План-конспект урока в 10-м классе по теме «Арксинус. Решение уравнения sin x = a»
Разделы: Математика
Цели урока:
- вывести общую формулу решений уравнения ;
- сформировать навык решения уравнения
- дать определение арксинуса.
Задачи урока:
- формирование умения решать данные уравнения;
- создание условий, способствующих воспитанию у учащихся внимательности и аккуратности в решении уравнения.
Тип урока: модульный урок.
Формы контроля: самопроверка самостоятельно решённых задач, проверка самостоятельной работы учителем на оценку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
План урока:
- мотивационная беседа, завершающаяся постановкой интегрирующей цели урока;
- входной контроль (повторение изученного ранее материала);
- работа с новым материалом;
- закрепление изученного материала;
- завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке материала);
- рефлексия.
Ход урока
В тригонометрии важное место уделено решению тригонометрических уравнений. Методов решения тригонометрических уравнений несколько, но невозможно будет их решить, не умея решать простейшие. Уравнения с косинусом учащиеся уже умеют решать, на данном уроке познакомить их с уравнениями, содержащими синус. Для решения простейших тригонометрических уравнений используется трёхшаговый алгоритм:
- составить общую формулу;
- вычислить значение арксинуса (арккосинуса);
- подставить найденное значение в общую формулу.
Вспомнить формулу для решения уравнения с косинусом и предложить учащимся выполнить самостоятельную работу (7-8 минут).
На экран, с помощью ноутбука, выводится задание:
I вариант | II вариант |
Решите уравнения: | |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
После выполнения данной работы на экран вывести решение, учащиеся сверяют своё решение с решением на экране. При необходимости провести необходимую коррекцию, учителю ответить на вопросы, которые возможно возникнут у учащихся по решению уравнений. Учащиеся выставляют себе оценку (по количеству верно решённых уравнений).
Рассмотрим простейшее тригонометрическое уравнение: где -1
Определение: Если то arcsin a (арксинус а) – это такое число из отрезка синус которого равен а. Итак:
если то
arcsin a = х
Теперь сделаем общий вывод о решении уравнения
Если то уравнение имеет две серии решений: х1=
В трёх случаях предпочитают пользоваться не полученной общей формулой, а более простыми соотношениями:
=1 , x =
= 0 , x =
= -1, x = —
Объяснить учащимся, что означает в формуле запись (+ 2, почему в одном случае 2.
Есть формула в сокращённом виде, она выглядит так х = (-1) k arcsin a + Но об этом мы поговорим позже, когда научимся пользоваться основной формулой, т.к. сейчас в задании С1 в тестах ЕГЭ предпочтительнее пользоваться не этой сокращённой формулой, а формулой записанной в виде двух.
Рассмотрим решение простейших уравнений:
(оформление решений на доске, 1, 6, 8 – объяснение учителя, остальные – учащиеся)
- Sin x =
- Sin x =
- Sin x = 1
- Sin x =
- Sin x =
- Sin 2x =
- Sin
- 2Sin (3x —
- 2Sin (
Для решения уравнений учащиеся (особенно слабоуспевающие учащиеся) пользуются таблицей тригонометрических значений (таблица на демонстрационном стенде и на столах учащихся).
Но лучше при нахождении корней уравнения пользоваться единичной окружностью:
(научить учащихся находить значения по числовой окружности).
Проконтролировать умения учащихся решать простейшие тригонометрические уравнения можно с помощью предложенной ниже самостоятельной работы:
(Задание выводится на экран, заранее текст набрать на ноутбуке и вывести на экран):
I вариант | II вариант | ||
1 | Вычислите: arcsin | 1 | Вычислите: arcsin |
2 | Решите уравнения: sin x = 0 | 2 | Решите уравнения: sin x = -1 |
3 | Sin x = | 3 | Sin x = 0,5 |
4 | Sin x = — | 4 | Sin x = |
5 | 2sin x = | 5 | 2 sin x = — |
6 | Sin (2x — | 6 | Sin ( |
Учащиеся сдают тетради с выполненной самостоятельной работой учителю на проверку. Учитель объявляет, что за любые пять заданий выставляется отметка «5», за четыре – «4», за три «3», отметка «2» выставляться не будет, нужна будет дополнительная работа с учащимися, не справившимся с работой (если такие будут). И далее повторное выполнение работы, идентичной данной.
После этого учитель показывает на экране решение самостоятельной работы.
Провести рефлексию. Дать учащимся возможность проанализировать свои ошибки (а такие учащиеся найдутся, т.к. в общеобразовательной школе на базовом уровне математику изучают все учащиеся и слабоуспевающие в том числе).
Подвести итоги урока.
