40. Алгебра Читать 0 мин.
40.691. Метод рационализации
Метод рационализации — это процедура, позволяющая в определённых случаях упростить неравенство и свести его к рациональному неравенству (которое решается методом интервалов).
Позволяет перейти от выражения f к выражению $g$, сохранив все решения.
Метод рационализации для логарифмических неравенств
Выравнивание $f$ | Выравнивание $g$ |
$\log_af \vee \log_ag$ | $(a — 1)(f — g)\vee 0 $ |
Здесь мы сравниваем значения относительно друг друга и допускаем случай, когда одно значение больше, а другое меньше и наоборот. Один из способов сравнения двух величин – это вычесть из одного другое. Если разность будет больше нуля, значит, первое число было больше. В первой скобке мы вычитаем из основания единицу. Это значит, что мы сравниваем основание с 1. Во второй скобке мы из одного под логарифмического выражения вычитаем другое, т.е. снова сравниваем их.
Пример. Решите неравенство $\log_
С учетом ОДЗ получаем решение неравенства: $x \in (-2; -1) \cup (-1; 0)\cup(0;1)\cup(2; +\infty)$
Ответ: $x \in (-2; -1) \cup (-1; 0)\cup(0;1)\cup(2; +\infty)$
Из рассмотренного метода рационализации вытекают следствия:
Выравнивание $f$ | Выравнивание $g$ |
$(\log_af — \log_ag)\cdot h \vee 0$ | $(f — g)\cdot h \vee 0 $ |
$(\log_fa \vee \log_ga)$ | $(f — 1)(g-1)(a -1)(g -f) \vee 0 $ |
$(\log_hf \cdot \log_pq) \vee 0$ | $(h — 1)(f-1)(p -1)(q -f) \vee 0 $ |
$\displaystyle\frac<\log_af - \log_ag> <\log_ap - \log_aq>\vee 0$ | $\displaystyle\frac |
$ \begin
Решение. Воспользуемся равносильным переходом:
$(x^2 — 13x + 35)^2 > (35 — x^2)^2, \\ (x^2 — 13x+35-(35-x^2))(x^2-13x+35+(35-x^2))>0, \\ (x^2-13x+35-35+x^2)(x^2-13x+35+35-x^2) > 0, \\ (2x^2-13x)(-13x+70) > 0, \\ -13x(2x-13)(x — \displaystyle\frac<70><13>) > 0, \\ 2x(x — \displaystyle\frac<13><2>)(x — \frac<70><13>) 0, x \neq 1$
Метод рационализации
\(\blacktriangleright\) Метод рационализации — это способ решения некоторых неравенств, который позволяет довольно сильно упростить решение и вычисления.
\(\blacktriangleright\) Рассмотрим метод рационализации для решения показательных неравенств вида \[<\Large<(h(x))^
Если бы мы решали данное неравенство классическим способом, то оно было бы равносильно совокупности: \[ <\large<\left[\begin
По методу рационализации данное неравенство равносильно системе: \[ <\large< \begin
Покажем, что решения совокупности и системы совпадают.
Первое неравенство системы равносильно \[(a)\quad \left[\begin
Совокупность равносильна \[(b)\quad \left[\begin
Заметим, что решение совокупности \((a)\) плюс условие \(h(x)>0\) и решение совокупности \((b)\) полностью совпадают.
\(\blacktriangleright\) Рассмотрим метод рационализации для решения логарифмических неравенств вида \[<\Large<\log_
Если бы мы решали данное неравенство классическим способом, то оно было бы равносильно совокупности: \[ <\large<\left[\begin
По методу рационализации данное неравенство равносильно системе: \[ <\large<\begin
Покажем, что решения совокупности и системы совпадают.
Первое неравенство системы плюс условие \(h(x)\ne 1\) равносильно \[(c)\quad \left[\begin
Совокупность равносильна (если выписать часть ОДЗ отдельно) \[(d) \quad \begin
Заметим, что решение совокупности \((c)\) плюс условия \(f(x)>0, g(x)>0, h(x)>0\) и решение совокупности \((d)\) полностью совпадают.
\(\blacktriangleright\) Если \(f(x), h(x), g(x)\) — многочлены (что бывает очень часто в задачах), то метод рационализации позволяет перейти от показательного или логарифмического неравенства к рациональному, которое уже легко решается методом интервалов.
Рассмотрим несколько примеров, показывающих удобство использования метода рационализации.
