Аналитический метод решения уравнения с модулем

Занятие элективного курса «Методы решения уравнений. содержащих модуль»

Разделы: Математика

Цели и задачи:

  • познакомить с методами решения уравнений, содержащих под знаком модуля выражение с переменной;
  • формирование умения решать данные уравнения, научить выбирать наиболее рациональный метод решения уравнений;
  • развитие логического мышления, речи;
  • создание условий, способствующих воспитанию у учащихся внимательности и аккуратности в решении уравнения.
  • Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

    Формы контроля: самопроверка самостоятельно решенных задач.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, папка с файлами (практикум), презентация урока (слайды).

    Сформулируйте определение модуля числа.

    Сформулируйте геометрическое истолкование модуля.

    Может ли быть отрицательным значение суммы 2+?

    Может ли равняться нулю значение разности 2-?

    Как сравниваются два отрицательных числа?

    Устная работа. Раскрыть модуль:

    1. ;6. ;
    2. ;7. ;
    3. ;8. при ;
    4. ;9. при ;
    5. ;10. при .

    Проверка домашнего задания (класс разбит на 6 групп, каждая группа готовила презентацию по заранее выбранному методу, которая и будет представлять, и защищать ее).

    Изучение нового материала.

    1. Метод интервалов

    Для того, чтобы решить уравнение, содержащее неизвестную под знаком модуля, необходимо освободиться от знака модуля, используя его определение. Для этого следует:

    1) Найти критические точки, т.е. значение неизвестной, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль;

    2) Разбить область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак;

    3) На каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его.

    Объединение решений, найденных на всех промежутках, и составляет решение исходного уравнения.

    Пример 1. Решите уравнение: |x+4|=2x -10.

    (- ;- 4)[-4;+ )
    — х — 4 = 2х -10

    х=2 (- ;-4)х+4=2х-10

    х=14 [-4;+ )

    Пример 2. Решите уравнение: х 2 -5|x|+6=0

    (- ;0)[0;+ )
    х +5х+6=0

    х1 =-2 (- ;0)

    х2 =-3 (- ;0)х -5х+6=0

    х1 =2 [0;+ )

    х2=3 [0;+ )

    Ответ: 2; 3.

    Пример 3. Решите уравнение: |5-2x|+|x+3|=2-3x

    (- ;-3)[-3;+2,5)[-2,5;+ )
    5-2х++
    х+3++
    (- ;-3)[-3;+2,5)[-2,5;+ )
    5-2х-х-3-2+3х=0

    (- ;-3)5-2x+x+3-2+3x=0

    х=-3 [-3;2,5)2х-5+х+3-2+3х=0

    x=2/3 [2,5;+ )

    (- ;-3) <-3>=(- ;-3]

    Ответ: (- ;-3].

    2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

    Для того, чтобы решить уравнение содержащее модуль, необходимо освободиться от знака модуля. Для этого следует: возвести в квадрат обе части уравнения, решить его. Но не забывать, что при возведении в квадрат появляются лишние корни, поэтому, надо найти ОДЗ и выявить принадлежат ли корни данному условию.

    Пример 4. Решите уравнение: |x+4|=2x-10.

    Возведем в квадрат обе части уравнения

    X 2 +8x+16=4x 2 -40x+100

    2x-100;

    2x10 ;

    x5.

    x1=14 [5;+ ), х2=2 [5;+ )

    Пример 5. Решите уравнение: |x+3|=2x-3

    Возведем в квадрат обе части уравнения

    х 2 +6x+9=4x 2 -12x+9; 3x 2 -18x=0 /:3

    Найдём ОДЗ: 2х-30, 2x3, x1,5

    x=0 [1,5;+)

    x=6 [1,5;+ )

    3. Метод введения новой переменной

    Иногда уравнение, содержащее переменную под знаком модуля, можно решить довольно просто, используя метод введения новой переменной.

    Продемонстрируем данный метод на конкретных примерах:

    Пример 6. Решите уравнение: х 2 -5|x|+6=0.

    |x| 2 =x 2 =t 2 ,тогда уравнение примет вид:

    t1=2, |x |=2, x1,2= 2,

    t2=3, |x |=3, x3,4= 3.

    Ответ: 2, 3.

    Пример 7. Решите уравнение: (x-2) 2 — 8|x-2|+15=0.

    Пусть |x-2|=t ,|x-2| 2 =(x-2) 2 =t 2 ,

    тогда уравнение примет вид: t 2 -8t+15=0, D=16-15=1.

