Урок алгебры в 7 классе «Системы уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Анотация.docx
Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными». (10 урок в теме) Обучение ведётся по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 7 класс» в двух частях для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство «Мнемозина» 2007г.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений.
Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, коллективной, групповой, дифференцированной форм работы.
Выбранный для просмотра документ ОноприенкоЕВ.doc
Урок алгебры в 7 классе по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными». (10 урок в теме)
Обучение ведётся по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 7 класс» в двух частях для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство «Мнемозина» 2007г.
формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, обосновывать суждения, приводить примеры;
формирование умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
формирование ответственного отношения к учению;
формирование логического мышления, мыслительных способностей учащихся, умения действовать в нестандартной
формирование навыков восприятия зрительной и слуховой информации;
формирование умения строить логические суждения, делать выводы;
формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
формирование общепользовательской компетентности в области использования ИКТ.
иметь представления об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из матема тики, смежных областей знаний, практики;
овладеть понятиями «уравнение», по нимать смысл терминов «система уравнений», «решение системы уравнений», «совместная» и «несовместная система уравнений»; правильно употреблять термины «уравнение», «система», «корень уравнения», «решение си стемы»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задания: «решить уравнение, систему»;
освоить основные приемы решения систем; уметь решать линейные системы уравнений с двумя переменными;
использовать для описания математических ситуаций графический и аналитический языки; применять геоме трические представления для решения и исследования систем;
понимать графическую интерпретацию решения систем уравнений;
уметь решать несложные текстовые задачи с помощью составления систем уравнений.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений.
Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, коллективной, групповой, дифференцированной форм работы.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран.
Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
(с указанием действий с ЭОР)
1) Слайд 1 из презентации.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка готовности помещения к уроку, организация внимания, раскрытие общей цели урока.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Проверка домашнего задания.
1) Слайд 2, 3, 4 из презентации.
Демонстрирует слайды презентации с решёнными домашними заданиями.
1)Решите систему уравнений методом подстановки:
2)Решите систему уравнений методом алгебраического сложения:
3) Составьте уравнение прямой, проходящей через точки А(-2;3) и В(2;6).
Ответ.
Взаимопроверка с выставлением баллов в индивидуальный лист учёта (за каждое верное задание — по 1 баллу)
Актуализация знаний учащихся.
1) Слайд 5 из презентации.
Фронтальная работа с использованием мяча.
А знаете ли вы? Учитель задаёт вопросы и принимает ответы, в конце работы называет активных учеников и количество баллов, которые ученики заносят в индивидуальный лист учёта.
— Как вы можете объяснить понятие система линейных уравнений с двумя неизвестными?
— Что называется решением системы уравнений?
— Что значит решить систему?
— Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя неизвестными?
— Какие способы решения систем вы знаете?
Отвечают на вопросы, исправляют ответы товарищей, дополняют, бросают мяч желающим ответить на следующий вопрос.
Закрепление знаний и умений учащихся.
1) Слайд 6 из презентации.
1) Слайд 7, 8 из презентации.
1) Слайд 9, 10 из презентации
1. Индивидуальная работа.
а) Предлагает индивидуальную работу с ЭОР по количеству АРМ (автоматизированных рабочих мест)
б) На доске записана система.
Вызывает 3 ученика. Они решают эту систему графическим способом, способом подстановки и способом сложения.
2. Одновременно с индивидуальной работой у доски идет фронтальная устная работа.
— Система линейных уравнений имеет единственное решение, если …
— Система уравнений не имеет решений, если …
— Система линейных уравнений имеет множество решений, если …
Ну-ка, покажи:
— Укажите номера систем, которые:
имеют множество решений;
имеют единственное решение.
— При каком значении b система имеет бесконечно много решений?
— При каком значении a система не имеет решений?
