Урок по математике «Решение задач с помощью уравнений»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Урок по математике
Решение задач при помощи уравнений
– познакомить учащихся с новым способом решения задач;
– провести наблюдение над изменением числа знаков в значении частного при изменении делителя;
– совершенствовать навыки решения сложных уравнений и их преобразования;
– закреплять навыки обозначения точек, координаты которых выражены дробными числами;
– повторить распределительный закон умножения и деления;
– развивать умение анализировать и обобщать.
I. Организационный момент.
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
а) числитель 7, знаменатель 8;
б) знаменатель 6, числитель 1;
в) знаменатель 3, числитель 11;
г) числитель 9, знаменатель 12;
д) числитель 29, знаменатель 29;
е) знаменатель 15, числитель 18.
– Запишите все дроби, меньше числа 1, со знаменателем 12.
– Запишите 7 дробей, больших числа 1, со знаменателем 10.
– Запишите 8 дробей, равных числу 1.
2. «Четвертый лишний». В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее.
а) в)
б) г)
3. Восстановите пропущенные в тексте задачи слова и числа, если ее решением является выражение (12 + 12 : 2) · 2.
Длина прямоугольника ___ см, ширина ___. Чему равен ___ прямоугольника?
4. Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
600 – 240 : 3 + 1 = 521
600 – 240 : 3 + 1 = 121
600 – 240 : 3 + 1 = 540
600 – 240 : 3 + 1 = 90
720 : 9 · 20 + 60 = 64
720 : 9 · 20 + 60 = 6400
720 : 9 · 20 + 60 = 3
720 : 9 · 20 + 60 = 1660
III. Постановка проблемы.
– Найдите значение частного: 96 : 12.
– Не выполняя вычислений, соедините каждое частное с его значением:
– Объясните, как вы рассуждали.
– Сформулируйте закономерность изменения значения частного от изменения делителя.
IV. Работа по теме урока.
З а д а н и е 216.
– Что известно в данной задаче?
– Что требуется найти?
– Запишите решение этой задачи по действиям.
Фонарики – ? на 3 б.
Снежинки – ? в 3 раза б.
138 шт.
1) 138 – 3 = 135 (шт.) – в пяти равных частях;
2) 135 : 5 = 27 (шт.) – в одной части, то есть хлопушек;
3) 27 · 3 = 81 (шт.) – в трех частях, то есть снежинок;
4) 27 + 3 = 30 (шт.) – фонариков.
– Кроме хорошо вам знакомого арифметического способа решения задач часто используется решение задач при помощи уравнений. Как называется данный способ решения задачи? (Алгебраический способ.)
– Запишите решение этой задачи алгебраическим способом.
1) Пусть х – сделали хлопушек, тогда (х + 3) – столько сделали фонариков, а снежинок сделали – 3х. По условию задачи получим уравнение:
х = 27 (шт.) – хлопушки;
2) 27 + 3 = 30 (шт.) – фонарики;
3) 27 · 3 = 81 (шт.) – снежинки.
– Какой способ решения задачи является рациональным? (Алгебраический способ.)
З а д а н и е 217.
– Сравните выражения, записанные в пункте 1.
– Чем похожи данные выражения? Чем отличаются? (В данных выражениях делимое – одно и то же число, а делители – разные числа – однозначные и двузначные.)
– Не выполняя деления, определите количество знаков в значении выражений.
– Найдите значения частных.
– Как изменяются эти значения? (Значения частных уменьшаются в 2 раза.)
– От чего это зависит? (Это зависит от делителя, так как делитель увеличивается в 2 раза, значит, значение частного уменьшается в 2 раза.)
– Продолжите последовательность данных частных, сохраняя подмеченную закономерность.
– В частных, значения которых имеют больше одного знака, замените делимое суммой удобных слагаемых.
768 : 2 = (600 + 160 + 8) : 2 = …
768 : 4 = (400 + 360 + 8) : 4 = …
768 : 16 = (640 + 128) : 16 = … и т. д.
– Объясните выбор слагаемых.
V. Повторение пройденного материала.
З а д а н и е 219.
– Как называются данные математические записи? (Уравнения.)
– Сравните уравнения каждого столбика. Чем они похожи? (Уравнения похожи количеством действий.)
– В каком столбике уравнения проще? (В первом столбике уравнения, для решения которых надо выполнить два действия.)
