Алгоритм линейных уравнений в информатике

Линейные алгоритмы на языке программирования Паскаль

Линейный алгоритм

Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода, основные команды и операторы Паскаль.

Структура программы на языке Паскаль

Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, которая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.

Заголовок программы

Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.

Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.

Раздел описания переменных

Раздел программы, обозначенный служебным словом var, содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.

Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.

В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.

Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.

Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.

Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.

Тело программы

Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.

Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение

Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка), деление — символом / (слеш).

Вывод результата выполняет команда write или print.

Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой«.

Команды в Паскаль для ввода и вывода данных

Команда Read

В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.

Модифицируем код программы из примера выше.

Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.

При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.

Команда Write

В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду Write.

Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.


У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.

Readln и Writeln в паскале — это модифицированные команды Read и Write. В командах добавлено окончание ln (line new — новая строка). Такая форма операторов делает последующий вывод информации, при работе программы, с новой строки.

Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.

Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы

Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.

Решение:

Задание 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a 3 и площадь его поверхности S=6a 2 .

Лекция по информатике на тему «Линейные алгоритмы»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Линейные алгоритмы.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель — научиться составлять последовательности действий, предназначенные для человека, которые помогут нам в выполнении различных учебных и бытовых задач.

Линейный алгоритм – это алгоритмы, в которых действия выполняются одно за другим в порядке их следования.

Сегодня я узнал… Я научился…

Домашнее задание Составить алгоритмы приготовления бутерброда, заваривания чая и приготовления салата.

Спасибо за занятие!

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка открытого урока по дисциплине.docx

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Информатика».

Тема: «Линейные алгоритмы»

План открытого занятия.

Список информационных ресурсов.

Методическая цель открытого занятия : показать коллегам методику урока изучения нового материала с использованием технических средств обучения.

Целью занятия изучения нового материала является восприятие и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Структура данного типа занятия:

1. Организация начала занятия.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов занятия.

9. Информация о домашнем задании.

Занятия данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания обучающихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом занятии. Но бывают занятия, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на занятии, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают обучающихся к восприятию нового материала. На таком занятии происходит и первичное закрепление изучаемого материала .

Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки обучающихся, согласно ФГОС, рабочей программы курса информатики.

В ходе занятия формируется и совершенствуется язык информатики (словесный, символический, графический) , качества личности, необходимые для жизни в современном мире ( ясность, точность мысли, интуиция); отношение к информатике как к части общечеловеческой культуры.

На занятии вводятся закрепляются понятия алгоритма, его свойств, рассматривается понятия линейный алгоритм, рассматривается запись линейного алгоритма, с опорой на ранее изученный.

Для обеспечения оптимального взаимодействия между преподавателем и обучающимися на уроке предусмотрены :

организация проблемного диалога ; использование готовых знаний ; применение обучающих линейного алгоритма при решении задач.

Для поддержания интереса и устойчивой концентрации внимания предусмотрена смена видов деятельности: фронтальный опрос, беседа, индивидуальная работа.

Новый материал был построен как логическое продолжение предыдущих занятий. На занятии акцентируется внимание на построении блок-схем и словесном описание линейного алгоритма.

Домашнее задание имеет дифференцированный характер.

Методическая разработка занятия состоит из описания этапов занятия, где указаны действия преподавателя и обучающихся, а также задачи каждого из этапов и универсальные учебные действия.

В плане занятия отражены: тема занятия и место занятия в данной теме, тип и вид занятия, методы, принципы и формы работы на занятии. Отражены цели и задачи занятия, техническое оснащение.

Конспект занятия представлен с указанием слайда используемой презентации. В приложении содержатся образцы карточки самостоятельной работы,резервный методический материал для занятия. Методическая разработка апробирована на открытом уроке.

