Пезентация на тему — Дифференциальные уравнения (11 класс)
презентация к уроку по алгебре (11 класс) на тему
Пезентация на тему — Дифференциальные уравнения (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differ.pptx | 612.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференциальные уравнения ГБОУ №1392 им. Д. Рябинкина Давтян Римма Артемовна
Порядок дифференциального уравнения
Линейное дифференциальное уравнение
Однородное дифференциальное уравнение
Решение дифференциального уравнения
Общее и частное решение
Уравнение первого порядка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме:»Решение уравнений» 5 класс
Урок математики в 5 классе по теме:»Решение уравнений» представлен в виде виртуального путешествия по планетам солнечной системы. В уроке просматривается межпредметная связь с астрономией, рисованием.
Разработка урока по теме «Логарифмические уравнения», 10 класс
Логарифмические уравнения. Меркулова Ирина Николаевна, МОУ СОШ №2 р.п. Мокроус, учитель математики, Саратовская область. Предмет (направленность): математика. Возраст детей: 16 лет, 10 класс. Мест.
Обощающий урок по теме «Решение уравнений» 7 класс
В форме дидактической игры повторение понятия корень уравнения, решение уравнения. Закрепление умения решать и исоставлять уравнения.
Презентация к уроку математики по теме «Решение уравнений» ( 5 класс)
Презентация по теме «Решение уравнений» ( 5 класс) подготовлена к уроку обьяснения решения усложнённых уравнений на основании зависимостей между компонентами и свойств арифметических.
разработка факультатива по теме «Дифференциальный уравнения первого порядка»
в данном материале дан развернутый материал, который поможет преподавателю Алгебры и начала анализа.
Конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Рациональные уравнения» ( для классов с углубленным изучением математики)
Урок-КВН, основная часть — математическая эстафета, где ответ предыдущего задания является условием следующего.
Урок-лекция «Дифференциальные уравнения», 11 класс (углубление).
Урок разработан для классов с углубленным изучением математики. Материал математического анализа подаётся на доступном для школьников уровне. Знания полученные обучающимися на этом уроке не будут вост.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №26. Простейшие дифференциальные уравнения.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) Нахождение области применения дифференциальных уравнений
2) Определение дифференциального уравнения
3) Решение простейших дифференциальных уравнений
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Орлова Е. А., Севрюков П. Ф., Сидельников В. И., Смоляков А.Н. Тренировочные тестовые задания по алгебре и началам анализа для учащихся 10-х и 11-х классов: учебное пособие – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2011.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Функцию y = F(x) называют первообразной для функции y = f(x) на промежутке Х, если для выполняется равенство F’ (x) = f(x).
Дифференциальным уравнением называется соотношение, связывающее независимую переменную х, искомую функцию y = f(x) и ее производные.
Порядок старшей производной, входящей в дифференциальное уравнение, называется порядком данного уравнения. ( Пример: y’ – y = 0 – дифференциальное уравнение 1-го порядка; y’’ + y = 0 – дифференциальное уравнение 2-го порядка).
Решением дифференциального уравнения называется любая функция y = f(x), которая при подстановке в это уравнение обращает его в тождество.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
№1. Тело движется по оси абсцисс, начиная движение от точки А(10; 0) со скоростью v=4t+4 Найдите уравнение движения тела, и определите координату х через 1 с
Воспользуемся определением первообразной, т.к. х(t)=v0t+at 2 /2
Найдем все первообразные функции 4t+4
При этом с=10, т.к. это есть начальная координата тела из условия задачи.
Следовательно, закон движения будет выглядеть следующим образом:
Подставим t=1c в данное уравнение и найдем координату тела за данное время х = 2+4+10=16
Ответ: х=2t 2 +4t+10
№2. Найдите c при частном решении, у’ = x, если при х = 1 у = 0 .
Найдем все первообразные уравнения у’ , это будет общее решение уравнения :
Найдем число С , такое х = 1 у = 0 .
Подставим х = 1, y = 0 , в общее решение и получим:
№3. Используя уравнение у'(x)= 4х+5, найди его решение и определи число С, если у(-2)=10
Найдем все первообразные функции 4х+5
Интегрированный урок в 11-м классе по теме: «Дифференциальные уравнения показательного роста и показательного убывания»
Разделы: Математика
Цели урока:
- Повысить уровень знаний учащихся по предмету, сделать более понятной важную тему высшей математики, привлекая к уроку учителей биологии и физики.
- Выделить разные виды решения задач, расширить кругозор учащихся.
- Повысить интерес к предмету, уровень культуры речи, культуры ведения записей.
