Дидактические игры на решение уравнений

Дидактическая игра по теме «Показательные уравнения»
материал по алгебре (10 класс) по теме

Авторская игра «Составь слово» ориентирована на отработку навыков решения показательных уравнений дифференцированных по уровню сложности. В ходе игры обучающиеся заменяют полученные ответы к заданиям по специальному коду на буквы и получают слова, что ускоряет проверку и дает возможность осуществлять очень быструю обратную связь. Игра может быть использована не только при первичном закреплении математических умений на уроке изучения нового материала, но и на повторительно-обобщающих уроках с возможностью самоконтроля и саморегуляции собственных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskaya_igra_pokazatelnye_uravneniya.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Котовщикова Оксана Викторовна ,

учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №58»,

г. Новоуральск Свердловской области

Дидактическая игра «Составь слово»

Опыт показывает, что применение элементов игровых технологий дает гораздо больший эффект при контроле знаний, так как действует на положительные эмоции обучающихся, позволяет создавать условия, способствующие активной работе над выполнением заданий, развивает умение работать в группе, воспитывает самостоятельность, ответственность за свои действия и действия группы. Занимательная игровая дидактика способна вызвать любопытство, удивление, восхищение, радость познания, а вследствие этого у обучающихся появляется искреннее желание понять, запомнить, применить.

Игра «Составь слово» ориентирована на отработку математических навыков. В ходе игры обучающиеся заменяют полученные ответы к заданиям по специальному коду на буквы и получают слова, что ускоряет проверку и дает возможность осуществлять очень быструю обратную связь. Обучающиеся работают индивидуально, списать практически невозможно, прямо на уроке получают оценку, видят результаты своего труда, выявляют свои слабые места, то, над чем можно еще поработать.

В ходе игры обучающиеся решают уравнения (выражения) и по заданному коду ответы заменяют на букву. Результатом решения является слово. Разработаны карточки двух уровней: уровень А, его решение соответствует оценке «3», уровень В — на повышенную оценку.

Данная игра может быть использована не только при первичном закреплении математических умений по данной теме, но и на повторительно-обобщающих уроках с возможностью самоконтроля и саморегуляции собственных действий.

Дидактические игры при решении уравнений на уроках математики в начальной школе

Методика организации и проведения дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе

Предъявляемые ФГОС умения, на которые должен быть направлен результат учебной деятельности учащихся, заключаются в развитии универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению.

Кроме того, важно организовать работу так, чтобы соблюдалась преемственность образования на более высоких уровнях, то есть проблемы, возникающие в младших классах, затруднят учебу на старших ступенях. Поэтому следует не только научить младших школьников писать, считать, решать уравнения – очень важно довести эти навыки до автоматизма.

Для математического развития учащихся, для развития их мышления и умения думать большую роль играют уравнения. Анализ основных определений данного понятия ученых педагогов позволил определить, что сущность понятия заключается в том, что уравнение – это вид равенства, содержащего неизвестную величину. Эта величина обычно обозначается латинской буквой.

Уравнение имеет большое значение для использования в практических целях. Изложенное соответствует ФГОС, где в предметных результатах освоения основной образовательной программы в предметной области «математика и информатика» первым пунктом обозначено результативное требование «осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека» [2, с. 26].

При этом именно в начальной школе овладение новыми знаниями сопряжено со сложностями умственного и эмоционального характера. Ребенку младшего школьного возраста сложно перестраивать вид своей деятельности с игровой на учебную. Однако, можно их объединить при помощи дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики.

Вместе с тем, именно здесь возникают проблемы. Дело в том, что в методике преподавания нет достаточно обширного и интересного методического и дидактического материала по такому направлению в математике, как задачи с контекстом повседневной жизни. А при большом отдалении от эмпирического и эмотивного источника математика становится отторгающим сгустком пугающих уравнений.

Развитие математического мышления младших школьников проходит преимущественно в русле познавательной деятельности. Большое значение в познавательной деятельности младшего школьника имеет память, которое в данном возрасте по преимуществу имеет наглядно-образный характер. Мышление у детей начальной школы только начинает стремиться от эмоционального наглядно-образного к абстрактно-логическому.

