Что значит стрелка вниз в уравнениях

Химические уравнения.

Химическое уравнение – это условное изображение химической реакции с помощью химических формул веществ, числовых коэффициентов и математических символов.

При записи химических уравнений должен строго соблюдаться закон сохранения массы: массы вступивших в реакцию веществ, равны массе продуктов реакции.

Химическая реакция – процесс, при котором вещества, обладающие определенным составом и свойствами, превращаются в другие вещества – с другим составом и свойствами. При этом в составе атомных ядер изменений не происходит.

Химические реакции всегда сопровождаются физическими эффектами – поглощением или выделением теплоты, изменениями агрегатного состояния и окраски веществ.

Пример составления химического уравнения:

слева 2 атома Fe – справа 1 атом Fe (множитель 2)

слева 3 атома O – справа 1 атом O (множитель 3)

Затем подбирается коэффициент для H2O:

слева 2 атома H – справа 2 атома H (множитель 1), но т.к. справа 3 атома O, то множитель для H2O получаем 3. Н в правой части уравнения имеет множитель 6, для равновесия Н, в левой части используем множитель 3.

Итоговое химическое уравнение:

Выпадение осадка в результате химической реакции обозначается в химическом уравнении стрелкой вниз ↓. Это означает, что соединение нерастворимо:

Выделение газа в результате химической реакции обозначается в химическом уравнении стрелкой вверх ↑.

Виды химических реакций.

Реакции соединения: хотя бы два элемента образуют один продукт:

Реакции разложения: вещество распадается на два или более простых элемента (соединения):

Реакция замещения: обязательно участвуют атомы какого-нибудь простого вещества, которые замещают атомы одного из элементов в сложном веществе:

Цинк заместил водород в его соединении с хлором (HCl). Водород при этом выделяется в виде газа.

Реакция обмена: реагенты и продукты реакции являются сложными веществами:

Урок 8 Бесплатно Химическая реакция- уравнение и типы

Начало

Продолжим изучение химической реакции как одной из основ химической науки.

Ведь полноценное понимание этой темы нужно для дальнейшего изучения химии, и в то же время это сделает вас образованнее не только в научном плане, но и в бытовом!

Уравнение химической реакции

Вся информация о протекающей химической реакции (исходные вещества, продукты реакции, условия протекания, тепловой эффект) на письме фиксируется в виде уравнения реакции.

Уравнение можно записать для любой реакции. Для этого нужно знать состав молекул исходных веществ и продуктов.

Всё это записывается в виде химических формул.

Всё происходит как в математике: в левой части записываются формулы исходных веществ, а в правой – формулы продуктов.

Только вместо знака «равно» чаще всего ставят стрелку: она показывает, что реакция идёт именно в этом направлении.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

В некоторых случаях возможно протекание реакции при одних и тех же условиях в обоих направлениях. В таком случае обычно ставят две стрелки в обе стороны, но также и допустимо ставить знак «равно».

В некоторых случаях (когда это требуется) указывают условия протекания реакции и тепловой эффект реакции.

Условия протекания записывают над стрелкой, а тепловой эффект – в виде количества теплоты в левой части, если реакция эндотермическая, и в правой части, если экзотермическая.

Для примера запишем уравнение реакции водорода с кислородом:

Зигзаг обозначает искру – условие для начала реакции, а «+ Q» – то, что в результате реакции выделяется энергия.

В зависимости от конкретных задач условия протекания и тепловой эффект могут вообще не отмечать или отмечать конкретное числовое значение теплового эффекта.

Если среди продуктов реакции есть газ, около его формулы пишут стрелку вверх.

Например, когда мы капаем на рану перекись водорода, под действием ферментов крови она разлагается с выделением кислорода:

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Кислород обладает обеззараживающим действием и способствует более быстрой свёртываемости крови!

Перекись водорода может разлагаться не только под воздействием ферментов крови, но и многих других веществ.

Разложение перекиси водорода в присутствии оксида марганца (IV) (Оксид марганца (IV) в химической реакции не участвует).

Если реакция идет в растворе и в результате выпадает осадок, то пишут стрелку вниз.

Садовые деревья весной обрабатывают от паразитов «бордосской жидкостью». Чтобы её приготовить, смешивают растворы извести и медного купороса.

При этом наблюдается выпадение хлопьев, которые состоят сразу из двух нерастворимых веществ: гидроксида меди и сульфата кальция.

Получившийся сульфат кальция, гипс, образует корку, которая будет дольше держаться на стволе дерева, и поэтому такая смесь дольше защищает его от вредителей.

Запишем уравнение этой реакции

Как правильно читать уравнение химической реакции?

В химии принято делать это примерно так: «один моль сульфата меди реагирует с одним молем гидроксида кальция с образованием одного моля гидроксида меди и одного моля сульфата кальция».

То есть коэффициент перед формулой вещества считают количеством вещества в молях, а не количеством молекул.

Ведь в реальной жизни мы наблюдаем реакцию не единичных молекул, а большого объема веществ.

При составлении уравнений химики опираются на два основных закона природы: закона сохранения массы и закона постоянства состава веществ.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

«Пропорции». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6

1) Повторить знания и умения учащихся по теме “Пропорция”, ввести алгоритм решения задач на пропорциональные величины.

