Математическое пособие «Уравнения и неравенства»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Математическое пособие
Уравнения и неравенства
Методические указания
Пособие по данной теме, является наглядным, позволяет систематизировать знания учащихся. Все темы подробно разобраны (поэтапно). Материал служит как в качестве изучения темы с «нуля», так и в качестве вспомогательного материала. Включает в себя разобранные примеры, задания для самостоятельной работы (закрепления знаний).
Уравнения и неравенства– важнейшие понятия математики.
В большинстве практических и научных задач, где какую-то величину непосредственно нельзя измерить или вычислить по готовой формуле, удается составить соотношение, которым она удовлетворяет. Так получают уравнения и неравенства для определения неизвестных величины, которые каждый должен уметь решать.
Решение уравнений и неравенств
Уравнение – это два выражения, соединенные знаком равенства; в эти выражения входят одна или несколько переменных, называемых неизвестными.
Значения переменных, которые обращают уравнение в верное числовое равенство, называются корнями или решениями уравнения. Решить уравнение – значит найти все его корни или установить, что корней нет.
Обычный путь решения уравнения состоит в том, что с помощью преобразований его сводят к более простым уравнениям.
Два уравнения называются равносильными , если каждое решение первого уравнения есть решение второго и наоборот, каждое решение второго есть решение первого. Перечислим преобразования, приводящие данное уравнение к равносильному ему уравнению:
Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же выражение, то получится уравнение, равносильное данному.
Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же выражение, которое не обращается в нуль ни при каких значениях переменных, то получится уравнение, равносильное данному.
Уравнение с одной переменной называется линейным , если переменная входит в уравнение не выше, чем в первой степени.
Пример: 1) х +8( х –2)=2 х –3 – линейное уравнение;
2) х 3 – х 2 +3 х –4=–3 х +5 – не является линейным.
Стандартный вид линейного уравнения с одной переменной:
Для решения уравнения переносим слагаемое, не содержащее переменную вправо и делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном:
.
Для решения любого линейного уравнения нужно привести его к стандартному виду.
Пример: Решить уравнение:
Приведем уравнение к виду (*), для чего раскроем скобки и перенесем все члены уравнения влево
Приведем подобные члены
Перенесем слагаемое, не содержащее переменную вправо и поделим обе части уравнения на коэффициент при х , на (–3)
– 3 х =4 .
Ответ: .
Приведем уравнение к стандартному виду (*)
Перенесем слагаемое, не содержащее переменную вправо и поделим обе части уравнения на коэффициент при х на (–11)
х =1.
приведем все дроби к общему знаменателю
Это уравнение не является линейным, но его можно свести к решению нескольких линейных уравнений. Разложим левую часть уравнения на множители, для чего сгруппируем 1-е и 2-е слагаемые и 3-е и 4-е слагаемые.
вынесем х из первого слагаемого и (–2) из второго
вынесем ( х 2 –1) за скобки
разложим первый сомножитель на множители, используя формулу разности квадратов
Произведение равно нулю, когда хотя бы одно из сомножителей равно нулю:
Таким образом, решение уравнения свелось к решению трех линейных уравнений, находим корень каждого из этих уравнений:
Рассмотрим пример решения уравнения с параметром (то есть уравнения, где коэффициенты при неизвестном могут принимать различные числовые значения и выражены буквами).
Здесь х – неизвестное, а – параметр.
Перенесем слагаемые, содержащие переменные влево, а слагаемые, не содержащие переменную, вправо
Следующий шаг при решении линейного уравнения: разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном, но в нашем случае этот коэффициент зависит от параметра а, и может быть равен нулю, в такой ситуации делить на этот коэффициент нельзя, поэтому рассмотрим случай, когда коэффициент при неизвестном равен нулю отдельно.