    4. Метод замены уравнения совокупностью систем.

    Рассмотрим ещё один метод решения подобных уравнений — метод замены уравнения совокупностью систем. Методом замены уравнения совокупностью систем можно решать уравнения вида

    (2)

    Причём данное уравнение можно заменять совокупностью систем двумя способами.

    I способ:

    II способ:

    Если в уравнении функция имеет более простой вид, нежели функция , то имеет смысл исходное уравнение заменять первой совокупностью систем, а если более простой вид имеет функция , тогда исходное уравнение следует заменять второй совокупностью систем.

    В частности, используя определение модуля, уравнение: ,

    при С 0 равносильно совокупности уравнений и , т.е.

    при С=0

    при С0 уравнение решений не имеет.

    Воспользуемся данным методом при решении следующих уравнений.

    Пример 8. Решите уравнение: 2|х 2 +2х-5|=х-1.

    Данное уравнение равносильно совокупности систем:

    2х 2 +4х-10-1+х=0

    2х 2 +4х-10-х+1=0

    Ответ: .

    Пример 9. Решите уравнение: |2|x-1|-3|=5.

    Используя определение модуля уравнение совокупности двух уравнений:

    Первое уравнение совокупности равносильно совокупности двух уравнений:

    Второе уравнение совокупности решений не имеет, т.к.

    5. Графический метод

    Существует ещё один метод решения уравнений с модулем. Он основан на геометрической интерпретации понятия абсолютной величины числа, а именно модуль х равен расстоянию от точки с координатой х до точки с координатой 0 на числовой прямой Ох. Используя геометрическую интерпретацию, легко решаются уравнения вида:

    (4)

    (5)

    (6) где а,в,с — числа.

    Решить уравнение (4) — это значит найти все точки на числовой оси Ох, которые отстоят от точки с координатой а на расстояние с.

    При уравнение решений не имеет;

    при уравнение имеет один корень;

    при уравнение имеет два корня

    Решить уравнение (5) — это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых сумма расстояний от неё до точки с координатами а и в равна с.

    Аналогично интерпретируется решение уравнения вида (6).

    Пример 12. Решите уравнение: |x-1|-|x-3|=2

    Для того, чтобы решить данное уравнение, нужно на числовой оси Ох найти все такие точки, для каждой из которых разность расстояния от нее до точки с координатой 1 и расстояния от неё до точки с координатой 3 равна 2. Так как длина отрезка [1;3] равна 2,то ясно, что любая точка с координатой х3 удовлетворяет данному уравнению, а любая точка с координатой х

    (- ;0)[0;1)[1;2)[2;+ )
    х 2 — х+++
    х — 2+

    3. На каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его.

    (- ;0), [1;2)[0;1)[2;+ )
    х 2 — х — х + 2 = х 2 -2

    х = 2 (- ;0),

    х = 2 [1;2).

    — х 2 + х — х + 2 = х 2 -2

    х = 2 [1;2).

    х 2 — х + х — 2 = х 2 -2

    [2;+ )

    Объединение решений, найденных на всех промежутках, и составляет решение исходного уравнения.

    Ответ: [2;+ ).

    2 способ: Решим методом замены уравнения совокупностью систем:

    .

    Сумма двух неотрицательных выражений неотрицательна, значит левая часть уравнения неотрицательна для всех х, следовательно и правая часть его должна быть такой же, т.е. ; Данное уравнение равносильно совокупности систем:

    совокупности двух следующих систем:

    1)

    2)

    верно!

    )

    система решения не имеет.

    Домашнее задание.

    1. Проработать теоретический материал.

    2. Практикум «Уравнения с модулем». Решите уравнения с модулем рациональным способом:

    Подведение итогов.

    Список используемой литературы

    1. Сборник задач по алгебре. 8-9 класс. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич, М.: Просвещение, 1992 г.
    2. Алгебра для 8-9 класса: пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.С. Симонов, А.И. Кудрявцев, под редакцией Н.Я. Виленкина — М.: Просвещение, 1998 г.
    3. Алгебраический тренажер: пособие для школьников и абитуриентов. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир — М.: «Илексо» Харьков: «Гимназия» 1998 г.
    4. Задачи по математике. Алгебра. В.В. Вавилов, И.И. Мельников, С.Н. Олехин, П.И. Пасиченко — М.: Наука — главная редакция физико-математической литературы. 1987 г.
    5. Система тренировочных задач и упражнений по математике. А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Эпельман, А.А. Бесчинская, Р.М. Мостовой, А.Л. Абрамов — М.: Просвещение, 1991 г.

