C 25 решение квадратных уравнений 8 класс ответы

Квадратные уравнения (8 класс)

Уравнение называют квадратным, если его можно записать в виде \(ax^2+bx+c=0\), где \(x\) неизвестная, \(a\), \(b\) и \(с\) коэффициенты (то есть, некоторые числа, причем \(a≠0\)).

В первом примере \(a=3\), \(b=-26\), \(c=5\). В двух других \(a\),\(b\) и \(c\) не выражены явно. Но если эти уравнения преобразовать к виду \(ax^2+bx+c=0\), они обязательно появятся.

Коэффициент \(a\) называют первым или старшим коэффициентом, \(b\) – вторым коэффициентом, \(c\) – свободным членом уравнения.

Виды квадратных уравнений

Если в квадратном уравнении присутствуют все три его члена, его называют полным. В ином случае уравнение называется неполным.

Как решать квадратные уравнения

В данной статье мы рассмотрим вопрос решения полных квадратных уравнений. Про решение неполных — смотрите здесь .

Итак, стандартный алгоритм решения полного квадратного уравнения:

    Преобразовать уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\).

    Выписать значения коэффициентов \(a\), \(b\) и \(c\).
    Пока не отработали решение квадратных уравнений до автоматизма, не пропускайте этот этап! Особенно обратите внимание, что знак перед членом берется в коэффициент. То есть, для уравнения \(2x^2-3x+5=0\), коэффициент \(b=-3\), а не \(3\).

    Вычислить значение дискриминанта по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Решите квадратное уравнение \(2x(1+x)=3(x+5)\)
    Решение:

    Теперь переносим все слагаемые влево, меняя знак.

    Уравнение приняло нужный нам вид. Выпишем коэффициенты.

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_2=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    Решите квадратное уравнение \(x^2+9=6x\)
    Решение:

    Тождественными преобразованиями приведем уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\).

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_1=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    В обоих корнях получилось одинаковое значение. Нет смысла писать его в ответ два раза.

    Решите квадратное уравнение \(3x^2+x+2=0\)
    Решение:

    Уравнение сразу дано в виде \(ax^2+bx+c=0\), преобразования не нужны. Выписываем коэффициенты.

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_1=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    Оба корня невычислимы, так как арифметический квадратный корень из отрицательного числа не извлекается.

    Обратите внимание, в первом уравнении у нас два корня, во втором – один, а в третьем – вообще нет корней. Это связано со знаком дискриминанта (подробнее смотри тут ).

    Также многие квадратные уравнения могут быть решены с помощью обратной теоремы Виета . Это быстрее, но требует определенного навыка.

    Пример. Решить уравнение \(x^2-7x+6=0\).
    Решение: Согласно обратной теореме Виета, корнями уравнения будут такие числа, которые в произведении дадут \(6\), а в сумме \(7\). Простым подбором получаем, что эти числа: \(1\) и \(6\). Это и есть наши корни (можете проверить решением через дискриминант).
    Ответ: \(x_1=1\), \(x_2=6\).

    Данную теорему удобно использовать с приведенными квадратными уравнениями, имеющими целые коэффициенты \(b\) и \(c\).

    Урок по теме «Решение квадратных уравнений». 8-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 8

    Рассмотрим стандартные (изучаемые в школьном курсе математики) и нестандартные приёмы решения квадратных уравнений.

    1. Разложение левой части квадратного уравнения на линейные множители.

    3) х 2 + 10х – 24 = 0.

    6(х 2 + х – х ) = 0 | : 6

    х 2 + х – х – = 0;

    х(х – ) + (х – ) = 0;

    х(х – ) (х + ) = 0;

    = ; .

    Ответ: ; – .

    Для самостоятельной работы:

    Решите квадратные уравнения, применяя метод разложения левой части квадратного уравнения на линейные множители.

    а) х 2 – х = 0;

    ж) х 2 + 6х + 9 = 0;

    б) х 2 + 2х = 0;

    д) 4х 2 – = 0;

    з) х 2 + 4х + 3 = 0;

    в) 3х 2 – 3х = 0;

    е) х 2 – 4х + 4 = 0;

    и) х 2 + 2х – 3 = 0.

    а) 0; 1

    ж) – 3

    б) -2; 0

    д)

    з) -3; -1

    в) 0; 1

    и) -3; -1

    2. Метод выделения полного квадрата.

    Для самостоятельной работы.

    Решите квадратные уравнения, применяя метод выделения полного квадрата.