а) Если а –2=0, то есть а =2, то уравнение принимает вид
и ни при каком значении х мы не получим верного равенства, следовательно в этом случае уравнение решений не имеет
б) Если а –2 0, то есть а 2, то поделим обе части уравнения на (а–2), получим
Таким образом мы получили:
Ответ: при а =2 решений нет;
при а 2 .
Решить уравнение с параметром:
.
Так как в знаменателе дроби может стоять только выражение отличное от нуля, то
Уравнение имеет смысл, если а 2 и а 0. Решим уравнение при этих условиях. Приведем дроби к общему знаменателю
дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель от нуля отличен
получили линейное уравнение с параметром а, относительно переменной х .
а) Если 3+ а =0, то есть а =–3, получим
и ни при каком х верного числового равенства мы не получим.
б) Если 3+ а 0, то есть а –3, то
.
Ответ: при уравнение решений не имеет;
при .
2. Квадратные уравнения
Квадратным уравнением называют уравнение вида
Квадратное уравнение, в котором коэффициент при х 2 равен 1 называется приведенным.
Любое квадратное уравнение можно привести к приведенному, разделив обе части уравнения на коэффициент при х 2 , при этом полученное приведенное уравнение будет равносильно данному.
Пример: 3 х 2 –4 х +7=0 .
Для нахождения корней квадратного уравнения ах 2 + bx + с =0 пользуются формулами:
где D = b 2 –4 ac .
D называется дискриминантом квадратного уравнения, от его знака зависит число корней квадратного уравнения. Если:
D =0, – уравнение имеет один корень;
D >0, уравнение имеет два корня.
Пример: Решить уравнение.
В данном случае а =4, b =–7, с =3.
D = b 2 –4 ac =49–4 4 3=49–48=1>0 уравнение имеет два корня.
.
Ответ: .
Зная корни квадратного уравнения ax 2 + bx + c =0 можно разложить трехчлен, стоящий слева на множители. Если х 1 , х 2 – корни уравнения ax 2 + bx + c =0, то ax 2 + bx + c = a ( x – x 1 )( x – x 2 ), если квадратное уравнение имеет один корень x 1 , то ax 2 + bx + c = а ( х – х 1 ) 2 .
Корни приведенного квадратного уравнения x 2 + px + q =0 можно находить, используя теорему Виета :
Теорема: Сумма корней квадратного уравнения x 2 + px + q =0 равна коэффициенту при х , взятому с противоположным знаком; произведение корней равно свободному члену уравнения, то есть если x 1 , x 2 – корни уравнения, то
.
I способ . .
Найдем дискриминант квадратного уравнения
уравнение имеет два корня, найдем их по формулам:
.
II способ . Умножим обе части первоначального уравнения на 3, получим приведенное квадратное уравнение, равносильное данному
Найдем корни квадратного уравнения, используя теорему Виета:
Если х 1 , х 2 – корни, то:
делителями числа 5 являются 1; 5, но только (–1) и (–5) в сумме дают (–6), поэтому х 1 =–5; х 2 =–1. Получили те же корни уравнения.
.
Приведем уравнение к стандартному виду, для чего перенесем все дроби с противоположным знаком влево, и приведем их к общему знаменателю
.
Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель от нуля отличен. Знаменатель этой дроби отличен от нуля при любых значениях х , поэтому приравняем к нулю числитель
.
Ответ: .
Рассмотрим примеры решения уравнений, которые квадратными не являются, но которые могут быть сведены к решению квадратных уравнений.
Перенесем все члены уравнения влево
слагаемые имеют одинаковые сомножители, вынесем одинаковые множители за скобку
Левая часть уравнения – есть произведение двух сомножителей, правая – нуль. Произведение равно нулю только в том случае, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Таким образом, решение данного уравнения сводится к решению двух уравнений: линейного и квадратного:
х =2
.
Ответ: .
.
Выражение, содержащее дробь имеет смысл, если знаменатель дроби отличен от нуля, поэтому 2 х –5 0 , х 0.
