Алгоритм составления уравнений электронным методом

Метод электронного баланса и ионно-электронный метод (метод полуреакций)

Спецификой многих ОВР является то, что при составлении их уравнений подбор коэффициентов вызывает затруднение.

Для облегчения подбора коэффициентов чаще всего используют метод электронного баланса и ионно-электронный метод (метод полуреакций). Рассмотрим применение каждого из этих методов на примерах.

Метод электронного баланса

В его основе метода электронного баланса лежит следующее правило: общее число электронов, отдаваемое атомами-восстановителями, должно совпадать с общим числом электронов, которые принимают атомы-окислители .

В качестве примера составления ОВР рассмотрим процесс взаимодействия сульфита натрия с перманганатом калия в кислой среде.

1) Составить схему реакции:

Записать исходные вещества и продукты реакции, учитывая, что в кислой среде MnO4 — восстанавливается до Mn 2+ (см. схему):

Найдем степень окисления элементов:

Из приведенной схемы понятно, что в процессе реакции происходит увеличение степени окисления серы с +4 до +6. S +4 отдает 2 электрона и является восстановителем. Степень окисления марганца уменьшилась от +7 до +2, т.е. Mn +7 принимает 5 электронов и является окислителем.

3) Составить электронные уравнения и найти коэффициенты при окислителе и восстановителе.

S +4 – 2e — = S +6 | 5 восстановитель, процесс окисления

Mn +7 +5e — = Mn +2 | 2 окислитель, процесс восстановления

Чтобы число электронов, отданных восстановителем, было равно числу электронов, принятых восстановителем, необходимо:

  • Число электронов, отданных восстановителем, поставить коэффициентом перед окислителем.
  • Число электронов, принятых окислителем, поставить коэффициентом перед восстановителем.

Таким образом, 5 электронов, принимаемых окислителем Mn +7 , ставим коэффициентом перед восстановителем, а 2 электрона, отдаваемых восстановителем S +4 коэффициентом перед окислителем:

4) Уравнять количества атомов элементов, не изменяющих степень окисления

Соблюдаем последовательность: число атомов металлов, кислотных остатков, количество молекул среды (кислоты или щелочи). В последнюю очередь подсчитывают количество молекул образовавшейся воды.

Итак, в нашем случае число атомов металлов в правой и левой частях совпадают.

По числу кислотных остатков в правой части уравнения найдем коэффициент для кислоты.

В результате реакции образуется 8 кислотных остатков SO4 2- , из которых 5 – за счет превращения 5SO3 2- → 5SO4 2- , а 3 – за счет молекул серной кислоты 8SO4 2- — 5SO4 2- = 3SO4 2- .

Таким образом, серной кислоты надо взять 3 молекулы:

Аналогично, находим коэффициент для воды по числу ионов водорода, во взятом количестве кислоты

6H + + 3O -2 = 3H2O

Окончательный вид уравнения следующий:

Признаком того, что коэффициенты расставлены правильно является равное количество атомов каждого из элементов в обеих частях уравнения.

Ионно-электронный метод (метод полуреакций)

Реакции окисления-восстановления, также как и реакции обмена, в растворах электролитов происходят с участием ионов. Именно поэтому ионно-молекулярные уравнения ОВР более наглядно отражают сущность реакций окисления-восстановления.

При написании ионно-молекулярных уравнений, сильные электролиты записывают в виде ионов, а слабые электролиты, осадки и газы записывают в виде молекул (в недиссоциированном виде).

При написании полуреакций в ионной схеме указывают частицы, подвергающиеся изменению их степеней окисления, а также характеризующие среду, частицы:

H +кислая среда, OH —щелочная среда и H2Oнейтральная среда.

Пример 1.

Рассмотрим пример составления уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в кислой среде.

1) Составить схему реакции:

Записать исходные вещества и продукты реакции:

2) Записать уравнение в ионном виде

В уравнении сократим те ионы, которые не принимают участие в процессе окисления-восстановления:

SO3 2- + MnO4 — + 2H + = Mn 2+ + SO4 2- + H2O

3) Определить окислитель и восстановитель и составить полуреакции процессов восстановления и окисления.

