Деление в столбик 3 класс уравнения

Как научиться делить столбиком (уголком): примеры с решениями и объяснением

Азы деления столбиком и в уме дети изучают в начальной школе: в 3-м или 4-м классе. Но вникают в материал быстро и легко далеко не все третьеклассники. Дома нужно много практиковаться, решать тренировочные примеры. Но сначала лучше еще раз объяснить алгоритм действий, чтобы ребёнок смог понять, как деление уголком, с остатком, выявить пробелы в детских знаниях.

Как стать суперучителем без специальной подготовки и помочь ребенку с этой трудной темой, расскажем подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

Как научиться делить столбиком

Деление столбиком с остатком и без него нельзя начинать без подготовки. Сначала ребенок должен хорошо уметь и знать следующее:

  • Разряды натуральных чисел (десятки, сотни, тысячи). Находить их в ряду многозначных цифр.
  • Таблица умножения. Этот материал лучше выучить наизусть и постоянно повторять.
  • Отнимать, складывать не только однозначные или двузначные, но и многозначные числа.
  • Решать маленькие задачи на умножение, разность, сумму устно.

Отработайте все обозначенные умения до автоматизма. Затем приступайте к делению маленьких цифр на примере таблицы умножения в уме. Например, ребенок выучил, как умножать цифру 6:

6х4=24 и так далее.

Смело предлагайте такие примеры:

Через пару уроков школьник будет выполнять такие задания легко. Можно разнообразить занятия по устному счету играми на деление.

На заметку! Все начальные математические навыки хорошо автоматизируются с помощью онлайн-тестов, где ребенок получает мгновенный результат своей работы.

Игровые задания

Интересные математические игры на деление без остатка помогают детям закрепить навык, узнать законы работы с цифрами, освоить устный счет.

    Головоломки на развитие внимания. Напишите в тетради 3–5 примеров на деление с ответами.

Все, кроме одного, должны быть решены неверно. Нужно быстро найти тот пример, который содержит правильный ответ. Затем исправить остальные примеры с помощью устного счета.

  • Подбор примера по результату. Предлагайте малышу ответ без примера. Давайте задание придумать задачу. Например, ответ 8. Ребенок может придумать такую задачу: 48:6.
  • «Идем в магазин». Расставьте на полу игрушки с карточками. На листах написаны примеры: 6:2, 18:3, 42:7, 100:50. Игрушки — это «товар» в фантазийном магазине, частное после решения примера на карточке — их цена. Чтобы узнать стоимость покупки, нужно решить задания, а потом оплатить полученный результат в кассу. Играть лучше в небольшой команде — 2–3 человека.
  • «Молчуны». Ребенок получает карточки с цифрами от 1 до 100. Задавайте вопросы с примерами на деление, ученик должен отвечать без слов, показывая правильный ответ.
  • Небольшие самостоятельные работы с подарком за старательность. Распечатайте карточки с примерами в количестве 5–10 штук. Укажите время на решение, например 5 минут. Поставьте перед ребенком песочные часы. После выполнения контрольной верно поощрите школьника походом в зоопарк, кино, покупкой книги, сладостей. Такой тренажёр хорошо стимулирует детей.
  • «Ищем дерево».

    Нарисуйте небольшой сад с деревьями на картоне. Каждому растению дайте номер, пусть их будет 10. На листочке для ученика напишите 3 примера:

    Школьник должен вычислять результат к каждому заданию, а потом складывать все числа между собой. Получится так:

    Ребенок должен найти дерево под номером 9.

    Для игры можно использовать цветные пуговицы и ставить их на занятые деревья. Развлечение подходит для командных соревнований.

    После устной работы с делением натуральных чисел можно показать ребенку порядок записи примеров столбиком. Если педагогического опыта у вас нет и вы не знаете, как объяснить ребёнку процесс деления столбиком , то посмотрите видеоурок на эту тему, вспомните теорию сами.