    Способы решения уравнений содержащих модуль

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Способы решения уравнений содержащих модуль.

    1. Основные способы, используемые при решении уравнений, содержащих модуль.

    Напомним основные понятия, используемые в данной теме.

    Уравнением с одной переменной называют равенство, содержащее переменную.

    Корнями уравнения называются значения переменной, при которых уравнение обращается в верное равенство.

    Решить уравнение – значит, найти все его корни или доказать, что корней нет.

    Уравнением с модулем называют равенство, содержащее переменную под знаком модуля.

    При решении уравнений, содержащих знак абсолютной величины, мы будем основываться на определении модуля числа и свойствах абсолютной величины числа.

    Свойства модуля

    Существует несколько способов решения уравнений с модулем. Рассмотрим каждый из них.

    1 СПОСОБ. МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО РАСКРЫТИЯ МОДУЛЯ.

    Пример 1. Решим уравнение |х-5|=4.
    Исходя из определения модуля, произведем следующие рассуждения. Если выражение, стоящее под знаком модуля неотрицательно, то есть х-5≥0, то уравнение примет вид х-5=4. Если значение выражения под знаком модуля отрицательно, то по определению оно будет равно – (х-5)=4 или х-5= -4. Решая полученные уравнения, находим: х1=9, х2=1.
    Ответ: 9; 1.
    Решим этим же способом уравнение, содержащее «модуль в модуле».

    Пример 2. Решим уравнение ||2х-1|-4|=6.

    Рассуждая аналогично, рассмотрим два случая.
    1). |2х-1|-4=6, |2х-1|=10. Используя еще раз определение модуля, получим: 2х-1=10 либо 2х-1= -10. Откуда х1=5,5, х2= -4,5.
    2). |2х-1|-4= -6, |2х-1|= -2. Понятно, что в этом случае уравнение не имеет решений, так как по определению модуль всегда неотрицателен.
    Ответ: 5,5; -4,5.

    2 СПОСОБ. МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ.


    Метод интервалов – это метод разбиения числовой прямой на промежутки, в которых по определению модуля знак абсолютной величины можно будет снять. Для каждого из промежутков необходимо решить уравнение и сделать вывод относительно получившихся корней. Корни, удовлетворяющие промежуткам, и дадут окончательный ответ.

    Пример 3. Решим уравнение |х+3|+|х-1|=6.
    Найдем корни (нули) каждого выражения, содержащегося под знаком модуля: х+3=0, х= -3; х-1=0, х=1. Эти значения х разбивают числовую прямую на три промежутка:
    -3 1
    Решим уравнение отдельно в каждом из получившихся промежутков. В первом промежутке (х

    Пример 4. |2-х|=2х+1.
    Прежде всего, следует установить область допустимых значений. Возникает естественный вопрос, почему в предыдущих примерах не было необходимости этого делать. В этом уравнении в правой части стоит выражение с переменной, которое может быть отрицательным. Таким образом, область допустимых значений – это промежуток [-½; +∞). Найдем нуль выражения, стоящего под знаком модуля: 2-х=0, х=2.
    В первом промежутке: 2-х=2х+1, х=⅓. Это значение принадлежит ОДЗ, значит, является корнем уравнения.
    Во втором промежутке: -2+х=2х+1, х= -3. -3 не принадлежит ОДЗ, а следовательно не является корнем уравнения. Ответ: ⅓.

    3 СПОСОБ. ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД.

    Суть данного метода заключается в использовании графиков функций для нахождения корней уравнения. Этот метод реже других применяют для решения уравнений, содержащих модуль, так как, во-первых, он занимает достаточно много времени и не всегда рационален, а, во-вторых, результаты, полученные при построении графиков, не всегда являются точными.

    Преобразуем уравнение: 1 + |x| = 0.5

    Графиком функции являются лучи — биссектрисы 1-го и 2-го координатных углов. Графиком функции является прямая, параллельная оси OX и проходящая через точку -0,5 на оси OY.

    Графики не пересекаются, значит, уравнение не имеет решений.

    Ответ: нет решений.