Учащимся записать домашнее задание: выучить формулу, изученную на уроке; прочитать теоретический материал по учебнику и выполнить упражнения из учебника по данной теме (с указанием №№).
Провести анализ урока:
Урок проведён в 10 «б» классе.
Количество учащихся – 26. Данный материал оказался доступным и интересным для учащихся. В самостоятельной работе учащиеся показали уровень сформированности навыков решения простейших тригонометрических уравнений (приведён в таблице). Тема урока актуальна тем, что в ЕГЭ (часть В, задание С1) включены в основном простейшие уравнения и у учащихся по данной теме должны быть сформированы устойчивые знания и умения.
Результаты самостоятельных работ:
Из таблицы видно, что в основном все учащиеся справились с уравнениями, хотя есть над, чем поработать ещё на следующем уроке. В уравнениях с косинусом нужна коррекция знаний учащихся, с синусом – выполнять тренировочные упражнения для ликвидации пробелов. В основном учащиеся допускают ошибки при нахождении корней уравнения по единичной окружности или таблице. Минус работы с таблицей – слабые учащиеся не смогут её выучить, а значит на ЕГЭ, возможно, не смогут правильно записать ответ. На первых этапах изучения темы ею можно пользоваться, но на последующих уроках нужно развивать навык работы с единичной окружностью до автоматизма. Тема эта была изучена до решения уравнений, с применением методов.
Конспект урока по математике. 10 класс. Тема «Арксинус. Решение уравнения sin x = a/
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Конспект урока в 10 классе по алгебре и началам математического анализа
Учитель Стрыгина Ирина Сергеевна
Автор учебника А.Г.Мордкович
Тема урока «Арксинус. Решение уравнения sin x = а »
Всего часов на тему -11
Номер урока в теме — 3
- Образовательные: ввести понятие арксинуса, изучить общую формулу и составить алгоритм решения уравнения sin x = a , выделить формулы для решения уравнений: sin x = 0, sin x = 1, sin x = -1.
- Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, способность к анализу, умение работать в проблемной ситуации, находить ошибки, умение обобщать, конкретизировать, правильно излагать свои мысли, развивать самостоятельную деятельность
- Воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради, воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала, взаимопомощь, культуру общения, настойчивость в достижении цели.
Тип урока. Урок освоения новой учебной информации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Сохраняющие здоровье технологии : эмоциональный настрой, построение урока с учетом работоспособности учащихся, физкультминутка.
Современные образовательные технологии: ИКТ, здоровье сберегающее, проблемное обучение, дифференцированное обучение.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы, индивидуальные карточки.
Планируемые образовательные результаты
Знать определение арксинуса, общую формулу и алгоритм решения уравнения sin x = a , формулы для решения уравнений sin x = 0,
sin x = 1, sin x = -1.
Уметь находить значения арксинуса и решать уравнения sin x = a общего вида.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Структура и ход урока
Средства: учебник, презентация
I . Организационный момент
Уточнение направления актуализации изученного материала. Положительный настрой на урок.
Организационная. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих
II . Актуализация знаний Индивидуальная работа: три ученика на местах работают по карточкам Устная работа ( фронтально) 1.Вычислить:
arccos( ); arccos(- ); а rccos( ); arccos1;
cos(arccos ).
2. Решить уравнение :
cost = ; cost = — ;
3. Повторить способ решения уравнения вида sint = a , где а – действительное число, с помощью числовой окружности.
Решить уравнение sinx = . Используем геометрическую модель – числовую окружность
на координатной плоскости.
sint = .
х = + 2π k k € Z
х = + 2π k k € Z
Актуализация опорных знаний и способов действий
Организация индивидуальной и устной работы. Повторение
способа решения уравнения вида
sin t = a с помощью числовой окружности.
Трое учеников выполняют индивидуальную работу, остальные участвуют в устной работе по повторению: находят значения арккосинуса, решают уравнения, отвечают на поставленные вопросы.
III . Постановка целей.
Сегодня на уроке мы введем понятие арксинуса; выведем общую формулу решения уравнения sinx = a .; выработаем алгоритм решения данного уравнения.
Обеспечение мотивации учения, принятие учащимися целей урока.
Мотивиру e т учащихся, вместе с ними определяет цель урока, акцентирует внимание на значимость темы.
Записывают дату и тему в тетрадь, определяют тему и цель урока.
IV . Изучение нового материала.
Ввести проблемную ситуацию: любое ли уравнение вида sint = a можно решить с помощью числовой окружности?
1)Предложить учащимся решить уравнение sint = .
С помощью числовой окружности получим t 1 и t 2.
Когда впервые возникла ситуация с решением уравнения такого типа, ученым математикам пришлось придумать способ ее описания на математическом языке. Был введен новый символ arcsin . « arcus » — дуга по латыни.