2) Содействовать развитию математического мышления учащихся, умению комментировать, расширение кругозора при решении задач.

3) Формирование стремления к достижению конечного результата на основе совместной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (3 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (5 мин.)
  4. Обьяснение нового материала (15 мин.)
  5. Решение задач (6 мин.)
  6. Инструктирование по выполнению самостоятельной работы (1 мин.)
  7. Выполнение заданий в группах. Проверка и обсуждение полученных результатов (12 мин.)
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)

1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы повторим свойства пропорции, прямую и обратную пропорциональные зависимости, научимся решать задачи на пропорции.

2. Проверка домашнего задания.

На дом были даны уравнения. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

1) 12,1:1,1=х:2 х=22 5) 4,8:х=2,4:0,2 х=0,4

2) 3,6:0,9=64:х х=16 6) х:8=3,2:0,4 х=64

3) 6:х=3:11 х=22 7) 7,5:2,5=1,5:х х=0,5

4) 9,6:1,2=х:8 х=64 8) ? : х = 1/64 : 1/2 х=16

Корни уравнений замените буквами, используя соответствие “число-буква”. И вы узнаете какое название дали математике древние индусы.

220,4640,516
лвати

Древние индусы дали название математике “лилавати”, что означает “прекрасная” или “красавица со сверкающими глазами”.

3. Разминка (устная работа).

1) Найдите “сбежавшие” числа:

2) Используя основное свойство пропорции составьте пропорции из чисел: 4; 6; 20; 30

3) Что такое пропорция? Каким основным свойством обладают члены пропорции?

4) Определите вид зависимости между величинами:

а) Обьемом прямоугольного параллелепипеда и его длиной. (Прямо пропорциональная зависимость)

б) Площадью квадрата и его стороной. (Нет пропорциональной зависимости)

в) Временем движения автомобиля и путем, который он проедет с определенной скоростью. (Обратно пропорциональная зависимость)

г) Возрастом человека и его ростом. (Нет пропорциональной зависимости)

д) Как аукнется, так и откликнется. (Прямо пропорциональная зависимость)

е) Чем больше народа, тем меньше кислорода. (Обратно пропорциональная зависимость)

4. Обьяснение нового материала. Применим знания о зависимостях при решении задач.

Ученик прочитал 161 страницу, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?

1. О каких двух величинах говорится в задаче?

2. Какая зависимость между величинами? Составим краткое условие задачи.

В краткой записи стрелки направлены в одну сторону. Это значит, что если первая величина возрастает (первая стрелка вверх), то и вторая величина возрастает (вторая стрелка вверх).

Составим пропорцию: х:161= 100:23 х=700

Ответ: 700 страниц.

Рабочие бригады, состоящей из 10 человек, могут выложить бассейн плиткой за 7 дней. Сколько человек в другой бригаде, если они могут выполнить эту работу за 5 дней?

1. О каких двух величинах говорится в задаче?

2. Какая зависимость между величинами? Составим краткое условие задачи.

Стрелки в краткой записи направлены в противоположные стороны. Это значит, если первая величина возрастает (первая стрелка вверх), то вторая величина убывает (вторая стрелка вниз). Составим отношения. Так как стрелки направлены в разные стороны, одно из отношений переворачиваем и приравниваем. Получим пропорцию.

Ответ: 14 человек.

Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм решения задач с помощью пропорций.

1) Неизвестное число обозначаем буквой х.

2) Условие задачи записываем с помощью таблицы.

3) Устанавливаем вид зависимости между величинами.

4) Составляем и решаем пропорцию.

5. Решение задач с помощью пропорций.

1) Для приготовления пирога массой 0,8 кг нужно 0,32 кг начинки. Сколько начинки нужно для приготовления пирога массой 2,5 кг? Ответ: 1 кг начинки.

2) В семенах льна содержится 47% масла. Сколько льняного масла можно получить из 85 кг семян льна? Ответ: 39,95 кг льняного масла.

3) Ученик каждый день читает по 42 страницы книги и дочитывает ее целиком за 5 дней. Сколько времени ему понадобится на эту книгу, если он будет читать по 35 страниц в день? Ответ: 6 дней.

6. Инструктирование по выполнению самостоятельной работы.

Учитель передает задания каждой группе из 4-5 учащихся раздаточный материал с заданиями для групп. Содержание одного из вариантов задания.

Решите задачи с помощью пропорций:

1. Если печенье из большой коробки разложить в пакеты по 0,4 кг каждый, получится 60 пакетов. Сколько пакетов по 0,15 кг можно заполнить этим печеньем?

2. Из 20 кг яблок получается 16 кг яблочного пюре. Сколько яблочного пюре получится из 45 кг яблок?

3. В 2,5 кг баранины содержится 0,4 кг белков. Сколько белков содержится в 3,2 кг баранины?

7. Выполнение заданий в группах. Проверка и обсуждение полученных результатов.

Проверьте по интерактивной доске решение работы.

Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.


источники:

http://ladle.ru/education/himia/8class/himicheskaya-reakciya15

http://urok.1sept.ru/articles/644347