В приведенной реакции окислитель — MnO4 — принимает 5 электронов восстанавливаясь в кислой среде до Mn 2+ . При этом освобождается кислород, входящий в состав MnO4 — , который, соединяясь с H + образует воду:

MnO4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H2O

Восстановитель SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона. Как видно образовавшийся ион SO4 2- содержит больше кислорода, чем исходный SO3 2- . Недостаток кислорода восполняется за счет молекул воды и в результате этого происходит выделение 2H + :

SO3 2- + H2O — 2e — = SO4 2- + 2H +

4) Найти коэффициенты для окислителя и восстановителя

Необходимо учесть, что окислитель присоединяет столько электронов, сколько отдает восстановитель в процессе окисления-восстановления:

MnO4 — + 8H + + 5e — = Mn 2+ + 4H2O |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + H2O — 2e — = SO4 2- + 2H + |5 восстановитель, процесс окисления

5) Просуммировать обе полуреакции

Предварительно умножая на найденные коэффициенты, получаем:

2MnO4 — + 16H + + 5SO3 2- + 5H2O = 2Mn 2+ + 8H2O + 5SO4 2- + 10H +

Сократив подобные члены, находим ионное уравнение:

2MnO4 — + 5SO3 2- + 6H + = 2Mn 2+ + 5SO4 2- + 3H2O

6) Записать молекулярное уравнение

Молекулярное уравнение имеет следующий вид:

Пример 2.

Далее рассмотрим пример составления уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в нейтральной среде.

В ионном виде уравнение принимает вид:

Также, как и предыдущем примере, окислителем является MnO4 — , а восстановителем SO3 2- .

В нейтральной и слабощелочной среде MnO4 — принимает 3 электрона и восстанавливается до MnО2. SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона.

Полуреакции имеют следующий вид:

MnO4 — + 2H2O + 3e — = MnО2 + 4OH — |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + 2OH — — 2e — = SO4 2- + H2O |3 восстановитель, процесс окисления

Запишем ионное и молекулярное уравнения, учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе:

Пример 3.

Составление уравнения реакции между сульфитом натрия и перманганатом калия в щелочной среде.

В ионном виде уравнение принимает вид:

В щелочной среде окислитель MnO4 — принимает 1 электрон и восстанавливается до MnО4 2- . Восстановитель SO3 2- — окисляется до SO4 2- , отдав 2 электрона.

Полуреакции имеют следующий вид:

MnO4 — + e — = MnО2 |2 окислитель, процесс восстановления

SO3 2- + 2OH — — 2e — = SO4 2- + H2O |1 восстановитель, процесс окисления

Запишем ионное и молекулярное уравнения, учитывая коэффициенты при окислителе и восстановителе:

Необходимо отметить, что не всегда при наличии окислителя и восстановителя, возможно самопроизвольное протекание ОВР. Поэтому для количественной характеристики силы окислителя и восстановителя и для определения направления реакции пользуются значениями окислительно-восстановительных потенциалов.

Еще больше примеров составления окислительно-восстановительных реакций приведены в разделе Задачи к разделу Окислительно-восстановительные реакции. Также в разделе тест Окислительно-восстановительные реакции

Метод электронного баланса

Составляя любое уравнение химической реакции, следует соблюдать закон сохранения масс веществ — кол-во атомов в исходных веществах (левая часть уравнения) и в продуктах реакции (правая часть уравнения) должны совпадать.

Составляя уравнения окислительно-восстановительных реакций, следует также следить за суммой зарядов, которые у исходных веществ и в продуктах реакции должны быть равны.

В уравнениях ОВР в левой части обычно указывают первым вещество-восстановитель (отдает электроны), а затем — вещество-окислитель (принимает электроны); в правой части уравнения первым указывают продукт окисления, затем восстановления, а потом другие вещества, если они имеются.

Главное требование, которое необходимо соблюдать при составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций, — кол-во электронов, которое отдал восстановитель, должно быть равно кол-ву электронов, принятых окислителем.

В основе метода электронного баланса лежит сравнение степеней окисления в исходных веществах и продуктах реакции, что подразумевает тот факт, что, составляющий уравнение ОВР методом электронного баланса, должен знать, какие вещества образуются в ходе реакции.

Примеры составления уравнений ОВР методом электронного баланса

1. Составить уравнение реакции алюминия с углеродом.

