Дифференциальные уравнения в медицинской практике

Дифференциальные уравнения и их применение в медицинской практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 12:44, реферат

Краткое описание

Цель данной реферативной работы — рассмотреть, как математика используется в медицине.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть как математические методы применяются в медицине;
2. изучить значение математических моделей в медицине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Применение математических методов в медицине
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика математических моделей
2.1 Значение математических моделей
2.2 Математические модели в медицине
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Презентация на тему Тема 2.3. Дифференциальные уравнения и их применение в медицинской практике

Презентация на тему Презентация на тему Тема 2.3. Дифференциальные уравнения и их применение в медицинской практике из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 37 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Понятие о дифференциальном уравнении

Тема 2.3. Дифференциальные уравнения и их применение в медицинской практике

Дифференциальные уравнения. Основные понятия и определения. Виды дифференциальных уравнений.
Дифференциальные уравнения 1-го порядка.

Мудрецы говорили, что законы нашей вселенной написаны на математическом языке. Конечно, в алгебре есть много примеров различных уравнений, но это, большей частью, учебные примеры, неприменимые на практике.
По-настоящему интересная математика начинается, когда мы хотим описать процессы, протекающие в реальной жизни. Но как отразить фактор времени, которому подчиняются реальные процессы –демографические показатели?
Вспомним одно важное определение из курса математики, касающееся производной функции. Производная является скоростью изменения функции, следовательно, она может помочь нам отразить фактор времени в уравнении.
То есть, мы составляем уравнение с функцией, которая описывает интересующий нас показатель и добавляем в уравнение производную этой функции. Это и есть дифференциальное уравнение.

Дифференциальным уравнением называется уравнение, связывающее независимые переменные, их функции и производные (или дифференциалы) этой функции.

Все дифференциальные уравнения можно разделить на обыкновенные (ОДУ), в
которые входят только функции (и их производные) от одного аргумента, и уравнения с частными производными (УРЧП), в которых входящие функции зависят от многих переменных. Существуют также стохастические дифференциальные уравнения (СДУ), включающие случайные процессы.

Уравнения, в которых неизвестными являются не только сами функции, но и их производные называются дифференциальными уравнениями.
F(x,y,y) = 0 y’+y+3x=0

Если в уравнение входит независимая переменная, неизвестная функция и её первая производная, то это уравнение называется
дифференциальным уравнением I порядка

Если в уравнение входит независимая переменная, неизвестная функция, производные и производная n-го, то это уравнение называется
дифференциальным уравнением
n- порядка.

Наивысший порядок производных, входящих в уравнение, называется порядком дифференциального уравнения

Общим решением дифференциального уравнения называется такая дифференцируемая функция y = (x, C), которая при подстановке в исходное уравнение вместо неизвестной функции обращает уравнение в тождество.

График решения дифференциального уравнения называют интегральной кривой дифференциального уравнения.

Геометрически общее решение представляет собой семейство интегральных кривых, т. е. совокупность линий, соответствующих различным значениям постоянной С.

Задачей Коши (Огюстен Луи Коши (1789-1857)- французский математик) называется нахождение любого частного решения дифференциального уравнения вида у = (х, С0), удовлетворяющего начальным условиям у(х0) = у0.

Интегралом дифференциального уравнения называется
любое уравнение, не содержащее производных, для
которого данное дифференциальное уравнение является
следствием.

Найти общее решение дифференциального уравнения.
Подставить в полученную функцию начальные значения x и y, и найти значение С.
Подставить в общее решение ДУ найденное значение С.

Алгоритм решения задачи Коши

Пример. Найти общее и частное решение дифференциального уравнения

РЕШЕНИЕ: Общее решение дифференциального уравнения ищется с помощью интегрирования левой и правой частей уравнения, которое предварительно преобразовано следующим образом:

Дифференциальным уравнением 1-го порядка называется соотношение, связывающее функцию, ее первую производную и независимую переменную, т.е. соотношение вида:

Дифференциальное уравнение
I порядка

диф.уравнения с разделяющимися переменными
y’=f(x)g(y)

Линейные диф.уравнения
I порядка
y’+p(x)y=f(x)

Далее рассмотрим подробнее типы уравнений первого порядка и методы их решения.

