Балансовое уравнение запасов имеет вид запасы

Ответы на тесты по курсу бухгалтерский управленческий учет тест 18

1 Вопрос: Укажите правильную последовательность разработки бюджетов (Б).
Б. производства — Б. продаж — Б. прямой заработной платы — Б. денежных средств.
Б. денежных средств — Б. продаж — Б. производства — Б. прямой заработной платы.
Б. денежных средств — Б. производства — Б. продаж — Б. прямой заработной платы.
Б. продаж — Б. производства — Б. прямой заработной платы — Б. денежных средств.(Верно)
Б. продаж — Б. производства — Б. денежных средств — Б. прямой заработной платы.

2 Вопрос: Конечное сальдо может быть отрицательным в бюджете:
движения денежных средств;
доходов и расходов;(Верно)
продаж;
инвестиций;
общехозяйственных затрат.

3 Вопрос: К финансовым планам относят:
план общехозяйственных затрат;
бюджет производственной себестоимости;
бюджет продаж;
прогнозный баланс;(Верно)
бюджет движения денежных средств.(Верно)

4 Вопрос: Генеральный бюджет – это совокупность:
планов, составленных для предприятия в целом;(Верно)
планов для основных производственных подразделений;
операционных бюджетов;
финансовых бюджетов.

5 Вопрос: Балансовое уравнение запасов имеет вид:
Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода + Запасы на конец периода;(Верно)
Запасы на начало периода + Запасы на конец периода = Выбытие запасов в течение периода + Поступление запасов в течение периода;
Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода — Запасы на конец периода;
Поступление запасов в течение периода — Запасы на начало периода = Выбытие запасов в течение периода + Запасы на конец периода.

Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:32, контрольная работа

Описание

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.
Платежеспособность оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.

Содержание

1. Анализ платежеспособности предприятия ………………………………… 3
2. Анализ кредитоспособности предприятия ………………………………….. 5
3. Анализ деловой активности предприятия …………………………………. 7
Тестовые задания ………………………………………………………………. 10
Задача 1………………………………………………………………………….. 14
Задача 2………………………………………………………………………… 15
Задача 3………………………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы …………………………………………. 17

Работа состоит из 1 файл

Финансовое планирование 5 курс.docx

б) совокупность планов, составленных для основных производственных подразделений предприятия.

4. Процедура планирования начинается с составления:

  1. плана коммерческих затрат;

б) бюджета продаж;

в) плана производства;

г) бюджета инвестиций.

5. К финансовым планам относят:

  1. план общехозяйственных затрат;

б) бюджет производственной себестоимости;

г) прогнозный баланс.

6. В список возможных отчетов для «центра расходов» входят, в том числе следующие:

б) бюджет движения денежных средств;

в) план общехозяйственных затрат;

г) бюджет доходов и расходов.

7. Балансовое уравнение запасов имеет следующий вид:

  1. Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода + Запасы на конец периода;

б) Запасы на начало периода + Запасы на конец периода = Выбытие запасов в течение периода + Поступление запасов в течение периода;

в) Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода — Запасы на конец периода.

8. Центры финансовой отчетности — это:

  1. структурные единицы предприятия, для которых формируются планы и которые отчитываются за результаты их выполнения;

б) структурные единицы предприятия, которые отчитываются за остаток наличных денежных средств.

9. Какой из принципов планирования предполагает, что оно должно иметь системный характер:

б) принцип единства;

в) принцип непрерывности;

г) принцип гибкости.

10. Производственная мощность это:

  1. объем единиц продукции, который может быть изготовлен на предприятии за определенный период;

б) объем, фактически выполненных работ за определенный период.

11. Какие показатели рассчитываются при планировании уровня механизации:

  1. потребность в строительных машинах;

б) рабочее время машин;

в) часовая эксплуатационная производительность;

г) все выше перечисленное.

12. Какие виды запасов формируют на предприятии:

д) все выше перечисленное.

13. Конечное сальдо может быть отрицательным: не может быть отрицательным

а) в бюджете движения денежных средств;

б) в бюджете доходов и расходов.