- Учить мыслить, анализировать, приучать к самостоятельности.
Начинает урок учитель математики, объясняя смысл темы: Дифференциальное уравнение – это уравнение, в котором неизвестной является функция от одного неизвестного переменного, причем в это уравнение входят не только сама неизвестная функция, но и ее производные различных порядков.
Термин “дифференциальные уравнения” был предложен Г.Лейбницем. Первые исследования уравнений были проведены в конце XVII века в связи с изучением механики и некоторых геометрических задач.
Дифференциальные уравнения имеют большое прикладное значение, являясь мощным орудием исследования задач естествознания и техники, они широко используются в механике, астрономии, физике, во многих задачах химии, биологии. Это объясняется тем, что весьма часто объективные законы, которым подчиняются те или иные явления (процессы), записываются в форме дифференциальных уравнений, а сами эти уравнения являются средством для количественного выражения этих законов. Например, законы механики Ньютона позволяют механическую задачу описания движения системы материальных точек или твердого тела свести к математической задаче нахождения решений дифференциальных уравнений. Расчет радиотехнических схем и вычисление траектории спутников, исследование устойчивости самолета в полете и выяснение течения химических реакций – все это производится путем изучения и решения дифференциальных уравнений.
Простейшее дифференциальное уравнение имеет вид:
F’(x) = f(x) … (1), где f(x) – данная функция, а F(x) – решение этого уравнения.
Мы будем рассматривать дифференциальное уравнение вида:
Смысл дифференциального уравнения … (2) заключается в том, что скорость изменения функции в точке x пропорциональна значению самой функции в этой точке.
Приведем примеры, в которых величины изменяются по указанному закону.
Объяснение продолжает учитель физики. Она рассматривает задачу 1 о радиоактивном распаде вещества: Если m’(t) скорость радиоактивного распада в момент времени t, то скорость уменьшения массы пропорциональна его количеству.
Значит, решением уравнения … (1) является функцией m’(t) = Сe. С найдем из условия, что в начальный момент времени масса радиоактивного вещества была равна:
m(0) = Сe,
Отсюда, m(t) = mo · e
Промежуток времени T, через который масса радиоактивного вещества уменьшится в 2 раза называют “периодом полураспада”. Зная Т, можно найти k:
m(T) = mo ,
mo · e= mo,
e=
Логарифмируя по основанию е, получаем
k =
Например, для радия Т 1550 лет. Поэтому, k 0,000447
Следовательно, через 1 млн. лет от начальной массы mo останется (вычисления проводит учитель математики).
m(10)mo · e mo · e0,6 · 10 mo
Пусть e= y, ln y = – 447, y = 7,37 · 10 = 0,7 · 10
lg y = – 447 lg e = – 447 · 0,4343 = – 194,1321 = – 195 + 0,8679.)
Задача 2. От mмг радия С через t мин. радиоактивного распада остается nмг. Найдите период полураспада радия С, т. е. через сколько минут останется 0,5 mмг радия С.
Дано: Найти: Т | Решение: m(t) = mo · e, n = m · e, e = Далее решение ведет учитель математики: – kt = ln, —kt = – ln, k = . Зная, что через Т останется 0,5 тмг радия С, имеем m(T) = mo, т.е. moe = mo, me = m, e = , – T = – ln2, – ln T = t(-ln2), T = = Ответ: T = |
В урок включается учитель биологии. У нее интересный материал о размножении бактерий.
m’(t) = km(t), где k > 0, зависящее от вида бактерий и внешних условий. Решениями этого уравнения являются функции m(t) = C · e. Постоянную C можно найти из условия, что в момент t = 0 масса mo бактерий известна, тогда m(t) = mo · e.
Задача 4. Культуре из 100 бактерий представляется возможность размножаться при благоприятных условиях. Через 12 часов число бактерий достигло 500. Сколько бактерий будет через 2 суток после начала опыта?
N (48)
N(t) = Noe,
500 = 100 · e,
e = 5,
Значит: N (48) = 100e = 100e = 100 · 626 = 62600
Вычисления проводит учитель математики.
e = y
ln y = 4ln 5 · lg e = 4 · 1,6094 · 0,4343 = 2,7958
Ответ: 62600
В работу включается учитель физики.
Задача 5. Два тела имеют одинаковую температуру – 100 o . Они вынесены на воздух, его температура 0 o . Через 10 мин. температура одного тела стала 80 o , а второго – 64 o . Через сколько минут после начала остывания разность их температур будет равна 25 o .
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4926/conspect/
http://urok.1sept.ru/articles/212062