  • Al+C → Al4C3
  • В первую очередь, определяются элементы, меняющие свои степени окисления:
    Al 0 +C 0 → Al4 +3 C3 -4
  • Атом алюминия в ходе реакции отдает 3 электрона, меняя свою степень окисления с 0 на +3
    Al 0 → Al +3
    1Al 0 -3e — → 1Al +3
  • Атом углерода принимает 4 электрона, меняя свою степень окисления с 0 на -4
    C 0 → C +4
    1C 0 +4e — → 1C -4
  • Поскольку, число отданных и принятых электронов между атомами должно совпадать, следует сбалансировать уравнение, подобрав множители, для этого кол-во отданных алюминием электронов, записывают в схему реакции углерода, а кол-во электронов, принятых углеродом — в схему реакции алюминия:
  • В итоге, алюминий отдает 4·3=12 электронов;
  • углерод принимает 3·4=12 электронов
  • Осталось определить стехиометрические коэффициенты, которые необходимо проставить перед формулами веществ, чтобы уравнять кол-во их атомов в левой и правой части уравнения;
  • Кол-во атомов алюминия, вступающих в реакцию:
    4·1Al 0 =4Al 0
  • Кол-во атомов углерода, вступающих в реакцию:
    3·1C 0 =3C 0
  • Окончательный вид уравнения:
    4Al 0 +3C 0 = Al4 +3 C3 -4

2. Составить уравнение реакции азотной кислоты с йодом.

  • Схема реакции:
    HNO3+I2 → HIO3+NO+H2O
  • Определяем элементы, меняющие свои степени окисления:
    HN +5 O3+I2 0 → HI +5 O3+N +2 O+H2O
  • Азот меняет степень окисления с +5 на +2 — принимает 3 электрона, и является окислителем:
    N +5 → N +2
    N +5 +3e — → N +2
  • Йод меняет степень окисления с 0 на +5 — отдает 5 электронов, и является восстановителем, но, поскольку молекула йода двухатомна, то в схеме она записывается в молекулярном виде, а кол-во отдаваемых электронов соответственно удваивается:
    I2 0 → 2I +5
    I2 0 -10e — → 2I +5
  • Уравниваем заряды:
  • Было до реакции 10·1N +5 =10N +5 , после реакции образовалось: 10·1N +2 =10N +2
  • В реакцию вступило всего 6 атомов йода (3·2) или три молекулы 3I2, после реакции образовалось 3·2I +5 =6I +5 ;
  • Расставляем найденные коэффициенты:
    10HNO3+3I2 = 6HIO3+10NO+2H2O

3. Составить уравнение реакции соляной кислоты (концентрированной) с оксидом марганца (IV).

  • HCl+MnO2 → Cl2+MnCl2+H2O
  • HCl -1 +Mn +4 O2 → Cl2 0 +Mn +2 Cl2+H2O
  • Соляная кислота является восстановителем, оксид марганца — окислителем.
  • Атом хлора отдает свой электрон, но в правой части нулевой заряд имеет молекула хлора, состоящая из двух атомов, поэтому, для ее получения нужны 2 электрона от двух атомов хлора:
    Cl -1 → Cl2 0
    2Cl — -2e — → Cl2 0
  • Атом марганца получает 2 электрона, снижая свою степень окисления с +4 до +2:
    Mn +4 → Mn +2
    Mn +4 +2e — → Mn +2
  • Поскольку, хлор отдает два электрона, а марганец эти же два электрона принимает, оба коэффициента будут равны 2, и их можно сократить:
  • Получаем уравнение, отличающееся от исходного только стехиометрическим коэффициентом 2, который стоит перед формулой соляной кислоты (два атома хлора отдают по одному электрону):
    2HCl+MnO2 → Cl2+MnCl2+H2O
  • Осталось найти стехиометрические коэффициенты для остальных веществ, чтобы уравнять левую и правую части уравнения.
  • В левой части уравнения 2 атома хлора, в правой — 4, чтобы уравнять атомы хлора, перед формулой соляной кислоты ставим 4, но, теперь в правой части уравнения получается на 2 атома водорода меньше, чтобы уравнять атомы водорода, перед молекулой воды ставим коэффициент 2 — теперь кол-во всех атомов в левой части и в правой части уравнения одинаково:
    4HCl+MnO2 → Cl2+MnCl2+2H2O
  • Ионное уравнение реакции:
    4H + +4Cl — +MnO2 = Cl2+Mn 2+ +2Cl — +2H2O

4. Составить уравнение реакции сероводорода с раствором калия перманганата в кислой среде.