    Теперь можно приступать к объяснению сложного материала школьнику. Есть несколько методик домашнего обучения делению:

    1. Мама-учитель

    Родителям придется ненадолго стать педагогами. Оборудовать доску, купить мел или маркеры. Заранее вспомнить школьный материал по теме “деление уголком ” . Объяснить пошагово теорию и закрепить ее на практике с помощью большого количества самостоятельных, карточек, контрольных работ.

    2. Посмотреть вместе с ребенком обучающее видео

    Затем нужно обсуждать с малышом материал, закреплять навык на практике несколько недель.

    3. Нанять репетитора

    Деление (даже трёхзначных чисел на двузначные ) не самая сложная тема в школьной программе. В начальных классах можно легко обойтись без платных уроков с педагогом.

    Этот вариант оставим на крайний случай.

    На заметку! Обязательно противопоставляйте деление умножению. Проверяйте результат обоих действий противоположным.

    Как объяснить деление столбиком

    Сначала стоит доходчиво объяснить, что такое деление на простом примере. Суть математического действия — разложить число поровну. В 3-м классе дети хорошо учатся на доступных примерах: раздают кусочки торта гостям, рассаживают кукол по 2 машинам.

    Когда малыш усвоит суть деления, покажите его запись на листке. Используйте уже знакомые задания с простыми числами:

    • Сначала запишите задачу обычным способом: 250:2=?
    • Каждому числу дайте название: 250 — делимое, 2 — делитель, результат после знака равно — частное.
    • Затем сделайте сокращенную запись столбиком (уголком):

    • Рассуждайте вместе так: сначала найдем неполное частное. Для этого нам потребуется сравнивать первое неполное делимое и делитель . Это будет 2, так как оно не меньше делителя, а вернее, равно ему. В этом числе помещается один делитель, значит, в частное записываем цифру 1 и умножаем ее на 2. Заносим полученный результат под делимым. Отнимаем 2-2. Получится ноль, поэтому сносим следующее число и опять подыскиваем частное. Совершаем математическое действие до тех пор, пока не получится ноль.
    • После получения окончательного результат сделайте проверку с помощью умножения: 125х2=250.

    Во время объяснения правил деления в столбик желательно научить третьеклассника рассуждать в процессе вычисления вслух, выполнять действия на черновике.

    Сначала проговаривайте алгоритм вместе, потом только слушайте ученика и помогайте исправить ошибки.

    На заметку! Приучайте малыша постоянно проверять себя. Школьник должен понимать, что величина остатка вычитания в столбике деления должен всегда быть меньше делителя.

    Деление на однозначное число

    Возьмите листок и ручку, посадите ребенка рядом. Сначала запишите пример уголком сами. Для деления на однозначное число выбирайте такие цифры, которые дают результат без остатка (полный ответ).

    Первый урок по теме “Деление на однозначное число” можно построить так:

    1. Положите перед ребенком картинку с образцом деления столбиком.
    2. Придумайте собственный пример. Пусть это будет 254:2
    3. Задание нужно записывать уголком. Доверьте это школьнику. Он может посмотреть, как делается запись на картинке.
    4. Спросите третьеклассника: «Какое число нужно делить на 2 первым?». В этот момент важно объяснять, что делимое должно быть равно или большего делителя. Малыш выделит для деления первое число из данной цифры: 254
    5. Теперь определите вместе, сколько двоек поместится в числе 2. Ответ: 1.
    6. Записываем частное под уголком.
    7. Умножаем 1 на 2 и записываем результат под делимым.
    8. Вычитаем.
    9. Так как получился 0, сносим следующую цифру под линию после вычитания: 5.
    10. Опять задаем вопрос: «Сколько двоек поместится в 5?» Малыш вспоминает таблицу умножения или подбирает частное с помощью логики. Отвечает: 2.
    11. Записываем 2 в частное, умножаем на 2.
    12. Результат (4) записываем под 5.
    13. Отнимаем.
    14. Остается 1. Единицу разделить на 2 нельзя, поэтому сносим остатки делимого вниз. Получается 14.
    15. Делим 14 на 2. Записываем в частное 7.
    16. Умножаем на 2. Записываем под чертой 14.
    17. Отнимаем.
    18. В конце всегда должен получаться 0.
    19. В результате у ребенка сформируется такая запись:

    Для закрепления материала 3 класса запишите еще 3–5 примеров на деление на этом же листочке. Не отходите далеко от школьника, образец не прячьте, не превращайте урок в проверочную работу. Малыш только учится делить. На этом этапе помогайте ему, подсказывайте и наталкивайте на правильное решение для повышения уверенности в себе.