    Пример 5. |х+1|=2. Построим графики функций у=|х+1| и у=2.
    Для построения графика у=|х+1|, построим график функции у=х+1, а затем отразим часть прямой, лежащую ниже оси ОХ. Абсциссы точек пересечения графиков и есть корни уравнения: х 1 =1, х 2 = -3. Ответ: 1; -3.

    Пример 6. |х 2 -1|=|4-х 2 |.
    Построим графики функций у=|х 2 -1| и у=|4-х 2 |. Для этого построим графики функций у= х 2 -1 и у=4-х 2 , а затем отобразим часть графиков, лежащую ниже оси ОХ.
    х 1 ≈1,6; х 2 ≈-1,6.

    4 СПОСОБ. МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ЗАВИСИМОСТЕЙ МЕЖДУ ЧИСЛАМИ А И В, ИХ МОДУЛЯМИ И КВАДРАТАМИ ЭТИХ ЧИСЕЛ.

    | а |=| в | а=в или а=-в;

    а 2 2 а=в или а=-в; (1)

    | а |=| в | а 2 2 (2)

    Пример 7 . Решим уравнение |х 2 -8х+5|=|х 2 -5|.

    Учитывая соотношение (1), получим:

    х 2 -8х+5= х 2 -5 или х 2 -8х+5= -х 2 +5

    Таким образом, корни исходного уравнения: х 1 =1,25; х 2 =0; х 3 =4.

    В силу соотношения (2) получаем: (х+3) 2 =(х-5) 2 ;

    х 2 +6х+9= х 2 -10х+25;

    Пример 9 . (1-3х) 2 =(х-2) 2 .

    Учитывая соотношение (2), получаем: |1-3х|=|х-2|, откуда из соотношения (1), имеем:

    1-3х=х-2 или 1-3х= -х+2

    5 СПОСОБ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МОДУЛЯ.

    Опорная информация: геометрический смысл модуля разности величин – это расстояние между ними. Например, геометрический смысл выражения |х-а| — длина отрезка координатной оси, соединяющей точки с абсциссами а и х. Перевод алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет избежать громоздких решений.

    Исходя из геометрической интерпретации модуля, левая часть уравнения представляет собой сумму расстояний от некоторой точки с абсциссой х до двух фиксированных точек с абсциссами 2 и 3. Тогда очевидно, что все точки с абсциссами, принадлежащими отрезку [2;3] обладают требуемым свойством, а точки, расположенные вне этого отрезка – нет. Отсюда, множеством решений уравнения является отрезок [2;3].

    Рассуждая аналогично, получим, что разность расстояний до точек с абсциссами 2 и 3 равна 1 только для точек, расположенных на координатной оси правее числа 3. Следовательно, решением данного уравнения будет являться луч, выходящий из точки 3, и направленный в положительном направлении оси ОХ.

    Обобщением вышеприведенных уравнений 10 и 11 являются следующие равносильные переходы:

    |х-а|+|х-в|=в-а, где в ≥ а а ≤ х ≤ в

    |х-а|-|х-в|=в-а, где в ≥ а х ≥ в

    Проанализировав представленные способы решения уравнений, содержащих модуль, можно сделать вывод, что ни один из них не является универсальным и для получения наилучших результатов необходимо добиваться того, чтобы ученик овладел возможно большим количеством методов решения, оставляя право выбора решения за собой.

    Решим аналитически и графически уравнение |x — 2| = 3.

    А) Аналитическое решение

    Рассуждать будем, исходя из определения модуля. Если выражение, находящееся под модулем

    неотрицательно, т. е. x — 2 0, тогда оно «выйдет» из под знака модуля со знаком «плюс» и уравнение примет вид: x — 2 = 3. Если значения выражения под знаком модуля отрицательно, тогда, по определению, оно будет равно: или x — 2=-3

    Таким образом, получаем, либо x — 2 = 3, либо x — 2 = -3. Решая полученные уравнения, находим:

    Ответ:

    Теперь можно сделать вывод: если модуль некоторого выражения равен действительному положительному числу a, тогда выражение под модулем равно либо a, либо .

    Одним из способов решения уравнений, содержащих модуль, является графический способ. Суть этого способа заключается в том, чтобы построить графики данных функций. В случае, если графики пересекутся, точки пересечений данных графиков будут являться корнями нашего уравнения. В случае, если графики не пересекутся, мы сможем сделать вывод, что уравнение корней не имеет. Этот способ, вероятно, реже других применяют для решения уравнений, содержащих модуль, так как, во-первых, он занимает достаточно много времени и не всегда рационален, а, во-вторых, результаты, полученные при построении графиков, не всегда являются точными.