3. Одна голова хорошо, две – лучше! (Работа в парах с раздаточным материалом)
Учитель предлагает распределить карточки на три столбика в данной таблице: Система имеет единственное решение; Система не имеет решений; Система имеет бесконечное множество решений;
Система неопределённая; Система определённая; Система несовместная;
Коэффициенты при x и y не пропорциональны; Коэффициенты при x и y пропорциональны, а свободные члены не пропорциональны; Коэффициенты при x и y и свободные члены пропорциональны.
4.Одновременно с работой в паре учитель проверяет индивидуальную работу у доски.
— Как проверить правильность решения системы?
— На ваш взгляд, каким способом легче решается данная система?
— Когда нужно отдать предпочтение графическому способу решения системы уравнений? (Этот способ служит геометрической иллюстрацией наличия или отсутствия решения системы уравнений).
— Все эти способы решения систем уравнений знали люди давно. Точной даты не известно, но они имеются в книге Ньютона “Всеобщая арифметика”, которая была издана в 1707 году.
5. Демонстрирует слайды презентации для проверки работы в парах.
Индивидуальная работа в электронных информационных модулях, выставление баллов в индивидуальный лист учёта.
3 ученика работают у доски.
Отвечают на вопросы, исправляют ответы товарищей, дополняют.
Работают на магнитных досках, по просьбе учителя одновременно поднимают ответы, аргументируют свой выбор.
Распределяют и прикрепляют скрепками данные карточки по колонкам, данным в таблице, работая в паре.
Урок алгебры в 7-м классе по теме «Система линейных уравнений с двумя переменными»
Разделы: Математика
Тип урока: применение новых знаний.
образовательные:
- повторить понятие системы линейных уравнений с двумя переменными, ее решения, графический метод, метод подстановки;
- отработать графический способ решения системы линейных уравнений, метод подстановки;
- рассмотреть применение систем как модели реальных ситуаций;
- закрепить навыки построения графиков линейных функций;
- формировать навыки самостоятельной работы;
развивающие:
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
- расширение кругозора;
воспитывающие:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание у учащихся дисциплинированности на уроках;
- воспитание аккуратности, внимательности, рационального использования времени при выполнении заданий.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: мультимедийный проектор, приложение 1
1. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока “Системы линейных уравнений с двумя переменными”. На этом уроке мы должны вспомнить определением системы линейных уравнений, ее решений, повторить способы решения систем, познакомиться с примером построения модели задачи в виде системы.
2. Актуализация опорных знаний.
Блиц опрос (слайд №3)
- Определение линейного уравнения с двумя переменными.
- Что является решением линейного уравнения с двумя переменными?
- В каком случае говорят, что уравнения образуют систему?
- Что значит решить систему?
- Что является решением системы?
- Сколько решений может иметь система?
Мини-тест (слайд №4)
1. Из предложенных уравнений выберите линейное с двумя переменными :
а) 3х 2 + 5x — 4 = 0;
б) -2x + 4,5y — 8 = 0;
2. Какая из пар является решением уравнения 5х + 3у – 19 = 0
3. Сколько решений имеет уравнение
4. Какая из пар является решением системы:
Ключ к тесту (слайд №5)
1 2 3 б а в
3. Повторение графического метода решения систем:
Блиц опрос (слайд №6)
1. Как называется способ решения систем с помощью графиков?
2. Что указывает на количество решений системы?
3. Сколько решений может иметь система?
Рефлексия с помощью учебника:
Каково взаимное расположение на координатной плоскости графиков линейной функций:
а) y = -8x + 3 и y = 6x – 1
б) y = 4x – 7 и y = 18 + 4x
а) прямые пересекаются, т.е. имеют одну общую точку. Тогда система уравнений имеет единственное решение (пример 1 стр.196)
б) прямые параллельны, т.е. не имеют общих точек. Тогда система уравнений не имеет решений (пример 2 стр.196)
в) Прямые совпадают. Система уравнений имеет бесконечное множество решений (пример 3 стр.196).