План занятия по информатике курс 1

Ф.И.О. преподавателя Ивашина Анастасия Евгеньевна

Должность, образовательное учреждение преподаватель информатики

КГБПОУ «Рубцовский аграрно-промышленный техникум» г. Рубцовск

Тема занятия : « Линейные алгоритмы»

Количество часов по теме 2

Место занятия в данной теме занятие находится в разделе «Алгоритмы и способы их описания» и является занятием знакомством с линейными алгоритмами

Тип занятия занятие изучения нового материала

Вид занятия лекция

Методы занятия метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации по средством возможностей ПК, метод передачи информации с помощью практической деятельности, устные и письменные методы

Принципы занятия взаимосвязь изучаемого материала и личного опыта обучающихся, системный подход к изучению материала, опора на интуицию

Формы работы фронтальная, индивидуальная

Время проведения 90 минут

образовательная — изучить понятие линейного алгоритма, словесное графическое описание линейного алгоритма, в результате чего обучающиеся должны:

знать – словесное описание алгоритма, его элементов; воспроизводить по памяти понятие алгоритма и его виды

уметь — пользоваться блок – схемами алгоритмов, находить элементы блок-схем, словесно описывать алгоритм

убедиться — в теоретической и практической значимости знаний о алгоритмах, их описание и свойства

развивающая — продолжить работу по развитию логического мышления, речи и внимания учащихся, активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельного и ответственного выбора поведения

воспитательная — убедить учащихся в познаваемости мира и объективности наших знаний о нем, воспитание любви и любознательного отношения к окружающему миру, внимательного отношения друг к другу при работе в группе

Уровень общеучебных навыков — продолжить работу над дальнейшим формированием мыслительных операций (анализ, синтез, аналоговое мышление); выстраиванием на их основе эффективных стратегий мышления, коммуникативными навыками работы в группе, принятием ответственного решения в ситуации выбора; умением работать с устными и письменными инструкциями; развитием навыков планирования деятельности

Задачи занятия — создать условия для актуализации опорных знаний, организовать формулировку темы занятия, организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися, способствовать деятельности обучающихся к самостоятельному решению задач, продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на занятии, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки

Доска, компьютер, проектор , презентация «Линейные алгоритмы», индивидуальные задания, самостоятельной работы.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов действий

Что такое алгоритм? Какие виды алгоритмов существуют?

Называют виды алгоритмов и понятие «алгоритм»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ обьектов,

с целью выделения признаков

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения учащимися, принятие ими целей урока

Сообщает тему и цели, наблюдает, консультирует

Знакомятся с темой занятия, принимают цели занятия

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические- формулирование познавательной проблемы

Изучение нового учебного материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися нового материала

Объясняет новый материал в сопровождении презентации

Знакомятся с новым материалам- слушая преподавателя, задавая вопросы.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, логические- формулирование познавательной проблемы, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: планирование, прогнозирование

Первичное закрепление. Организация первичного закрепления.

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Формулирует задание самостоятельной работы по теме занятия, объясняет порядок и правила выполнения самостоятельной работы, обеспечивает мотивацию выполнения работы.

Выполняют самостоятельную работу по карточкам. Осуществляют самопроверку

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Озвучивает и разъясняет цели, содержание и способы выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание, творческий уровень домашнего задания

Закрепление темы занятия.

Организация закрепления темы занятия.

Установление правильности и осознанности изучения и применения алгоритма. Выявление пробелов осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Формулирует задание само работы заданию, объясняет порядок и правила выполнения работы, обеспечивает мотивацию выполнения работы.

Выполняют работу.. Осуществляют самопроверку

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Дать качественную оценку работы группы и отдельных учащихся

Подводит итоги урока, оценивает работу группы и отдельных учащихся, ставит задачи на следующий урок

Слушают сообщения преподавателя, подводят итоги самопроверки

Регулятивные: оценка- осознание уровня и качества усвоения ; контроль

Инициировать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с преподавателем и другими учащимися в группе

Что важного и интересного вы узнали на уроке , что было трудным, что больше всего понравилось, достигли ли мы поставленной цели ?

Анализируют и оценивают результат своей работы на уроке

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия

Тема занятия «Линейные алгоритмы»

Тип занятия урок изучения нового материала

образовательная — изучить понятие линейного алгоритма, словесное описание линейного алгоритма, описание алгоритмов с помощью блок-схем, в результате чего учащиеся должны:

знать- понятие линейного алгоритма; способы описания линейного алгоритма

уметь- пользоваться блок-схемами, словесно описывать алгоритм, решать задания с помощью алгоритма

убедиться- в теоритической и практической значимости знаний о линейных алгоритмах, их описании и свойствах

Доска, компьютер, проектор , презентация «Линейные алгоритмы», индивидуальные задания, самостоятельной работы.