Педагоги отмечают, что именно «использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему» [1, с. 7].

Благодаря дидактическим играм и игровым упражнениям на уроках решаются и дидактические задачи: усваиваются базовые знания по предмету, систематизируются усваиваемые знания, формируются навыки самоконтроля, мотивация к учению. Основные этапы урока сохраняются, но педагоги-практики отмечают реальное увеличение этапа мотивации, который несет большую познавательную нагрузку, что является необходимым условием успешности обучения.

Играя, дети более охотно включаются в учебную деятельность и непроизвольно совершенствуют свой уровень математических знаний, закрепляют его. Вместе с тем, учащиеся должны «научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет он это сделать или не хочет» [4, с. 44].

Указав положительные факторы применения дидактических игр и игровых упражнений, все же следует отметить, что при их переоценке младшие школьники могут с трудом переключаться на обучение в неигровых условиях. Поэтому учитель должен строго соблюдать именно учебную направленность предлагаемых им заданий.

Для этого обязательно придерживаться правил игры. Правила должны восприниматься учащимися, как условия, поддерживающие игровой замысел, пониманием того, что соблюдение правил помогает быстрее достигнуть учебного результата. Е.В. Мальцева отмечает, что «правила дисциплинируют учащихся, формируя выдержку и терпение. При этом правила дидактической игры оказывают влияние на решение дидактической задачи: ограничивают действия младших школьников, направляют их внимание на выполнение конкретной программной задачи учебного предмета» [3, с. 51].

Опытно-экспериментальная работа по апробации дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений младшими школьниками была проведена на базе МКОУ «Кузьмовская начальная школа» ЭМР пос. Кузьмовка, Эвенкийского района, Красноярского края.

На диагностическом этапе был сделан вывод о том, что у учащихся 3 классов в разной степени наблюдаются дефициты знаний, полученных при изучении уравнений. Так, некоторые учащиеся не просто не выучили определений «уравнение» и «корень уравнения», но даже не имеют представления об уравнении как равенстве с неизвестным числом, обозначаемым латинской буквой. Многие не умеют выбирать способ нахождения неизвестного. Большую проблему для учащихся составляет нахождение взаимосвязи между целым и частью, а также площадью прямоугольника и его сторонами.

Отсюда, следует использовать более щадящие психику младших школьников и в то же время активизирующие их учебную деятельность методы обучения. Таковыми мы считаем дидактические игры и игровые упражнения.

При проведении формирующих занятий с экспериментальной группой было заметно, что предложенный комплекс дидактических игр и игровых упражнений помог учащимся научиться правильно решать уравнения, закрепить знания, полученные при изучении уравнений

По окончании опытно-экспериментальной работы можно сказать, что формирующие занятия позволили повысить у учащихся экспериментальной группы уровень знаний при изучении уравнений. Учащиеся стали лучше понимать смысл уравнений. Наиболее высокие баллы по умениям определять уравнения из нескольких предложенных выражений, по умениям решать уравнения и по умениям осуществлять проверку решенного уравнения. Но и с другими заданиями учащиеся справились достойно. В целом по группе учащиеся набрали 150 баллов – относительно диагностического этапа в 101 балл. Учащиеся контрольной группы остались на прежнем уровне и в целом по группе набрали 102 балла – относительно диагностического этапа в 100 баллов.

В качестве рекомендация можно предложить учителям начальных классов:

— обязательно учитывать структурные составляющие дидактической игры и игровых упражнений. Именно они не позволяют учащимся забыть, что они не в детском саду, а на уроке – можно это делать легко и непринужденно;

— учитывать поэтапный характер выполнения заданий. Так появляется почва для понимания алгоритма действий, для перехода младшего школьника к абстрактно-логическому мышлению – следует это делать аккуратно;

— включать в дидактические игры и игровые упражнения красочный и занимательный наглядный материал. Это возбуждает интерес и активность младших школьников. Младший школьник все еще живет эмоциями – нужно предложить ему благоприятный климат и обстановку;

— при ведении на уроке дидактических игр и игровых упражнений внедрять элементы соревнования. Младший школьный возраст – это возраст стремления вперед. Новая роль «школьника» заставляет учащегося становиться хоть немного лучше, умнее – важно не потерять в ребенке этого стремления.

