РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Простейшими тригонометрическими уравнениями называют уравнения
Чтобы рассуждения по нахождению корней этих уравнений были более наглядными, воспользуемся графиками соответствующих функций.
19.1. Уравнение cos x = a
Объяснение и обоснование
- Корни уравненияcosx=a.
При |a| > 1 уравнение не имеет корней, поскольку |cos x| ≤ 1 для любого x (прямая y = a на рисунке из пункта 1 таблицы 1 при a > 1 или при a 1 уравнение не имеет корней, поскольку |sin x| ≤ 1 для любого x (прямая y = a на рисунке 1 при a > 1 или при a n arcsin a + 2πn, n ∈ Z (3)
2.Частые случаи решения уравнения sin x = a.
Полезно помнить специальные записи корней уравнения при a = 0, a = -1, a = 1, которые можно легко получить, используя как ориентир единичную окружность (рис 2).
Учитывая, что синус равен ординате соответствующей точки единичной окружности, получаем, что sin x = 0 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка C или тока D. Тогда
Аналогично sin x = 1 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка A, следовательно,
Также sin x = -1 тогда и только тогда, когда соответствующей точкой единичной окружности является точка B, таким образом,
Примеры решения задач
Замечание. Ответ к задаче 1 часто записывают в виде:
19.3. Уравнения tg x = a и ctg x = a
Объяснение и обоснование
1.Корни уравнений tg x = a и ctg x = a
Рассмотрим уравнение tg x = a. На промежутке функция y = tg x возрастает (от -∞ до +∞). Но возрастающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения, поэтому уравнение tg x = a при любом значении a имеет на этом промежутке только один корень, который по определению арктангенса равен: x1 = arctg a и для этого корня tg x = a.
Функция y = tg x периодическая с периодом π, поэтому все остальные корни отличаются от найденного на πn (n ∈ Z). Получаем следующую формулу корней уравнения tg x = a:
При a=0 arctg 0 = 0, таким образом, уравнение tg x = 0 имеет корни x = πn (n ∈ Z).
Рассмотрим уравнение ctg x = a. На промежутке (0; π) функция y = ctg x убывает (от +∞ до -∞). Но убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения, поэтому уравнение ctg x = a при любом значении a имеет на этом промежутке только один корень, который по определению арккотангенса равен: x1=arсctg a.
Функция y = ctg x периодическая с периодом π, поэтому все остальные корни отличаются от найденного на πn (n ∈ Z). Получаем следующую формулу корней уравнения ctg x = a:
таким образом, уравнение ctg x = 0 имеет корни
Примеры решения задач
Вопросы для контроля
- Какие уравнения называют простейшими тригонометрическими?
- Запишите формулы решения простейших тригонометрических уравнений. В каких случаях нельзя найти корни простейшего тригонометрического уравнения по этим формулам?
- Выведите формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
- Обоснуйте формулы решения простейших тригонометрических уравнений для частных случаев.
Упражнения
Решите уравнение (1-11)
Найдите корни уравнения на заданном промежутке (12-13)
Конспект по математике на тему «Частные случаи квадратных уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ.
Квадратные уравнения — это фундамент, на котором покоится величественное
здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.
В школьном курсе математики изучают формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения. Разберѐм некоторые из них.
где x -переменная, a, b, c — некоторые числа,
≠ 0 , называется квадратным уравнением .
Примеры: 5 2 −14 +17=0; 3 2 +5 =0; 3 2 −5 =0.
Из школьного курса нам известны формулы:
.
.
И теорема обратная теореме Виета, которая позволяет устно подбирать корни приведенного квадратного уравнения:
Если числа m и n таковы,
Часто можно обойтись без них. Рассмотрим некоторые приемы устного решения квадратных уравнений.
Мы заметили, что
1) Еслиа+в+с=0, то 1 = ; 2 =
Так как а+в+с=0 , то в = -(а + с) .
В уравнение ах 2 +вх+с=0 подставим
в = -(а + с), получим
а 2 -(а+с) +с=0,преобразуем:
откуда =1 или =
2) Если а + с = в, то = − ; = −
В уравнение а x 2 +в +с=0 подставим
в = а + с, получим
а 2 +(а + с) +с=0 , преобразуем:
откуда =-1 или =-
Например:
319 2 + 1988 + 1669 = 0, 1 = −1; 2 = ;
319 2 − 4 − 315 = 0, 1 = 1; 2 = − .