    На заметку! Для автоматизации навыка деления столбиком можно составить небольшую памятку, где прописан каждый этап математического действия. Разрешайте школьнику смотреть в нее до тех пор, пока он сам не забудет об образце.

    Деление на двузначное число

    Когда ученик 3-го класса усвоил деление на однозначное число, можно приступать к следующему этапу — работе с двузначными цифрами. Начинайте с простых, явных примеров, чтобы малыш понял алгоритм действий при делении на двузначные числа . Например, возьмите числа 196 и 28 и объясните принцип:

    1. Сначала подберите примерное число для ответа. Для этого выясните приблизительно, сколько цифр 28 поместится в 196. Для удобства можно округлять оба числа: 200:30. Получится не больше 6. Полученное число не нужно записывать, это только догадка.
    2. Проверяем результат умножением: 28х6. Получается 196. Предположения оказались верными.

    Еще один вариант обучения: деление на двузначное число уголком. Такой способ больше подходит для работы с числами от четырех разрядов, то есть тысяч. Приведем простой пример:

    1. Напишите на листе бумаги 4070, начертите уголок и подпишите делитель — 74.
    2. Определите, с какого числа начнете делить. Спросите у ребенка, можно ли разделить 4 на 74, 40? В результате малыш поймет, что сначала нужно ограничиться числом 407. Очертите полученную цифру сверху полукругом. 0 останется в стороне.
    3. Теперь нужно выяснить, сколько 74 поместится в 407. Действуем с помощью логики и проверки умножением. Получится 5. Записываем результат под уголком (под делителем).
    4. Теперь умножаем 74 на 5 и записываем результат под делимым. Получится 370. Важно начинать запись с первого числа слева.
    5. После записи нужно подвести горизонтальную черту и отнять 370 от 407. Получится 37.
    6. 37 разделить на 74 нельзя, поэтому вниз сносится оставшийся в верхнем ряду 0.
    7. Теперь делим 370 на 74. Подбираем множитель (5) и записываем его под уголком.
    8. Умножаем 5 на 74, записываем результат в столбик. Получится 370.
    9. Опять получаем разность. Результат будет равен 0. Значит, деление считается завершенным без остатка.

    4070:74=55. Частное смотрим под уголком.

    Для проверки правильности решение произведите умножение: 74х55=4070.

    Есть мнение! Иметь в доме решебник с ГДЗ многие родители считают недопустимым. А зря. С помощью готовых заданий ребенок может легко проверить себя. Главное — правильно объяснить школьнику назначение сборника ДЗ с ответами.

    Многозначные числа

    Сложнее всего детям даются задачи на трехзначные и четырехзначные числа. Четверокласснику тяжело оперировать тысячами и сотнями тысяч. У школьника возникают следующие проблемы:

    1. Не может определить неполное число делимого для первого действия. Вернитесь к изучению разрядов натуральных чисел, поработайте над развитием внимания малыша.
    2. Пропускает 0 в записи частного. Это самая распространенная проблема. В результате у ребенка получается число на несколько разрядов меньше правильного. Чтобы избежать этой ошибки, нужно распечатывать памятку с последовательностью действий в примерах, где в середине частного есть нули. Предложите ребенку тренажер с такими заданиями для отработки навыка.

    При обучении решению задач с крупными ( многозначными ) числами действуйте поэтапно:

    1. Объясните, что такое неполное делимое и зачем его выделять.
    2. Потренируйтесь в поиске делимого устно без последующего решения задач. Например, дайте детям такие задания:

    Найдите неполное частное в примерах: 369:28; 897:12; 698:36.

