонстрируется его портрет ( слайд №5 ), дается краткая информация об этом ученом.
Листочки с решением сдаются на проверку.
- Этап применения знаний и способов действий.
Какими основными методами мы пользуемся при решении уравнений с комплексными числами?
Сколько корней имеет уравнение n-й степени с действительными коэффициентами?
Что можно сказать о комплексных корнях уравнения с действительными коэффициентами? (сопряженные)
Учащимся предлагается набор уравнений, к каждому из которых они предлагают способ решения. ( слайд №6 )
- (z-i) 6 =z 2 +2iz-1
- z 4 =1
- 6x 4 +19x 3 +25x 2 +19x+6=0
- |z|-2z=2i-1
- (z+1) 4 =(z- i ) 4
- z 12 -65z 6 +64=0
- z 3 +z 2 +z+1=0
- (z 2 +3z+6) +2z(z 2 +3z+6)-3z =0
Работа в группах: по одному представителю у доски решают уравнения №3,4,5.
Пока учащиеся работают, учитель проверяет самостоятельную работу, выполненную на листочках.
Решение уравнения №3:
6x 4 +19x 3 +25x 2 +19x+6=0 :x 2
Решение уравнения №4:
Решение уравнения №5:
(z+1) 4 — (z- i ) 4 = 0
((z+1) 2 – (z- i ) 2 )((z+1) 2 + (z- i ) 2 ) = 0
(z 2 + 2z + 1 – z 2 + 2z i + 1)( z 2 + 2z + 1 + z 2 — 2z i – 1) = 0
(2z + 2z i + 2)( 2z 2 + 2z — 2z i ) = 0
2z 2 + 2z — 2z i = 0
После обсуждения и проверки решений, учитель комментирует итоги самостоятельной работы.
- Применение знаний и умений при выполнении более сложных заданий.
Демонстрация слайда №7
- Найти значения а и b, при которых i является корнем уравнения х 4 -(2а +b+1)х 3 +(3а+5b)х 2 — -8х+13=0 . При найденных значениях а и b найти остальные корни уравнения.
- Составить уравнение наименьшей степени с действительными коэффициентами, имеющего корни х 1 =1, х 2 =х 3 =1-i .
Учащиеся обсуждают ход выполнения первого и второго задания . Класс работает самостоятельно, один ученик решает у доски.
VI. Домашнее задание: решить уравнения со слайда №6: № 1,2,6,7,8.
VII. Рефлексия (слайд №8) Выбрать ту четверть, которая соответствует отношению к изучаемой теме.
VIII. Подведение итога урока, оценка работы учащихся
http://www.kontrolnaya-rabota.ru/diario/96-reshenie-uravnenij-kompleksnymi-chislami/
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/12/05/urok-reshenie-uravneniy-v-kompleksnykh-chislakh-v-11-klasse