Урок алгебры и начала анализа в 10 классе. Решение логарифмических уравнений
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Решение логарифмических уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_i_nachala_analiza_v_10_klasse._reshenie_logarifmicheskikh_uravneniy.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе.
Тема урока «Логарифмические уравнения»
(второй урок по теме).
Умение решать задачи — практическое искусство, подобное плаванию, или катанию на лыжах, или игре на фортепьяно: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь…
Уравнение есть равенство, которое еще не является истинным, но которое стремятся сделать истинным, не будучи уверенным, что этого можно достичь.
1. Формирование умения решать различные логарифмические уравнения и их системы с использованием свойств логарифмов и общих методов решения уравнений.
Образовательная. Создать условия для отработки общих подходов к решению логарифмических уравнений:
а) действия с членами и частями уравнения
б) замена обозначения
в) разложение на множители части уравнения
г) метод подстановки при решении
Повторение: а) понятие уравнения – следствия
б) определение логарифма и его свойства
в) теорему о равенстве логарифмов с одинаковыми основаниями.
Развивающая . Способствовать развитию математического языка, наглядно – образного мышления, коммуникативных умений учащихся
Воспитательная . Воспитание интереса к предмету посредством использования на уроке ПК; активности, умения общаться, общей культуре.
Помочь учащимся осознать ценность коллективной деятельности.
Оборудование : ПК, тесты, карточки
I этап – Мотивационно – ориентировочный . Организационный момент (приветствие, психологический настрой на работу, постановка целей и задач урока).
II этап -Актуализация знаний . Устная работа.
III этап – основной . Работа над углублением материала темы «Логарифмические уравния».
IV этап — Самостоятельная работа . Тестирование (компьютерный вариант).
V этап — Подведение итога урока . Домашнее задание.
I этап. Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок пройдет немного в необычной обстановке. На уроке присутствуют гости, мои коллеги, учителя других школ республики. Давайте поприветствуем и начнем урок.
-На предыдущем уроке мы с вами приступили к решению логарифмических уравнений. Рассмотрели решение ряда простейших логарифмических уравнений.
Тема нашего урока очень актуальна, мы с ней будем идти параллельно до итоговой аттестации в 11-м классе. Поэтому сегодня мы научимся решать различные логарифмические уравнения и их системы
-Откройте тетради, запишите число . . . . . . . . . и тему урока:” Решение логарифмических уравнений”.
II этап. Анализ затруднений при выполнении домашнего задания. (Слайды)
1Выяснить, при каких значениях имеет смысл выражения:
0,75 х ; log 0.5 x; log 7 x 2 ; log |x| 5.
2. Дайте определение логарифма.
Логарифмом положительного числа в по основанию называется показатель степени, в которую надо возвести основание а , чтобы получить подлогарифмическое число в .
3. Какие свойства логарифмов были использованы вами при выполнение д/з. Сформулируйте основные свойства логарифмов
log a 1 = 0,
log a a = 1,
log a ( x . y ) = log a x + log a y; x > 0; y > 0,
log a ; x>0; y>0.
log a x r = r log a x; x > 0 ;
Основное логарифмическое тождество
Формулы перехода от одного основания логарифма к другому
log a x = log b x / log b a
В математике и её приложениях часто встречается логарифмическая функция у=log a x , a>0 a≠1. Давайте составим рассказ по рис. 1 (рис. 2)
Еще раз вспомним определение возрастающей и убывающей функции.
Функция называется возрастающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее значение функции.
Функция называется убывающей на некотором промежутке, если большему значению аргумента из этого промежутка соответствует меньшее значение функции.
У доски: (Проверка домашнего задания.)
№ 340(2) Решить уравнение:
log 1/2 (3x-1)=log 1/2 (6x+8) .
log 1/2 (3x-1)=log 1/2 (6x+8).
Используя теорему о равенстве логарифмов с одинаковыми основаниями, получаем:
Ответ: нет корней.
№ 342(2) Решить систему уравнений:
О.Д.З.: x>0, y>0.
Из первого уравнения выразим y через х
Log 3 xy=log 3 9.
xy=9; y= ; и подставим во II уравнение, получим следующую систему уравнений:
х 1 =1; х 2 =-2 – посторонний корень.
III этап — Основной. Работа над углублением материала темы «Логарифмические уравния».
