Алгебра. 8 класс
Тема: Уравнение Х 2 = a
Содержание модуля (краткое изложение модуля):
Так как квадрат любого действительного числа не может быть отрицательным числом, уравнение x 2 = a, при a
X 2 = a, при a = 0
В данном случае уравнение имеет один корень. Этим корнем является число 0. Так как уравнение можно переписать в виде х • х = 0, то еще иногда говорят, что данное уравнение имеет два корня, которые равны между собой и равны 0.
X 2 = a, при a>0
В этом случае уравнение x 2 = a. Решается оно следующим образом. Сначала переносим а в левую часть.
X 2 – a = 0;
Из определения квадратного корня следует, что a можно записать в следующем виде: a = (√a) 2 . Тогда уравнение можно переписать следующим образом:
X 2 – (√a) 2 = 0.
В левой части видим формулу разности квадратов, разложим её.
(x + √a) • (x — √a) = 0;
Произведение двух скобок равно нулю, если хотя бы одна из них равна нулю. Следовательно,
x + √a = 0;
x — √a = 0;
Отсюда, x1 = √a x2 = -√a.
Данное решение можно проверить и построив график.
Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
НАШИ ПАРТНЁРЫ
© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
Уравнение вида x² = a.
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Изложение темы сопровождается презентацией.
Для закрепления знаний и умений учащихся используется электронный тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме «Уравнение вида x² = a» | 63.39 КБ |
Презентация к уроку «Уравнение вида x² = a» | 568.1 КБ |
Компьютерный тест | 39.5 КБ |
Опорный конспект | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема сегодняшнего урока – уравнение вида x² = a. На уроке мы познакомимся с алгоритмом решения данных уравнений, рассмотрим количество его решений в зависимости от значения а.
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. По этому поводу у английского поэта средних веков Джеффри Чосера есть прекрасные строки, предлагаю сделать их эпиграфом нашего урока:
Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем.
Уравнения, которые мы будем изучать тоже не исключение. Они очень важны и для математики, и для других наук.
- Актуализация знаний – 5 мин.
Раз уж мы говорим об уравнениях, давайте вспомним – что это такое?
— Равенство, содержащее неизвестное .
Что такое корень уравнения?
- Корнем уравнения называется значение переменной, которое обращает данное уравнение в верное числовое равенство.
Что значит решить уравнение?
- Решить уравнение – это значит найти все его корни или доказать, что их нет.
Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a.
- Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
При каких значениях а имеет смысл выражение ?
- Выражение имеет смысл при неотрицательных а (при а больших или равных нулю).
Вычислите арифметический квадратный корень из числа:
225, 361, 196, 100, 0,25, 0,0036, 1,44, 4,84
- Выполним письменно задание:
Разложите на множители выражение: 2 суворовца у доски, остальные в тетради.
Какую формулу нужно применить для выполнения этого задания? Сформулируйте.
- Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений на их сумму.
- Объяснение нового материала – 10 мин.
Придумайте задачу, в которой нам потребовалось бы решить уравнение такого вида.
Рассмотрим геометрическую задачу:
Площадь квадрата равна 8 см². Найдите сторону квадрата.
Что нужно сделать для решения данной задачи?
- Составить уравнение x² = 8 и решить его.
Какие способы для его решения вы можете предложить?
- подбор;
- перенести число 8 в левую часть уравнения так, чтобы справа получился ноль.
Воспользуемся вторым предложением: Суворовец у доски, остальные в тетради.
Чем воспользуемся в данной ситуации?
- формулой разности квадратов.
Каким наиболее рациональным способом мы можем его решить?
- Приравнивая каждый множитель к нулю. Произведение нескольких множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
То есть мы приравняем каждый множитель к нулю.
x — = 0 или x + = 0
Рассмотрим уравнение в общем виде: (записывают в левую колонку таблицы)
Решение уравнения x² = a, а > 0
x — = 0 или x + = 0
Будет ли иметь корни уравнение x² = — 4. Если «да», то сколько и какие?
- Нет, так как квадрат числа всегда неотрицателен.
- x² + 4 = 0, не можем разложить на множители, так как такой формулы не существует.
А уравнение x² = 0 ?
Обобщим: суворовцы заполняют пустую схему на листе, «сильный» суворовец – на доске.
один корень 3) а > 0 корней нет
Проговорить ещё раз случаи для а
Решим уравнение: 3x² = 243
К какому случаю можно отнести данное уравнение?
(записывают решение в правой колонке, 1 суворовец на доске)
Решение уравнения x² = a, а > 0
x — = 0 или x + = 0
x — 9= 0 или x + 9 = 0
- Зарядка для глаз. – 2 мин.
Тренажер «Веселые глазки для активизации зрительной координации.
Следим глазами на интерактивной доске за движением стрелки-указателя.