14. Из каких разделов состоит план по труду и персоналу:

а) план по труду, план по численности, план по заработной плате;

б) план по труду, план по численности, план по экономии затрат труда;

в) план по труду, расчет трудоемкости, расчет заработной платы.

15. Финансовое планирование – это:

а) функциональный элемент системы управления финансами;

б) элемент финансовой системы страны;

в) элемент финансовой политики;

г) элемент финансового механизма.

а) документ, предназначенный для формулировки стратегии и тактики развития фирмы;

б) документ, предназначенный для ознакомления инвесторов с рыночной, финансовой, организационной стратегией предприятия;

в) это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.

17. В состав товарной продукции входят:

а) все виды полностью изготовленной продукции и полуфабрикатов, предназначенные для реализации; работы и услуги производственного характера; продукция вспомогательных хозяйств, предназначенная для реализации, капитальный ремонт оборудования и транспортных средств;

б) заготовки, детали, комплекты, находящиеся на разных рабочих местах, а также законченные изделия, не реализованные заказчику.

18. Что такое входная мощность:

а) определяется по наличию оборудования и действующим нормам трудоемкости;

б) определяется с учетом плана работ по модернизации оборудования, совершенствованию технологии и другим факторам.

19. Сколько разделов имеет бизнес-план:

г) количество разделов не ограничено.

20. Виды финансовых документов, разрабатываемые как прогноз:

а) перспективный финансовый план РФ;

б) сводный баланс финансовых ресурсов РФ;

в) федеральный бюджет;

г) бюджет Пенсионного фонда РФ;

д) сметы бюджетных учреждений;

е) консолидированный бюджет РФ.

При реализации инвестиционного проекта стоимостью 1498 тыс. руб. строительная организация на объекте установила оборудование стоимостью 687 тыс. руб.

Установленное оборудование по технологии возведения и вводу в эксплуатацию объекта должно простоять без использования 4 месяца.

За указанный период времени это оборудование может быть подвержено воздействию (проявлению) следующих рисков:

— кража с добавкой 5%,

— огонь с уменьшением 1%,

— взрыв с уменьшением 4%

Воздействие кражи может привести к порче оборудования на 20%, взрыва может привести к порче оборудования на 50%, а огонь — 15%.

Требуется рассчитать риск на объекте и его уровень по инвестиционному проекту в целом, оценить в денежном выражении убыток и дать заключение о целесообразности страхования оборудования.

Дi=687 000/1 498 000=0,45

У=Рпр*Ст.пр.=0,02*1 498 000= 29 960 руб.

В данном случае страховать оборудование нецелесообразно.

По приведенным ниже данным определить плановые порог рентабельности и запас финансовой прочности: плановый объем реализации – 2000шт; постоянные затраты – 40000руб.; переменные затраты – 120000руб.; выручка-250000руб.

ПР(руб)= постоянные затраты

доля валовой маржи

доля валовой маржи = валовая маржа / выручка

валовая маржа = выручка – переменные затраты

ПР(руб.) = 40000 = 40000 = 77000руб.

ЗФП(руб)=выручка – ПР(руб) = 250000-77000 = 173000руб.

Рассчитать плановую величину дивиденда на 1 обыкновенную акцию, если из всех 12000 акций привилегированные составят 20%, плановый дивидендный фонд по обыкновенным акциям 1680000руб.

12000 – 20% = 9600 обыкновенных акций

168000/9600 = 17,5 руб.

Список использованной литературы

1. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2010. – 652 с. –

2. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша (и др.); под ред. П. В. Лещиловского, В. С. Тонковича, А.В. Мозоля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : БГЭУ, 2007. – 5

3. Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь [Текст], 2009. –

4. Экономика предприятий и отраслей АПК : Практикум: учебное пособие / А.В. Королев, Синельников В.М. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.: ил.

5. Экономический портал http://ekonomiks.at.ua

6. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

7.Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии. – М.: Издательство МГУП, 2009.

8. Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск- менеджмент: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Уткин Э.А. Управление рисками предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2008.

10.Царев В.В. Внутрифирменное планирование. – СПб.: Питер, 2008.

11.Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2007.

12. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия (учебное пособие). — М.: Изд-во РГИУ, 2008.