№341 Решить уравнение
Log 1/3 x log 1/3 (3x-2)= log 1/3 (3x-2)
Log 1/3 x log 1/3 (3x-2)= log 1/3 (3x-2) О. Д. З.: ; ; ;
Log 1/3 x log 1/3 (3x-2) — log 1/3 (3x-2)=0
Log 1/3 (3x-2) ( log 1/3 х-1)=0
Log 1/3 (3x-2) =0 или log 1/3 х-1=0
3x=3 x= — посторонний корень
№347. Решить уравнение
№ 352(1) Решить уравнение
Т.к. левая часть уравнения неотрицательна, то При х>1 уравнение равносильно уравнению Пусть t=log x 5
Если t=3, то log x 5=3, х 3 =5, х=
Если t=-1, то log x 5=-1, x= , но x= — не является корнем исходного уравнения.
1) Найдите все значения параметра, при которых уравнение
имеет ровно два решения.
-Какое это уравнение? (Логарифмическое).
-Какое уравнение мы получили после преобразований? (Показательное, решение которого сводится к квадратному).
-Почему на переменную наложено такое условие? ( Показательная функция принимает только положительные значения).
Условие, при котором квадратное уравнение имеет два различных корня: .
Найдем корни уравнения : ; .
Выясним условие, при котором .
Следовательно, исходное уравнение будет иметь два решение если
IV этап — Самостоятельная работа . Тестирование (компьютерный вариант ЕГЭ №7 и №8).
2. Упростите выражение
3. Найдите значение выражения
4. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
5. Какому промежутку принадлежит корень уравнения log2(5x)-log23=log213
1. Решите неравенство
2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
3. Какому промежутку принадлежит корень уравнения log2X+log23=log221
5. Найдите значение выражения
1. Log 3 (x 3 -x)-log 3 x=log 3 3;
Log 3 (x 3 -x)-log 3 x=log 3 3
Итак, х=0 и х=-2 – посторонние корни.
2. Log 2 (3x+1) log 3 x=2 log 2 (3x+1)
Log 2 (3x+1) log 3 x=2 log 2 (3x+1),
Log 2 (3x+1)log 3 x-2log 2 (3x+1)=0;
Log 2 (3x+1)(log 3 x -2)=0;
Log 2 (3x+1)=0 или log 3 x=2
x 1 =0- посторонний корень.
V этап — Подведение итога урока . Домашнее задание.
№ 346 (2), № 349 (2), №353 Выбрать понравившегося великого математика из кроссворда и написать о нем реферат.
«Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.»
Спасибо всем за урок.!
Уважаемые коллеги Вашему вниманию был представлен урок на тему решение «Решение логарифмических уравнений» (второй урок по теме) из раздела «Логарифмы».
Считаю, что урок способствовал достижению основной поставленной цели: — Формирование умения решать различные логарифмические уравнения и их системы с использованием свойств логарифмов и общих методов решения уравнений.
А также урок способствовал реализации поставленных мной задач, которые сформулированы с учетом задач предыдущих и последующих уроков:
Образовательная. Создать условия для отработки общих подходов к решению логарифмических уравнений:
а) действия членами и частями уравнения
б) замена обозначения
в) разложение на множители части уравнения
г) метод подстановки при решении
Повторение: а) понятие уравнения – следствия
б) определение логарифма и его свойства
в) теорему о равенстве логарифмов с одинаковыми основаниями.
Развивающая . Способствовать развитию математического языка, наглядно – образного мышления, коммуникативных умений учащихся
- формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие познавательного интереса, речи и внимание школьников;
Воспитательная . Воспитание интереса к предмету посредством использования на уроке ПК; активности, умения общаться, общей культуре.
Помочь учащимся осознать ценность коллективной деятельности.
— активизация познавательных способностей учащихся
Цель и задачи урока определили тип урока комбинированный . и его структуру:
I этап – Мотивационно – ориентировочный . Организационный момент (приветствие, психологический настрой на работу, постановка целей и задач урока).
II этап -Актуализация знаний . Устная работа.
III этап – основной . Работа над углублением материала темы «Логарифмические уравния».
IV этап — Самостоятельная работа . Тестирование (компьютерный вариант).
V этап — Подведение итога урока . Домашнее задание.
На уроке был применены наглядные средства: презентация, содержащая основные понятия, задания и др. моменты урока, дополнительные материалы и заданиями.
Применялись следующие методы:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности
- словесные — беседа (ответы на вопросы), рассказ (объяснение учителя);
- наглядные (презентация с необходимыми схемами, опорными определениями)
- практические (задачи).