Таким образом, использование дидактических игр и игровых упражнений в процессе изучения уравнений в начальной школе необходимо. Однако, следует следить за тем, чтобы учащиеся правильно оценивали свои игровые действия, осознавали их применение в процессе учебной деятельности. Они должны быть направлены только на привитие интереса младших школьников к уроку математики, на формирование умений и навыков учебной деятельности.

1 Колокольникова З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естествен- ных и гуманитарных наук, 2007. – 176 с.

2 Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 42 с.

4 Мальцева, Е.В. Использование дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе / Е.В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета. – 2013. – №6. – С. 51-53.

3 Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников / Г. Семенова // Школьный психолог. – 2004. – № 8. – C .44-48.

Дидактическая игра «Решение уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дидактическая игра по математике «Решение уравнений» 5 класс Составила: Студентка 3 курса ОЗО «Математика» Зубачёва Ирина или Погоня за Белым Кроликом ,

Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю! Какой странный! И куда это он так спешит? Непременно нужно узнать!

Ну куда же подевался этот Кролик? Я обязательно должна его найти! Я с радостью помогу Вам! Ну конечно же я знаю! Но скажу тебе, если ты мне поможешь решить уравнения Здравствуйте, Ваше Величество! Я — Алиса! И я ищу Белого Кролика! Вы не знаете, куда он убежал? Приветствую тебя, прелестное дитя! Как тебя зовут!

Реши уравнения и выполни проверку 126:х =14 2) х:12=6 3)х ∙7=112

Проверь себя! 1)126:х =14, х=126:14, х=9. Проверка: 126:9=14, 14=14-верно. 2) х:12=6, х=12∙6, х=72. Проверка: 72:12=6, 6=6-верно. 3)х ∙7=112 х=112:7, х=16. Проверка: 16∙7=112 112=112-верно.

Спасибо тебе за помощь, Алиса! Ступай по дорожке и найдёшь своего Кролика!

Здравствуйте, Милый Кот! О, Алиса! Как же я рад тебя видеть! Дорогой Кот! Не видели ли Вы Белого Кролика и не знаете ли, куда он так спешит? Ну конечно я знаю! И даже мог бы тебе сказать. Но ты сможешь его догнать и узнать, куда он спешит, но прежде выполни мое задание!

Найди и исправь ошибку в решении уравнений 256– х =182, х =256+182, х =438 2) х –115=48 х =115–48, х =67. 3) х +139=255, х=255-139 х =116.

Проверь себя! 256– х =182, х =256 — 182, х =74. Проверка: 256-74=182 182=182-верно. 2) х –115=48 х =115 + 48, х =163. Проверка: 163-115=48 48=48-верно. 3) х +139=255, х=255-139 х =116. Проверка: 116+139=255 255=255-верно

Теперь ты можешь догнать Кролика! Спасибо, Милый Кот! До свидания!

Дорогие гости! Как же я рад вас видеть на нашем весёлом чаепитии! Так вот куда спешил Кролик!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 945 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 373 человека из 71 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 470 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

«Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

  • 14.01.2019
  • 387
  • 1
  • 14.01.2019
  • 2483
  • 93
  • 14.01.2019
  • 234
  • 0
  • 14.01.2019
  • 2049
  • 32
  • 14.01.2019
  • 153
  • 0
  • 14.01.2019
  • 155
  • 0
  • 14.01.2019
  • 137
  • 0
  • 14.01.2019
  • 1614
  • 153

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 14.01.2019 724
  • PPTX 5.5 мбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зубачёва Ирина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 4 года и 1 месяц
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 3794
  • Всего материалов: 6

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/413343-didakticheskie-igry-pri-reshenii-uravnenij-na

http://infourok.ru/didakticheskaya-igra-reshenie-uravneniy-3512032.html