Методы решения задач с параметрами
Задачи с параметрами являются одним из самых трудных разделов школьного курса математики, так как их решение связано с умением проводить сложные, разветвленные логические построения. В школе первые представления о параметре мы получаем при изучении прямой пропорциональности; линейной функции и линейного уравнения; при изучении квадратного уравнения и исследования количества его корней в зависимости от значений параметра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekhlakov_daniil_gotovy_variant.ppt | 1.57 МБ |
ekhlakov_daniil.docx | 152.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ Автор работы: Ехлаков Д. Н. 10 класс Лицей МГУ им. Н. П. Огарева Руководитель работы: Кубанцева А. В. учитель математики Лицей МГУ им Н. П. Огарева Лицей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Саранск, 2021 Секция: Научно-исследовательская работа Направление: Естественные науки
Актуальность темы: Статистика решения задачи №18 на ЕГЭ по профильной математике Цель работы: исследование методов решения задач с параметрами и выявление наиболее рациональных, наименее трудоемких способов решения. Задачи: 1. Познакомится с определением параметра и видами задач, содержащие параметры; 2. Исследовать способы решения задач с параметрами и постараться выбрать из них для себя самые оптимальные; 3. Приобрести опыт в решении задач, содержащиеся в ЕГЭ по профильной математике. Год Проверяемые требования Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания Средний процент выполнения 2017 Умение решать уравнения и неравенства, содержавшие параметр Высокий уровень сложности 4 0,38 2018 1,2 2019 4,8 2020 2,4 Гипотеза: существуют общие методы решения заданий с параметрами, позволяющие решать задания разных видов. Объект исследования : задания контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по математике, содержащие параметр. Предмет исследования : методы решения заданий с параметрами. Методы исследования – теоретический анализ и синтез научной и учебной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация информации, обобщение, вывод, подбор и решение задач. Практическая значимость – возможность использования обобщенных данных при подготовке выпускников к сдаче единого государственного экзамена по математике профильного уровня, отработка решения задач, содержащих параметры.
Основные типы задач с параметрами: Тип 1. Задачи, которые необходимо решить для всех значений параметра или для значений параметра из заданного промежутка. Тип 2. Задачи, где требуется найти количество решений в зависимости от значения параметра. Тип 3. Задачи, где необходимо найти значения параметра, при которых задача имеет заданное количество решений . Тип 4. Задачи, в которых необходимо найти значения параметра, при которых множество решений удовлетворяет заданным условиям.
Основные методы решения задач с параметрами: Аналитический. Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Графический. В зависимости от задачи (с переменной x и параметром a) рассматриваются графики или в координатной плоскости (x; y), или в координатной плоскости (x; a). Решение относительно параметра. Переменные x и a принимаются равноправными и выбирается та, относительно которой аналитическое решение признается более простым. Аналитический метод Графический метод Метод решения относительно параметра Метод оценки Метод мажорант Метод симметричных корней Методы решения задач с параметрами:
Структура решения задач с параметром Приемы решения задач с параметром графическим методом В координатной плоскости (хОу) В координатной плоскости (хОа) 1. Строим график функции у=f(х;а), задающий семейство кривых, зависящих от параметра а. 2. Определяем преобразование, позволяющее перейти от одной кривой семейства к другой. 3. Читаем график и находим необходимый графический образ . 1. Записываем уравнение F(x;a) = 0 в виде а = f (x) и строим график этой функции. 2. Находим точки пересечения графика функции a = f(x) с прямыми вида a = a0, параллельными оси Ох. 3. Выбираем абсциссы точек пересечения, определяющие решения в соответствии с условием задачи. « … 10 из 100 математиков мыслят формулами… Но остальные мыслят образами; их интуиция геометрическая. Картинки несут гораздо больше информации, чем слова. В течение многих лет школьников отучали пользоваться картинками, потому что «они не строгие»… Да, они не строгие, но они помогают думать, а такого рода помощью никогда не следует пренебрегать» Ян Стюарт Аналитический метод решения задач с параметрами Задачи, в которых расположение корней квадратного трехчлена относительно точки с абсциссой Условие а ˃0 обеспечивает положительный коэффициент перед х 2 (направленность ветвей параболы вверх); Условие f ( m )˂0 обеспечивает: наличие корней квадратного трехчлена; расположение точки m между корнями. Условие а ˃ 0 обеспечивает положительный коэффициент перед х 2 ; Условие f (m) ˃ 0 обеспечивает расположение