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учащихся

— Здравствуйте! Присаживайтесь. Начнем наше занятие. Давайте, отметим отсутствующих. Староста (Павел), кого сегодня нет на занятии?

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Сегодня наша жизнь связана тесно с алгоритмами. Мы их используем сами того не понимая. Многие задачи нашей повседневной жизни мы можем решить с помощью их. С каким понятием мы с вами познакомились на прошлых занятиях?

Правильно Алгоритмы и способы их описания. Что такое алгоритм? Какие виды алгоритмов существуют?

Правильно, Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к получению результата. Виды алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся.

Мы с вами продолжаем изучать алгоритмы.

Мотивация учебной деятельности

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.

Правильно, тема урока «Линейный алгоритм». Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Цель нашего занятия — научиться составлять последовательности действий, предназначенные для человека, которые помогут нам в выполнении различных учебных и бытовых задач.

Запишите в тетрадь число и тему: «Линейный алгоритм».

Сегодня мы познакомимся с вами с одним из видов алгоритма, который называется линейным. Как вы думаете что такое линейный алгоритм?

Запиши в тетради определение:

Алгоритмы, в которых действия выполняются одно за другим в порядке их следования, называются линейными алгоритмами .

Давайте вспомним основные элементы блок-схемы для составления алгоритма. СЛАЙД

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ? На листочке

Напиши слово МОРЕ.

Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.

Убери 2 первых буквы.

Припиши слева букву О.

Припиши слева букву Т.

Припиши слева букву Ш.

Давайте попробуем выполнить линейные алгоритмы(один человек работает у доски, остальные в тетради).

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

Запиши имя СЕРЁЖА.

Замени первую букву на букву Л.

Убери третью букву.

Убери третью букву.

Убери третью букву.

Вставь третьей буквой букву Ш.

Напиши слово ТОРТ.

Убери третью букву.

Замени последнюю букву на К.

Прочитай слово справа налево.

1) выкопать в земле ямку;

2)опустить в ямку саженец;

3)засыпать ямку с саженцем землей;

4) полить саженец водой.

По данным примерам составить блок-схему:

4 * 5 + 10 – 15 = 15

Давайте, попробуем словесно описать несколько алгоритмов( у доски + в тетради):

1)2) 3)

Обобщение и систематизация знаний

Мы с вами познакомились с линейным алгоритмом. Теперь я предлагаю вам закрепить полученные на сегодняшнем занятии знания и выполнить самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки с заданием. ( Вам нужно будет рассмотреть задачи, записать алгоритм при помощи словесной и графической формах представления информации. Приступим! (в приложении)

Итоговая часть занятия. Рефлексия

А теперь давайте подведем итог сегодняшнего урока. На экране написаны предложения. Вам необходимо продолжить эти предложения в тетради. СЛАЙД

Сегодня я узнал…

Информация о домашнем задании

Составить алгоритмы приготовления бутерброда, заваривания чая и приготовления салата.

Приложение №1 Раздаточный материал

Графическое описание линейного алгоритма

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

Запиши имя СЕРЁЖА.

Замени первую букву на букву Л.

Убери третью букву.

Убери третью букву.

Убери третью букву.

Вставь третьей буквой букву Ш.

Напиши слово ТОРТ.

Убери третью букву.

Замени последнюю букву на К.

Прочитай слово справа налево.

1) выкопать в земле ямку;

2)опустить в ямку саженец;

3)засыпать ямку с саженцем землей;

4) полить саженец водой.

По данным примерам составить блок-схему:

4 * 5 + 10 – 15 = 15

Словесное описание линейного алгоритма

Давайте, попробуем словесно описать несколько алгоритмов( у доски + в тетради):

Приложение №5 Самостоятельная работа по теме: «Линейные алгоритмы»

По данным примерам составить блок-схему:

Расставьте действия алгоритма по порядку и составьте блок-схему алгоритма

Алгоритм «Приготовление уроков»

Расставь действия алгоритма по порядку

Выполнить домашнее задание

Прочитать задания в дневнике

Сложить школьные вещи в портфель

Достать дневник, учебник, тетради

Открыть учебник и тетрадь

Составьте словесное описание линейного алгоритма:

Составьте словесное описание линейного алгоритма:

Составьте блок-схему алгоритма запуска программы Paint в ОС Windows 7.

