Дифференцированные задания по теме квадратные уравнения

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика, урок алгебры в 8-м классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений»)

Разделы: Математика

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникого телевидения, мобильной связи, интернета и т.п.

Информационные технологии дают нам все новые возможности. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности – то это очень важно для гуманистического направления в педагогике.

Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом:

  • природных задатков;
  • способностей;
  • условий социализации в современной школе.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. (М.Н. Скаткина “Дидактика средней школы”).

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности.

Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей.

Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа. Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у учащихся этих приёмов умственной деятельности.

В практике обучения математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.

Исследованиями педагогов-психологов установлено, что при введении нового материала одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми понятиями, другие же достигают высшего уровня усвоения лишь после длинной дополнительной работы. Имеются и такие, которые к моменту перехода к новому материалу не успевают овладеть тем, что изучалось ранее.

Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.

Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности одновременной работы со всем классом и с отдельными учащимися.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Зададим себе вопросы: Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? Для учащихся слабо осваивающих этот предмет к снижению интереса ведет:

  • повышенная требовательность учителя;
  • непосильные задания;
  • отсутствие знаний;
  • серьёзные отставания по предмету;

Как решать данную проблему?

  • выяснить причину отставания;
  • определить действительный уровень его знаний;

“Возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы. Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Всеми силами и способами возбуждать угасший или угасающий интерес к изучению предмета.

Дифференциация обучения – способ увлечь молодых людей вперед по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на урока и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий. В заключении хочется сказать, что дифференциальный подход может быть осуществлен не любом из этапов урока:

  • При закреплении.
  • При проверке домашнего задания.
  • При самостоятельной работе.

Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо обратить внимание на дифференциацию по частным способностям к отдельным предметам.

Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

Уровневая дифференциация относится к адаптивным технологиям, то есть к таким которые обеспечивают конструирование адаптивной образовательной среды.

Адаптивная образовательная среда предусматривает:

  • создание благоприятного психологического климата на уроке и условий активного учения каждого ученика;
  • использование учебного времени с максимальной пользой для ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;
  • взаимосвязанную деятельность учителя и ученика.

Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Это очень важно, если мы стремимся изменить парадигму образования, которая способствовала бы воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.

Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами.

Во-первых, нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

Во-вторых, дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие.

Обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности обучаемого. Различают понятия “внутренней” и “внешней” дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям, по проектируемой профессии, по интересам. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам: одни ребята имеют большие склонности к гуманитарным предметам, другие — к точным наукам, одни — к историческим.

Что касается дифференциации по неспособностям, то речь идет о так называемых классах коррекции, что является не самым лучшим выходом из положения. Детей, неуспевающих по тем или иным причинам по каким-то отдельным предметам, нужно обучать в обычных классах месте с другими детьми.

Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию.

С этой целью в школах организуются классы с углубленным изучением того или иного предмета, спецкурсы, профильные классы.

Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, в области обучения иностранному языку, в первую очередь должны обратить внимание на внутреннюю и внешнюю дифференциацию по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам. В случае с внешней дифференциацией речь идет о разноуровневом обучении.

Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.

В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группа “А”- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам, Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.

Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:

  • делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям)
  • разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
  • оценивании деятельности учащихся.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы (группа “А”)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа “В”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа “ С”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Приложение. Урок алгебры в 8 классе по теме “Решение неполных квадратных уравнений”.

Дифференцированные задания по теме «Квадратные уравнения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разноуровневые задания по теме

Составила учитель математики МАОУ СОШ№25 Чудинова Нина Валентиновна

(

Краткое описание документа:

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У детей возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, появляется уверенность в своих силах. Такие задания не усредняют знания учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха; сильному — возможность творческого роста.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 685 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 571 697 материалов в базе

Другие материалы

  • 04.02.2017
  • 1551
  • 48
  • 04.02.2017
  • 460
  • 0
  • 04.02.2017
  • 1589
  • 0
  • 04.02.2017
  • 2657
  • 8

  • 04.02.2017
  • 607
  • 1
  • 04.02.2017
  • 332
  • 0
  • 04.02.2017
  • 1378
  • 8

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 04.02.2017 1177
  • DOCX 975.5 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чудинова Нина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 11919
  • Всего материалов: 7

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».
методическая разработка на тему

Из выступления на методическом объединении учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
vystup_na_mo_dif_obuch.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из выступления на методическом объединении учителей

математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1

учителя математики 1 категории Гусаровой А.М.

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения

на примере урока алгебры в 8 классе по теме

«Решение неполных квадратных уравнений».

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без телевидения, мобильной связи, компьютеров. Как научить детей полноценно жить в этом динамичном мире?

Личностно – ориентированные технологии предполагают учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, то учителю очень важно применять в своей работе дифференцированный подход.

Процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков, способностей ребёнка, условий социализации в современной школе.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся (М.Н. Снаткина «Дидактика средней школы»). Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей их психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности.

Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. На практике обучение математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельной работы и домашнего задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока – при закреплении, при проверке домашнего задания, во время самостоятельной работы.

Не секрет, что при объяснении нового материала, когда происходит усвоение, одни учащиеся усваивают его сразу и легко оперируют новыми знаниями, другие же достигают такого же высшего уровня лишь после длинной дополнительной работы. Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними, то уже на первом уроке у них начнёт накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведёт к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания. Дифференциация обучения – это способ увлечь молодых людей вперёд по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих.

Как же наиболее рационально организовать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода:

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный.
  2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
  5. Общие практические домашние работы с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  6. Индивидуальные и групповые задания различной степени трудности по уже решённым задачам и примерам.

Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно – воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне(«А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группы «А» — базового уровня, определённого образовательным стандартом. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений и навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оценивать не усилия, а знания, да ещё на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых ребят практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ценить не только отметки, сколько знания.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

  1. Пробудить интерес к предмету путём использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную работу по образцу.
  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действий, умений выполнять задания повышенной сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности учащихся.

Основной задачей учителя, применяющего в своей работе дифференцированный подход, является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

В качестве примера прилагается разработка урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений» с применениями элементов дифференцированного обучения:

Цель урока : Научить решать неполные квадратные уравнения.

  • Образовательные: Сформировать умения решать неполные квадратные

уравнения с помощью-

а) вынесения за скобки общего множителя;

б) с помощью разложения левой части уравнения на

множители по формулам сокращённого

в) систематизация знаний по решению неполных

  • Развивающие: а) развитие алгоритмического мышления, памяти,

б) развитие познавательного интереса.

  • Воспитательные: а) усиление познавательной мотивации осознанием

ученика своей значимости в образовательном процессе;

б) воспитание умения преодолевать трудности,

находчивости, достойно вести спор.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка усвоения знаний в форме дидактической игры «Найди ошибку»

( на доске записаны решения семи уравнений с ошибками и без ошибок, учащиеся должны найти ошибки и рассказать алгоритм решения уравнения, записать верное решение):


источники:

http://infourok.ru/differencirovannie-zadaniya-po-teme-kvadratnie-uravneniya-1586614.html

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/12/17/tehnologiya-differentsirovannogo-i