Практическая работа «Наблюдение признаков химических реакций»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Практическая работа № 6.
«Наблюдение признаков химических реакций»
Цель: Формировать навык описания признаков химических реакций; учиться
отличать физические явления от химических реакций.
В ходе проведения химических опытов выявить и записать в тетрадь признаки химических реакций и физических явлений.
Сделать вывод по работе.
Выполнение работы:
Опыт № 1. Горение свечи. Химическую реакцию можно определить по следующим признакам: свет, тепло, запах, выделение газа, выпадение осадка, изменение цвета. Записываем свои наблюдения: При горении свечи я наблюдаю свет, дым, ощущаю запах и тепло. Пламя от свечи закоптило стекло, значит образовались новые вещества (дым, копоть).
Зарисовать пламя свечи, подписать его части: верхняя – самая горячая, нижняя – самая холодная.
Опыт № 2. Описываем опыт: Щепотку снега помещаем в пробирку и начинаем нагревать. Сначала снег тает и превращается в воду. Продолжаем нагревать пробирку, накрыв её стеклом. Вода начинает закипать, испаряясь и оседая на стекле в виде капель пара. Новых веществ не образовалось, так как вода просто перешла сначала из твёрдого состояния (снег) в жидкое (вода), а затем из жидкого (вода) в газообразное (пар).
Вывод: в первом опыте мы наблюдали признаки химической реакции (дым,
свет, тепло, запах, образование нового вещества – копоти), а во
втором – признаки физического явления (таяние, кипение, испарение;
Практическая работа по химии «Признаки химических реакций». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели:
- Воспитательные: умение работать в микро группе, самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.
- Развивающие: умения формулировать свои мысли, делать выводы; писать химические формулы и уравнения химических реакций, определять типы реакций, расставлять коэффициенты; работать с химическим оборудованием, спиртовкой и химическими реактивами.
- Образовательные: изучить на конкретных примерах признаки химических реакций (изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, выделение тепла).
Тип урока: урок-практикум, урок-презентация.
Методы: беседа, самостоятельная работа, работа в паре, работа с химическими реактивами и оборудованием, работа с программированной картой, выведенной на экран.
Методические пособия: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости.
Преимущества урока-презентации.
- Позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока.
- Освобождает рабочее место.
- Позволяет экономить время урока.
- Наглядная пошаговая инструкция помогает избежать или снизить процент ошибок в оформлении результатов работы.
ТСО: Мультимедийный проектор.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, ложечка для взятия веществ, пинцет, пробиркодержатель.
Реактивы: медь (проволока), магний (стружка); оксид меди (II), карбонат кальция; растворы соляной кислоты, хлорида железа (III), роданида калия, сульфата натрия, хлорида бария.
Структура урока:
- Орг. Момент. 5 минуты.
- Опыт №1. 13 минут.
- Опыт №2. 13 минут.
- Опыт №3. 6 минут.
- Опыт №4. 6 минут.
- Домашнее задание. 2 минуты.
Ход урока
Организационный момент.
На экране первый слайд презентации, который сообщает тему практической работы. (слайд №1)
— Здравствуйте, ребята! Садитесь.
— Сегодня у нас урок – практическая работа, “Признаки химических реакций”. Тема вам была известна заранее, подпишите свои таблицы для оформления результатов. (Приложение 1)
— Очень хорошо. Я вижу, что все готовы приступить к работе.
Сообщение цели работы. На экране второй слайд презентации. (слайд №2)
Цели по щелчку мыши одна за другой выводятся на экран.
— Но прежде, чем мы начнём работать, давайте вспомним, правила техники безопасности при работе со спиртовкой, при нагревании и при работе с растворами кислот. (слайд №3)
— что не допускается при работе со спиртовкой?
Ответ: нельзя зажигать одну спиртовку от другой, только от спички; гасят спиртовку сразу по окончании нагревания и только колпачком; нельзя переносить зажжённую спиртовку со стола на стол.
По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности при работе со спиртовкой и учащиеся проверяют, всё ли было названо.
— Как правильно проводят нагревание пробирки?
Ответ: сначала необходимо прогреть всю пробирку, для этого нужно медленно провести вдоль пламени от донышка до отверстия пробирки несколько раз (3-4), предварительно закрепив пробирку в пробиркодержателе; при нагревании стекло расширяется, поэтому нельзя сильно зажимать пробирку в пробиркодержателе; отверстие пробирки направляют в сторону, где никого нет.
По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности во время нагревания и учащиеся проверяют себя.
— При выполнении данной работы надо быть особенно осторожными при работе с растворами кислот. Что нужно делать, если всё же кислота попала на кожу?
Ответ: необходимо смыть холодной водой под краном.
— Как правильно держать склянки с жидкостями?
Ответ: склянки необходимо держать этикеткой в руку.
По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности при работе с кислотами.
— Если вопросов по правилам работы и технике безопасности нет, подтвердите это своей подписью. Под таблицей для подписи отведено место.
— Теперь вы можете приступать к работе.