13.Котляров И.Д. Планирование на предприятии: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010.

14.Лиференко Г. Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие. — М.: Экзамен, 2009.

15.Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник. – Минск: Новое знание, 2009.

Управленческий учет (стр. 11 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Остаток денежных средств на начало отчетного периода;

Поступило денежных средств всего,

от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

от продажи основных средств и иного имущества;

авансы, полученные от покупателей (заказчиков);

бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование;

кредиты и займы полученные;

дивиденды, проценты по финансовым вложениям;

Направлено денежных средств всего

на оплату товаров, работ, услуг;

на отчисления в государственные внебюджетные фонды;

на выдачу авансов;

на финансовые вложения;

на расчеты с бюджетом;

на оплату процентов по полученным кредитам и займам;

прочие выплаты, перечисления.

Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Форма отчета о движении денежных средств утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.01 г. N 4н.

Рекомендуется в этой связи для целей анализа обеспечить сопоставимость и единый формат плана (бюджета) и отчета о движении денежных средств.

Прогнозный баланс (расчетный баланс) представляет собой планируемый баланс предприятия на конец предстоящего бюджетного периода. Иными словами, прогнозный баланс есть планируемое соотношение активов и пассивов предприятия, которое складывается в соответствии со структурой активов и пассивов на начало бюджетного периода и изменением в ходе реализации других планов.

Прогнозный баланс есть итоговый план, венчающий собой процедуру планирования.

Принято различать основные и вспомогательные планы (бюджеты). Рассмотренные выше виды планов относят к основным. Вспомогательные планы призваны обеспечить составление основных.

Например, для составления «Бюджета движения денежных средств», относящегося к категории основных, могут быть подготовлены вспомогательные планы «График поступления денежных средств от реализации» и «График налоговых выплат».

Совокупность основных планов, составленных для предприятия в целом, называют генеральным бюджетом (мастер — бюджетом).

Таким образом, можно говорить о планах отдельных структурных единиц предприятия (отдельных подразделений и направлений деятельности) и консолидированных планах (планах для предприятия в целом).

Среди основных бюджетов выделяют также: операционные планы (бюджеты текущей деятельности) и финансовые планы.

К операционным планам относят:

— бюджет прямых материальных затрат;

— бюджет затрат на оплату труда;

— план потребности в мощностях;

— план общепроизводственных затрат;

— бюджет производственной себестоимости;

— план общехозяйственных затрат;

— план коммерческих затрат.

К финансовым планам относят:

— бюджет доходов и расходов.

— бюджет движения денежных средств;

Выделяют также непрерывные (скользящие) планы. Особенность их состоит в том, что по окончании очередного планового периода (месяца, квартала) к плану прибавляется новый. Таким образом, обеспечивается неизменность планового горизонта (в любой момент существует план, например, на год вперед).

На практике принято выделять статические и гибкие планы.

Статический план — это план, составленный для определенного уровня деловой активности.

Понятие гибкого плана можно трактовать двояко:

1) гибкий план — это совокупность планов, рассчитанных для нескольких уровней деловой активности (диапазона деловой активности). В этом смысле гибкий план — это совокупность статических планов.

В этой трактовке гибкий план используется до начала отчетного периода, когда менеджеры рассматривают и оценивают несколько вариантов развития событий;

2) гибкий план — это план, рассчитанный для фактического уровня деловой активности, но с использованием плановых показателей (например, цен реализации продукции, стоимости приобретаемых ресурсов и т. д.).

В этой трактовке гибкий план используется после окончания отчетного периода для анализа отклонений между фактическими и плановыми показателями (подробно аналитическое использование гибкого плана рассмотрено в теме 6 (36)).

Как уже было отмечено, планы могут создаваться для предприятия в целом (консолидированные планы) и для отдельных структурных единиц, называемых центрами финансовой отчетности. Таким образом, под центрами финансовой отчетности понимаются структурные единицы предприятия:

— для которых формируются планы;

— которые отчитываются за результаты выполнения планов.

Как правило, центры финансовой отчетности — это те же центры ответственности, но только достаточно крупные (цеха, производства или даже отдельные предприятия в рамках холдингов).