б) методы стимулирования и мотивации учения –
метод стимулирования и мотивации интереса к учению: занимательные задания : . Для чего было выбрано это задание? Оно оживило учебный процесс на уроке, позволило повысить интерес ребят к изучаемой теме,
в) метод контроля и самоконтроля (выполнение теста на компьютере, здесь же самоконтроль – учащиеся видят результат)
Использование тестов является рациональным дополнением к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Тестирование — одно из средств индивидуализации в учебном процессе, т.к. учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Тестовый контроль знаний позволяет проверить значительный объем изученного материала.
Систематическое использование тестов формирует у учащихся дисциплинированность и стремление к самостоятельности в усвоении программного материала.
В своей работе я руководствуюсь трехмерной моделью систематики форм организации обучения Андреева В.И.:
внутренние формы организации обучения (занятие по углублению и совершенствованию ЗУНов, (комбинированная форма организации обучения.)
общие формы организации обучения (взаимодействия в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик») – фронтальная, групповая, парная.
В процессе обучения реализованы следующие дидактические принципы: доступности, систематичности и последовательности, связи с жизнью, активности, наглядности.
Я считаю, что на уроке были реализованы цели и задачи, поставленные мною. А именно: совершенствованы знания учащихся об общих подходах к решению уравнений , выработаны умения решать различные логарифмические уравнения.
Домашнее задание я дала учитывая объем пройденного материала на уроке и для развития творческих способностей учащихся: написать реферат. Данное задание позволяет не только повысить интерес к предмету, но и пополнить методическую копилку учителю.
Наиболее удачные моменты:
— реализован принцип учета индивидуальных особенностей уч-ся;
- дети справились заданиями;
- ребята справились с тестом.
Наряду с отмеченными с удачными моментами, необходимо указать и на недостатки:
- недостаточное внимание уделялось мной исправлению речевых ошибок во время ответов учащихся и требованию полных ответов, что обусловлено дефицитом времени;
В целом я довольна уроком. Думаю, что и учеников заинтересовал сегодняшний урок, и они ушли с урока не только с полученными ЗУНами, но и с хорошим настроением, желанием использовать полученные ЗУНы на практике. А это самое главное для любого учителя!
Урок математики по теме «Решение логарифмических уравнений»
Презентация к уроку
Цели:
- повторить понятия логарифма числа и свойства логарифмов. Ознакомить и закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появления типичных ошибок.
- Предоставить каждому обучающему возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
- Активизировать работу класса через разные формы работы.
- Развивать навыки самоконтроля.
- Воспитывать ответственное отношение к труду, воспитывать волю и настойчивость для достижение конечных результатов.
- создать эмоционально-положительный комфорт (ситуацию успеха)
Задачи урока: Ранее усвоенные знания применять в нестандартных ситуациях.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе урока:
- знание понятия логарифма числа, логарифмической функции, свойств логарифмической функции;
- знание основных приёмов решения логарифмических уравнений;
- знание квадратичной функции и её свойств;
- умение выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы;
- умение применять свойства логарифмов при преобразовании выражений, содержащих логарифмы;
- умение решать простейшие логарифмические уравнения и применение основных приёмов при решении более сложных уравнений;
- умение решать квадратные уравнения;
- использовать умение переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию.
Оборудование урока:
- карточки с индивидуальными заданиями для самостоятельной работы;
- карточки с заданиями для домашней работы;
- справочный материал;
- оценочный лист;
- мультимедийный проектор, компьютер.
Формы работы:
- фронтальная;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Методы занятия: словесные и практические; контроль и обобщение знаний. При объяснении нового материала: объяснительно-иллюстративный (основное назначение – организация усвоения знаний);частично-поисковый (овладение элементарными навыками поиска знаний, учащиеся привлекаются к самостоятельному решению части проблемы).
План урока:
- Орг.момент.
- Устная работа (морской бой). Найди ошибки. Повторить основные формулы логарифмов.
- Программируемый контроль.
- Из истории математики.
- Изучение нового материала: «Логарифмические уравнения».
- Практическая работа: «Решение логарифмических уравнений».
- Решение проблемной ситуации (если возникнет).
- Итог урока.
- Рефлексия («Что знают», «Чего не знают», «Что получилось?», «Что нет?», «Что необходимо для этого повторить или выучить дома?»).
- Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Примечание |