Урок химии по теме «Кислоты. Действие кислот на индикаторы. Взаимодействие кислот с металлами»
Разделы: Химия
- продолжить формирование спец. умений (выделять существенные признаки реакций) и навыков (в написании уравнений реакций);
- обеспечить усвоение учащихся понятия «кислота» как частного случая вещества.
- Развивать логическое мышление;
- Развивать умение проводить сравнение, сопоставление, вести наблюдения;
- Развивать умение выявлять причинно-следственные связи в химических процессах, делать выводы, обобщения;
- Развивать речь учащихся;
- Развивать любознательность и интерес к учению.
- Продолжать формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения через живое созерцание к абстрактному мышлению и практике через познание отдельных фактов и закономерностей к обобщениям;
- Прививать навыки коллективного труда.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока: мультимедиа, индикаторы, пробирки, штатив для пробирок, лучина, химические стаканы, растворы кислот HCl, H2SO4, металлы: Fe, Cu.
Ход урока
Формы организации познавательной деятельности | содержание |
I. Организация урока. Подготовка учащихся к работе | |
Беседа. Индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы уч-ся |
Письменная работа
1. Выявить качественный уровень выполнения д/з (осмысленность, прочность, осознанность.
2. Выявить типичные ошибки в знаниях учащихся, акцентировать на них внимание класса и показать пути их устранения.
3. Составить представление об уровне развития мышления.
Содержание этапа:
Общие
1. Как в лаборатории можно получить водород? (на уровне воспроизведения)
I-й уровень
Из данного перечня формул выбрать формулы оксидов:
1) Ca(OH)2
2) SO2
3) HCl
4) BaCl2
5) CaO
6) H2SO4
III-й уровень
Составьте уравнение реакций, в результате которых можно получить водород.
Mg + HCl=
H2+ PbO =
Ca + H2O =
Постановка проблемы
Актуализировать ведущие знания уч-ся, необходимые для адекватного включения в УПД.
Содержание этапа:
1) Состав кислот
2) Физические свойства соляной и серной кислот
3) Изменение окраски индикаторов в кислой среде
4) Взаимодействие кислот с металлами
5) Постановка проблемы
Дорогие ребята, вы любите фрукты,ягоды? (слайд №4)?
Какой вкус у фруктов? (слайд)
Как видите, здесь есть представители растений и животных. А что между ними общего? Лимон, яблоко, муравей?
Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?
Работа над словами «кислота», «индикаторы»,
Работа в парах
Постановка проблемы
Парная работа
МО.
Проблемно-поисковый.
Работа с учебником
Работа над терминами «валентность», «кислотный остаток».
Запись в тетрадь
Подберите однокоренные слова к слову кислота.
Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием.
Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?
Учащимся предлагается проверить изменение окраски индикаторов при действии кислот и щелочей. Л/р
Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды. Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.
Действие кислот на индикаторы уравнение реакции
Действие кислот на индикаторы
Для определения реакции среды используют индикаторы лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Как индикаторы реагируют на кислую среду? Приготовим пробирки с раствором соляной кислоты. Лакмус и метилоранж в кислой среде изменяют цвет – растворы становятся соответственно красным и розовым. Фенолфталеин в кислой среде остается бесцветным .
НС I Н + + С I —
Оборудование: пробирки, держатель для пробирок.
Следует соблюдать правила работы с кислотами.
Постановка опыта – Елена Махиненко , текст – Павел Беспалов.
Урок №48. Химические свойства кислот
Химические свойства кислот
Универсальная индикаторная бумага
» jsaction=»rcuQ6b:WYd;»>
2.Реагируют с металлами в ряду активности до H 2 (искл. HNO 3 –азотная кислота)
Ме + КИСЛОТА =СОЛЬ + H 2 ↑ (р. замещения)
Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2
3. С основными (амфотерными) оксидами – оксидами металлов
Ме х О у + КИСЛОТА= СОЛЬ + Н 2 О (р. обмена)
КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ= СОЛЬ+ H 2 O ( р. обмена)
H 3 PO 4 + 3NaOH = Na 3 PO 4 + 3H 2 O
5. Реагируют с солями слабых, летучих кислот — если образуется кислота, выпадающая в осадок или выделяется газ:
2 NaCl (тв.) + H 2 SO 4 (конц.) = Na 2 SO 4 + 2HCl↑ ( р. обмена)
Сила кислот убывает в ряду:
HI > HClO 4 > HBr > HCl > H 2 SO 4 > HNO 3 > HMnO 4 > H 2 SO 3 > H 3 PO 4 > HF > HNO 2 >H 2 CO 3 > H 2 S > H 2 SiO 3 .
Каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую
6. Разложение кислородсодержащих кислот при нагревании ( искл. H 2 SO 4 ; H 3 PO 4 )
КИСЛОТА = КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + ВОДА (р. разложения )
Запомните! Неустойчивые кислоты (угольная и сернистая) – разлагаются на газ и воду :
Сероводородная кислота в продуктах выделяется в виде газа:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
№1. Составьте уравнения реакций:
Назовите продукты реакции.
№2. Составьте уравнения реакций, назовите продукты:
№3. Составьте уравнения реакций взаимодействия кислот с основаниями и солями:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/273e6145-6cc8-fe8a-376e-9765c4e8a054/index.htm
http://www.sites.google.com/site/himulacom/%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-48-%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82