Закрепление основных и вспомогательных планов (бюджетов) за центрами финансовой отчетности (какие виды планов составляет каждый центр финансовой отчетности) определяется, в первую очередь, статусом центра финансовой отчетности. Под статусом в данном случае понимается совокупность показателей, отражающих характер ответственности структурной единицы. В зависимости от статуса принято выделять:

— центры расходов (ответственность за понесенные расходы);

— центры доходов (ответственность за полученные доходы);

— центры прибыли (ответственность как за понесенные расходы, так и за полученные доходы);

— центры инвестиций (ответственность за отдачу от инвестиций).

Если, например, центр финансовой отчетности имеет статус «центр расходов», потенциально возможными для него будут:

— бюджет прямых материальных затрат;

— бюджет затрат на оплату труда;

— план потребности в мощностях;

— план общепроизводственных затрат;

— бюджет производственной себестоимости.

Для центра финансовой отчетности со статусом «центр прибыли» к перечисленным видам планов может добавиться:

— план общехозяйственных затрат;

— план коммерческих затрат;

— бюджет доходов и расходов.

Подготовка отчетов об исполнении планов

Существование на предприятии системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции планирования (как определение целевых показателей деятельности предприятия и путей их достижения), но и функции контроля — наблюдения за процессами реализации планов и выявление возникших отклонений. Поэтому создаваемые на предприятии планы должны отвечать не только на вопросы «что и как следует делать», но и на вопросы «что не удалось сделать и почему».

В основу контроля исполнения планов (бюджетов) заложены несколько принципов:

1) сочетание текущего и итогового контроля;

2) обеспечение контроля исполнения планов по предприятию в целом и по отдельным центрам финансовой отчетности;

3) определение причин и виновников отклонений от исполнения плана;

4) сочетание персональной и коллективной ответственности за исполнение планов;

5) рациональное закрепление контрольных показателей за ответственными лицами;

6) рациональный формат отчетов об исполнении планов.

Принцип сочетания текущего и итогового контроля означает, что контроль должен осуществляться как в конце планового периода, так и в течение планового периода. Итоговый контроль оценивает работу ответственных за исполнение бюджета лиц и создает предпосылки для проведения изменений в деятельности предприятия. Но итоговый контроль не позволяет оперативно реагировать в случае отклонения от нормального хода деятельности. Например, на предприятии в течение месяца наблюдался стабильный перерасход энергоресурсов. Итоговый отчет позволит отреагировать на данное обстоятельство и принять необходимые меры только по окончании периода. Поэтому необходим текущий контроль, который обеспечивал бы определение промежуточных результатов исполнения плана непосредственно в ходе отчетного периода.

В табл. 5.13 приведен пример возможного варианта «Отчета об исполнении плана продаж». Такой отчет составляется ежедекадно и отражает фактическое и плановое значение выручки от реализации, возникшее между ними отклонение за минувшую декаду и с начала квартала нарастающим итогом.

Отчет об исполнении плана продаж

Выручка
фактическая
за декаду

Выручка
фактическая
с начала
квартала

Выручка
плановая
за
декаду

Выручка
плановая
с начала
квартала

Отклонение
с начала
месяца

В соответствии с принципом обеспечения контроля исполнения планов по предприятию в целом и по отдельным центрам финансовой отчетности отчет об исполнении планов должен создаваться не только в виде консолидирующего отчета, суммирующего результаты деятельности отдельных структурных единиц и направлений бизнеса, но и в виде отчетов отдельных центров финансовой отчетности.

Реализация названного принципа необходима как с точки зрения оценки результатов деятельности отдельных структурных единиц, так и с точки зрения определения факторов, которые сказались на результатах деятельности предприятия.

Реализация принципа определения причин и виновников отклонений от исполнения плана предполагает, что наряду с величиной возникших отклонений отчеты должны содержать информацию о причинах возникших отклонений (о факторах, вызвавших данное отклонение) и их виновниках. Понятие «виновник» не всегда следует трактовать дословно. В ряде случаев отклонения могут возникать независимо от конкретных лиц. Поэтому в рассматриваемом контексте виновник — это не только должностная единица, вследствие действия (или бездействия) которой возникло отклонение, но и должностная единица, способная прокомментировать данное отклонение, указать на его причину. В этом смысле в отчетах об исполнении планов желательно разделять регулируемые и нерегулируемые (подконтрольные и неподконтрольные) показатели, то есть на которые данный центр финансовой отчетности может и не может оказывать влияние.