    1. Теперь приступайте к решению на бумаге. Запишите столбиком: 1068:89.
    2. Сначала нужно отделить неполное делимое. Можно использовать запятую сверху над числами.

    1. Подбирайте частное на отдельном листочке или посчитайте в уме.
    2. Распишите результат.
    3. Внимательно отнимайте цифры от делимого. Следите за тем, чтобы результат после вычитания был меньше делителя.
    4. Продолжайте деление до конца, пока не получится 0.
    5. Придумайте еще несколько похожих примеров без остатка. Степень сложности увеличивайте постепенно.

    На заметку! Примеры с семизначными цифрами с третьеклассниками решать не нужно. Это лишнее. Достаточно остановиться на заданиях с пятизначными числами (до 10 000). Деление миллионов дети проходят в старших классах.

    Деление с остатком

    Завершающим этапом уроков на закрепление навыка деления будет решение заданий с остатком. Они обязательно встретятся в решебнике для 3–4-го класса. В гимназиях с математическим уклоном школьники изучают не только неполные числа, но и десятичные дроби. Форма записи примера уголком останется прежней, отличаться будет только ответ.

    Примеры на деление с остатком берите несложные, можно преобразовывать уже решенные задания с целым числом в ответе, прибавляя к делимому единицу. Это очень удобно для ребенка, он сразу увидит, чем примеры похожи и чем отличаются.

    Урок может выглядеть так:

    1. Расскажите ученику третьего класса, что не все цифры можно поделить поровну и что есть такие, которые делятся с остатком . Для иллюстрации понятия возьмите натуральное число до 10. Например, попробуйте вместе разделить 9 на 2. Форма записи решения столбиком получится такой:
    2. Объясните школьнику, что остатком считается последнее число для деления, которое меньше делителя. Конец записи будет таким: 9:2=4 (1 — остаток).

    На заметку! Отделять целое число от остатка запятой, делать из него дробное на начальном этапе обучения делению не нужно. Записывайте остаток отдельно, чтобы школьник видел конечный результат разности в столбике.

    Деление в столбик

    О чем эта статья:

    3 класс, 4 класс

    Деление с остатком

    Прежде чем перейти к делению в столбик, давайте вспомним, что значит деление с остатком. Это такое деление, в результате которого получается остаток меньше делителя:

    Например, делим 19 на 5. Наибольшее число, которое делится на 5 до 19 — это 15. Проверяем: 5 × 3 = 15, 19 − 15 = 4. Ответ: 3 и остаток 4. Записываем так: 19 : 5 = 3 (4).

    Еще пример: делим 29 на 6. Также определяем максимальное число, которое делится на 6 до 29. Подходит 24. Ответом будет 4 и остаток 5. А записываем: 29 : 6 = 4 (5).

    Как правильно делить в столбик

    Делить столбиком проще, чем высчитывать в уме. Этот способ наглядный, помогает держать во внимании каждый шаг и запомнить алгоритм, который впоследствии будет срабатывать автоматически.

    Рассмотрим пример деления трехзначного числа на однозначное 322 : 7. Для начала определимся с терминами:

    • 322 — делимое или то, что необходимо поделить;
    • 7 — делитель или то, на что нужно поделить:
    • частное — результат действия.

    Шаг 1. Слева размещаем делимое 322, справа делитель 7, между ставим уголок, а частное посчитаем и запишем под делителем.

    Шаг 2. Смотрим на делимое слева направо, находим первое неполное делимое — оно должно быть больше делителя или равно ему.

    Для этого рассмотрим первую цифру делимого. Она меньше делимого: 3

    Шаг 3. Запишем следующую цифру делимого справа от остатка 4. Говорят «сносим двойку». Получим следующее делимое — 42.

    Шаг 4. Сколько раз делитель 7 содержится в числе 42? Кажется, шесть раз. Проверяем: 7 × 6 = 42, 42 = 42 — все верно. Записываем 6 к четверке справа — это вторая цифра частного. Делаем вычитание в столбик 42 из 42, в остатке получаем 0. Значит, числа разделились нацело.