  • Схема реакции:
    H2S+KMnO4+H2SO4 → S+MnSO4+K2SO4+H2O
  • Определяем элементы, меняющие свои степени окисления:
    H2S -2 +KMn +7 O4+H2SO4 → S 0 +Mn +2 SO4+K2SO4+H2O
  • Сера меняет свою степень окисления с -2 до 0, т.е., отдает 2 электрона (сероводород — восстановитель):
    S -2 → S 0
    S -2 -2e — → S 0
  • Марганец меняет свою степень окисления с +7 до +2, т.е., принимает 5 электронов (калия перманганат — окислитель):
    Mn +7 → Mn +2
    Mn +7 +5e — → Mn +2
  • Электронные уравнения:
  • 5H2S+2KMnO4+H2SO4 = S+MnSO4+K2SO4+H2O
  • 5H2S+2KMnO4+3H2SO4 = 5S+2MnSO4+K2SO4+8H2O
  • Ионное уравнение:
    5H2S+2MnO4 — +6H + = 5S+2Mn 2+ +8H2O

Если вам понравился сайт, будем благодарны за его популяризацию 🙂 Расскажите о нас друзьям на форуме, в блоге, сообществе. Это наша кнопочка:

Код кнопки:
Политика конфиденциальности Об авторе

Урок химии в 11-м классе по теме «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций различными способами»

Разделы: Химия

Цели урока:

  • углубить знания по составлению уравнений ОВР методом электронного баланса;
  • изучить ионно-электронный метод составлению уравнений ОВР, показать его преимущества в формировании умений прогнозирования направления протекания ОВР в растворах.
  • закрепить умения по составлению уравнений ОВР, протекающих в различных средах;

Познакомить учащихся ещё с одним способом составления уравнений ОВР.

Оборудование и реактивы:

  • персональный компьютер, проектор, презентация;
  • раствор соляной кислоты и кусочки цинка, железные гвозди и раствор медного купороса, пробирки в штативе на каждом столе;
  • инструкция “Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса”;
  • инструкции “Алгоритм составления уравнений ОВР ионно-электронным методом”;
  • таблицы: “Окислители и восстановители”.
  • Тип урока: усвоение новых знаний с применением имеющихся знаний и умений с последующим обобщением и систематизацией.

    Методы.

  • Словесные (беседа, объяснение).
  • Наглядные (компьютерная презентация, инструкции, таблицы).
  • Практические (демонстрация и выполнение опытов).
  • План урока.

  • Актуализация знаний.
  • Повторение основных теоретических понятий темы: ОВР, окислители, восстановители, процессы окисления и восстановления.
  • Составлению уравнений ОВР методом электронного баланса, его недостатки.
  • Ионно-электронный метод составления уравнений ОВР, его преимущества.
  • 1. Актуализация знаний.

    Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов — окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. При этом независимо от того, переходят ли электроны с одного атома на другой полностью или лишь частично, оттягиваются к одному из атомов, условно говорят только об отдаче или присоединении электронов.

    Окислительно-восстановительные процессы принадлежат к числу наиболее распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щёлочи, кислоты и другие ценные продукты. Они лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Человечество давно пользовалось ОВР, вначале не понимая их сущности. Лишь к началу 20-го века была создана электронная теория окислительно-восстановительных процессов.

    Повторение основных теоретических понятий темы: ОВР, окислители, восстановители, процессы окисления и восстановления. (Слайд 4). Презентация

    Какие химические реакции относятся к окислительно-восстановительным, мы узнали в 8 классе, тогда же научились составлять уравнения этих реакций методом электронного баланса. В последствии, в 9 и 10 классе, мы отмечали, что в любой ОВР один из участников – восстановитель отдает электроны, окисляется, то есть повышает свою степень окисления, а другой – окислитель принимает электроны, восстанавливается, то есть понижает степень окисления. Поэтому, если оба её участника находятся в высшей (окислители: КМn +7 О4 + HN +5 O3) или низшей степени окисления (восстановители: H2S -2 + HCl -1 ), то реакция невозможна.. Если же один из участников может повысить, а другой понизить свои степени окисления, реакция в принципе возможна (HCl -1 + HN +5 O3—>).

    Поэтому, прежде чем написать уравнение реакции, протекающей в смеси заданных веществ, нужно ответить на следующие вопросы:

    • Возможна ли в принципе ОВР между данными веществами?
    • Если да, то установить продукты реакции.
    • Подобрать коэффициенты в уравнении реакции.

    Задание №1. Определите, возможна ли в принципе ОВР между данными веществами? Если да, то определите восстановитель и окислитель в реакции. (Слайд 5)

    Выполнение лабораторных опытов.

  • Взаимодействие раствора соляной кислоты с цинком;
  • Взаимодействие железного гвоздя и раствора медного купороса
  • Вывод после проведения опытов: к ОВР обязательно относятся все реакции замещения и реакции, в которых присутствуют простые вещества.