    Другой способ решения уравнений, содержащих модуль — это способ разбиения числовой прямой на промежутки. В этом случае нам нужно разбить числовую прямую так, что по определению модуля, знак абсолютной величины на данных промежутках можно будет снять. Затем, для каждого из промежутков мы должны будем решить данное уравнение и сделать вывод, относительно получившихся корней (удовлетворяют они нашему промежутку или нет). Корни, удовлетворяющие промежутки и дадут окончательный ответ.

    Установим, при каких значениях x, модуль равен нулю:

    Получим два промежутка, на каждом из которых решим уравнение:

    Получим две смешанных системы:

    (1) (2)

    Решим каждую систему:

    (1) (удовлетворяет данному промежутку)

    (2)

    Ответ:

    Для решения уравнения графическим способом, надо построить графики функций и

    Для построения графика функции , построим график функции — это прямая, пересекающая ось OX в точке (2; 0), а ось OY в точке а затем часть прямой, лежащую ниже оси OX зеркально отразить в оси OX.

    Графиком функции является прямая, параллельная оси OX и проходящая через точку (0; 3) на оси OY.

    Абсциссы точек пересечения графиков функций дадут решения уравнения.

    Прямая графика функции y=3 пересеклась с графиком функции y=|x – 2| в точках с координатами (-1; 3) и (5; 3), следовательно, решениями уравнения будут абсциссы точек:

    Ответ:

    Практика обучения учащихся способам решения уравнений, содержащих модули, позволила выявить достоинства и недостатки каждого способа, которые для удобства сведены в таблицу.

    Метод последовательного раскрытия модулей

    1). Объявляя условие раскрытия одного модуля, можно пользоваться им для раскрытия других модуле тем самым, выигрывая время в решении задачи.

    2). Последовательность действий, направленных на поиск ответа, позволяет контролировать и проверять промежуточные результаты.

    Необходимость раскрытия модуля, что для некоторых заданий приводит к потере темпа в получении ответа.

    Самый эффективный способ, так как сопровождается относительно небольшим объемом работы.

    В силу необходимости нахождения концов интервалов может возникнуть ситуация, когда соответствующее уравнение либо вызывает серьезные затруднения при определении корней, либо недоступно ученику на данном этапе обучения.

    Данный способ имеет очень широкое применение в других темах школьного курса математики.

    Ответ определяется приблизительно.

    Метод решения при помощи зависимостей между числами, их модулями и квадратами этих чисел

    В некоторых случаях применение данного способа позволяет решать уравнения определенного вида на более раннем этапе.

    В некоторых случаях выбор данного способа приводит к громоздкому решению, а иногда решение сводится к уравнению, недоступному для ученика на данном этапе обучения.

    Геометрическая интерпретация модуля

    Перевод алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет избежать громоздких решений.

    Применение данного способа ограничивается уравнениями определенного вида.

    Проанализировав достоинства и недостатки каждого из указанных способов, можно с уверенностью сказать, что на мотивационном этапе формирования умения решать уравнения с модулем ученикам следует показывать все, доступные на данном этапе обучения способы решения, и, главное, на конкретных примерах доказывать, что первый этап решения – выбор самого эффективного способа.

    Рассмотрим пример |(х-1)(х-3)|=х-3.

    Это уравнение можно решить тремя способами.
    а) последовательное раскрытие модуля:
    Если (х-1)(х-3) ≥ 0, то Если (х-1)(х-3) 2 -4х+3=х-3, х 2 -4х+3= -х+3,
    х 2 -5х+6=0, х 2 -3х=0,
    х 1 =3, х 2 =2. х 1 =0, х 2 =3.
    2 – не удовлетворяет условию. 0, 3 — не удовлетворяет условию.
    Ответ: 3.
    б) метод интервалов: найдем концы интервалов, решив уравнение (х-1)(х-3)=0, откуда х 1 =1, х 2 =3.