По щелчку мыши появляется следующий слайд. (слайд №4)
Учитель напоминает, как заполнять таблицу.
— В колонку “исходные вещества” вы записываете формулы веществ с указанием агрегатного состояния и цвета в краткой и понятной форме (например: CuO – тв., порошок , чёрн.). Если формулы веществ указаны, необходимо только дописать физические свойства данного вещества.
— В колонку “условия реакции” вы записываете свои действия, т.е. что необходимо сделать, чтобы пошла химическая реакция. (например: CuO + 1мл. H2SO4, нагреть или просто ставите значок “t”).
— В колонке “признаки реакции” вы отмечаете свои наблюдения, в колонку “уравнения химических реакций” вы записываете уравнения, с указанием над стрелочкой условий протекания.
— В колонке “вывод” вы записываете, тип реакции и какой признак химической реакции вы пронаблюдали.
Опыт №1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. (слайд №5)
Поскольку учащиеся заранее готовились к уроку, они знают что делать. Но т.к. практических работ было ещё мало, учитель проговаривает:
Слайд №5 на экране, информация появляется по щелчку мыши, постепенно.
— Зажигаем спиртовку, удерживая пинцетом кусочек медной проволоки, вносим её в пламя спиртовки.
— Что вы наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?
— Не забудьте погасить спиртовку колпачком!
— Запишите уравнение реакции, определите её тип.
У учащихся пока недостаточно хорошо отработан навык написания уравнений реакций, но они уже хорошо составляют формулы веществ. Поэтому на экране появляется подсказка:
По гиперссылке переходим на слайд №9. Чтобы проверить, насколько правильно учащиеся определили тип реакции, по гиперссылке переходим к слайду №15.
— Отложите таблицы в сторону и продолжаем работать.
По гиперссылке возвращаемся к слайду №5, по щелчку появляется информация.
— Ложечкой для взятия веществ поместите немного оксида меди (II) в пробирку, прилейте 1 мл. серной кислоты.
Учитель напоминает, что 1мл – это столбик жидкости высотой примерно 1см.
— Закрепите пробирку в пробиркодержателе у горлышка, зажгите спиртовку. Не забудьте прогреть пробирку! Не допускайте выплёскивания жидкости из пробирки, после закипания спиртовку следует погасить колпачком.
— Образовалось ли новое вещество? По каким признакам вы это определили? Запишите уравнение реакции, определите тип реакции.
По гиперссылке переходим на слайд №10 и №16
Опыт №2. Взаимодействие известняка и магния с кислотой.
— Вновь отложили таблицы.
По гиперссылке (первая стрелочка слева) попадаем на слайд №6.
— К одному кусочку известняка приливаем 1 мл. соляной кислоты.
— Каковы признаки этой реакции? Запишите уравнение реакции, укажите тип реакции.
По гиперссылке переходим к слайду №11, а затем к слайду №16.
По гиперссылке (вторая стрелочка слева) переходим к слайду №6.
— В пробирку поместите 1-2 стружки магния и прилейте 1-1,5 мл. соляной кислоты.
— Что наблюдаете? Отметьте на сколько интенсивно протекает данная реакция. Аккуратно дотроньтесь до дна пробирки. Что вы почувствовали. Сделайте вывод. Определите типы данной реакции, запишите уравнение.
По гиперссылкам последовательно переходим к слайдам №12 и №17.
Опыт №3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия.
— Таблицы в сторону, проводим следующий опыт.
— В пустую пробирку налейте 1 мл. хлорида железа (III) и добавьте 2-3 капли роданида калия.
Это очень красивая реакция и учащиеся сразу с восхищением отмечают появление кроваво-красного окрашивания в пробирке.
— Напишите уравнение реакции, укажите её тип.
По гиперссылкам переходим соответственно к слайдам №13 и №16.
По гиперссылке (третья стрелка слева) переходим на слайд №8.
Опыт №4. Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.
— Приступаем к выполнению последнего эксперимента на сегодняшний урок.
— В пустую пробирку прилейте по 1 мл. сульфата натрия и хлорида бария в любой последовательности.
— Что вы наблюдаете?
— Наведите порядок на столах, проследите, чтоб спиртовка была плотно закрыта, все склянки с веществами закручены, чтоб всё аккуратно стояло в латке. Рабочее место должно быть чистым.
— Заполните таблицу до конца.
По гиперссылкам последовательно переходим на слайды №14 и №18.
Домашнее задание.
На экране последний слайд презентации.
— Отложите свои записи, откройте дневники и запишите задание на дом. К следующему уроку вам необходимо будет подготовиться к практической работе№5. “Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе”. Учебник, страница 117, повторить параграф 24 на странице 85-87. Найдите химическую формулу сахара.
— Перед уходом из кабинета сложите свои таблицы с отчётом по проделанной работе стопкой у меня на столе.
Практическая работа Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,299
- гуманитарные 33,630
- юридические 17,900
- школьный раздел 607,256
- разное 16,836
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
http://urok.1sept.ru/articles/636852
http://www.soloby.ru/1001792/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9