– Какие способы решения уравнений вы знаете? (Используя свойства равенств и правила нахождения компонентов действий.)
– Найдите корни уравнений более простых уравнений удобным способом.
15х – 1 + 1 = 29 + 1
9у + 73 – 73 = 109 – 73
– Как вы думаете, возможно ли сразу использовать эти способы решения в другом столбике? (Нельзя.)
– Объясните почему. (В уравнениях второго столбика два компонента содержат неизвестное число.)
– Какие действия нужно выполнить, чтобы эта трудность исчезла? (Необходимо выполнить такие преобразования, чтобы в уравнениях было одно неизвестное число.)
– Выполните такие преобразования.
8 · а + 8 · 1 – 7а = 9
18у : 6 – 12 : 6 + 5у = 14
– Сравните свои преобразования с преобразованиями в учебнике в пункте 6. Они похожи? Если есть различия, какие?
– Какие знания вы использовали на каждом этапе преобразований? (Распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания, распределительный закон деления относительно вычитания.)
З а д а н и е 218.
– Что изображено в учебнике? (Координатный луч.)
– Как восстановить на нем единичный отрезок? (Вправо от точки отложить 3 отрезка, равных расстоянию между точками О и .)
– Какая точка имеет координату (1)? (Точка Н.)
– Укажите координаты отмеченных на луче точек. (R, P, L.)
З а д а н и е 116 (рабочая тетрадь 1).
О т в е т: помочь Снегурочке догнать похитителя могут олень, волк и белый медведь.
– Кто догонит похитителя первым? (Олень, так как у него скорость самая большая.)
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: № 218 (2) по учебнику; рабочая тетрадь 1, задание 117.
Ответы. Учебник. Часть 1 (с. 82)
Янв 17
Ответы. Учебник. Часть 1 (с. 82)
Ответы к стр. 82
1. 1) Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.
2) Сравни уравнения: чем они похожи, чем различаются?
В обоих уравнениях х = 40 — это равносильные уравнения, то есть уравнения, у которых одинаковое неизвестное число. В первом уравнении сумма, во втором — разность.
2. Прочитай уравнение и подбери такое значение неизвестного, при котором получится верное равенство.
х + 3 = 13 18 = у + 10 14 = х + 7
х = 13 — 3 у = 18 — 10 х = 14 — 7
х = 10 у = 8 х = 7
3. Реши задачи разными способами.
1) У портнихи было 15 м шерстяной ткани. Она сшила из 5 м этой ткани костюм, а из 4 м — платье. Сколько метров ткани у неё осталось?
С п о с о б 1: 15 — (5 + 4) = 6 (м)
С п о с о б 2: (15 — 5) — 4 = 6 (м)
С п о с о б 3: (15 — 4) — 5 = 6 (м)
О т в е т: 6 метров.
2) У Коли было 5 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Ему купили ещё 6 тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей стало у Коли?
С п о с о б 1: 5 + (4 + 6) = 15 (т.)
С п о с о б 2: (5 + 4) + 6 = 15 (т.)
О т в е т: 15 тетрадей.
4. В одной канистре осталось 7 л бензина, а в другой — 6 л. Сколько литров бензина осталось в двух канистрах?
7 + 6 = 13 (л)
О т в е т: осталось 13 л.
5. 3 + 67 = 67 + 3 34 — (18 — 9) 9 + 28 > 9 + 26 75 — (14 — 6)
6. Найди значения выражений b + 20, 14 + b, 80 — b и b — 9 при b = 70, b = 23 и b = 11.
70 + 20 = 90 14 + 70 = 84 80 — 70 = 10 70 — 9 = 61
23 + 20 + 43 14 + 23 = 37 80 — 23 = 57 23 — 9 = 14
11 + 20 = 31 14 + 11 = 25 80 — 11 = 69 11 — 9 = 2
7. Сравни длины ломаных.
Длина первой ломаной: 6 + 6 + 1 = 13 (см), а длина второй ломаной: 4 + 4 + 4 = 12 (см). Таким образом, длина первой ломаной больше второй на: 13 — 12 = 1 (см).
8. Вставь в окошки числа 5, 6, 8, 9, чтобы равенства и неравенство стали верными.
5 + 9 = 6 + 8
8 — 5 = 9 — 6
6 + 9 > 5 + 8
http://razviwaika.ru/otvety-uchebnik-chast-1-s-82/