точки m вне отрезка между корнями; Условие D ˃ 0 обеспечивает наличие корней уравнения; Условие х 0 ˃ m обеспечивает расположение точки m левее отрезка между корнями. Условие a ˃ 0 обеспечивает положительный коэффициент перед х 2 ; Условие f (m) ˃ 0 обеспечивает расположение точки m вне отрезка между корнями; Условие D ˃ 0 обеспечивает наличие корней уравнения; Условие х 0 ˂ m обеспечивает расположение точки m правее отрезка между корнями. оба корня меньше m ; один корень меньше m , а другой больше; оба корня больше m . корни квадратного трехчлена справа от отрезка; Условие f (p) ˃ 0 обеспечивает нахождение корней вне отрезка между корнями; Условие D ˃ 0 обеспечивает наличие двух корней квадратного трёхчлена; Условие x 0 ˃ p обеспечивает расположение отрезка левее абсциссы вершины. Условие f (m) ˃ 0 обеспечивает нахождение корней вне отрезка между корнями; Условие D ˃ 0 обеспечивает наличие корней уравнения; Условие x 0 ˂ m обеспечивает расположение отрезка m правее отрезка между корнями. Условие f (m) ˂ 0 обеспечивает расположение точки m внутри отрезка между корнями; Условие f (p) ˃ 0 обеспечивает расположение корней вне отрезка между корнями. Условие f (p) ˂ 0 обеспечивает расположение точки p внутри отрезка между корнями; Условие f (m) ˃ 0 обеспечивает расположение точки m вне отрезка между корнями. Условие f (m) ˃ 0 обеспечивает расположение точки m вне отрезка между корнями; Условие f (p) ˃ 0 обеспечивает расположение точки p вне отрезка между корнями; Условие D ˃ 0 обеспечивает наличие корней уравнения; Условие m ˂ x 0 ˂ p обеспечивает расположение вершины параболы между концами отрезка. Условие f (p) ˂ 0 обеспечивает расположение точки p внутри отрезка между корнями; Условие f (m) ˂ 0 обеспечивает расположение точки m вне отрезка между корнями. корни квадратного трехчлена слева от отрезка; больший корень внутри отрезка; меньший корень внутри отрезка; оба корня внутри отрезка; отрезок между корнями квадратного трехчлена. Задачи, в которых расположены корни квадратного трехчлена относительно отрезка
Найдите все значения а, для каждого из которых уравнение 25х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 | а |) · 5 х – (а + 6) (3 | а | + 5) имеет единственное решение. 25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 | а |) · 5 х – (а + 6) (3 | а | + 5) ; 25 х – (а + 6) · 5 х _ (5 + 3 | а |) · 5 х – (а + 6) (3 | а | + 5) = 0; 25 х – (а + 6 + 5 + 3 | а |) · 5 х + (а + 6) (3 | а | + 5) = 0; Пусть 5 х = t ˃ 0, тогда: t – (а + 6 + 5 + 3 | а |) · t + (а + 6) (3 | а | + 5) = 0; (*) Исходное уравнение будет иметь единственное решение: 1 случай: если уравнение (*) имеет единственное решение ( D = 0); 2 случай: если уравнение (*) имеет два корня ( D ˃ 0), Один из которых меньше нуля или равен нулю. Пусть n = a + 6, m = 5 + 3 | а | ; 1 случай: D = (n + m) 2 – 4mn = 0 → n 2 + 2mn + m 2 – 4mn = 0 → n 2 — 2mn + m 2 = 0 (n – m) 2 = 0 → a + 6 = 5 + 3 | а | → a — 3 | а | = -1 ; Преобразуем исходное уравнение: 25 х – (а + 6) · 5 х = (5 + 3 | а |) · 5 х – (а + 6) (3 | а | + 5) ⟹ 5 х ( 5 х – а – 6) = (5 + 3 | а |) – ( 5 х – а – 6); ⟹ ( 5 х – а – 6) ( 5 х – 3 | а | 5 х – 5 ) = 0 ⟹ 5 х – а – 6 = 0 или 5 х – 3 | а | — 5 =0. На чертеже заметим, что система имеет единственное решение при а = а 1 , а = а 2 и а ≤ — 6. Найдем а 1 и а 2 : Если а ˃ 0, то Если а ˂ 0, то
Предварительный просмотр:
Научно-образовательный форум школьников Республики Мордовия
Лицей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Учебное пособие «Уравнения и неравенства с параметрами»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная
школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино
муниципального района Клявлинский
« Уравнения и неравенства с параметрами» для учащихся 10 –11 классов
данное пособие является приложением к программе элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами», которая прошла внешнюю экспертизу (научно-методическим экспертным советом министерства образования и науки Самарской области от 19 декабря 2008 года бала рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Самарской области)
Авторы
учитель математики МОУ Клявлинской средней общеобразовательной
школы № 2 им. В.Маскина Клявлинского района Самарской области
Ромаданова Ирина Владимировна
учитель математики МОУ Клявлинской средней общеобразовательной
школы № 2 им. В.Маскина Клявлинского района Самарской области
Сербаева Ирина Алексеевна
Линейные уравнения и неравенства с параметрами……………..4-7
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами……………7-9
Дробно- рациональные уравнения с параметрами……………..10-11
Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами……11-13
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.14-15
Показательные уравнения и неравенства с параметрами………16-17
Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами…. 16-18
Задания для самостоятельной работы…………………………. 21-28
Уравнения и неравенства с параметрами.