В соответствии с принципом сочетания персональной и коллективной ответственности за исполнение планов ответственность должна быть распределена между всеми лицами, задействованными в их реализации. При этом степень ответственности должна находиться в прямой зависимости от возможности влияния данного лица на результаты деятельности. Например, начальник цеха (выделенного на предприятии как центр финансовой отчетности) отвечает за выполнение всей совокупности планов данного цеха, поскольку он наделен полномочиями, позволяющими ему влиять на результаты работы всего цеха. Сменный мастер отвечает за выполнение части производственного плана и планов потребностей в прямых производственных ресурсах, поскольку в рамках своей смены и своего участка он способен влиять на выпуск продукции и потребление в процессе производства необходимых ресурсов.

Принцип рационального закрепления контрольных показателей за ответственными лицами предполагает, что:

1) количество контрольных показателей должно быть оптимальным, то есть показателей должно быть достаточно, чтобы обеспечить адекватный контроль, но не слишком много, чтобы не сделать контроль чересчур трудоемким;

2) закрепление контрольных показателей за конкретными лицами должно быть обоснованным, то есть контролироваться должны те показатели, на которые данное лицо способно оказать влияние.

Использование принципа рационального формата отчетов об исполнении планов предполагает, что объем содержащейся в отчете информации должен быть «необходимым и достаточным». То есть отчет должен быть:

1) достаточно кратким, чтобы внимание пользователя не рассеивалось.

При этом чем выше уровень получателя отчета в служебной иерархии, тем более лаконичным должен быть отчет;

2) достаточно полным, чтобы предвосхитить возможные вопросы пользователя.

Для одновременного выполнения обоих требований можно воспользоваться следующим подходом. В случае отсутствия существенных отклонений от плана отчет готовится в краткой стандартной форме. В случае наличия существенного отклонения по какому-либо показателю проводится «разукрупнение» показателя, детализация отчета с выделением факторов и виновников, которые вызвали данное отклонение.

Например, в консолидированном отчете группы компаний по выполнению «Бюджета доходов и расходов» результаты деятельности каждого предприятия представлены в виде строк «Доход», «Расход», «Финансовый результат». Если по какому-либо из предприятий наблюдается существенное отклонение, к консолидированному отчету прилагается отчет по выполнению «Бюджета доходов и расходов» данного предприятия, отражающий факторы, повлиявшие на выполнение им плана.

Пример подобного разукрупнения отчетов представлен в теме 6 (36). Там же рассмотрен один из инструментов, применяемых для анализа выполнения планов, — «гибкий бюджет». Поскольку данный метод построен на использовании нормативных показателей, мы посчитали целесообразным рассмотреть его в разделе, посвященном нормативному методу учета затрат.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение планирования.

2. Перечислите возможные виды планов и дайте характеристику каждого из них.

3. Охарактеризуйте подготовку отчетов об исполнении планов.

5.1. Период планирования — это:

1) временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы;

2) временной промежуток, в течение которого менеджеры предприятия составляют и согласовывают план.

5.2. Планирование на период до 1 года можно охарактеризовать как:

5.3. Генеральный бюджет — это:

1) совокупность планов, составленных для предприятия в целом;

2) совокупность планов, составленных для основных производственных подразделений предприятия.

5.4. Процедура планирования начинается с составления:

1) плана коммерческих затрат;

2) бюджета продаж;

3) плана производства;

4) бюджета инвестиций.

5.5. К финансовым планам относят:

1) план общехозяйственных затрат;

2) бюджет производственной себестоимости;

4) прогнозный баланс.

5.6. В список возможных отчетов для «центра расходов» входят в том числе следующие:

1) план производства;

2) бюджет движения денежных средств;

3) план общехозяйственных затрат;

4) бюджет доходов и расходов.