имеет корни : = − ; =
По формуле I найдем :
;
1= — a ; 2 =
Например:
2 — ( 2 +1) + = , имеет корни : = ; =
По формуле I найдем : ; ; 1 = a ; 2 =
Например:
; 1= -а; 2=
Например:
2 – ( 2 – ) − = , имеет корни : = ; = − .
Доказательство:
По формуле I найдем :
; ; 1= а; 2=
Например:
Но это еще не все открытия , связанные с коэффициентами квадратного уравнения.
Тогда его можно записать в виде:
ах 2 +вх+ mn = 0 (1)
Сравним корни уравнения (1) с корнями уравнения а m х 2 +вх+ n =0 (2)
Замечаем, что при переброске одного из множителей свободного члена к старшему коэффициенту дискриминант не изменяется,
то есть D = b 2 -4 mn = b 2- 4 ac .
Корни уравнения (1) вычисляются по формуле:
, а уравнения (2) по формуле :
.
Делаем вывод, что корни уравнения (2) получаются делением корней уравнения (1) на переброшенный множитель.
Например, уравнение имеет корни х 1=1 , х 2 =12 ,так как а+в+с=0, значит, уравнение имеет корни: х 1 = ; х 2 = 2
У равнение имеет корни х 1 = ; х 2 =4
Используя рассмотренные приемы, можно придумывать уравнения с рациональными корнями.
Например, возьмем уравнение : , корни которого мы уже
Свободный член 12 делится на 1, 2, 3, 4, 6 и 12 . Отсюда уравнения:
Решим уравнение: 4 x 2 -21 x +5 =0 (1)
Получим уравнение:х 2 -21х+20=0, корнями которого будут числа 1 и 20.
Разделим найденные корни на старший коэффициент число 4, получим корни исходного уравнения (1) : 1= 1/4; 2 =5.
данные приемы заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках;
овладение данными приемами поможет учащимся экономить время и эффективно решать уравнения;
потребность в быстром решении обусловлена применением тестовой системы вступительных экзаменов.
1) Если а+в+с=0, то = ; =
2) Если а + с = в, то = − ; = −
имеет корни: = − ; =
имеет корни: = ; =
имеет корни: = ; = − .
имеет корни: = − ; =
Частные случаи нахождения корней квадратного уравнения
Разделы: Математика
Цели урока:
- Закрепить умения устно находить корни квадратного трехчлена по теореме Виета; познакомить с частными случаями нахождения корней квадратного уравнения, раскрыть связи между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами.
- Активизировать творческую и мыслительную деятельность учащихся, способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты; развивать исследовательские навыки и самостоятельность.
- Воспитывать умение использовать замеченные свойства изучаемых объектов для решения задач, умение их обобщать, расширить кругозор.
Метод обучения: беседа, объяснение, письменные и устные упражнения.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Вопросы:
- Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
- Дайте определение квадратного уравнения.
- Как называются числа a, b и c ?
- Можно ли назвать квадратными уравнения:
ax 2 +c=0;
ax 2 +x=0;
ax 2 =0? - Как называются такие уравнения?
- Какое квадратное уравнение называется приведенным?
- Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
- От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Как вычислить дискриминант?
- Какова формула корней квадратного уравнения?
- Какова формула корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом?
- Сформулируйте теорему Виета.
- Составьте квадратное уравнение по его корням x1=–3; x2= –10.
- Составьте квадратное уравнение по его корням x1= –7; x2= –4.
Хорошо, разминка прошла успешно. Теперь выполним самостоятельную работу.
3. Самостоятельная работа.
Разложите квадратный трехчлен на множители, подобрав корни
по т. Виета.
а)х 2 – 8х + 15 = ( ) ( )
б)х 2 – 2х – 3 = ( ) ( )
в)х 2 – 4х + 4 = ( ) ( )
а)х 2 – 11х + 18 = ( ) ( )
б)х 2 – 7х + 12 = ( ) ( )
в)х 2 – 5х – 6 = ( ) ( )
(Проверяется на этом же уроке.)
4. Формирование новых понятий.
Сегодня мы рассмотрим на уроке частные случаи применения теоремы Виета, позволяющие устно найти корни полного квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0.