Если в уравнении или неравенстве некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а само уравнение или неравенство параметрическим.
Для того, чтобы решить уравнение или неравенство с параметрами необходимо:
Выделить особое значение — это то значение параметра, в котором или при переходе через которое меняется решение уравнения или неравенства.
Определить допустимые значения – это значения параметра, при которых уравнение или неравенство имеет смысл.
Решить уравнение или неравенство с параметрами означает:
1) определить, при каких значениях параметров существуют решения;
2) для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующее множество решений.
Решить уравнение с параметром можно следующими методами: аналитическим или графическим.
Аналитический метод предполагает задачу исследования уравнения рассмотрением нескольких случаев, ни один из которых нельзя упустить.
Решение уравнения и неравенства с параметрами каждого вида аналитическим методом предполагает подробный анализ ситуации и последовательное исследование, в ходе которого возникает необходимость «аккуратного обращения» с параметром.
Графический метод предполагает построение графика уравнения, по которому можно определить, как влияет соответственно, на решение уравнения изменение параметра. График подчас позволяет аналитически сформулировать необходимые и достаточные условия для решения поставленной задач. Графический метод решения особенно эффективен тогда, когда нужно установить, сколько корней имеет уравнение в зависимости от параметра и обладает несомненным преимуществом увидеть это наглядно.
§ 1. Линейные уравнения и неравенства.
Линейное уравнение а x = b , записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами, где x – неизвестное, a , b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном.
При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него.
Особым значением параметра a является значение а = 0.
Если а ¹ 0, то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х=.
Если а = 0, то уравнение принимает вид : 0х= b . В этом случае значение
b = 0 является особым значением параметра b .
При b ¹ 0 уравнение решений не имеет.
При b = 0 уравнение примет вид: 0х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число.
Неравенства вида ах > b и ax b ( а ≠ 0) называются линейными неравенствами. Множество решений неравенства ах > b – промежуток
(; +), если a > 0 , и (-;) , если а . Аналогично для неравенства
ах b множество решений – промежуток (-;), если a > 0, и (; +), если а
Пример 1. Решить уравнение ах = 5
Решение : Это линейное уравнение .
Если а = 0, то уравнение 0 × х = 5 решения не имеет.
Если а ¹ 0, х = — решение уравнения.
Ответ: при а ¹ 0, х=
при а = 0 решения нет.
Пример 2. Решить уравнение ах – 6 = 2а – 3х.
Решение: Это линейное уравнение, ах – 6 = 2а – 3х (1)
ах + 3х = 2а +6
Переписав уравнение в виде (а+3)х = 2(а+3), рассмотрим два случая:
Если а= -3, то любое действительное число х является корнем уравнения (1). Если же а ¹ -3, уравнение (1) имеет единственный корень х = 2.
Ответ: При а = -3, х R ; при а ¹ -3, х = 2.
Пример 3. При каких значениях параметра а среди корней уравнения
2ах – 4х – а 2 + 4а – 4 = 0 есть корни больше 1 ?
Решение: Решим уравнение 2ах – 4х – а 2 + 4а – 4 = 0 – линейное уравнение
2(а — 2) х = а 2 – 4а +4
2(а — 2) х = (а – 2) 2
При а = 2 решением уравнения 0х = 0 будет любое число, в том числе и большее 1.
При а ¹ 2 х =. По условию х > 1, то есть >1, а > 4.
Ответ: При а <2>U (4;∞).
Пример 4. Для каждого значения параметра а найти количество корней уравнения ах=8.
Решение. ах = 8 – линейное уравнение.
а =,
y = a – семейство горизонтальных прямых;
y = — графиком является гипербола. Построим графики этих функций.
Ответ: Если а =0, то уравнение решений не имеет. Если а ≠ 0, то уравнение имеет одно решение.
Пример 5. С помощью графиков выяснить, сколько корней имеет уравнение:
y = ах – 1 – графиком является прямая, проходящая через точку (0;-1).
Построим графики этих функций.
Ответ:При|а|>1— один корень
при | а|≤1 – уравнение корней не имеет.
Решение : ах + 4 > 2х + а 2 (а – 2) х > а 2 – 4. Рассмотрим три случая.
а=2 . Неравенство 0 х > 0 решений не имеет.
а > 2. (а – 2) х > ( а – 2)(а + 2) х > а + 2
а (а – 2) х > ( а – 2)(а + 2) х а + 2
Ответ. х > а + 2 при а > 2; х при а при а=2 решений нет.