Приведем дроби к общему знаменателю
Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, знаменатель от нуля отличен. Мы уже выяснили условия, при которых знаменатель отличен от нуля, поэтому приравняем к нулю числитель дроби и решим квадратное уравнение.
(2 х ) 2 –2 2 5 х +(5) 2 =0
(2 х –5) 2 =0
но при знаменатель дроби обращается в нуль, поэтому это значение переменной решением уравнения не является.
Ответ: решений нет.
.
Найдем значения переменной, которые обращают в нуль знаменатель дроби, для чего решим уравнение
Разложим многочлен, стоящий слева на множители.
таким образом, имеем уравнение:
Произведение равно нулю только в том случае, когда хотя бы один из сомножителей равен нулю, поэтому уравнение сводится к решению двух уравнений:
уравнение корней не имеет
таким образом, знаменатель дроби отличен от нуля при условии u 1.
Переходим к решению первоначального уравнения. Приравняем числитель дроби к нулю и решим квадратное уравнение.
решим приведенное уравнение, используя теорему Виета:
так как при u =1 знаменатель дроби обращается в нуль, решением уравнения будет только u =–2.
Линейные неравенства с одной переменной
Длина стороны прямоугольника 6 см. Какой должна быть длина другой стороны, чтобы периметр прямоугольника был меньше, чем периметр квадрата со стороной 4 см?
Решение: Если обозначить неизвестную сторону прямоугольника через х , то периметр прямоугольника будет равен: ( х +6) 2. Периметр же квадрата со стороной 4 см равен
По условию надо найти такие значения х , при которых ( х +6) 2>16.
Решение задачи свелось к решению неравенства, содержащего переменную. К решению неравенств приводят и многие другие задачи.
Решением неравенства с одной переменной называют значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
Решить неравенство – это значит найти все его решения (или доказать, что их нет).
Неравенства называются равносильными , если множества их решений совпадают (неравенства, не имеющие решений также равносильны). При нахождении решений неравенств применяются утверждения, похожие на те, которыми мы пользовались при нахождении решений уравнений:
Решение неравенства не изменяется, если перенести какое-нибудь слагаемое в другую часть, изменив его знак на противоположный.
Решение неравенства не изменится, если умножить обе части этого неравенства на одно и то же положительное число; при умножении обеих частей неравенства на отрицательное число надо поменять знак неравенства на противоположный.
Используя это утверждение, решим полученное в задаче неравенство.
Ответ: длина стороны прямоугольника должна быть больше 2.
Рассмотрим примеры решения други х неравенств.
.
Ответ:
Ответ: .
Найти все значения а , при которых квадратное уравнение: (2 а –1) х 2 +2 х –1=0 имеет два действительных различных корня.
Решение: Квадратное уравнение имеет два различных действительных корня, когда дискриминант уравнения больше нуля. Вычислим дискриминант уравнения и потребуем, чтобы он был больше нуля.
решим полученное неравенство
таким образом, уравнение имеет два различных действительных корня при .
Несколько неравенств с одной переменной образуют систему , если ставится задача найти все числа, каждое из которых является решением каждого из указанных неравенств. Неравенства, образующие систему, объединяются фигурной скобкой.
Например:
Несколько неравенств с одной переменной образуют совокупность , если ставится задача найти все числа, каждое из которых является решением хотя бы одного из заданных неравенств. Неравенства, образующие совокупность, обычно объединяются квадратной скобкой.
Например:
Чтобы найти решение системы неравенств нужно найти общую часть промежутков, которые являются решениями неравенств системы.
Н
анесем полученные решения на числовую ось и выберем пересечение всех трех промежутков.
Общей частью всех трех промежутков является промежуток .
Ответ: .
Решением первого неравенства является вся числовая ось, поэтому
Ответ: .
Задания для самостоятельного решения
1. Найдите все значения а , при которы х квадратное уравнение ( а –1) х 2 –(2 а +3) х + а +5=0 имеет действительные корни.
Решить системы неравенств:
2. 3.