Войти в меню «Пуск».

Войти в пункт «Все программы».

Войти в пункт «Стандартные».

Выбрать программу « Paint ».

Составьте блок-схему алгоритма

Приложение №5 Резервный материал

Составьте словесное описание линейного алгоритма

Составьте словесное описание линейного алгоритма

Составьте словесное описание линейного алгоритма

Составьте блок-схему для решения задачи. Клоун Вася показывал фокусы: сначала из шляпы он достал 3 кроликов, потом 5 цветных платочков, затем 8 разноцветных шариков и, наконец, 4 попугаев.

В квадратной комнате шириной A и высотой B есть окно и дверь с размерами C на D и M на N соответственно. Вычислите площадь стен для оклеивания их обоями. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

Даны длины сторон треугольника A, B, C. Найти площадь треугольника S. Составьте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

Линейный алгоритм и как решать задачи: подборка примеров, детальное описание

Содержание:

Каждый линейный алгоритмический конструктив включает базовые структуры. К простейшим базовым принципам относят принцип следования, имеющий линейные характеристики. На основании этого информатика дает точное определение.

Линейная конструкция является алгоритмом из группы команд. Следование командам – однократное, последовательное. Простая структура может быть выражена в виде графика или текстового описания.

Как сформировать алгоритм: порядок действий

Чтобы получилась целостная конструкция, нужно выполнить следующие шаги:

  • Выявить исходные значения, данные в задании;
  • Определить класс первоначальной информации, ее тип;
  • Задать имя для каждой переменной;
  • Выделить класс сведений для искомых параметров;
  • Задать названия искомых переменных;
  • Подобрать ряд алгебраических формул для объединения исходной информации и результата решения;
  • Определить необходимость ввода промежуточных переменных;
  • Установить класс промежуточных параметров;
  • Описать все переменные, которые используются в алгоритмической системе;
  • Записать окончательную конструкцию.

В итоговой блок-схеме важно указать процесс ввода, вывода сведений, полный список всех вычислительных операций.

Дан фрагмент линейного алгоритма a 8 – как решить задачу

В задаче дан фрагмент линейного алгоритма а 8, при этом б : = 6 + 3а, а : = б : 3а. Нужно вычислить переменную после решения системы.

Коэффициент а инициализируется при первичном вводе, его установленное значение 8 является целым. Так как изначально дан фрагмент линейного алгоритма с переменной б, она также используется для выделения измененного следующего показателя. Чтобы установить изменение а, необходимо предварительно вычислить значение б. Для этого:

б = 6 + 3 × 8 = 6 + 24 = 30

Пока число а не изменилось, оно равняется 8. Формируется дробное выражение с 8 в знаменателе: а = 30 : 3 × 8 = 10 × 8 = 80

Итог: когда код исполнится, переменная станет равна 80.

Блок-схема простейшего линейного алгоритма

Рассмотрим принцип линейных выражений на простом примере из жизни. Необходимо построить алгоритм покупки хлеба. В текстовой форме он будет иметь вид:

  • Старт;
  • Выход из дома;
  • Поход в магазин;
  • Выбор хлеба;
  • Оплата товара;
  • Получение сдачи;
  • Поход домой;
  • Конец.

Графическое представление выглядит следующим образом:

Решение задачи по алгоритму «Узор»

Робот владеет четырьмя командами: перемещается вправо, влево, вниз, вверх. Каждый ход – одна клетка в указанном направлении. Команда «Закрасить» заставляет исполнителя зарисовывать клетки, в которых он пребывает в данный момент. Нужно составить алгоритмическую структуру закрашивания двух угловых верхних клеток, одной средней, возврата в угловую верхнюю клетку. Точка возврата отмечена на рисунке *.

  • Начало;
  • Закрасить;
  • Переход вправо;
  • Переход вправо;
  • Закрасить;
  • Переход вниз;
  • Движение в левую клетку;
  • Закрасить;
  • Движение вверх;
  • Движение влево;
  • Конец.


источники:

http://infourok.ru/lekciya-po-informatike-na-temu-linejnye-algoritmy-4285141.html

http://bingoschool.ru/manual/linejnyij-algoritm-i-kak-reshat-zadachi-podborka-primerov-detalnoe-opisanie/