§ 2. Квадратные уравнения и неравенства
Для решения квадратных уравнений с параметром можно использовать стандартные способы решения на применение следующих формул:
1 ) дискриминанта квадратного уравнения: D = b ² — 4 ac , (²- ас)
2) формул корней квадратного уравнения: х 1 =, х 2 =,
(х 1,2 = )
Квадратными называются неравенства вида
Множество решений неравенства (3) получается объединением множеств решений неравенства (1) и уравнения , a х 2 + b х + с=0. Аналогично находится множество решений неравенства (4).
Если дискриминант квадратного трехчлена a х 2 + b х + с меньше нуля, то при а >0 трехчлен положителен при всех х R .
Если квадратный трехчлен имеет корни (х 1 2 ), то при а > 0 он положителен на множестве (-; х 2 )( х 2; +) и отрицателен на интервале
(х 1 ; х 2 ). Если а 1 ; х 2 ) и отрицателен при всех х (-; х 1 )( х 2; +).
Пример 1. Решить уравнение ах² — 2 (а – 1)х – 4 = 0.
Это квадратное уравнение
Решение: Особое значение а = 0.
При а = 0 получим линейное уравнение 2х – 4 = 0. Оно имеет единственный корень х = 2.
При а ≠ 0. Найдем дискриминант.
Если а = -1, то D = 0 – один корень.
Найдем корень, подставив вместо а = -1.
-х² + 4х – 4= 0, то есть х² -4х + 4 = 0, находим, что х=2.
Если а ≠ — 1 , то D >0 . По формуле корней получим: х=;
х 1 =2, х 2 = —.
Ответ: При а=0 и а= -1 уравнение имеет один корень х = 2; при а ≠ 0 и
а ≠ — 1 уравнение имеет два корня х 1 =2, х 2 =-.
Пример 2. Найдите количество корней данного уравнения х²-2х-8-а=0 в зависимости от значений параметра а.
Решение. Перепишем данное уравнение в виде х²-2х-8=а
y = х²-2х-8— графиком является парабола;
y =а— семейство горизонтальных прямых.
Построим графики функций.
Ответ: При а -9, уравнение имеет два решения.
Пример 3. При каких а неравенство (а – 3) х 2 – 2ах + 3а – 6 >0 выполняется для всех значений х ?
Решение. Квадратный трехчлен положителен при всех значениях х, если
, откуда следует, что a > 6 .
§ 3. Дробно- рациональные уравнения с параметром,
сводящиеся к линейным
Процесс решения дробных уравнений выполняется по обычной схеме: дробное заменяется целым путем умножения обеих частей уравнения на общий знаменатель левой и правой его частей. После чего решается целое уравнение, исключая посторонние корни, то есть числа, которые обращают знаменатель в нуль.
В случае уравнений с параметром эта задача более сложная. Здесь, чтобы «исключить» посторонние корни, требуется найти значение параметра, обращающее общий знаменатель в нуль, то есть решить соответствующие уравнения относительно параметра.
Пример 1. Решить уравнение = 0
Это дробно- рациональное уравнение
Решение: Д.З: х +2 ≠ 0 , х ≠ -2
При а = -2 корней нет.
Пример 2 . Решить уравнение— = (1)
Это дробно- рациональное уравнение
Решение: Значение а = 0 является особым. При а = 0 уравнение теряет смысл и, следовательно, не имеет корней. Если а ≠ 0, то после преобразований уравнение примет вид: х² + 2 (1-а) х + а² — 2а – 3 = 0 (2) – квадратное уравнение.
Найдем дискриминант = (1 – а)² — (а² — 2а – 3)= 4, находим корни уравнения х 1 = а + 1, х 2 = а — 3.
При переходе от уравнения (1) к уравнению (2) расширилась область определения уравнения (1), что могло привести к появлению посторонних корней. Поэтому, необходима проверка.
П р о в е р к а. Исключим из найденных значений х такие, при которых
х 1+1=0, х 1+2=0, х2+1=0, х2+2=0.
Если х 1+2=0, то есть (а+1)+2=0, то а = — 3. Таким образом, при а = — 3, х1 — посторонний корень уравнения. (1).
Если х2+1=0, то есть (а – 3) + 1= 0, то а = 2. Таким образом, при а = 2 х2 — посторонний корень уравнения (1).
Если х2+2=0, то есть (а – 3) + 2 = 0, то а=1. Таким образом, при а = 1,
х2 — посторонний корень уравнения (1).
В соответствии с этим при а = — 3 получаем х = — 3 – 3 = -6;
при а = — 2 х = -2 – 3= — 5;
при а = 1 х =1 + 1= 2;
при а = 2 х=2+1 = 3.
Можно записать ответ.
Ответ: 1) если а= -3, то х= -6; 2) если а= -2, то х= -5; 3) если а= 0, то корней нет; 4) если а= 1, то х= 2; 5) если а=2, то х=3; 6) если а ≠ -3, а ≠ -2, а ≠ 0, а≠ 1, а ≠ 2, то х1 = а + 1, х2 = а-3.