Пример 1. Решить неравенство \(\log_<(x^2-1)><\dfrac<2x^2+3x-5>
Выпишем и решим ОДЗ отдельно: \[\begin
\[\Leftrightarrow x\in (-2,5;-\sqrt 2)\cup(-\sqrt 2;-1)\cup(1;\sqrt 2)\cup(\sqrt 2;+\infty)\]
Тогда на ОДЗ, учитывая, что \(1=\log_<(x^2-1)><(x^2-1)>\) , наше неравенство равносильно неравенству
Полученное неравенство можно решить методом интервалов:
Таким образом, решением будут \(x\in (-\infty;-2]\cup[-\sqrt2;-1)\cup[1;\sqrt2]\cup[2;+\infty)\)
Пересечем данное решение с ОДЗ и получим \[x\in (-2,5;-2]\cup(-\sqrt2;-1)\cup(1;\sqrt2)\cup[2;+\infty)\]
\(\blacktriangleright\) Более общий случай применения метода рационализации:
если неравенство представлено в виде \(F(x)\lor 0\) ( \(\lor\) — один из знаков \(\geqslant, \leqslant, >, ), причем функция \(F(x)\) является произведением и/или частным нескольких множителей, то на ОДЗ:
если какой-то множитель имеет вид \(h(x)^
если какой-то множитель имеет вид \(\log_
Пример 2. Решить неравенство \((3+x-2x^2)\log_
Данное неравенство можно переписать в виде \((3+x-2x^2)(\log_
Таким образом, неравенство представлено в необходимом нам виде: справа ноль, слева произведение двух скобок, причем одна из них — разность логарифмов с одинаковым основанием. Выпишем отдельно ОДЗ:
\(\begin
Тогда на ОДЗ можно заменить второй множитель по методу рационализации, т.е. исходное неравенство на ОДЗ равносильно неравенству:
\((3+x-2x^2)(x+2-1)(3x+5-1)\geqslant 0 \Leftrightarrow (2x^2-x-3)(x+1)(3x+4)\leqslant 0 \Leftrightarrow\)
\( \Leftrightarrow (2x-3)(x+1)(x+1)(3x+4)\leqslant 0 \Leftrightarrow x\in \left[-\frac43;\frac32\right]\)
Пересечем данное решение с ОДЗ и получим: \(x\in \left[-\frac43;-1\right)\cup\left(-1;\frac32\right]\)
Пример 3. Решить неравенство \((3^x-1)(0,25^x-16)(5x^2-9x-2)\leqslant0\)
Данное неравенство уже представлено в нужном нам виде: справа ноль, слева произведение трех множителей. ОДЗ данного неравенства: \(x\in\mathbb
Таким образом, неравенство равносильно:
\((3^x-3^0)(0,25^x-0,25^<-2>)(5x^2-9x-2)\leqslant 0 \Leftrightarrow\)
\(\Leftrightarrow (3-1)(x-0)(0,25-1)(x-(-2))(5x+1)(x-2)\leqslant0 \Leftrightarrow\)
\(\Leftrightarrow 2\cdot (-0,75)x(x+2)(x-2)(5x+1)\leqslant0 \Leftrightarrow x(x+2)(x-2)(5x+1)\geqslant0\) ,
т.к. мы разделили правую и левую часть на отрицательное число \(-0,75\) .
Решив данное неравенство методом интервалов, получим \(x\in (-\infty;-2\big]\cup\left[-\frac15;0\right]\cup\big[2;+\infty)\)
Заметим, что даже если в основании степени или логарифма находится конкретное число \(a\) , а не функция \(h(x)\) , то скобку \((a-1)\) опускать нельзя.
Найдем ОДЗ данного неравенства:
\(\begin
Решим данное неравенство на ОДЗ.
На ОДЗ \(\log_5(x+2)=\log_<25>(x+2)^2\) , следовательно, применяя метод рационализации, получим:
Заметим, что \(\sqrt
Решим неравенство из совокупности методом интервалов:
Таким образом, решением данной совокупности будут
\(x\in [-1; -\frac12\big]\cup\big[\frac12;2)\cup \ <-1;1\>\Leftrightarrow x\in [-1; -\frac12\big]\cup\big[\frac12;2)\)
Пересекая данное решение с ОДЗ, получим итоговый ответ: \(x\in \<-1\>\cup[1;2)\)
Метод рационализации при решении логарифмических неравенств с переменным основанием
Разделы: Математика
Практика проверки экзаменационных работ показывает, что наибольшую сложность для школьников представляет решение трансцендентных неравенств, особенно, логарифмических неравенств с переменным основанием. Поэтому предлагаемый вашему вниманию конспект урока представляет изложение метода рационализации (другие названия – метод декомпозиции (Моденов В.П.), метод замены множителей (Голубев В.И.)), позволяющего свести сложные логарифмические, показательные, комбинированные неравенства к системе более простых рациональных неравенств. Как правило, метод интервалов применительно к рациональным неравенствам к моменту изучения темы «Решение логарифмических неравенств» хорошо усвоен и отработан. Поэтому учащиеся с большим интересом и энтузиазмом воспринимают те методы, которые позволяют им упростить решение, сделать его короче и, в конечном итоге, сэкономить время на ЕГЭ для решения других заданий.
Цели урока:
- Образовательная: актуализация опорных знаний при решении логарифмических неравенств; введение нового способа решения неравенств; совершенствование навыков решения
- Развивающая: развитие математического кругозора, математической речи, аналитического мышления
- Воспитательная: воспитание аккуратности и самоконтроля.
1. Организационный момент. Приветствие. Постановка целей урока.
2. Подготовительный этап:
3. Проверка домашнего задания (№11.81*а[1])
При решении неравенства
Вам пришлось воспользоваться следующей схемой решения логарифмических неравенств с переменным основанием:
Т.е. надо рассмотреть 2 случая: основание больше 1 или основание меньше 1.
4. Объяснение нового материала
Если посмотреть на эти формулы внимательно, то можно заметить, что знак разности g(x) – h(x) совпадает со знаком разности logf(x)g(x) – logf(x)h(x) в случае возрастающей функции (f(x) > 1, т.е. f(x) – 1 > 0) и противоположен знаку разности logf(x)g(x) – logf(x)h(x) в случае убывающей функции (0 4.03.2014
http://shkolkovo.net/theory/37
http://urok.1sept.ru/articles/642973