    3. Решение квадратных уравнений по формуле.

    ах 2 + вх + с = 0, (а | · 4а

    4а 2 х 2 + 4ав + 4ас = 0;

    2ах + 2ах·2в + в 2 – в 2 + 4ас = 0;

    2 = в 2 – 4ас;

    = ± ;

    2ах = -в ±;

    х1,2 =.

    Для самостоятельной работы.

    Решите квадратные уравнения, применяя формулу х1,2 =.

    4. Решение квадратных уравнений с использованием теоремы Виета (прямой и обратной)

    x 2 + px +q = 0 – приведённое квадратное уравнение

    по теореме Виета.

    Если то уравнение имеет два одинаковых корня по знаку и это зависит от коэффициента .

    Если p, то .

    Если p, то.

    Если то уравнение имеет два различных по знаку корня, причём больший по модулю корень будет , если p и будет , если p.

    Для самостоятельной работы.

    Не решая квадратного уравнения, по обратной теореме Виета определите знаки его корней:

    а, б, к, л – различные корни;

    в, д, з – отрицательные;

    г, е, ж, и, м – положительные;

    5. Решение квадратных уравнений методом “переброски”.

    Для самостоятельной работы.

    Решите квадратные уравнения, применяя метод “переброски”.

    6. Решение квадратных уравнений с применением свойств его коэффициентов.

    I. ax 2 + bx + c = 0, где a 0

    1) Если а + b + с = 0, то х1 = 1; х2 =

    ax 2 + bx + c = 0 |: а

    х 2 + х + = 0.

    По теореме Виета

    По условию а + b + с = 0, тогда b = -а – с. Далее получим

    Из этого следует, что х1 =1; х2 = . Что и требовалось доказать.

    2) Если а – b + с = 0 (или b = а +с ) , то х1 = – 1; х2 = –

    По теореме Виета

    По условию а – b + с = 0 , т.е. b = а +с . Далее получим:

    Поэтому х1 = – 1; х2 = – .

    1) 345 х 2 – 137 х – 208 = 0.

    а + b + с = 345 – 137 – 208 = 0

    х1 = 1; х2 = =

    Ответ: 1;

    2) 132 х 2 – 247 х + 115 = 0.

    а + b + с = 132 -247 -115 = 0.

    х1 = 1; х2 = =

    Ответ: 1;

    Для самостоятельной работы.

    Применяя свойства коэффициентов квадратного уравнения, решите уравнения

    II. ax 2 + bx + c = 0, где a 0

    х1,2 = . Пусть b = 2k, т.е. чётное. Тогда получим

    х1,2 = = = =

    3х 2 – 14х + 16 = 0 .

    D1 = (-7) 2 – 3·16 = 49 – 48 = 1

    х1,2 = ;

    х1 = = 2; х2 =

    Ответ: 2;

    Для самостоятельной работы.

    а) 4х 2 – 36х + 77 = 0

    б) 15х 2 – 22х – 37 = 0

    в) 4х 2 + 20х + 25 = 0

    г) 9х 2 – 12х + 4 = 0

    б) -1; 2

    г)

    III. x 2 + px + q = 0

    х1,2 = – ± 2 – q

    х 2 – 14х – 15 = 0

    х1,2 = 7 = 7

    Для самостоятельной работы.

    а) х 2 – 8х – 9 = 0

    б) х 2 + 6х – 40 = 0

    в) х 2 + 18х + 81 = 0

    г) х 2 – 56х + 64 = 0

    г) 28 18

    7. Решение квадратного уравнения с помощью графиков.

    а) х 2 – 3х – 4 = 0

    б) х 2 – 2х + 1 = 0

    в) х 2 – 2х + 5 = 0

    Ответ: нет решений

    Для самостоятельной работы.

    Решить квадратные уравнения графически:

    8. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.

    х 2 + х + = 0.

    Пусть А(0; 1), С(0;

    По теореме о секущих:

    ОВ· ОД = ОА · ОС.

    К(; 0), где = —

    F(0; ) = (0; ) = )

    S(-; )

    1) Построим точку S(-; ) – центр окружности и точку А(0;1).

    2) Проведём окружность с радиусом R = SA/

    3) Абсциссы точек пересечения этой окружности с осью ох являются корнями исходного квадратного уравнения.

    Возможны 3 случая:

    1) R > SK (или R > ).