§4. Иррациональные уравнения и неравенства
Уравнения и неравенства, в которых переменная содержится под знаком корня, называется иррациональным.
Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путем возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной. При возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение, учитывая при этом изменения значений параметра.
Уравнение вида = g ( x ) равносильно системе
Неравенство f ( x ) ≥ 0 следует из уравнения f ( x ) = g 2 ( x ).
При решении иррациональных неравенств будем использовать следующие равносильные преобразования:
≤ g(x) ≥g(x)
Пример 1. Решите уравнение = х + 1 (3)
Это иррациональное уравнение
Решение: По определению арифметического корня уравнение (3) равносильно системе .
При а = 2 первое уравнение системы имеет вид 0 х = 5, то есть не имеет решений.
При а≠ 2 х=. Выясним, при каких значениях а найденное значение х удовлетворяет неравенству х ≥ -1: ≥ — 1, ≥ 0,
откуда а ≤ или а > 2.
Ответ: При а≤, а > 2 х= , при уравнение решений не имеет.
Пример 2. Решить уравнение = а (приложение 4)
Решение. y =
y = а – семейство горизонтальных прямых.
Построим графики функций.
Пример 3 . Решим неравенство (а+1)
Решение. О.Д.З. х ≤ 2. Если а+1 ≤0, то неравенство выполняется при всех допустимых значениях х. Если же а+1>0, то
(а+1)
откуда х (2- 2
Ответ. х (- ;2 при а ( —;-1, х (2- 2
при а ( -1;+).
§ 5. Тригонометрические уравнения и неравенства.
Приведем формулы решений простейших тригонометрических уравнений:
Sinx = a x= (-1) n arcsin a+πn, n Z, ≤1, (1)
Cos x = a x = ±arccos a + 2 πn, , n Z, ≤1. (2)
Если >1, то уравнения (1) и (2) решений не имеют .
tg x = a x= arctg a + πn, n Z, aR
ctg x = a x = arcctg a + πn, n Z, aR
Для каждого стандартного неравенства укажем множество решений:
1. sin x > a arcsin a + 2 πn Z,
при a xR ; при a ≥ 1, решений нет.
при а≤-1, решений нет; при а >1, xR
3. cos x > a — arccos a + 2 πn x arccos a + 2 πn , n Z ,
при а xR ; при a ≥ 1 , решений нет.
при а≤-1 , решений нет ; при a > 1, x R
5. tg x > a, arctg a + πnZ
Пример1. Найти а, при которых данное уравнение имеет решение:
Cos 2 x + 2(a-2)cosx + a 2 – 4a – 5 =0.
Решение. Запишем уравнение в виде
Уравнение cosx = 5- а имеет решения при условии -1≤ 5- а ≤1 4≤ а ≤ 6, а уравнение cosx = — а-1 при условии -1≤ -1- а ≤ 1 -2 ≤ а ≤0.
Ответ. а -2; 0 4; 6
Пример 2. При каких b найдется а такое, что неравенство + b > 0 выполняется при всех х ≠ πn , n Z .
Решение. Положим а = 0. Неравенство выполняется при b >0. Покажем теперь, что ни одно b ≤0 не удовлетворяет условиям задачи. Действительно, достаточно положить х = π /2, если а π /2 при а ≥0.
§ 6. Показательные уравнения и неравенства
1. Уравнение h ( x ) f ( x ) = h ( x ) g ( x ) при h ( x ) > 0 равносильно совокупности двух систем и
2. В частном случае ( h ( x )= a ) уравнение а f ( x ) = а g ( x ) при а > 0, равносильно совокупности двух систем
и
3. Уравнение а f ( x ) = b , где а > 0, a ≠1, b >0, равносильно уравнению
f ( x )= log a b . Случай а =1 рассматриваем отдельно.
Решение простейших показательных неравенств основано на свойстве степени. Неравенство вида f ( a x ) > 0 при помощи замены переменной t = a x сводится к решению системы неравенств а затем к решению соответствующих простейших показательных неравенств.
При решении нестрого неравенства необходимо к множеству решений строгого неравенства присоединить корни соответствующего уравнения. Как и при решении уравнений во всех примерах, содержащих выражение а f ( x ) , предполагаем а > 0. Случай а = 1 рассматриваем отдельно.
Пример 1 . При каких а уравнение 8 х = имеет только положительные корни?
Решение. По свойству показательной функции с основанием, большим единицы, имеем х>0 8 х >1 >1 >0, откуда a (1,5;4).
Ответ. a (1,5;4).
Решение. Рассмотрим три случая:
1. а . Так как левая часть неравенства положительна, а правая отрицательна, то неравенство выполняется для любых х R .