    (х-1)(х-3)=х-3, -(х-1)(х-3)=х-3, (х-1)(х-3)=х-3,
    х 1 =2, х 2 =3. х 1 =0, х 2 =3. х 1 =2, х 2 =3.
    2 (-∞; 1), 0 [1; 3). 2 [3; +∞).
    3 (-∞; 1).
    Ответ: 3.
    в) графический метод: для решения уравнения построим в одной системе координат графики функций у=|х 2 -4х+3| и у=-3.
    Построим у=|х 2 -4х+3|. Для этого сначала рассмотрим функцию у=х 2 -4х+3, графиком которой является парабола, ветви направлены вверх. Вершина параболы в точке (2; -1). Строим график и отображаем часть параболы, которая лежит ниже оси ОХ в верхнюю полуплоскость. Далее в этой же системе координат строим график у=х-3. Графики функций пересеклись в точке с абсциссой 3.
    Ответ: 3.

    Таким образом, можно сделать следующий вывод: систематическое использование различных способов для решения уравнений, содержащих абсолютную величину, приводит не только к повышению интереса к математике, повышению творческой активности школьников, но и повышает уверенность детей в собственных силах, так как у них имеется возможность выбора того способа решения, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по теме «Решение уравнений с модулем».
    1. Какие числа являются решениями уравнения |х+3|= -4?
    а) -7; б) -7; 1; в) нет корней; г) 1.
    2. Решите уравнение |х+3|=7:
    а) 7; б) -7; в) 0; 7; г) 7; -7.
    3. Определите координаты точки пересечения графиков функций у=|2х+1| и у=0:
    а) (0;0); б) (-0,5;0); в) (0;-0,5); г) (0,5;0).
    4. Решите уравнение |х+3|+|х-1|=6:
    а) 3; -2; б) 4; -2; в) -4; 2; г) 2; -3.
    5. Сколько точек пересечения имеют графики функций у=||5,5х-4|+2| и у=3?
    а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
    6. Решите уравнение |3х-7|=1-х:
    а) 2; 3; б) -2; 3; в) -3; 2; г) -2; -3.
    7. Сколько решений имеет уравнение (2,5х-5)2=(0,5х-6)2:
    а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

    СИСТЕМА КАРТОЧЕК-ЗАДАНИЙ по теме «Решение уравнений с модулем».
    1. ЗАДАНИЯ С УКАЗАНИЯМИ ИЛИ АЛГОРИТМИЧЕСКИМИ ПРЕДПИСАНИЯМИ И ОБРАЗОМ ВЫПОЛНЕНИЯ.
    УКАЗАНИЯ ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЕ
    Если |х-а|+|х-в|=в-а, где в ≥ а, то
    а ≤ х ≤ в
    |х-1|+|х-2|=1,
    1 ≤ х ≤ 2.
    Ответ: [1; 2]
    а) |х-4|+|х-5|=1,
    б) |х|-|х-1|=1,
    в) |х-6|+|х-8|=2,
    г) |х-0,5|-|х-4,5|=4.

    Если |х-а|-|х-в|=в-а, где в ≥ а, то
    х ≥ в
    |х-1|-|х-2|=1,
    х ≥ 2.
    Ответ: [2; +∞).

    АЛГОРИТМ ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ
    1. Отметить все нули подмодульных выражений на числовой прямой. Они разобьют числовую прямую на промежутки, в которых все подмодульные выражения имеют постоянный знак.
    2. Из каждого промежутка взять произвольное число и подсчетом определить знак подмодульного выражения, по знаку раскрыть модули.
    3. Решить уравнения и выбрать решения, принадлежащие данному промежутку. |х+1|+|х+2|=1.
    Решение.
    Подмодульные выражения х+1 и х+2 обращаются в нуль при х= -1, х= -2.

    1) -3 (-∞; -2]
    -х-1-х-2=1; х= -2;
    -2 (-∞; -2].
    2) -1,5 (-2; -1)
    -х-1+х+2=1; 1=1; х — любое число из промежутка (-2; -1).
    3) 0 [-1; +∞)
    х+1+х+2=1; х= -1;
    -1 [-1; +∞).
    Ответ: [-2; -1].
    1) |14-х|+|х+1|=7;
    2) |х|-|х+2|=2;
    3) |х2-4|=|2х-1|;
    4) | х2-6х+5|+|3-х|=3

    2. ЗАДАНИЯ «НАЙДИ ОШИБКУ».
    1.
    Решить уравнение: |х2-8х+5|=| х2-5|.
    Решение.
    |х2-8х+5|=| х2-5|
    х2-8х+5= х2-5, или х2-8х+5=5- х2,
    -8х+10=0, 2 х2-8х=0,
    х=1,25. х(2х-8)=0,
    х=0, или 2х-8=0,
    2х=8,
    х=0,25.
    Ответ: 1,25; 0,25. ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