Уравнение вида называется
дифференциальным уравнение 1-го порядка с разделенными переменными.

Дифференциальное уравнение y’=f(x)g(y) называется
уравнением с разделяющимися переменными,
если его можно записать в виде

Эти уравнения легко сводятся к уравнению с разделёнными переменными. Записываем уравнение в форме:

затем делим на g(y) и умножаем на dx:

Это уравнение — с разделёнными переменными. Интегрируя, получим общий интеграл:

Выразим у из последнего выражения как функцию х, получим общее решение:

Применение дифференциальных уравнений для решения задач

Закон растворения лекарственных форм вещества из таблеток

Скорость растворения лекарственных форм вещества из таблеток пропорциональна количеству лекарственных форм вещества в таблетке.
Установить зависимость изменения количества лекарственных форм вещества в таблетке с течением времени.
Обозначим через m количество вещества в таблетке, оставшееся ко времени растворения t.

где k-постоянная скорости растворения. Минус в уравнении означает, что количество лекарственных форм вещества с течением времени убывает.

Закон размножения бактерий с течением времени

Скорость размножения некоторых бактерий пропорциональна количеству бактерий в данный момент.
Установить зависимость изменения количества бактерий от времени.
Обозначим количество бактерий, имеющихся в данный момент, через х.
Тогда dx/dt=kx,

где k – коэффициент пропорциональности.

Закон роста клеток с течением времени

Для палочковидных клеток, у которых отношение поверхности клетки к её объёму сохраняется постоянным, скорость роста клетки dl/dt пропорциональна длине клетки l в данный момент:

где α, β – постоянные, характеризующие процессы синтеза и распада.

Закон разрушения клеток в звуковом поле
Кавитация ультразвуковых волн проявляется в виде разрывов суспензионной среды и образования мельчайших пузырьков и пустот, плотность которых незначительна по сравнению с плотностью воды. Простейшие (бактерии, водоросли, дрожжи, лейкоциты, эритроциты) могут быть разрушены при кавитации, возникающей в интенсивном звуковом поле. Относительные скорости разрушения биологических клеток различных видов остаются постоянными в очень широком диапазоне частот. Эти скорости могут характеризовать относительную хрупкость клеток различных видов.
Чтобы выразить это количественно, нужно определить скорость разрушения клетки в постоянном звуковом поле.
Изучение этого вопроса показывает, что, пока по крайней мере 1% популяции остаётся неразрушенным, можно записать:
dN/dt = — RN
где N – концентрация клеток; t –время; R — постоянная

Внутривенное введение глюкозы
При внутривенном введении глюкозы с помощью капельницы скорость поступления глюкозы в кровь постоянна и равна С.
В крови глюкоза разлагается и удаляется из кровеносной системы со скоростью, пропорциональной имеющемуся количеству глюкозы.
Дифференциальное уравнение, описывающее данный процесс:

dx/dt=c-αx, где
х-количество глюкозы в крови в текущий момент времени;
с-скорость поступления глюкозы в кровь;
α-положительная постоянная

Теория эпидемий
В теории эпидемий при условии, что изучаемое заболевание носит длительный характер, процесс передачи инфекции значительно более быстрый, чем течение самой болезни, и зараженные особи не удаляются из колонии и передают при встречах инфекцию незараженным особям.
Пусть в начальный момент t=0, а – число зараженных, b – число незараженных особей, x(t), y(t) – соответственно число зараженных и незараженных особей к моменту времени t. В любой момент времени t для промежутка, меньшего времени жизни одного поколения, имеет место равенство
х+у=а+b (1)

Уравнение зомби-апокалипсиса
(bN)(S/N)Z = bSZ,
где N — общее число населения,
S — число людей, восприимчивых к атакам зомби,
Z — общее число самих зомби
b — вероятность заражения вирусом.