3. а > 0 . a 2 ∙2 x > a 2 x > x > — log 2 a
Ответ. х R при а > 0; решений нет при a =0; х (- log 2 a ; +) при а> 0 .
§ 7. Логарифмические уравнения и неравенства
Приведем некоторые эквивалентности, используемые при решении логарифмических уравнений и неравенств.
В частности, если а >0, а ≠1, то
log a g (x)= log a h(x)
2. Уравнение log a g (x)=b g (x)= a b ( а >0, a ≠ 1, g(x) >0).
3. Неравенство log f ( x ) g ( x ) ≤ log f ( x ) h ( x ) равносильно совокупности двух систем: и
Если а, b – числа, а >0, а ≠1, то
log a f (x) ≤ b
log a f (x) > b
Пример 1. Решите уравнение
Решение. Найдем ОДЗ: х > 0, х ≠ а 4 , a > 0, а ≠ 1. Преобразуем уравнение
log х – 2 = 4 – log a x log х + log a x – 6 = 0, откуда log a x = — 3
х = а -3 и log a x = 2 х = а 2 . Условие х = а 4 а – 3 = а 4 или а 2 = а 4 не выполняется на ОДЗ.
Ответ: х = а -3 , х = а 2 при а ( 0; 1) (1; ).
Пример 2. Найдите наибольшее значение а, при котором уравнение
2 log — + a = 0 имеет решения.
Решение. Выполним замену = t и получим квадратное уравнение 2 t 2 – t + a = 0. Решая, найдем D = 1-8 a . Рассмотрим D ≥0, 1-8 а ≥0 а ≤.
При а = квадратное уравнение имеет корень t = >0.
Ответ. а =
Пример 3 . Решить неравенство log ( x 2 – 2 x + a ) > — 3
Решение. Решим систему неравенств
Корни квадратных трехчленов х 1,2 = 1 ± и х 3,4 = 1 ±.
Критические значения параметра : а = 1 и а = 9.
Пусть Х1 и Х2 – множества решений первого и второго неравенств, тогда
Х 1 Х 2 = Х – решение исходного неравенства.
При 0 a 1 = (- ;1 — )( 1 + ; +), при а > 1 Х 1 = (-;+).
При 0 a 2 = (1 —; 1 +), при а ≥9 Х 2 – решений нет.
Рассмотрим три случая:
1. 0 a ≤1 Х = (1 —;1 — )(1 + ;1 +).
3. a ≥ 9 Х – решений нет.
Высокий уровень С1, С2
Пример 1. Найдите все значения р, при которых уравнение
р ∙ ctg 2 x + 2 sinx + p = 3 имеет хотя бы один корень.
Решение. Преобразуем уравнение
р ∙ ( — 1) + 2 sinx + p = 3, sinx = t , t , t 0.
— p + 2 t + p = 3, + 2 t = 3, 3 -2t = , 3t 2 – 2t 3 = p .
Пусть f ( y ) = 3 t 2 – 2 t 3 . Найдем множество значений функции f ( x ) на . у / = 6 t – 6 t 2 , 6 t — 6 t 2 = 0, t 1 =0, t 2 = 1. f (-1) = 5, f (1) = 1.
При t , E ( f ) = ,
При t , E ( f ) = , то есть при t , E ( f ) = .
Чтобы уравнение 3 t 2 – 2 t 3 = p ( следовательно, и данное) имело хотя бы один корень необходимо и достаточно p E ( f ), то есть p .
Ответ. .
При каких значениях параметра а уравнение log (4 x 2 – 4 a + a 2 +7) = 2 имеет ровно один корень?
Решение. Преобразуем уравнение в равносильное данному:
4 x 2 – 4 a + a 2 +7 = (х 2 + 2) 2 .
Отметим, что если некоторое число х является корнем полученного уравнения, то число – х также является корнем этого уравнения. По условию это не выполнимо, поэтому единственным корнем является число 0.
4∙ 0 2 — 4 a + a 2 +7 = (0 2 + 2) 2 ,
1) a 1 = 1. Тогда уравнение имеет вид: log (4 x 2 +4) =2. Решаем его
4 x 2 + 4 = (х 2 + 2) 2 , 4 x 2 + 4 = х 4 + 4 x 2 + 4, х 4 = 0, х = 0 – единственный корень.
2) a 2 = 3. Уравнение имеет вид: log (4 x 2 +4) =2 х = 0 – единственный корень.
Высокий уровень С4, С5
Пример 3. Найдите все значения р, при которых уравнение
х 2 – ( р + 3)х + 1= 0 имеет целые корни и эти корни являются решениями неравенства: х 3 – 7рх 2 + 2х 2 – 14 рх — 3х +21 р ≤ 0.