    2.
    Решить уравнение х2-6х+|х-4|+8=0.
    Решение.
    Если х-4 ≥ 0, то Если х-4 Решить уравнение |х-1|-2|х+3|+х+7=0.
    Решение.
    Решим уравнение методом интервалов, для этого найдем концы интервалов, решив уравнения
    х-1=0 и х+3=0
    х=1 х= -3.
    -х+1-2(-х-3)+х+7=0; -х+1-2х-6+х+7=0; х-1-2х-6+х+7=0;
    2х+14=0; -2х+2=0; 0=0.
    х= -7. х=1. х — любое число.
    Ответ: х – любое число. ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

    3. ЗАДАНИЯ С СОПУТСТВУЮЩИМИ УКАЗАНИЯМИ И ИНСТРУКЦИЯМИ.
    1.
    Решить уравнение |х-2|+|2х-7|=3.

    Решение.
    Решим уравнение методом интервалов.
    1) Найдите нули подмодульных выражений, решив уравнения:
    х-2=0 и 2х-7=0.
    х1=… х2=…
    2) Отметьте полученные значения на координатном луче.

    3) Решите исходное уравнение на каждом из интервалов, предварительно определив знак подмодульного выражения. Учитывая знак, раскрыть модули.

    4) Проверьте, принадлежат ли найденные корни указанным промежуткам.
    Ответ: …………………………………………………….

    2.
    Решить уравнение ||х-3|-х+1|=6.
    Решение.
    1) Раскройте внешний модуль, используя определение: |а|=а, если а ≥ 0 и
    |а|= -а, если а 4. ЗАДАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛАССИФИКАЦИИ.
    1.
    Выпишите уравнения, которые решаются с помощью зависимостей между величинами, их модулями и квадратами величин. Решите эти уравнения.
    1) ||х|+3|=3;
    2) |х|+|х+4|=х-1;
    3) |х+2|=|3-х|;
    4) |х+3|+|х-1|=7;
    5) (2х-3)2=(3,5х-1)2;
    6) |х2-4х+5|=|х2-9|;
    7) |11х-7|= -3;
    8) |х-2|+|х-1|=1;
    9) х2-х-2=|5х-3|;

    2.
    Выпишите уравнения, которые решаются с использованием геометрической интерпретации модуля. Решите эти уравнения.
    1) |х|-|х-8|=2;
    2) |х 2 -2х-3|=3х-3;
    3) |2х-|2х-|2х-3|||=0;
    4) |х-1|-2|х+4|+х+11=0;
    5) |х-3|+|х-4|=1;
    6) (5х-4) 2 =(2х-1) 2 ;
    7) |2,5х-11|= -2;
    8) |х-7|-|х-9|=2.

    5. ЗАДАНИЯ С ВЫПОЛНЕНИЕМ НЕКОТОРОЙ ЧАСТИ.
    1.
    Решить уравнение (х 2 -5х+6)2-5•| х 2 -5х+6|+6=0.
    Решение.
    Пусть | х 2 -5х+6|=t, тогда, учитывая, что (х 2 -5х+6)2=| х 2 -5х+6|2, получим уравнение: t 2 -5t+6=0. Решением этого уравнения являются числа ……. поэтому исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:
    | х 2 -5х+6|=… или | х 2 -5х+6|=…
    …………………………………………………………………………………
    …………………………………………………………………………………
    …………………………………………………………………………………
    …………………………………………………………………………………

    ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме «Решение уравнений с модулем»
    1. Решите уравнение |х-3|=7.
    2. Решите графически уравнение |2х+1|=3.
    3. Решите уравнение методом интервалов |х+1|+|х-1|=3.
    4. Решите уравнение методом последовательного раскрытия модулей |-х+2|=2х+1.
    5. Решите уравнение (2х+3) 2 =(х-1) 2 .
    6. Решите уравнение самым удобным способом |х 2 +6х+2|=3|х+2|.
    7. При каком значении а уравнение можно решить, используя геометрическую интерпретацию модуля: |х-а|+|х-9|=1?

    Алгебраическое и графическое решение уравнений, содержащих модули

    Алгебраическое и графическое решение уравнений, содержащих модули.

