Арккосинус. Решение уравнения cos x=a
п.1. Понятие арккосинуса
В записи \(y=cosx\) аргумент x — это значение угла (в градусах или радианах), функция y – косинус угла, действительное число в пределах [-1;1]. Т.е., по заданному углу мы находим косинус.
Можно поставить обратную задачу: по заданному косинусу найти угол. Но одному значению косинуса соответствует бесконечное количество углов. Например, если \(cosx=1\), то \(x=2\pi k,\ k\in\mathbb
Поэтому, чтобы построить однозначную обратную функцию, ограничим значения углов x отрезком, на котором косинус принимает все значения из [-1;1], но только один раз: \(0\leq x\leq \pi\) (верхняя половина числовой окружности).
\(arccos\frac12=\frac\pi3,\ \ arccos\left(-\frac<\sqrt<3>><2>\right)=\frac<5\pi><6>\)
\(arccos2\) – не существует, т.к. 2> 1
п.2. График и свойства функции y=arccosx
1. Область определения \(-1\leq x\leq1\) .
2. Функция ограничена сверху и снизу \(0\leq arccosx\leq \pi\) . Область значений \(y\in[0;\pi]\)
3. Максимальное значение \(y_
Минимальное значение \(y_
4. Функция убывает на области определения.
5. Функция непрерывна на области определения.
п.3. Уравнение cosx=a
Значениями арккосинуса могут быть только углы от 0 до π (180°). А как выразить другие углы через арккосинус? |
Углы в нижней части числовой окружности записывают через отрицательный арккосинус. А углы, которые превышают π по модулю, записывают через сумму арккосинуса и величины, которая ‘не помещается» в область значений арккосинуса.
1) Решим уравнение \(cosx=\frac12\).
Найдем точку \(\frac12\) в числовой окружности на оси косинусов (ось OX). Построим вертикаль – перпендикуляр, проходящий через точку. Он пересечёт числовую окружность в двух точках, соответствующих углам \(\pm\frac\pi3\) — это базовые корни.
Если взять верхний корень \(\frac\pi3\) и прибавить к нему полный оборот \(\frac\pi3+2\pi=\frac<7\pi><3>\), косинус полученного угла \(cos\frac<7\pi><3>=\frac12\), т.е. \(\frac<7\pi><3>\) также является корнем уравнения. Корнями будут и все другие углы вида \(\frac\pi3+2\pi k\) (с любым количеством добавленных или вычтенных полных оборотов). Аналогично, корнями будут все углы вида \(-\frac\pi3+2\pi k\).
Получаем ответ: \(x=\pm\frac\pi3+2\pi k\)
Заметим, что полученный ответ является записью вида
\(x=\pm arccos\frac12+2\pi k\)
А т.к. арккосинус для \(\frac12\) точно известен и равен \(\frac\pi3\), то мы его и пишем в ответе.
Но так бывает далеко не всегда.
2) Решим уравнение \(cosx=0,8\)
Найдем точку 0,8 в числовой окружности на оси косинусов (ось OX). Построим вертикаль – перпендикуляр, проходящий через точку. Он пересечёт числовую окружность в двух точках. По определению верхняя точка – это угол, равный arccos0,8. Тогда нижняя точка – это тот же угол, но отложенный в отрицательном направлении обхода числовой окружности, т.е. (–arccos0,8). Добавление или вычитание полных оборотов к каждому из решений даст другие корни. Получаем ответ: \(x=\pm arccos0,8+2\pi k\) |
п.4. Формула арккосинуса отрицательного аргумента
Докажем полезную на практике формулу для \(arccos(-a)\).
По построению: $$ \begin |
п.5. Примеры
Пример 1. Найдите функцию, обратную арккосинусу. Постройте графики арккосинуса и найденной функции в одной системе координат.
Для \(y=arccosx\) область определения \(-1\leq x\leq 1\), область значений \(0\leq y\leq \pi\).
Обратная функция \(y=cosx\) должна иметь ограниченную область определения \(0\leq x\leq \pi\) и область значений \(-1\leq y\leq 1\).
Строим графики:
Графики симметричны относительно прямой y=x.
Обратная функция найдена верно.
Пример 2. Решите уравнения:
a) \(cos x=-1\) \(x=\pi+2\pi k\) | б) \(cos x=\frac<\sqrt<2>><2>\) \(x=\pm\frac\pi4+2\pi k\) |
в) \(cos x=0\) \(x=\pm\frac\pi2+2\pi k=\frac\pi2+\pi k\) | г) \(cos x=\sqrt<2>\) \(\sqrt<2>\gt 1,\ \ x\in\varnothing\) Решений нет |
д) \(cos x=0,7\) \(x=\pm arccos(0,7)+2\pi k\) | e) \(cos x=-0,2\) \(x=\pm arccos(-0,2)+2\pi k\) |
Пример 3. Запишите в порядке возрастания: $$ arccos0,8;\ \ arccos(-0,5);\ \ arccos\frac\pi7 $$
Способ 1. Решение с помощью числовой окружности |
Отмечаем на оси косинусов (ось OX) точки с абсциссами 0,8; -0,5; \(\frac\pi7\approx 0,45\)
Значения арккосинусов (углы) считываются на верхней половине окружности: чем меньше косинус (от 1 до -1), тем больше угол (от 0 до π).