С помощью этого символа числа t 1 и t 2 записываются так:
t 1= arcsin и t 2 = π — arcsin , а корни уравнения можно записать так:
t 1= arcsin +2π k , k € Z
и t 2 = π — arcsin +2π k , k € Z
Предложить учащимся обобщить полученные знания, ответив на вопрос: «Что же означает arcsin ?
2). Работа с учебником ( стр104)
sint = —
С помощью числовой окружности получим:
t 1= arcsin (- )+2π k , k € Z
и t 2 = π — arcsin (- )+2π k , k € Z .
Предложить учащимся обобщить полученные знания, ответив на вопрос:
«Что же означает
arcsin (- )?
Вывод: это число (длина дуги), синус которого равен – и которое принадлежит четвертой четверти числовой окружности.
3). Сформулировать определение арксинуса в общем виде.
4). Рассмотреть примеры на вычисление арксинуса .
Пример 1. Вычислить: arcsin
arcsin = t . sint = и t €[ ].
значит, t = , поскольку sin = и € [ ]
Итак, arcsin = .
Пример 2. Вычислить:
arcsin (- )
Пример 3. Вычислить: arcsin 0.
5). Ввести формулу и рассмотреть ее применение на практике.
Для любого а € [-1;1] выполняется равенство arcsin (-а) = — arcsin а.
arcsin ( — )= — arcsin ( )= .
6). Сделать общий вывод
о решении уравнения sint = a .
Если -1≤ а ≥1, то уравнение
t = (-1) k arcsina a + π k , k € Z .
Ввести понятие арксинуса, изучить общую формулу и составить алгоритм решения уравнения sin x = a , выделить формулы для решения уравнений
sin x = 0, sin x = 1, sin x = -1.
Формулирует вопрос, вводит проблемную ситуацию
Формулирует задание, вводит новый символ arcsin , показывает решение, обсуждая каждое действие с учащимися.
Презентация «Арксинус. Решение уравнений Sin x=a»
презентация к уроку по алгебре (10 класс)
Презентация к уроку по теме «Арксинус. Решение урвнений sin x=a».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arksinus.ppt | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арксинус. Решение уравнения sin x = a Учитель математики МАОУ «Видновской СОШ №10» А.А.Четвертакова
« Именно математика даёт надёжнейшие правила: тому кто им следует- тому не опасен обман чувств» Л .Эйлер
ПОВТОРИМ arccos arccos cos sin ( ) cos 0 cos ( ) arccos( ) sin arccos 0 cos( ) arccos (-1) sin ( )
Решим уравнение sin t = a y=sint 1 — 1
y x 1 -1 решения нет Если Если Если Решения уравнения удобно иллюстрировать с помощью единичной окружности t – откладываем на единичной окружности, число откладываем на оси OY . решение есть t P(t2) M(t1)
ЦЕЛЬ УРОКА ввести понятие arcsin x ; вывести формулу решения уравнения sin t=a ; рассмотреть решение простейших тригонометрических уравнений
Арксинусом числа называется такое число , синус которого равен ОПРЕДЕЛЕНИЕ
arcsin ( ) = arcsin ЗАПОМНИ
Решим уравнение sin t=a , 0
y x 1 -1 Решим уравнение sin t= — a , -1
, то решений нет Если Если Если Рассмотрим частные случаи y x 1 -1
Если , то решений нет . Частные случаи: Общая формула для -1
ЗАКРЕПЛЕНИЕ № 16.1 (УСТНО) № 16.2 а,б) № 16.3 а,б) № 16.4 а,б)
ПРОВЕРИМ СЕБЯ 1 вариант 1 . arcsin 0 1 . arcsin 1 2. arcsin 2. arcsin 3. 3. 4. 4. 5. 5. 2 вариант
ОТВЕТЫ 1 вариант 1 . 0 1 . 2. 2. 3. НЕТ РЕШЕНИЙ 3. НЕТ РЕШЕНИЙ 4. 4. 5. 5. 2 вариант
Домашнее задание А.Г.Мордкович «Алгебра иначала математического анализа» ,часть 2 16 № 16.4 в),г) № 16.8 * №16.19
СПАСИБО ЗА УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах» (Графический способ решения уравнений)
Данный интегрированный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим спос.
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме «Решение уравнений».
Учебно-методическое пособие «Решение уравнений». Часть 1: Решение иррациональных уравнений.
Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме «Решение уравнений».
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист.
План конспект для 6 класса по учебнику «Математика 6 класс» Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
План конспект для 6 класса по учебнику «Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-10-klass-tema-arksinus-reshenie-uravneniya-sin-x-a-5313635.html
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2021/02/17/prezentatsiya-arksinus-reshenie-uravneniy-sin-xa