Алгебраические уравнения и неравенства, Методическое пособие по математике для подготовительных курсов, Петрович А.Ю., 2008
Алгебраические уравнения и неравенства, Методическое пособие по математике для подготовительных курсов, Петрович А.Ю., 2008.
По материалам занятий, проводимых на подготовительных курсах в (Московском физико-техническом институте (МФТИ),приведены на доступном уровне основные методы решения алгебраических уравнений и неравенств. Большинство разобранных примеров и задач для самостоятельного решения предлагались на письменных вступительных экзаменах в МФТИ.
Для абитуриентов, слушателей подготовительных курсов, старшеклассников.
§ 1. Целые алгебраические уравнения
Целыми называются уравнения вида Р(n) = 0, где Р(х) — многочлен. Хорошо известно решение линейных и квадратных уравнений, т. е. уравнений первой и второй степени. Существуют общие формулы для решения уравнений третьей и четвертой степеней, но они очень громоздки, требуют извлечения корней из комплексных чисел и практически невыгодны. Поэтому уравнения третьей и более высоких степеней, если они не относятся к одному из стандартных типов (биквадратные, возвратные и т. д.), обычно решают так.
§2. Рациональные уравнения
Рациональными называются уравнения вида R (х) = 0, где R(x) — рациональная функция, значения которой получаются из значения аргумента х и постоянных действительных чисел при помощи четырех арифметических действий. Такая функция может быть представлена в виде отношения двух многочленов. При решении рационального уравнения нужно учитывать ОДЗ (область допустимых значений) — множество значений х, которые обращают в нуль знаменатели возникающих выражений.
§3. Рациональные неравенства
Рациональными называются неравенства вида R (х) > 0; R(x) 0, R(x) Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Алгебраические уравнения и неравенства, Методическое пособие по математике для подготовительных курсов, Петрович А.Ю., 2008 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И.
М.: Наука. Гл. ред. физ.мат.лит. 1987. — 240 с.
Настоящая книга представляет собой справочное пособие, содержащее систематическое изложение методов решения уравнений и неравенств с одним неизвестным: иррациональных, логарифмических и показательных уравнений и неравенств, а также уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины.
Теоретическую основу составляют понятия равносильного перехода и эквивалентности двух уравнений или неравенств.
В начале каждого параграфа приводятся краткие теоретические сведения, затем на решениях типовых задач разбираются различные методы решения уравнений или неравенств. Далее рассматриваются методы решения уравнений или неравенств, зависящих от параметра. В конце параграфа имеются задания и упражнения на отработку приведенных методов решения.
Для более полного усвоения материала в книге даны задачи различной трудности.
Книга тесно примыкает к пособию авторов «Задачи по математике. Алгебра», в котором изложены методы решения рациональных уравнений, неравенств и систем.
Формат: djvu / zip
Скачать / Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Глава 1. Эквивалентные уравнения и неравенства . 5
§ 1. Равносильные уравнения 5
§ 2. Равносильные неравенства 21
Глава 2. Уравнения с одним неизвестным 34
§ 1. Уравнения, содержащие знак абсолютной величины 34
§ 2. Иррациональные уравнения 49
§ 3. Показательные уравнения 80
§ 4. Логарифмические уравнения 96
Глава 3. Неравенства с одним неизвестным 128
§ 1. Неравенства, содержащие знак абсолютной величины 128
§ 2. Иррациональные неравенства 144
§ 3. Показательные неравенства 161
§ 4. Логарифмические неравенства 180
Ответы 213
Дополнение. Некоторые задачи, предлагавшиеся на письменных вступительных экзаменах по математике в МГУ им. М. В. Ломоносова 233
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
http://obuchalka.org/2013032870411/algebraicheskie-uravneniya-i-neravenstva-metodicheskoe-posobie-po-matematike-dlya-podgotovitelnih-kursov-petrovich-a-u-2008.html
http://go.alleng.org/d/math/math315.htm