    Окружность пересекает ось ох в точке В(х1; 0) и D(х2; 0), где х1 и х2 – корни квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0.

    2) R = SK (или R = ).

    Окружность касается оси ох в тоске В11; 0), где х1 – корень квадратного уравнения

    3) R 2 – 2x – 3 = 0.

    Центр S(-; ),т.е.

    х0 = = – = 1,

    у0 = = = – 1.

    (1; – 1) – центр окружности.

    Проведём окружность (S; AS), где А(0; 1).

    2) x 2 – 5x + 4 = 0.

    х0 = = – = 2,5; у0 = = = 2,5.

    3) x 2 + 4x + 4 = 0.

    х0 = = – = – 2,

    у0 = = = 2,5

    4) x 2 – 2x + 3 = 0.

    х0 = = – = 1,

    у0 = = = 2.

    Ответ: нет решений.

    Для самостоятельной работы.

    Решить следующие квадратные уравнения с помощью циркуля и линейки:

    9. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

    Для решения используют Четырёхзначные математические таблицы В.М. Брадиса (таблица XXII, стр. 83).

    Номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения x 2 + px + q = 0, по его коэффициентам определить корни уравнения. Например:

    5) z 2 + 4z + 3 = 0.

    Оба корня отрицательные. Поэтому сделаем замену: z1 = – t. Получим новое уравнение:

    6) Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, то выполняют подстановку z = k · t и решают с помощью номограммы уравнение: z 2 + pz + q = 0.

    к 2 t 2 + p· kt + q = 0. |: к 2

    t 2 + t + = 0.

    к берут с расчётом, чтобы имели место неравенства:

    Для самостоятельной работы.

    С помощью таблицы Брадиса решить следующие квадратные уравнения:

    10. Геометрический метод решения квадратных уравнений

    Рассмотрим примеры, которые решаются с помощью геометрии.

    Пример 1. (из “Алгебры” ал-Хорезми)

    10 : 4 = 2 ; · 2 = 6 .

    SABCD = х 2 + 4Sпр. + 4Sкв. = х 2 + 4·2х + 4 · 6 = х 2 + 10х + 25.

    Заменим х 2 + 10х на 39.

    SABCD = 39 + 25 = 64 = 8 2 .

    Значит сторона АВ = 8.

    х= 8 – 2 – 2 =8 – 5 = 3.

    Пример 2. (решение уравнения древними греками)

    у 2 + 6у + 9 = 16 + 9

    Для самостоятельной работы.

    Решите геометрически уравнение у 2 – 6у – 16 = 0.

    Решение задач по математике онлайн

    //mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘

    Калькулятор онлайн.
    Решение квадратного уравнения.

    С помощью этой математической программы вы можете решить квадратное уравнение.

    Программа не только даёт ответ задачи, но и отображает процесс решения двумя способами:
    — с помощью дискриминанта
    — с помощью теоремы Виета (если возможно).

    Причём, ответ выводится точный, а не приближенный.
    Например, для уравнения \(81x^2-16x-1=0\) ответ выводится в такой форме:

    Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.

    Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.

    Если вы не знакомы с правилами ввода квадратного многочлена, рекомендуем с ними ознакомиться.

    В качестве переменной может выступать любая латинсая буква.
    Например: \( x, y, z, a, b, c, o, p, q \) и т.д.

    Числа можно вводить целые или дробные.
    Причём, дробные числа можно вводить не только в виде десятичной, но и в виде обыкновенной дроби.

    Правила ввода десятичных дробей.
    В десятичных дробях дробная часть от целой может отделяться как точкой так и запятой.
    Например, можно вводить десятичные дроби так: 2.5x — 3,5x^2

    Правила ввода обыкновенных дробей.
    В качестве числителя, знаменателя и целой части дроби может выступать только целое число.

    Знаменатель не может быть отрицательным.

    При вводе числовой дроби числитель отделяется от знаменателя знаком деления: /
    Целая часть отделяется от дроби знаком амперсанд: &
    Ввод: 3&1/3 — 5&6/5z +1/7z^2
    Результат: \( 3\frac<1> <3>— 5\frac<6> <5>z + \frac<1><7>z^2 \)

    При вводе выражения можно использовать скобки. В этом случае при решении квадратного уравнения введённое выражение сначала упрощается.
    Например: 1/2(y-1)(y+1)-(5y-10&1/2)

    Немного теории.

    Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения

    Каждое из уравнений
    \( -x^2+6x+1<,>4=0, \quad 8x^2-7x=0, \quad x^2-\frac<4><9>=0 \)
    имеет вид
    \( ax^2+bx+c=0, \)
    где x — переменная, a, b и c — числа.
    В первом уравнении a = -1, b = 6 и c = 1,4, во втором a = 8, b = —7 и c = 0, в третьем a = 1, b = 0 и c = 4/9. Такие уравнения называют квадратными уравнениями.

    Определение.
    Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 +bx+c=0, где x — переменная, a, b и c — некоторые числа, причём \( a \neq 0 \).

    Числа a, b и c — коэффициенты квадратного уравнения. Число a называют первым коэффициентом, число b — вторым коэффициентом и число c — свободным членом.

    В каждом из уравнений вида ax 2 +bx+c=0, где \( a \neq 0 \), наибольшая степень переменной x — квадрат. Отсюда и название: квадратное уравнение.

    Заметим, что квадратное уравнение называют ещё уравнением второй степени, так как его левая часть есть многочлен второй степени.

    Квадратное уравнение, в котором коэффициент при x 2 равен 1, называют приведённым квадратным уравнением. Например, приведёнными квадратными уравнениями являются уравнения
    \( x^2-11x+30=0, \quad x^2-6x=0, \quad x^2-8=0 \)

    Если в квадратном уравнении ax 2 +bx+c=0 хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением. Так, уравнения -2x 2 +7=0, 3x 2 -10x=0, -4x 2 =0 — неполные квадратные уравнения. В первом из них b=0, во втором c=0, в третьем b=0 и c=0.

    Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов:
    1) ax 2 +c=0, где \( c \neq 0 \);
    2) ax 2 +bx=0, где \( b \neq 0 \);
    3) ax 2 =0.

    Рассмотрим решение уравнений каждого из этих видов.

    Для решения неполного квадратного уравнения вида ax 2 +c=0 при \( c \neq 0 \) переносят его свободный член в правую часть и делят обе части уравнения на a:
    \( x^2 = -\frac \Rightarrow x_ <1,2>= \pm \sqrt< -\frac> \)

    Так как \( c \neq 0 \), то \( -\frac \neq 0 \)

    Значит, неполное квадратное уравнение вида ax 2 +bx=0 при \( b \neq 0 \) всегда имеет два корня.

    Неполное квадратное уравнение вида ax 2 =0 равносильно уравнению x 2 =0 и поэтому имеет единственный корень 0.

    Формула корней квадратного уравнения

    Рассмотрим теперь, как решают квадратные уравнения, в которых оба коэффициента при неизвестных и свободный член отличны от нуля.

    Решим квадратне уравнение в общем виде и в результате получим формулу корней. Затем эту формулу можно будет применять при решении любого квадратного уравнения.

    Решим квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0

    Разделив обе его части на a, получим равносильное ему приведённое квадратное уравнение
    \( x^2+\fracx +\frac=0 \)

    Преобразуем это уравнение, выделив квадрат двучлена:
    \( x^2+2x \cdot \frac<2a>+\left( \frac<2a>\right)^2- \left( \frac<2a>\right)^2 + \frac = 0 \Rightarrow \)

    Подкоренное выражение называют дискриминантом квадратного уравнения ax 2 +bx+c=0 («дискриминант» по латыни — различитель). Его обозначают буквой D, т.е.
    \( D = b^2-4ac \)

    Теперь, используя обозначение дискриминанта, перепишем формулу для корней квадратного уравнения:
    \( x_ <1,2>= \frac < -b \pm \sqrt> <2a>\), где \( D= b^2-4ac \)

    Очевидно, что:
    1) Если D>0, то квадратное уравнение имеет два корня.
    2) Если D=0, то квадратное уравнение имеет один корень \( x=-\frac <2a>\).
    3) Если D 0), один корень (при D = 0) или не иметь корней (при D

    Теорема Виета

    Приведённое квадратное уравнение ax 2 -7x+10=0 имеет корни 2 и 5. Сумма корней равна 7, а произведение равно 10. Мы видим, что сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Таким свойством обладает любое приведённое квадратное уравнение, имеющее корни.

    Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

    Т.е. теорема Виета утверждает, что корни x1 и x2 приведённого квадратного уравнения x 2 +px+q=0 обладают свойством:
    \( \left\< \begin x_1+x_2=-p \\ x_1 \cdot x_2=q \end \right. \)


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/631426

    http://www.math-solution.ru/math-task/quadr-eq