Получаем: \(\angle A_1OA\lt\angle A_2OA\angle A_3OA\)
$$ arccos0,8\lt arccos\frac\pi7\lt arccos(-0,5) $$
Отмечаем на оси OX аргументы 0,8; -0,5; \(\frac\pi7\approx 0,45\). Восстанавливаем перпендикуляры на кривую, отмечаем точки пересечения. Из точек пересечения с кривой восстанавливаем перпендикуляры на ось OY — получаем значения арккосинусов по возрастанию: $$ arccos0,8\lt arccos\frac\pi7\lt arccos(-0,5) $$
Арккосинус – функция убывающая: чем больше аргумент, тем меньше функция.
Поэтому располагаем данные в условии аргументы по убыванию: 0,8; \(\frac\pi7\); -0,5.
И записываем арккосинусы по возрастанию: \(arccos0,8\lt arccos\frac\pi7\lt arccos(-0,5)\)
Пример 4*. Решите уравнения:
\(a)\ arccos(x^2-3x+3)=0\) \begin
\(б)\ arccos^2x-arccosx-6=0\)
\( \text<ОДЗ:>\ -1\leq x\leq 1 \)
Замена переменных: \(t=arccos x,\ 0\leq t\leq \pi\)
Решаем квадратное уравнение: $$ t^2-t-6=0\Rightarrow (t-3)(t+2)=0\Rightarrow \left[ \begin
\(в)\ arccos^2x-\pi arccosx+\frac<2\pi^2><9>=0\)
\( \text<ОДЗ:>\ -1\leq x\leq 1 \)
Замена переменных: \(t=arccos x,\ 0\leq t\leq \pi\)
Решаем квадратное уравнение: \begin
Урок математики по теме «Арккосинус. Решение уравнений cosx = a». Комплект методических материалов
Презентация к уроку
Из опыта работы предлагается разработка методического комплекта для проведения серии уроков. Благодаря возможностям Microsoft PowerPoint с настройками анимации выполнена визуализация алгоритма нахождения арккосинуса, автоматизация процесса обучения. Статистика решений элементарных тригонометрических свидетельствует о формализме в усвоении знаний, отсутствии устойчивых навыков и понимания изучаемого материала. Подробность изложения (в рамках возможного времени), насыщение серии уроков наглядностью, внимание к деталям, разнообразное многократное повторение при изучении первой из обратных тригонометрических функций способствуют скоростному изучению арксинуса, арктангенса, арккотангенса. Актуализация базовых знаний, повторение алгоритмов по видеоряду, ведение индивидуального конспекта, продолжение работы с памяткой, чередование групповой, индивидуальной, фронтальной работы и др. позволяют эффективно использовать время урока для формирования понятия арккосинуса числа, умений и навыков решения уравнения cosx=a.
1) конспекты трех уроков,
2) печатная основа конспекта – Приложение 1,
3) памятка по тригонометрии (для определения места изучаемого материала) — Приложение 2,
4) презентация Microsoft PowerPoint,
5) сценарий максимально возможного применения презентации на уроке №1 — Приложение 3.
Автор успешно применил комплект в 2012/2013 и 2013/2014 учебных годах. На следующем уроке — самостоятельная работа по теме (Л.А. Александрова, С-18, 4 варианта. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы 10кл.,11кл.).
Учитель может сделать для каждого класса особую выборку из презентации с помощью заметок под слайдами. Темный фон, крупный шрифт, отсутствие излишеств в оформлении слайдов – результат многолетней борьбы за зрение учащихся.
Арккосинус. Решение уравнений cosx=a.
Алгебра и начала анализа (УМК А.Г. Мордковича, базовый уровень, 10 класс).
Цель: повышение культуры и результативности решения элементарных тригонометрических уравнений, создание условий для ускоренного прохождения понятий арксинус, арктангенс, арккотангенс. Пропедевтика, введение, закрепление понятия арккосинуса числа. Формирование умений и устойчивых навыков учащихся находить арккосинус числа, осмысленно выбирать алгоритм решения уравнений cosx=a в зависимости от значений а, анализировать практические ситуации применения арккосинуса числа для решения уравнений cosx=a.