Решение. Пусть х 1, х 2 – целые корни уравнения х 2 – ( р + 3)х + 1= 0. Тогда по формуле Виета справедливы равенства х 1 + х 2 = р + 3, х 1 ∙ х 2 = 1. Произведение двух целых чисел х 1 , х 2 может равняться единице только в двух случаях: х 1 = х 2 = 1 или х 1 = х 2 = — 1. Если х 1 = х 2 = 1, то р + 3 = 1+1 = 2 р = — 1; если х 1 = х 2 = — 1, то р + 3 = — 1 – 1 = — 2 р = — 5. Проверим являются ли корни уравнения х 2 – ( р + 3)х + 1= 0 в описанных случаях решениями данного неравенства. Для случая р = — 1, х 1 = х 2 = 1 имеем
1 3 – 7 ∙ (- 1) ∙ 1 2 +2∙ 1 2 – 14 ∙ ( — 1) ∙ 1 – 3 ∙ 1 + 21 ∙ ( — 1) = 0 ≤ 0 – верно; для случая р = — 5, х1 = х2 = — 1 имеем ( — 1) 3 – 7 ∙ ( — 5) ∙ ( -1) 2 + 2 ∙ (-1) 2 – 14 ∙ ( -5) × ( — 1) – 3 ∙ ( — 1) + 21∙ ( -5 ) = — 136 ≤ 0 – верно. Итак, условию задачи удовлетворяют только р = — 1 и р = — 5.
Пример 4. Найдите все положительные значения параметра а, при которых число 1 принадлежит области определения функции
у = ( а — а ).
Решение. у = ( а — а ). Область определения данной функции составляют все значения х, для которых а — а ≥ 0.
Если значения х = 1 принадлежит области определения, то должно выполняться неравенство а— а ≥ 0, а≥ а (1)
Таким образом, необходимо найти все а > 0, удовлетворяющие неравенству (1).
1) а = 1 удовлетворяет неравенству (1).
2) При а > 1 неравенство (1) равносильно неравенству 2 + 5а ≥ а 2 +6,
а 2 — 5а + 4 ≤ 0. Решение этого неравенства: 1≤ а ≤ 4. Учитывая условие а >1, получим 1
а 2 — 5а + 4 ≥ 0. Его решение а ≤ 1; а ≥ 4 с учетом условия 0
Показательные уравнения и неравенства с примерами решения
Содержание:
Рассмотрим уравнения, в которых переменная (неизвестное) находится в показателе степени. Например:
Уравнения такого вида принято называть показательными.
Решении показательных уравнений
При решении показательных уравнений нам будет полезно следствие из теоремы о свойствах показательной функции.
Пусть
Каждому значению показательной функции соответствует единственный показатель s.
Пример:
Решение:
Согласно следствию из равенства двух степеней с одинаковым основанием 3 следует равенство их показателей. Таким образом, данное уравнение равносильно уравнению
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно (поясните почему) уравнению
Если степени с основанием 3 равны, то равны и их показатели:
Решив это уравнение, получим
Ответ:
При решении каждого уравнения из примера 2 сначала обе части уравнения представили в виде степени с одним и тем же основанием, а затем записали равенство показателей этих степеней.
Пример:
Решение:
а) Данное уравнение равносильно уравнению
Решая его, получаем:
Так как две степени с одинаковым основанием 2 равны, то равны и их показатели, т. е. откуда находим
б) Разделив обе части уравнения на получим уравнение равносильное данному. Решив его, получим
Ответ:
При решении примера 3 а) левую часть уравнения разложили на множители. Причем за скобку вынесли такой множитель, что в скобках осталось числовое выражение, не содержащее переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Обозначим тогда
Таким образом, из данного уравнения получаем
откуда находим:
Итак, с учетом обозначения имеем:
При решении примера 4 был использован метод введения новой переменной, который позволил свести данное уравнение к квадратному относительно этой переменной.
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Можно заметить, что 2 — корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как функция, стоящая в левой части уравнения, возрастающая, а функция, стоящая в правой части уравнения, убывающая. Поэтому уравнение имеет не более одного корня (см. теорему из п. 1.14).
Пример:
Решить уравнение
Решение:
Пример:
При каком значении а корнем уравнения является число, равное 2?
Решение:
Поскольку х = 2 — корень, то верно равенство
Решив это уравнение, найдем
Ответ: при
Показательные уравнения и их системы
Показательным уравнением называется уравнение, в ко тором неизвестное входит в показатель степени. При решении показательных уравнений полезно использовать следующие тождества:
Приведем методы решения некоторых типов показательных уравнений.
1 Приведение к одному основанию.
Метод основан на следующем свойстве степеней: если две степени равны и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнения надо попытаться привести к виду . Отсюда
Пример №1
Решите уравнение
Решение:
Заметим, что и перепишем наше уравнение в виде
Применив тождество (1), получим Зх — 7 = -7х + 3, х = 1.
Пример №2
Решить уравнение
Решение:
Переходя к основанию степени 2, получим:
Согласно тождеству (2), имеем
Последнее уравнение равносильно уравнению 4х-19 = 2,5х.