Теория эпидемий
При этих условиях нужно установить закон изменения числа незаражённых особей с течением времени, т.е. найти y=f(x).
Так как инфекция передаётся при встречах зараженных особей с незараженными, то число незараженных особей будет убывать с течением времени пропорционально количеству встреч между зараженными и незараженными особями.
Для промежутка времени dt dy=-βxy,
откуда dy/dt= — βxy, где β – коэффициент пропорциональности. Подставив в это уравнение значение х из равенства (1), получим дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными:
dy/dt= — βy (a+b-y)

Пример: Составьте дифференциальное уравнение и найдите частные решения. Концентрация лекарственного препарата в крови уменьшается вследствие выведения вещества из организма. Скорость уменьшения концентрации пропорциональна концентрации вещества в данный момент. Определить зависимость концентрации данного вещества в крови от времени, если в начальный момент времени она была равна 0,2 мг/л, а через 23 часа уменьшилась вдвое

Решение:
Уравнение описывающее этот процесс:

m — концентрация лекарственного препарата в крови в данный момент времени; k — коэффициент пропорциональности

, где — скорость выведения вещества из организма,

Решая полученное уравнение, получаем:

где m0-концентрация вещества в крови в начальный момент времени t=0, m – текущая концентрация вещества в крови в момент времени t.

По условию задачи m0=0,2 мг/л, m=m0/2 мг/л, t=23 ч.
Подставляем и находим:

Зависимость концентрации данного вещества в крови от времени, описывается следующим законом:

Колесов В.В. Математика для медицинских колледжей: учебное пособие/В.В.Колесов, М.Н. Романов. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 316 с.: ил.- (среднее медицинское образование). Гл.12, §12.1 -12.3.
Используя материал презентации Занятие 7_Понятие Дифуравнений, выполните из РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, ТЕМА 2.3, Занятие 7. Понятие о дифференциальном уравнении

Методическая разработка практического занятия для студента «Дифференциальные уравнения»
учебно-методический материал на тему

Методическая разработка практического занятия для студента «Дифференциальные уравнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
dif_uravneniya.docx171.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Минусинский медицинский техникум

практического занятия по № 4

Специальность: 060101 Лечебное дело

Год обучения : 1 курс, 1 семестр

Тема : Дифференциальные уравнения

Разработчик : преподаватель дисциплины «Математика» Н.В. Новолодская

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии «______________________»

Зам. директора по учебной работе

«___» ________________ 201__ г.

Тема : Дифференциальные уравнения.

Исследование многих физических и технических задач сводится к решению таких уравнений. С помощью дифференциальных уравнений описывают волновые процессы и колебания, поэтому практическое применение дифференциальных уравнений очень разнообразно.

В медицинских приложениях дифференциальные уравнения используются, например:

  • для определения скорости кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца (эхокардиография), определения вязкости крови и других параметров гемодинамики;
  • для описания медико-биологических приложений ультразвука: эхоэнцефалограмма, УЗИ, ультразвуковая физиотерапия, ультразвуковая локация и кардиография;
  • для описания процессов физиологической акустики, которая изучает устройство и работу звуковоспринимающих и звуковоспроизводящих органов человека и животных
  • для определения функции изменения численности популяции микроорганизмов в зависимости от времени.

Студент должен уметь:

  • находить общие и частные решения ДУ с разделяющимися переменными;
  • находить общие и частные решения ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами;
  • составлять ДУ для решения задач прикладного характера.

Студент должен знать:

  • понятие дифференциального уравнения (ДУ), порядок ДУ, общего и ча-стного решения;
  • понятие ДУ с разделяющимися переменными, алгоритм их решения
  • понятие ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами, алгоритм их решения;
  • практическое применение ДУ в медицине.

Оснащение : таблица неопределенных интегралов, дидактический материал.


источники:

http://theslide.ru/uncategorized/tema-23-differentsialnye-uravneniya-i-ih

http://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2013/11/02/metodicheskaya-razrabotka-prakticheskogo-zanyatiya-3