    2.Понятия и определения………………………………………….4

    4.Способы решение уравнений, содержащих модуль…………. 6

    4.1.Решение при помощи зависимостей между числами a и b, их модулями и квадратами…………………………………………………………12

    4.2.Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений…………………………………………………………..14

    4.3.Графики простейших функций, содержащих знак абсолютной величины…………………………………………………………..15

    4.4.Решение нестандартных уравнений, ………….16

    Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Это многозначное слово(омоним), которое имеет множество значений и применяется не только в математике, но и в архитектуре, физике, технике, программировании и других точных науках.

    В архитектуре — это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов.

    В технике — это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например модуль зацепления, модуль упругости и. т.п.

    Модуль объемного сжатия( в физике)-отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.

    2. Понятия и определения

    Чтобы глубоко изучать данную тему, необходимо познакомиться с простейшими определениями, которые мне будут необходимы:

    Уравнение-это равенство, содержащее переменные.

    Уравнение с модулем — это уравнение, содержащие переменную под знаком абсолютной величины(под знаком модуля).Например: |x|=1

    Решить уравнение-это значит найти все его корни, или доказать, что корней нет.

    В математике модуль имеет несколько значений, но в моей исследовательской работе я возьму лишь одно:

    Модуль — абсолютная величина числа, равная расстоянию от начала отсчета до точки на числовой прямой.

    3. Доказательство теорем

    Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a, если a больше или равно нулю и равна — a, если a меньше нуля:

    Из определения следует, что для любого действительного числа a,

    Теорема 1. Абсолютная величина действительного числа равна большему из двух чисел a или –a

    1. Если число a положительно, то — a отрицательно, т. е. — a 0 уравнение имеет 2 различных корня.

    Как показывает решение, корнями данного уравнения также являются числа 11/3 и 6

    Ответ: x1=6, x2=11/3

    Пример 5. Решим уравнение (2x + 3)2= ( x – 1)2.

    Учитывая соотношение (2), получим, что |2x + 3|=|x – 1|, откуда по образцу предыдущего примера (и по соотношению (1)):

    2х + 3=х – 1 или 2х + 3=-х + 1

    2х – х=-1 – 3 2х+ х=1 – 3

    Таким образом корнями уравнения являются х1=-4, и х2=-0,(6)

    Пример 6. Решим уравнение |x – 6|=|x2 – 5x + 9|

    Пользуясь соотношением (1), получим:

    х – 6=х2 – 5х + 9 или х – 6 = -(х2 – 5х + 9)

    -х2 + 5х + х – 6 – 9=0 |(-1) x – 6=-x2 + 5x — 9

    x2 — 6x + 15=0 x2 – 4x + 3=0

    D=36 – 4 * 15=36 – 60= -24 0

    Проверка: |1 – 6|=|12 – 5 * 1 + 9| |3 – 6|=|32 – 5 * 3 + 9|

    5 = 5(И) 3 = |9 – 15 + 9|

    4.2.Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений.

    Геометрический смысл модуля разности величин — это расстояние между ними. Например, геометрический смысл выражения |x – a | — длина отрезка координатной оси, соединяющей точки с абсциссами а и х. Перевод алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет избежать громоздких решений.

    Пример 7. Решим уравнение |x – 1| + |x – 2|=1 с использованием геометрической интерпретации модуля.

    Будем рассуждать следующим образом: исходя из геометрической интерпретации модуля, левая часть уравнения представляет собой сумму расстояний от некоторой точки абсцисс х до двух фиксированных точек с абсциссами 1 и 2. Тогда очевидно, что все точки с абсциссами из отрезка [1; 2] обладают требуемым свойством, а точки, расположенные вне этого отрезка — нет. Отсюда ответ: множеством решений уравнения является отрезок [1; 2].

    Пример8. Решим уравнение |x – 1| — |x – 2|=1 1 с использованием геометрической интерпретации модуля.

    Будем рассуждать аналогично предыдущему примеру, при этом получим, что разность расстояний до точек с абсциссами 1 и 2 равна единице только для точек, расположенных на координатной оси правее числа 2. Следовательно, решением данного уравнения будет являться не отрезок, заключенный между точками 1 и 2, а луч, выходящий из точки 2, и направленный в положительном направлении оси ОХ.

    Обобщением вышеприведенных уравнений являются следующие равносильные переходы:

    |x – a| + |x – b|=b – a, где b >a Û a a Û x


    источники:

    http://infourok.ru/sposobi-resheniya-uravneniy-soderzhaschih-modul-398462.html

    http://pandia.ru/text/78/290/1270.php