    2. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса, его недостатки.

    Метод электронного баланса основан на сравнении степеней окисления в исходных и конечных веществах, когда известны все исходные вещества и продукты реакции. (Слайд 6) Этот метод хорошо знают и используют все учащиеся при расстановке коэффициентов. И данным методом действительно удобно пользоваться и в неорганической и органической химии, конечно, если даны полные схемы реакций.

    Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса. (Приложение 1)

    Работа у доски: (Слайд 7)

    1. Записать схему реакции:

    2. Определить, атомы, каких элементов изменяют степень окисления:

    3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления:

    4. Умножить полученные электронные уравнения на наименьшие множители для установления баланса по электронам:

    5. Перенести множители из электронных уравнений в молекулярное уравнение реакции:

    6. Проверить выполнение закона сохранения массы (число атомов каждого элемента в левой и правой части уравнения должно быть одинаковым) и, если требуется, ввести новые или изменить полученные коэффициенты:

    Вывод: Данным способом расстановки коэффициентов удобно пользоваться, если известны исходные вещества и продукты реакции, т.е. даны полные схемы реакций.

    3. Ионно-электронный метод составления уравнений ОВР, его преимущества.

    Если ОВР протекает в водных растворах и участники реакции не очевидны, то удобнее использовать метод электронно-ионного баланса (другое название – метод полуреакций). А именно такие схемы реакций, в которых не известны некоторые исходные вещества и продукты реакции, даны в заданиях С1 единого государственного экзамена. Сегодня мы познакомимся с особенностями протекания ОВР в водных растворах, научимся определять продукты реакции, используя специфический для таких реакций метод составления их уравнений. (Слайд 8).

    Метод полуреакций, или ионно-электронный метод составления ОВР заключается в том, что для окислительных и восстановительных процессов в отдельности записываются уравнения полуреакций. Затем их уравнивают отдельно, умножают на коэффициенты, чтобы получить общее уравнение, в котором соблюдены законы сохранения массы и заряда, и складывают. Метод на первый взгляд кажется громоздким, но он имеет жесткий алгоритм исполнения, что удобно и полезно.

    Алгоритм составления уравнения ОВР методом электронно-ионного баланса

    • Составить перечень веществ и частиц, присутствующих в системе до начала реакции.
    • Найти среди них окислитель и восстановитель; определить реакцию среды.
    • Составить уравнение полуреакции окислителя.
    • Составить уравнение полуреакции восстановителя.
    • Уравнять число принятых и отданных электронов.
    • Составить ионное уравнение.
    • Составить молекулярное уравнение.

    Составляя этим методом уравнений ОВР, необходимо учитывать следующие основные правила:

    1) при составлении уравнений полуреакций можно использовать только те вещества и частицы, которые присутствуют в данной системе;

    2) продуктами полуреакций могут быть только те вещества и частицы, которые устойчивы в данной системе;

    3) при составлении уравнения полуреакции окислителя нельзя использовать частицы восстановителя и, наоборот, при составлении уравнения полуреакции восстановителя нельзя использовать частицы окислителя.

    Рассмотрим взаимодействие дихромата калия К2Сг207 с соляной кислотой. (Работа у доски)

    1. Запишим в левой части уравнения формулы исходных веществ.

    Для создания в растворах кислой среды обычно пользуются серной кислотой. Соляная и азотная кислоты применяются редко, так как первая (НСl) способна окисляться, а вторая (НNО3) сама — сильный окислитель.

    2. Определим окислитель и восстановитель.

    Ион Сг207 2- , содержащий хром в его высшей степени окисления, может быть только окислителем. В кислой среде степень окисления хрома понижается — он восстанавливается в Сг 3+ . Ионы С1 — могут только окисляться – он восстановитель.

    3. Составим схемы электронно-ионных уравнений полуреакций для процессов окисления и восстановления.

    Полуреакция окисления: 2СГ — 2е = С12.

    Полурсакция восстановления. Начинать подбор ее коэффициентов следует с уравнивания числа атомов элемента, который меняет свою степень окисления, в данном случае — хрома: Сг207 2- —> 2Сг 3+ .

    4. Проверим число атомов кислорода в каждом уравнении полуреакции слева и справа и уравняйте их. Уравниваем число атомов кислорода. Они превращаются в молекулы воды, степень окисления кислорода в которых та же, что и в Сг207 2- . Для этого необходимо в левую часть добавить ионы Н + , которые заведомо имеются в растворе (среда кислая): Сг207 2- + 14Н + = 2Сг 3+ + 7Н20.