1) Рассмотрим уравнения х 2 + 2х – 3 = 0 и 2х 2 + 3х – 5 = 0.
Какова сумма коэффициентов в этих уравнениях? (1 + 2 – 3 = 0; 2 + 3 – 5 = 0) .
Определим корни этих уравнений. (х1 = 1, х2 = – 3 ) и (х1 = 1, х2 = – 2,5 ) .
Какое число является корнем каждого из них? Правильно, 1.
Приходим к выводу:
если в уравнении ax 2 + bx + c = 0 a+ b + c = 0 , то х1 = 1, х2 =. (*)
2) Рассмотрим уравнения х 2 – х – 2 = 0 и 2х 2 + 3х + 1 = 0.
Сравним сумму коэффициентов а и с в этих уравнениях с коэффициентом b.
(1 – 2 = – 1; 2 + 1 = 3) . Определим корни этих уравнений.
(х1 =2, х2= – 1) и (х1= – 0,5, х2= – 1).
Какое число является корнем каждого из них? Правильно, – 1.
Приходим к выводу:
если в уравнении ax 2 + bx + c = 0 a+ c = b , то х1 = – 1, х2 = – . (**)
Ребята, а как вы думаете, можно ли применять частные случаи теоремы Виета для приведенных квадратных уравнений? Найдите сумму и произведение корней.
Приведенные квадратные уравнения | X1 | X2 | X1 + X2 | X1 ∙ X2 |
x 2 – 15x + 14 =0 | 1 | |||
x 2 + 8x + 7 = 0 | — 1 | |||
х 2 + 9x + 20 = 0 |
Правильно, молодцы!
Используя теорему Виета можно вывести еще некоторые соотношения между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
1) Найдем сумму квадратов корней
Аналогично можно рассмотреть сумму кубов корней:
Таким образом, теорема Виета позволяет в ряде случаев находить корни квадратного уравнения без использования формулы корней.
А теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний материал и повторим изученное ранее.
5. Формирование умений и навыков.
5.1 Решите квадратное уравнение с помощью свойств (*) и (**).
а) х 2 + 5х – 6 = 0;
б) х 2 + 23х + 22 = 0;
в) 3х 2 – 4х + 1 = 0;
г) 5х 2 + 26х + 21 = 0;
д) х 2 + 6х – 7 = 0;
е) х 2 +17х + 16 = 0;
ж) 13х 2 – 18х + 5 = 0;
з) 7х 2 + 2х – 5 = 0.
5.2 Разложите на множители квадратный трехчлен, предварительно решив соответствующее квадратное уравнение:
а) х 2 – 6х + 5 ; б) – 2у 2 + 4у + 6 ; в) 30х 2 – 21х – 9 ; г) у 2 + 3у + 2 .
5.3 Числа х 1 и х 2 – корни квадратного уравнения х 2 – 7х – 1 = 0. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 5х1 и 5х2.
5.4 Упростите выражение :
Данное уравнение действительно имеет два различных корня х1 и х2,т.к. D = 49 + 4 > 0. По теореме Виета х1 + х2 = 7, х1х2 = – 1 . Составим приведенное квадратное уравнение х 2 + рх + q = 0, имеющее корни 5х1 и 5х2:
р = – (5х1 + 5х2) = – 5(х1+ х2) = – 5·7 = – 35,q= 5х1·5х2= 25х1·х2 = 25· (– 1) = –25.
Следовательно, искомое уравнение: х 2 – 35х – 25 = 0.
6. Подведение итогов урока.
Школьники всего мира знают имя Франсуа Виета в связи с изучением данной теоремы. Это ли не честь ученому? Лучшего памятника трудно придумать!
А сейчас ребята продемонстрируют творческое задание презентацию с историческими сведениями о замечательном математике Ф. Виете.
7. Домашнее задание. П.4.6, № 339, 340.
Литература:
- С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин . Алгебра 8 класс – М.: Просвещение, 2006 г
- М.К. Потапов, А.В. Шевкин. Дидактические материалы для 8 класса – М.: Просвещение, 2006 г
- В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. Сборник элективных курсов. Математика 8 – 9 . Волгоград. «Учитель», 2006 г<>
http://infourok.ru/konspekt-po-matematike-na-temu-chastnie-sluchai-kvadratnih-uravneniy-405671.html
http://urok.1sept.ru/articles/519462