5.7. Балансовое уравнение запасов имеет следующий вид:

1) Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода + Запасы на конец периода;

2) Запасы на начало периода + Запасы на конец периода = Выбытие запасов в течение периода + Поступление запасов в течение периода;

3) Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода — Запасы на конец периода.

5.8. Конечное сальдо может быть отрицательным:

1) в бюджете движения денежных средств;

2) в бюджете доходов и расходов.

5.9. Центры финансовой отчетности — это:

1) структурные единицы предприятия, для которых формируются планы и которые отчитываются за результаты их выполнения;

2) структурные единицы предприятия, которые отчитываются за остаток наличных денежных средств.

ТЕМА 6 (36). НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ

Нормативный метод учета затрат представляет собой вид учетной подсистемы, характеризующейся наличием норм использования ресурсов, нормативных (учетных) цен этих ресурсов и использованием этих показателей для планирования и контроля.

Принято считать, что нормативный метод учета затрат применим лишь в условиях массового и крупносерийного производства, когда в больших количествах производится ограниченный ассортиментный перечень продуктов, и неприменим в условиях мелкосерийного и единичного производства. По нашему мнению, возможности этого метода гораздо шире и он применим во всех производствах, где затраты на изготовление продуктов могут сопоставляться с результатами труда (выработкой) через определенные промежутки времени.

Сущность нормативного метода характеризуется следующими особенностями:

1) наличие норм потребления ресурсов (затрат) и учетных цен этих ресурсов в процессах деятельности предприятия;

2) отражение фактических затрат с подразделением их на затраты по нормам и отклонениям;

3) оперативный учет отклонений от норм потребления ресурсов с установлением размера отклонений, мест их возникновения, причин и виновников образования отклонений с целью использования этих данных для управления производством;

4) системный учет изменений норм с целью проверки обоснованности текущего уровня норм и контроля экономической эффективности осуществляемых организационно — технических мероприятий;

5) формирование отчетов о возникших затратах с детализацией выявленных отклонений по факторам и виновникам, вызвавшим данные отклонения.

Благодаря указанным особенностям нормативный метод является эффективным инструментом:

наличие норм облегчает планирование потребности в производственных ресурсах (оборудование, материалы, персонал) и финансовых средств для приобретения этих ресурсов. Формирование на основе норм затрат плановых калькуляций позволяет планировать расходы, программу выпуска, отпускные цены, объем реализации, выручку и в итоге прибыль;

— оперативного контроля и принятия управленческих решений:

в ходе производства по различным причинам возникают отклонения от нормального течения технологического процесса, а вместе с ними и отклонения в потреблении производственных ресурсов, что вызывает, как правило, дополнительные затраты на изготовление. Оперативно устраняя причины нарушения норм производственного потребления, можно восстановить нормальное течение технологического процесса и предотвратить появление негативных отклонений в будущем;

используя аналитическую классификацию выявленных отклонений по вызвавшим их причинам, виновникам, объектам учета, можно еще до окончания отчетного периода спрогнозировать результаты деятельности предприятия в целом и отдельных мест возникновения затрат (центров ответственности), разработать программу снижения затрат.

Организационные предпосылки использования

Для внедрения нормативного метода должны быть созданы следующие предпосылки:

1) наличие «нормативного хозяйства»;

2) наличие регламента ведения учета и анализа отклонений.

Как уже было сказано выше, нормативный метод предполагает существование:

— норм потребления различных производственных ресурсов в расчете на выбранную единицу продукции;

— нормативной стоимости выбранной единицы каждого вида ресурсов, то есть учетной цены.

Нормативное хозяйство — термин, сохранившийся с советских времен. Он обозначает систему, которая включает методологическую базу и необходимую организационно — техническую инфраструктуру, обеспечивающую:

— разработку норм и учетных цен;

— ревизию (пересмотр) норм и учетных цен;

— внесение изменений в нормы и учетные цены.

Требование к нормам: нормы должны отражать действительные потребности в потребляемых ресурсах при данном технологическом и организационном уровне производства.

— плановые нормы и учетные цены, то есть средние в течение определенного периода (года, квартала). Используются для среднесрочного и долгосрочного планирования;

— текущие нормы и учетные цены, то есть действующие в данный момент. Используются для оперативного управления.