    Мы закончили решать пример и в результате получили целое число 46.

    Как выглядит деление в столбик с остатком

    Это такое же деление, только в результате получается неровное число, как получилось в примере выше.

    • Например, делим 19 на 5. Наибольшее число, делящееся на 5 до 19 это 15. Проверяем 5*3=15, 19-15=4. Ответ: 3 и остаток 4. Записываем так: 19:5=3(4).
    • Еще пример: делим 29 на 6. Также определяем максимальное число, делящееся на 6 до 29. Подходит 24. Ответом будет: 4 и остаток 5. А записываем: 29:6=4(5).

    Примеры на деление в столбик

    Давайте закрепим знания на практике. Для этого разделите столбиком примеры ниже, а после проверьте полученные цифры — чур, не подглядывать!

    Как объяснить ребенку деление столбиком во 2-3 классе

    Как объяснить ребенку деление столбиком? Как дома самостоятельно отработать навык деления в столбик, если в школе ребенок что-то не усвоил? Делить столбиком учат во 2-3 классе, для родителей, конечно, это пройденный этап, но при желании можно вспомнить правильную запись и объяснить доступно своему школьнику то, что понадобится ему в жизни.

    xvatit.com

    Что должен знать ребенок 2-3 класса, чтобы научиться делить в столбик?

    Как правильно объяснить ребенку 2-3 класса деление столбиком, чтобы в дальнейшем у него не было проблем? Для начала, проверим, нет ли пробелов в знаниях. Убедитесь, что:

    • ребенок свободно выполняет операции сложения и вычитания;
    • знает разряды чисел;
    • знает назубок таблицу умножения.

    Как объяснить ребенку смысл действия «деление»?

    • Ребенку нужно объяснить все на наглядном примере.

    Попросите разделить что-либо между членами семьи или друзьями. Например, конфеты, кусочки торта и т.п. Важно, чтобы ребенок понял суть — разделить нужно поровну, т.е. без остатка. Потренируйтесь на разных примерах.

    Допустим, 2 группы спортсменов должны занять места в автобусе. Известно сколько спортсменов в каждой группе и сколько всего мест в автобусе. Нужно узнать, сколько билетов нужно купить одной и второй группе. Или 24 тетради нужно раздать 12 ученикам, сколько достанется каждому.

    • Когда ребенок усвоит суть принципа деления, покажите математическую запись этой операции, назовите компоненты.
    • Объясните, что деление – это операция противоположная умножению, умножение наизнанку.

    Удобно показать взаимосвязь деления и умножения на примере таблицы.

    Например, 3 умножить на 4 равно 12.
    3 — это первый множитель;
    4 — второй множитель;
    12 — произведение (результат умножения).

    Если 12 (произведение) разделить на 3 (первый множитель), получим 4 (второй множитель).

    Компоненты при делении называются иначе:

    12 — делимое;
    3 — делитель;
    4 — частное (результат деления).

    Как объяснить ребенку деление двузначного числа на однозначное не в столбик?

    Нам, взрослым, проще «по старинке» записать «уголком» — и дело с концом. НО! Дети еще не проходили деление в столбик, что делать? Как научить ребенка делить двузначное число на однозначное не используя запись столбиком?

    Возьмем для примера 72:3.

    Все просто! Раскладываем 72 на такие числа, которые легко устно разделить на 3:
    72=30+30+12.

    Все сразу стало наглядно: 30 мы можем разделить на 3, и 12 ребенок легко разделит на 3.
    Останется только сложить результаты, т.е. 72:3=10 (получили, когда 30 разделили на 3) + 10 (30 разделили на 3) + 4 (12 разделили на 3).

    72:3=24
    Мы не использовали деление в столбик, но ребенку был понятен ход рассуждений, и он выполнил вычисления без труда.

    После простых примеров можно переходить к изучению деления в столбик, учить ребенка правильно записывать примеры «уголком». Для начала используйте только примеры на деление без остатка.