2 Введение новой переменной.
Пример №3
Решить уравнение
Решение:
Применив тождество 2, перепишем уравнение как
Введем новую переменную: Получим уравнение
которое имеет корни Однако кореньне удовлетворяет условию Значит,
Пример №4
Решить уравнение
Решение:
Разделив обе части уравнения на получим:
последнее уравнение запишется так:
Решая уравнение, найдем
Значение не удовлетворяет условию Следовательно,
Пример №5
Решить уравнение
Решение:
Заметим что Значит
Перепишем уравнение в виде
Обозначим Получим
Получим
Корнями данного уравнения будут
Следовательно,
III Вынесение общего множителя за скобку.
Пример №6
Решить уравнение
Решение:
После вынесения за скобку в левой части , а в правой , получим Разделим обе части уравнения на получим
Системы простейших показательных уравнений
Пример №7
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей
системе :Отсюда получим систему
Очевидно, что последняя система имеет решение
Пример №8
Решите систему уравнений:
Решение:
По свойству степеней система уравнений равносильна следующей системе: Последняя система, в свою очередь, равносильна системе:
Умножив второе уравнение этой системы на (-2) и сложив с первым, получим уравнение —9х=-4. Отсюда, найдем Подставив полученное значение во второе уравнение, получим
Пример №9
Решите систему уравнений:
Решение:
Сделаем замену: Тогда наша система примет вид:
Очевидно, что эта система уравнений имеет решение
Тогда получим уравнения
Приближенное решение уравнений
Пусть многочлен f(х) на концах отрезка [a,b] принимает значения разных знаков, то есть . Тогда внутри этого отрезка существует хотя бы одно решение уравнения Дх)=0. Это означает, что существует такое (читается как «кси»), что
Это утверждение проиллюстрировано на следующем чертеже.
Рассмотрим отрезок содержащий лишь один корень уравнения .
Метод последовательного деления отрезка пополам заключается в последовательном разделении отрезка [a, b] пополам до тех пор, пока длина полученного отрезка не будет меньше заданной точности
- вычисляется значение f(х) выражения
- отрезок делится пополам, то есть вычисляется значение
- вычисляется значение выражения f(х) в точке
- проверяется условие
- если это условие выполняется, то в качестве левого конца нового отрезка выбирается середина предыдущего отрезка, то есть полагается, что (левый конец отрезка переходит в середину);
- если это условие не выполняется, то правый конец нового отрезка переходит в середину, то есть полагается, что b=x;
- для нового отрезка проверяется условие
- если это условие выполняется , то вычисления заканчиваются. При этом в качестве приближенного решения выбирается последнее вычисленное значение х. Если это условие не выполняется, то, переходя к пункту 2 этого алгоритма, вычисления продолжаются.
Метод последовательного деления пополам проиллюстрирован на этом чертеже:
Для нахождения интервала, содержащего корень уравнения вычисляются значения
Оказывается, что для корня данного уравнения выполнено неравенство. Значит, данное уравнение имеет хотя бы один корень, принадлежащий интервалу (-1 -А; 1+А). Для приближенного вычисления данного корня найдем целые и удовлетворяющие неравенству
Пример №10
Найдите интервал, содержащий корень уравнения
Решение:
Поделив обе части уравнения на 2 , получим,
Так как, для нового уравнения
Значит, в интервале, уравнение имеет хотя бы один корень. В то же время уравнение при не имеет ни одного корня, так как,
выполняется. Значит, корень уравнения лежит в (-2,5; 0). Для уточнения этого интервала положим Для проверим выполнение условия
Значит, уравнение имеет корень, принадлежащий интервалу (-1; 0).
Нахождение приближенного корня с заданной точностью
Исходя из вышесказанного, заключаем, что если выполнено неравенство корень уравнения принадлежит интервалу
ПустьЕсли приближенный
корень уравнения с точностью . Если то корень лежит в интервале если то корень лежит в интервале . Продолжим процесс до нахождения приближенного значения корня с заданной точностью.
Пример №11
Найдите приближенное значение корня уравнения с заданной точностью
Решение:
Из предыдущего примера нам известно, что корень лежит в интервале
(-1; 0). Из того, что заключаем, что корень лежит в интервале (-0,5; 0).
Так как, |(-0,25)41,5(-0,25)2+2,5(-0,25)+0,5| = |-0,046| 1. Если
Пусть
Изображения графиков показательной функции подсказывают это свойство. На рисунке 27 видно, что при а > 1 большему значению функции соответствует большее значение аргумента. А на рисунке 30 видно, что при 0
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
http://infourok.ru/uchebnoe_posobie_uravneniya_i_neravenstva_s_parametrami-415388.htm
http://www.evkova.org/pokazatelnyie-uravneniya-i-neravenstva