Суворовцы стоя выполняют упражнения для глаз.
- Решение упражнений – 10 мин.
Попробуем решить несколько уравнений самостоятельно.
Вам предложено по три уравнения разных уровней сложности. Выберите тот уровень, с которым вы, по вашему мнению, справитесь. Приступайте к решению. Кто справится, поднять руку для проверки.
Трое суворовцев вызвать к доске – решить по одному уравнению из 0 уровня.
Затем по одному суворовцу решить 1 уравнение на выбор (из 1 и 2 уровней).
3 уровень – по желанию.
При наличии времени те, кто справится с выбранным уровнем, работают над решением уравнений следующего уровня.
Те, кто решают на месте, могут проверить своё решение. Ответы к уравнениям, не решённым на доске, высветить на интерактивной доске.
х(x – 5) + 5х =36 (6; — 6)
x² + 3х = 25 + 3х (5; — 5)
Карточки (для «сильных» учащихся):
8) (2х – 5)(2х + 5) = 75
8) (3х – 2)(3х + 2) = 5
- Закрепление материала – 5 мин.
Высветить схему ещё раз.
Уравнения какого вида мы научились решать?
Сколько корней имеет данное уравнение при а > 0?
- при а > 0 уравнение имеет два корня.
Сколько корней имеет данное уравнение при а 0?
- при а 0 уравнение не имеет корней.
Сколько корней имеет данное уравнение при а = 0?
- при а = 0 уравнение имеет один корень, x=0.
- Компьютерный тест (в формате Excel)
1.Сколько корней имеет уравнение x² = 45 ?
А) один корень Б) ни одного корня
1. Сколько корней имеет уравнение x² = 78 ?
А) один корень Б) ни одного корня
2.Сколько корней имеет уравнение x² = 0?
А) один корень Б) ни одного корня
2. Сколько корней имеет уравнение x² = 0?
А) один корень Б) ни одного корня
3.Сколько корней имеет уравнение x² = — 67 ?
А) один корень Б) ни одного корня
3. Сколько корней имеет уравнение x² = — 98 ?
А) один корень Б) ни одного корня
4.Найдите корни уравнения x² = 100
А) 10 Б) 10; — 10 В) — 10 Г) нет корней
4. Найдите корни уравнения x² = 225
А) 15 Б) 15; — 15 В) — 15 Г) нет корней
5.Найдите корни уравнения x² = 65
5. Найдите корни уравнения x² = 32
6.Найдите корни уравнения x² + 121 = 0
А) Б) 11; — 11 В) — 11 Г) нет корней
6. Найдите корни уравнения x² + 100 = 0
А) Б) 10; — 10 В) — 10 Г) нет корней
Ключ к тесту: 1 вариант: ВАББАГ, 2 вариант: БВААГБ
6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4 балла – «3».
Запишите в рабочий лист свой результат и отметку.
Вернемся к началу урока, к задаче. Оба ли полученных числа являются решением данной задачи?
- нет, число — не подходит по условию задачи.
Значит в ответ запишем только см.
— Что нового вы узнали на этом уроке?
— Что было сложно?
Оцените степень усвоения материала: поставьте плюсик в соответствующей строчке таблицы.
но затрудняюсь в применении
- Задание на самоподготовку – 1 мин.
№ 320(а, в, д), 322(а, в, д), 323(а, в, д).
Подвести итоги, выставить отметки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мой университет — www . moi — mummi . ru
Что такое уравнение? Что такое корень уравнения? Что значит решить уравнение? Дайте определение арифметического квадратного корня из числа a . При каких значениях а имеет смысл выражение ?
Вычислите арифметический квадратный корень из числа: = 15 = 19 = 14 = 10 = 0,5 = 0,06 = 1,2 = 2,2
Разложите двучлен на множители: x² — 225 = ( x — 15 )( x + 15 ) x² — 361 = (x — 19)(x + 19) x² — y² = (x — y)(x + y) x² — c² = (x — c)(x + c) x² + 144 = разложить нельзя! x² — 223 = ( x — )( x — ) x² — 35 = ( x — )( x — ) x² +17 = разложить нельзя! x ² — b = ( x — )( x — ) x ² — a = ( x — )( x — )
Задача: Площадь квадрата равна 8 см². Найдите сторону квадрата. x ² = 8 x ² — 8 = 0 ( x — )( x + ) = 0 x — = 0 или x + = 0 x = или x = — (не удовлетворяет условиям задачи) Ответ: сторона квадрата см.