Урок №1
Пропедевтика и формирование понятия арккосинуса числа. Актуализация опорных знаний и умений: определения косинуса, повторение точных значений косинуса, промежутков монотонности функции у=cosx, пошагового решения уравнения cosx=a для точных значений косинуса. Выделение известных случаев решений уравнения cosx=a и постановка задачи для других а. Определение арккосинуса числа и первичное закрепление. Чередование индивидуальной и групповой работы; работы на доске, в тетрадях и индивидуальном конспекте на печатной основе с медиаподдержкой.
Тип урока: урок изучения нового.
Повторение.
Актуализация знаний. Слайды №2-8, повторение промежутков монотонности косинуса, пошагового алгоритма решения уравнения для точных значений косинуса.
Проверка домашнего задания с устными объяснениями:
№6.16в) Решите уравнение cost=. Повторение определения косинуса; указать все координаты на числовой окружности, абсциссы которых равны . Ускоренная проверка– слайд 7.
№6.40а) Решите неравенство cost>0.-индивидуальный опрос ученика у доски.
№3.3 Для заданной функции найдите обратную; постройте график заданной функции и обратной функции: а) у= , х 0;
б) у=.-индивидуальный опрос ученика; дополнительные вопросы: признак обратимости функции, алгоритм получения обратной функции; D(f) и E(f) обратной функции, свойство графика обратной функции.
Повторение. Работа в индивидуальном конспекте на печатной основе — п.1,2,3., устный вывод визуализируется слайдом 9.
Постановка проблемы.
В треугольнике прилежащий катет равен 1, гипотенуза 3, тогда соsa=. Угол с величиной а существует, мы знаем его косинус, но чему равно а? Величина острого угла ?- один из корней уравнения cosx= . Выясним, как решать такое уравнение.
Решение проблемы. Слайды №10,11,12,13.
Запись словесной формулировки определения арккосинуса в конспекте (п.4).
Визуализация определения на математическом языке — слайд №14.
Дуга арккосинуса. “Arcus в переводе с латинского значит дуга (сравнить со словарем)”. [1, 1 часть, с.88]- слайд 15.
Закрепление нового понятия. Обсуждение характера изменения и множества значений выражения arccosa — слайды 16- 17.
Индивидуальный опрос у доски: 15.3б) Вычислить arccos — arccos, дополнительный вопрос: сравнить cos1 и cos2.
15.10 г) Имеет ли смысл выражение arcos(-)? Дополнительный вопрос: сравнить arccos0 и arccos1. Задания: доказать, что arccos 0,5= ,
вычислить:1)cos(arccos); 2) cos(arccos0);3)cos(arcos(-));4)cos(arccos?)
для тех, кто успевает работать быстрее: с поддержкой для ускоренной самопроверки и совместного вывода слайды 18, 19, 20.
Итог урока: действие нахождения обратно ; действие нахождения arccos обратно нахождению cos
1.05.2014
Урок по теме «Арккосинус числа a. Решение уравнений cos х = a»
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 214 КБ |
prezentatsiya_2.ppt | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК»
урока алгебры(10 класс)
Тема: «Арккосинус числа а.
Решение уравнений cos x = a»
Автор :Лезгинцева Е.В.,
2009 г Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Открытый урок по алгебре и началам анализа в 10 классе.
Тема урока: Арккосинус числа а. Решение уравнений cos x = a.
а) ввести понятие арккосинуса числа а;
б) выработать навык вычисления арксинуса числа а;
в) вывести формулу корней простейших тригонометрических уравнений формулу cos x = a;
г) научить применять формулу при решении простейших тригонометрических уравнений;
д) изучить частные случай решения тригонометрических уравнений при а равном 0, -1, 1.
а) развивать умение кратко, логично, последовательно излагать мысли и суждения ;
б) развивать способность аргументировать свои утверждения;
в) развивать умения классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
а) обучать навыкам планирования деятельности, работы в оптимальном темпе,
б) воспитывать умение правильно оценивать свои возможности, результаты учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки;
в) воспитывать трудолюбие и целеустремленность.
Оборудование: компьютер, интерактивный доска, раздаточный материал, карточки по рефлексии учебной деятельности (у каждого ученика), плакат с единичной окружностью.
Запись на доске :
Каждый ученик имеет право:
- Высказывать свое мнение и быть услышанным;
- Самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку;
- Знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы.
- Организационный момент (2 мин)
Учитель: Здравствуйте ребята.
Сегодня на уроке мы будем учиться (Слайд 1)
а) кратко, логично, последовательно излагать мысли и суждения;
б) аргументировать утверждения;
в) сравнивать, анализировать и делать выводы;
г) оценивать результаты своей учебной деятельности.
Мы помним, что каждый ученик, как всегда, имеет право:
- Высказывать свое мнение и быть услышанным;
- Самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку;
- Знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы (запись на доске)
2.Актуализация знаний (3-4 мин)
-Устный счет (задания проецируются на интерактивный экран ( Слайд 2 )
- Вычислить значения: cos ; cos ; cos .