Задание для самостоятельной работы (слайд № 7):
Решить систему графически:
Проверка решения с помощью слайда №8
Зарядка для глаз (слайд №9)
Подберите такое значение k, при котором система:
— имеет единственное решение;
— не имеет решений.
3. Повторение метода подстановки.
В чем заключается алгоритм метода подстановки?
Самостоятельное задание по вариантам (слайд №11):
Решить систему методом подстановки:
Решение системы 2 варианта (слайд № 12)
Решение системы 1 варианта (слайд № 13)
4. Введение новых знаний.
(слайд №14) Исаак Ньютон сказал:
“Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на алгебраический.”
С помощью какой из систем, можно решить следующую задачу:
Сумма двух чисел равна 7, а их разность 3. Найти эти числа.
Решить задачу № 12.25
Опишите с помощью системы уравнений ситуацию: (слайд № 17)
Разность двух чисел равна 12. Одно из них больше другого в 4 раза.
В классе 36 учеников. Девочек на 3 меньше, чем мальчиков.
5. Подведение итогов. Домашнее задание. № 11.12 (а), 12.5 (а), 12.24.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Системы линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Тип урока: урок изучения нового материала.
· познакомить учащихся с применением систем уравнений при решении задач;
· обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами применения систем уравнений при решении задач;
· формирование умения переносить знания в новую ситуацию;
· формирование умения работать в группе.
Составьте уравнение, зная что:
Ø 1) длина прямоугольника х м, ширина у м, а периметр 24 м;
Ø 2) основание равнобедренного треугольника a см, боковая сторона b см, периметр 44 см;
Ø 3) туристы 5 ч ехали на автобусе со скоростью х км/ч и шли пешком 3 ч со скоростью у км/ч. Весь путь составил 315 км.
-Уравнение – это один из типов математической модели, какие модели мы еще изучали? ( системы двух линейных уравнений с двумя переменными).
-Перед вами представлены несколько систем уравнений (системы уравнений высвечиваются на экране).
1)
-Какими способами вы умеете их решать? ( метод подстановки, метод алгебраического сложения, графический метод)
— У вас на столах задания с системой уравнений, решите их способом, указанном в задании.(результаты записываются на листах бумаги)
1) (2; -3 ); 2) ( 3; 1) ; 3) ( 5; 2) ; 4) множество решений; 5) нет решений.
-Где же применяются системы уравнений? Сегодня мы начнем рассматривать задачи, решить которые можно с помощью систем уравнений с двумя переменными.
Тема урока: Системы линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
Рассмотрим задачу №1.
В 7 классе в понедельник не пришли в школу одна девочка и 5 мальчиков. При этом число девочек оказалось в 2 раза больше числа мальчиков. Во вторник не пришли 1 мальчик и 9 девочек. При этом число мальчиков оказалось в 1,5 раза больше числа девочек. В среду на уроки пришли все ученики. Сколько школьников присутствовало на уроках в среду в 7 классе?
Решение( построчно высвечивается на экране).
х – число девочек,
у – число мальчиков,
(х-1)- число девочек в понедельник,
(у-5)- число мальчиков в понедельник,
Зная, что в понедельник число девочек было в 2 раза больше, чем мальчиков,
(х-9) – девочек во вторник,
(у-1) – мальчиков во вторник,
Зная, что во вторник мальчиков оказалось в 1,5 раза больше, чем девочек, составляем уравнение:
у-1=1,5(х-9)
Решение системы уравнений осуществляется в группах.( 1 ученик у доски воспроизводит решение)
Ответ: 17 девочек и 13 мальчиков.
§ Два пешехода отправились одновременно навстречу друг другу из пунктов М и N, расстояние между которыми 38 км. Через 4 ч расстояние между ними сократилось до 2 км, а ещё через 3 ч первому пешеходу осталось пройти до пункта N на 7 км меньше, чем второму до М. Найдите скорости пешеходов.