Текущие нормы и учетные цены могут совпадать с плановыми, если в течение рассматриваемого периода не предполагается их изменение.

Разработка норм и учетных цен

При разработке норм используют два основных подхода:

1. Разработка так называемых «технически обоснованных» норм.

Разработка норм потребления производственных ресурсов ведется в данном случае конструкторскими, технологическими и другими (отделами главного механика, энергетика, металлурга, сварщика и т. д.) подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным и экспериментальным путем.

2. Разработка норм «от достигнутого».

В этом случае как таковой разработки норм нет. В качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии к настоящему моменту величины потребления производственных ресурсов. То есть, так или иначе, нормы устанавливаются на основе данных прошлых периодов.

Представленные подходы к формированию норм справедливы и по отношению к учетным ценам, которые могут:

— разрабатываться на основе фактических значений прошлых периодов (средневзвешенное, последнее значение и т. д.);

— устанавливаться на основе плановых, прогнозных значений без учета данных прошлых периодов.

Проведение ревизии и изменений норм

Необходимость проведения ревизии норм (к учетным ценам это относится в меньшей степени, поскольку необходимость изменения учетных цен проявляется как бы сама собой) обусловлена следующими причинами:

— требуется проверять, насколько правильно нормы были установлены изначально;

— требуется проверять, насколько установленные нормы соответствуют текущему технологическому и организационному уровню производства на предприятии.

Формирование регламента проведения ревизии норм предполагает:

— определение случаев, при которых проводится ревизия норм;

— определение порядка формирования (в разрезе видов ресурсов или выпускаемых продуктов) графика (регламента) ревизии норм;

— определение (в разрезе по видам ресурсов) методов проведения ревизии норм (проверка расчетов, использование данных опытных наблюдений и т. д.);

— определение ответственных за инициирование необходимости проведения ревизии, проведение ревизии, согласование и утверждение результатов ревизии и т. д.;

— определение форм и мест хранения документов, содержащих данные о порядке проведения и результатах ревизии.

Необходимость проведения изменений норм и учетных цен связана с постоянными изменениями внутренних и внешних условий хозяйствования предприятия.

Описание регламента изменения норм и учетных цен предполагает:

1) определение, в каких случаях возникает необходимость изменения норм и учетных цен.

В отношении норм, например, принято различать:

— плановое изменение норм, вызванное:

— проведением организационно — технических мероприятий (замена оборудования, переход на другой вид сырья, на новую технологию, повышение квалификации персонала и т. д.);

— выявленным в ходе ревизии несоответствием норм текущему организационному и технологическому уровням производства.

Как правило, в процессе плановых изменений новые нормы устанавливаются на относительно длительное время;

— внеплановое изменение норм, которое может быть вызвано, например, отсутствием необходимого вида материалов и необходимостью замены другим, необходимостью временного перехода на другой вид оборудования (когда оборудование, предусмотренное технологической картой, неработоспособно или не имеет свободных производственных мощностей), использованием работников другой профессии или квалификации. Внеплановое изменение норм производится на какой-то достаточно ограниченный промежуток времени — пока не будут устранены причины изменений (подготовлены и предоставлены предусмотренные технологией материалы, оборудование, персонал);

2) определение ответственных за инициирование изменений, за согласование, утверждение и внесение изменений в действующие нормы и учетные цены;

3) определение форм документов, используемых при проведении изменений;

4) определение перечня подразделений и отдельных работников, которые должны быть проинформированы о внесенных изменениях.

Составление нормативных калькуляций

Нормативные калькуляции призваны обеспечить выполнение двух основных управленческих функций — планирования и контроля.

Формирование бюджета производственной себестоимости (в который входят нормативные калькуляции) является необходимым этапом при проведении процедуры планирования. В частности, без нормативных калькуляций практически невозможно создать бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков). Кроме того, показатели нормативной себестоимости непосредственно используются при принятии решений относительно производственно — сбытовой программы.

Одновременно показатель нормативной себестоимости становится инструментом контроля, отражающим успешность реализации плана.