    Одновременно с атомами кислорода при этом уравнивается и число атомов водорода.

    5. Проверим число атомов каждого элемента в левой и правой частях схем уравнений окисления и восстановления.

    6. Проверим равенство сумм зарядов до и после реакции, в соответствии с законом электронейтральности — суммарное число зарядов продуктов реакции должно быть равно

    суммарному числу зарядов исходных веществ.

    В нашей записи суммарный заряд всех ионов слева +12, а справа +6, поэтому для баланса нужно добавить в левую часть нашего выражения 6 электронов, каждый из которых несет заряд — 1. В результате получим уравнение: Сг207 2- + 14Н + + бе = 2Сг 3+ + 7Н20.

    7. Подберем коэффициенты для окислителя и восстановителя согласно закону сохранения энергии (материи) — общее число электронов, отданных восстановителем и принятых окислителем, должно быть равным.

    8. Суммируйте правые и левые части электронно-ионных уравнений, предварительно умножив соответствующие части на подобранные коэффициенты. Сг207 2 — + 14Н + + 6СГ = 2Cr 3+ + 7Н20 + ЗС12,

    9. Сократим подобные члены в правой и левой частях уравнения.

    10. Перепишем ионное уравнение.

    11. По ионному уравнению составим молекулярное, для этого необходимо в правой и левой частях уравнения каждому аниону приписать соответствующее число катионов, а

    каждому катиону приписать соответствующее число анионов. Скомпонуйте ионы в молекулы.

    В данном случае источником ионов Сг207 2- была соль К2Сг207, поэтому с каждым молем Сг207 2- в раствор попадает 2 моль ионов К + . В реакции они участия не принимают, поэтому в неизмененном виде должны перейти в правую часть. Вместе с 14 моль ионов Н + в раствор вносится 14 моль ионов СГ. Из них 6 участвует в реакции в качестве восстановителя, а остальные 8, как и ионы К + , в неизмененном виде остаются после реакции, т. е. дописываются в правую часть. Проделав это, получим:

    Сг207 2- + 14Н + + 6СГ + 2К + + 8С1 — = 2Сг 3+ + 7Н20 + ЗС12 + 2К + + 8С1 —

    После этого можно объединить ионы в формулы реальных веществ:

    Преимущества электронно-ионного метода:

    1. Рассматриваются реально существующие ионы:

    2. Не нужно знать все получающиеся вещества, они появляются при его выводе.

    3. При использовании этого метода нет необходимости определять степени окисления атомов отдельных элементов, что особенно важно в случае ОВР, протекающих с участием органических соединений, для которых подчас очень сложно сделать это.

    4. Этот метод дает не только сведения о числе электронов, участвующих в каждой полуреакции, но и о том, как изменяется среда.

    5. Сокращенные ионные уравнения лучше передают смысл протекающих процессов и позволяют делать определенные предположения о строении продуктов реакции.

    6. Видна роль среды как активного участника всего процесса.

    Самостоятельная работа (15 мин.): (Слайды 11, 12, 13, 14)

    Закрепление. Составьте уравнение одной из 2 предложенных ОВР ионно-электронным методом или методом электронного баланса.

    (Анализ самостоятельной работы показал, что с работой справились все учащиеся, отдавая предпочтение ионно-электронному методу подбора продуктов реакции и коэффициентов).

    Вывод: Если в ОВР не указаны продукты реакции, то удобнее использовать метод электронно-ионного баланса, который позволяет подобрать их, используя четкий алгоритм исполнения, что удобно и полезно.

    Домашнее задание: (Слайд 15, 16)

    Задание 2. Используя метод электронного баланса (или метод электронно-ионного баланса), составьте уравнения любых 3 реакций.

    Определите окислитель и восстановитель.

    Вывод по итогам занятия: Учащиеся проявляют повышенный интерес к данной теме, они осознают важность и необходимость владения рассмотренным материалом, понимают, что полученные знания помогут им успешно выполнить задания ЕГЭ.

    Анализ самостоятельной работы показал, что с работой справились все учащиеся, отдавая предпочтение ионно-электронному методу подбора продуктов реакции и коэффициентов.


    источники:

    http://prosto-o-slognom.ru/chimia_ovr/08_metod_elektronnogo_balansa.html

    http://urok.1sept.ru/articles/622215