Х км/ч – скорость 1 пешехода,
У км/ч — скорость 2 пешехода,
(х+у) км/ч – общая скорость,
4(х+у) км – общий путь до встречи,
Зная, что осталось пройти 2 км, составляем уравнение: (х+у)4=36.
7у км – прошел 2 пешеход,
7х км прошел 1 пешеход.
Зная, что разница 7км, составляем уравнение: 7х-7у=7.
Ответ: 5 км/ч, 4 км/ч.
Мы рассмотрели 2 задачи, что общего вы увидели при решении этих задач.
Этапы решения задач
1. Составление математической модели (система уравнений).
2. Работа с составленной моделью.
3. Ответ на вопрос задачи.
Задача №2. Высвечивается на экране.
• Фильтр от сигареты разлагается на 10 лет дольше, чем консервная банка. С созданием материалов, разлагающихся под воздействием света можно уменьшить период разложения фильтра в 2 раза, а консервной банки в 5 раз, тогда разница между периодами разложения будет 32 года. Найдите период разложения каждого предмета.
Самостоятельная работа в группах с промежуточной проверкой.
Ребята решают в группах.
— Как вы поняли из условия задачи, что на разложение различных веществ требуется определенное время, иногда несравнимо большее, чем человеческая жизнь. Проверьте свое решение, рассмотрите таблицу и выскажите свое соображение, что можно сделать с подобным мусором.
(результаты высвечиваются в таблице с другими данными на экране)
Периоды разложения некоторых веществ
Домашнее задание: П.14, № 000,№ 000 . Составить задачу «Окружающий мир»
Оценка результатов и ответов учащимися и учителем.
Что нового вы узнали на уроке?
Этапы решения задач
1. Составление математической модели (система уравнений).
2. Работа с составленной моделью.
3. Ответ на вопрос задачи.
В 7 классе в понедельник не пришли в школу одна девочка и 5 мальчиков. При этом число девочек оказалось в 2 раза больше числа мальчиков. Во вторник не пришли 1 мальчик и 9 девочек. При этом число мальчиков оказалось в 1,5 раза больше числа девочек. В среду на уроки пришли все ученики. Сколько школьников присутствовало на уроках в среду в 7 классе?
Фильтр от сигареты разлагается на 10 лет дольше, чем консервная банка. С созданием материалов, разлагающихся под воздействием света можно уменьшить период разложения фильтра в 2 раза, а консервной банки в 5 раз, тогда разница между периодами разложения будет 32 года. Найдите период разложения каждого предмета.
В 7 классе в понедельник не пришли в школу одна девочка и 5 мальчиков. При этом число девочек оказалось в 2 раза больше числа мальчиков. Во вторник не пришли 1 мальчик и 9 девочек. При этом число мальчиков оказалось в 1,5 раза больше числа девочек. В среду на уроки пришли все ученики. Сколько школьников присутствовало на уроках в среду в 7 классе?
Фильтр от сигареты разлагается на 10 лет дольше, чем консервная банка. С созданием материалов, разлагающихся под воздействием света можно уменьшить период разложения фильтра в 2 раза, а консервной банки в 5 раз, тогда разница между периодами разложения будет 32 года. Найдите период разложения каждого предмета.
В 7 классе в понедельник не пришли в школу одна девочка и 5 мальчиков. При этом число девочек оказалось в 2 раза больше числа мальчиков. Во вторник не пришли 1 мальчик и 9 девочек. При этом число мальчиков оказалось в 1,5 раза больше числа девочек. В среду на уроки пришли все ученики. Сколько школьников присутствовало на уроках в среду в 7 классе?
Фильтр от сигареты разлагается на 10 лет дольше, чем консервная банка. С созданием материалов, разлагающихся под воздействием света можно уменьшить период разложения фильтра в 2 раза, а консервной банки в 5 раз, тогда разница между периодами разложения будет 32 года. Найдите период разложения каждого предмета.
http://urok.1sept.ru/articles/572811
http://pandia.ru/text/78/348/1399.php