    Как объяснить ребенку деление в столбик: алгоритм решения

    Большие числа сложно делить в уме, проще использовать запись деления столбиком. Чтобы научить ребенка правильно выполнять вычисления, действуйте по алгоритму:

    • Определить, где в примере делимое и делитель. Попросите ребенка назвать числа (что на что мы будем делить).

    213:3
    213 — делимое
    3 — делитель

    • Записать делимое — «уголок» — делитель.

    • Определить, какую часть делимого мы можем использоваться, чтобы разделить на заданное число.

    Рассуждаем так: 2 не делится на 3, значит — берем 21.

    • Определить, сколько раз делитель «помещается» в выбранной части.

    21 разделить на 3 — берем по 7.

    • Умножить делитель на выбранное число, результат записать под «уголком».

    7 умножить на 3 — получаем 21. Записываем.

    На этом этапе рассуждений научите ребенка проверять себя. Важно, чтобы он понял, что результат вычитания ВСЕГДА должен быть меньше делителя. Если вышло не так, нужно увеличить выбранное число и выполнить действие еще раз.

    • Повторить действия, пока в остатке не окажется 0.

    Дальше можно взять пример посложнее, чтобы убедиться, что ребенок усвоил правильную запись и алгоритм рассуждений.

    Как правильно рассуждать, чтобы научить ребенка 2-3 класса делить столбиком

    Как объяснить ребенку деление 204:12=?
    1. Записываем столбиком.
    204 — делимое, 12 — делитель.

    2. 2 не делится на 12, значит, берем 20.
    3. Чтобы разделить 20 на 12 берем по 1. Записываем 1 под «уголком».
    4. 1 умножить на 12 получим 12. Записываем под 20.
    5. 20 минус 12 получим 8.
    Проверяем себя. 8 меньше 12 (делителя)? Ок, все верно, идем дальше.

    6. Рядом с 8 пишем 4. 84 разделить на 12. На сколько нужно умножить 12, чтобы получить 84?
    Сразу сложно сказать, попробуем действовать методом подбора.
    Возьмем, например, по 8, но пока не записываем. Считаем устно: 8 умножить на 12 получится 96. А у нас 84! Не подходит.
    Пробуем поменьше… Например, возьмем по 6. Проверяем себя устно: 6 умножить на 12 равно 72. 84-72=12. Мы получили такое же число, как наш делитель, а должно быть или ноль, или меньше 12. Значит, оптимальная цифра 7!

    7. Записываем 7 под «уголок» и выполняем вычисления. 7 умножить на 12 получим 84.
    8. Записываем результат в столбик: 84 минус 84 равно ноль. Ура! Мы решили правильно!

    Итак, вы научили ребенка делить столбиком, осталось теперь отработать этот навык, довести его до автоматизма.

    Почему детям сложно научиться делить в столбик?

    Помните, что проблемы с математикой возникают от неумения быстро делать простые арифметические действия. В начальной школе нужно отработать и довести до автоматизма сложение и вычитание, выучить «от корки до корки» таблицу умножения. Все! Остальное — дело техники, а она нарабатывается с практикой.

    Будьте терпеливы, не ленитесь лишний раз объяснить ребенку то, что он не усвоил на уроке, нудно, но дотошно разобраться в алгоритме рассуждений и проговорить каждую промежуточную операцию прежде, чем озвучить готовый ответ. Дайте дополнительные примеры на отработку навыков, поиграйте в математические игры — это даст свои плоды и вы увидите результаты и порадуетесь успехам чада очень скоро. Обязательно покажите, где и как можно применить полученные знания в повседневной жизни.

    Уважаемые читатели! Расскажите, как вы учите ваших детей делить в столбик, с какими сложностями приходилось сталкиваться и какими способами вы их преодолели.

    Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

    • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
    • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
    • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
    • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
    • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
    • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
    • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/delenie-v-stolbik

    http://rastishka.by/articles/kak-obyasnit-rebenku-delenie-stolbikom-vo-2-3-klasse/