два корня x = , x = — x ² = a 1) а = 0 2) а 0 корней нет х = 0
0 уровень (3) 1 уровень (4) 2 уровень (5) 3 уровень (5+) x² = 16 (4; — 4) 0,02 + x ² = 0,38 ( 0,6 ; -0,6 ) ( x + 4)² — 8х = 4 (нет корней) x ³ — 121 x = 0 (0; 11 ; -11 ) x ² = 7 ( ; — ) 13 x ² = 52 (2; — 2) х ( x – 5) + 5х =36 (6; — 6) ( x + 3)² = 49 (4; — 10) x ² = — 25 (нет корней) x ² + 3х = 25 + 3х (5; — 5) ( x – 3)( х + 3) – 4 = 6 ( ; — ) ( x — 13)² = 3 (13 + ; 13 — ) Ответы к уравнениям:
два корня x = , x = — x ² = a 1) а = 0 2) а 0 корней нет х = 0
ТЕСТ Проверь себя! 6 баллов – «5» 5 баллов – «4» 4 балла – «3»
Оцените себя! Усвоил полностью, могу применять Усвоил, но затрудняюсь в применении Усвоил частично Не усвоил
Задание на самоподготовку: № 320(а, в, д ), 322(а, в, д ), 323(а, в, д ).
Спасибо за урок! Мой университет — www . moi — mummi . ru
Конспект урока алгебры на тему «Квадратный корень. Уравнение x^2=a» (8 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема урока: «Квадратный корень. Уравнение «
обобщить и систематизировать теоретический материал;
закрепить умения и навыки учащихся при выполнении упражнений;
проверить степень его усвоения при самостоятельной работе;
развивать вычислительные навыки, математическую речь, память и внимание у учащихся;
воспитывать познавательную активность, культуру общения.
Оборудование: карточки с заданиями, тесты, слайды, интерактивная доска.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Миша, какую главу мы изучаем на уроках алгебры? (Квадратные корни) Сегодня мы обобщим и закрепим полученные знания, нас ждёт тест, примеры, а также интересные сведения об овощах. Цель нашего урока: уметь решать уравнение вида х 2 = а и вычислять квадратные корни.
А в начале урока я задам вопрос: найди практическое применение формулы х 2 = а, т.е. как её можно применить в жизни? В конце урока мы обсудим твои предложения.
3. Устная работа. Презентация. Слайд 1. (Определение квадратного корня, арифметического квадратного корня.)
Дайте определение квадратного корня. (Квадратным корнем из числа а называется число, квадрат которого равен а)
Сформулируйте определение арифметического квадратного корня. ( Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а)
Слайд 2. Свойства арифметического квадратного корня
А) Найдите значение корня:
36; 1600; 10000; -2 0,16
Б) Верно ли, что 144 = 12; -169 = -13; 225 = -15
Что значит решить уравнение? ( Это значит найти его корни, либо показать, что корней нет )
Что ты можешь сказать о решении уравнения вида х 2 = а?
Слайд 4. (Уравнение х 2 = а)
Решите уравнения: х 2 = 64; х 2 = -16; х 2 = 6; х 2 = 0
Какие корни получились в ответе? (Рациональные и иррациональные.)
4. Решение примеров.
Я подготовил слайды с овощами и каждому из них приколоты карточки с заданием. Вы должны рассказать о пользе этих овощей и выполнить задание. (Если дети затрудняются в ответе, то на обратной стороне карточки можно написать несколько слов о пользе данного овоща.)
1. Свёкла. Реши уравнение (у + 4) 2 = 9
2. Морковь. Реши уравнение х 2 – 0,2 = 0,05
3. Дайкон. Вычислить 0,5(- 8) 2
4. Петрушка. Реши уравнение х 3 – 3х = 0
5. Редис. Реши уравнение -5у 2 = 1,8
Подведём итог. Что объединяет все эти овощи? (Они все корнеплоды.)
Напишем это слово ( IDROO ). Корнеплод.
Сколько корней в этом слове? (Два корня.)
Как называется такое слово? (Сложное.)
Что делает гласная “е”? (Соединительная гласная.)
Сделаем вывод. В математике мы говорим о корнях уравнения. В русском языке – о корне слова. В биологии – о корнеплодах. Назовите какое же слово объединяет всё это? (Корень.)
Среди представленных овощей (морковь, свёкла, дайкон, редис, петрушка) есть такой овощ, который с латинского языка переводится как “корень”. Это редис.
6. Проведение тестирования. ( Excel )
А теперь, Миша, мы выполним небольшой тест чтобы проверить себя.
Если есть время решаем из учебника № 331
7. Подвести итог в проблемном вопросе.
Уравнение х 2 =а встречается в формуле вычисления площади квадрата и площади круга.
8. Итог урока. Выставление оценок.
10. Домашнее задание . П.13 №314, 332. В тетрадях построить графики функций по пословицам: “Не круто начинай, круто кончай”, “Горяч на почине, да скоро остыл”.
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/12/18/uravnenie-vida-x2-a
http://infourok.ru/konspekt-uroka-algebry-na-temu-kvadratnyj-koren-uravnenie-x-2-a-8-klass-4427285.html