Для составления нормативных калькуляций необходимы:

1) нормативные карты, содержащие данные о нормах (текущих или плановых) потребления производственных ресурсов для изготовления единицы продукта;

2) тарифный справочник, отражающий цены на потребляемые производственные ресурсы;

3) четко прописанный алгоритм (методика) расчета себестоимости.

Вопросы разработки норм были рассмотрены выше. О формировании тарифного справочника, то есть информационного массива данных о ценах, необходимо сказать следующее. Основная методологическая трудность состоит в выборе способа формирования учетных цен. Могут быть использованы несколько подходов:

1) на момент составления нормативной калькуляции соответствующие производственные факторы уже приобретены (то есть фактическая цена известна) или еще не приобретены, но подписаны договоры на приобретение их (то есть цена тоже известна). В данном случае учетные и фактические цены будут совпадать;

2) определенности относительно цен в планируемом периоде нет. Учетные цены могут формироваться на основе фактических цен прошлых отчетных периодов или прогнозируемых цен будущих периодов;

3) существуют фактические цены на ресурсы, но для составления нормативных калькуляций используются учетные. Данный подход удобен в тех случаях, когда, например, по какому-либо виду производственных ресурсов было приобретено несколько партий и каждая партия — по своей фактической цене. Единые учетные цены в данном случае делают менее трудоемкими процесс калькулирования и последующий учет в целом.

Одним из средств, упрощающих процесс составления нормативных калькуляций, является EXCEL. При использовании EXCEL одну группу страниц рабочей книги отводят под формирование массива данных о нормах потребления ресурсов в разрезе каждого объекта калькулирования. Следующая группа страниц содержит данные о ценах в разрезе видов ресурсов, поскольку каждый вид ресурсов может использоваться при производстве нескольких продуктов. Третья группа страниц содержит формулы расчета себестоимости продуктов, причем формулы зависимыми ссылками связаны с двумя вышеуказанными группами страниц. Благодаря этому процесс калькулирования практически времени не занимает. Вводятся данные о новом значении нормы или учетной цены, и тут же появляется новый показатель себестоимости.

Организация ведения учета и анализа отклонений

Описание регламента ведения учета и анализа отклонений предполагает:

1) определение (в разрезе видов ресурсов) методов выявления фактических величин потребления ресурсов (и, соответственно, отклонений от нормативных величин) и лиц, ответственных за реализацию этих методов.

Подходы к формированию методов выявления фактических величин зависят в первую очередь от вида производственных ресурсов и характера (типа) производства.

Например, для учета материальных затрат используются следующие основные методы:

сигнальное документирование — используется, как правило, в случае внепланового изменения норм и превышения лимита потребления производственных ресурсов;

партионно — раскройный — каждую партию материалов обрабатывают (раскраивают) обособленно и по окончании обработки сразу устанавливают величину отклонений;

инвентарный — отклонения выявляются исходя из фактического расхода материалов, исчисленного по данным инвентаризации готовой продукции и материалов на рабочих местах и в незавершенном производстве. Производится периодически.

Для учета затрат на оплату труда (учет выработки) возможно применение следующих методов:

по конечной производственной операции — работники, занятые на определенном этапе технологического процесса, объединяются в сквозные бригады, выработка которых определяется исходя из количества продукции, прошедшей конечную производственную операцию, выполняемую бригадой. Метод может применяться при поточной организации труда, когда выработка на конечной операции соответствует выработке на любой промежуточной стадии работы бригады, то есть там, где отсутствуют или стабильны межоперационные остатки незавершенного производства. Как правило, это производства с регламентированным ритмом, где равенство или кратность промежуточных операций такту поточной линии позволяет определить выработку всех рабочих;

инвентарный — по данным о выработке на конечной производственной операции бригады и пооперационных остатках деталей в начальном и конечном НЗП определяется выработка по отдельным рабочим местам. Сфера применения — поточные линии со свободным ритмом, непостоянным заделом обрабатываемых деталей, изменяющимися запасами деталей в незавершенном производстве, неодинаковой выработкой на отдельных промежуточных операциях. Как правило, используется в условиях массового и крупносерийного производства;


источники:

http://www.freepapers.ru/75/finansovoe-planirovanie/104525.678918.list2.html

http://pandia.ru/text/78/587/82378-11.php