Доказательство непредельного характера жидкого жира уравнение

°С. Вода в соседней пробирке остается жидкой. При извлечении пробирки из охлаждающей смеси бензол плавится и снова становится жидким. Оборудование

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Определение непредельности жиров

Жидкие жиры, например, подсолнечное масло, в своем составе содержат остатки непредельных карбоновых кислот. Докажем это. Воспользуемся бромной водой. К подсолнечному маслу прибавим бромную воду и энергично перемешаем содержимое пробирки. Происходит обесцвечивание бромной воды. Мы доказали, что жидкие жиры содержат остатки непредельных карбоновых кислот.

СН 3 – (СН 2 ) 7 – СН=СН – (СН 2 ) 7 – СО – + В r 2 = СН 3 – (СН 2 ) 7 – СН Br – СН Br – (СН 2 ) 7 – СО –

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с бромом (бромной водой).

Выделение свободных жирных кислот из мыла

Мыла представляют собой растворимые соли высших карбоновых кислот. Чаще используется натриевая соль стеариновой кислоты. Так как, карбоновые кислоты слабые кислоты, то их легко выделить из раствора при действии сильных неорганических кислот. К раствору хозяйственного мыла прибавим раствор серной кислоты. Сразу же выделяется стеариновая кислота.

2С 17 Н 35 СОО Na + H 2 SO 4 =2 C 17 H 35 COOH + Na 2 SO 4

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с кислотами.

Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот

Кальциевые соли жирных кислот нерастворимы в воде. Это можно наблюдать в следующем опыте. К раствору мыла прильем немного раствора хлорида кальция. Выпадает обильный осадок нерастворимого стеарата кальция.

2С 17 Н 35 СОО Na + СаС I 2 =( C 17 H 35 COO ) 2 Ca + 2 NaCI

Такой процесс происходит при мытье в жесткой воде. Поэтому мыло в жесткой воде плохо мылится.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Техника безопасности. Опыт безопасен.

Окисление муравьиной кислоты раствором перманганата калия

Муравьиная кислота отличается по строению от всех остальных карбоновых кислот. Поэтому она совмещает свойства и кислоты и альдегида. Альдегиды, как известно, легко окисляются. Прильем к раствору муравьиной кислоты раствор перманганата калия. Нагреем смесь. Происходит обесцвечивание раствора. Муравьиная кислота окислилась до углекислого газа и воды.

НСООН + [О]= H 2 О + CO 2

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с кислотами и нагревательными приборами.

Гидролиз ацетата натрия

Уксусная кислота – слабый электролит. Ацетат натрия – соль образованная сильным основанием и слабой кислотой. При растворении этой соли в воде создается щелочная среда. Особенностью кристаллогидрата ацетата натрия является то, что он при нагревании легко плавится и ацетат натрия растворяется в своей кристаллизационной воде. Смешает ацетат натрия с сухим индикатором фенолфталеином. Полученную смесь нагреем. Появляется малиновая окраска. Соль частично расплавилась, в расплаве появились гидроксид- ионы.

CH 3 COONa + HO Н = СН 3 СООН + Na ОН

CH 3 COO — + HO Н = СН 3 СООН + ОН —

При охлаждении соль кристаллизуется, равновесие смещается в сторону образования ацетата натрия, гидроксид-илны исчезают, и окраска пропадает. Опыт доказывает, что уксусная кислота является слабой кислотой.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с нагревательными приборами.

Качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)

Глюкоза содержит в своем составе пять гидроксильных групп и одну альдегидную группу. Поэтому она относиться к альдегидоспиртам. Ее химические свойства похожи на свойства многоатомных спиртов и альдегидов. Реакция с гидроксидом меди (II) демонстрирует восстановительные свойства глюкозы. Прильем к раствору глюкозы несколько капель раствора сульфата меди (II) и раствор щелочи. Осадка гидроксида меди не образуется. Раствор окрашивается в ярко-синий цвет. В данном случае глюкоза растворяет гидроксид меди (II) и ведет себя как многоатомный спирт. Нагреем раствор. Цвет раствора начинает изменяться. Сначала образуется желтый осадок Cu 2 O, который с течением времени образует более крупные кристаллы CuO красного цвета. Глюкоза при этом окисляется до глюконовой кислоты.

СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СОН + С u (ОН) 2 = СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СООН + С u 2 О↓+ Н 2 О

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с растворами щелочей.

Качественная реакция глюкозы

с аммиачным раствором оксида серебра ( I )

Доказать наличие альдегидной группы в глюкозе можно с помощью аммиачного раствора оксида серебра. К аммиачному раствору оксида серебра добавим раствор глюкозы и подогреем смесь на водяной бане. Вскоре на стенках колбы начинает осаждаться металлическое серебро. Эта реакция называется реакцией серебряного зеркала. Ее используют как качественную для открытия альдегидов. Альдегидная группа глюкозы окисляется до карбоксильной группы. Глюкоза превращается в глюконовую кислоту.

СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СОН + Ag 2 O = СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СООН + 2 Ag ↓

Реакцию серебряного зеркала используют в промышленности для серебрения зеркал, изготовления колб для термосов, елочных украшений.

Оборудование: колба круглодонная, горелка, стакан, штатив, прокладка огнезащитная.

Техника безопасности. Аммиачный раствор оксида серебра нельзя хранить. После опыта неиспользованный раствор нейтрализуют соляной кислотой.

Окисление глюкозы кислородом воздуха

в присутствии метиленового голубого

Окисление глюкозы до глюконовой кислоты особенно легко протекает в щелочной среде в присутствии индикатора метиленового голубого. В колбе с водой растворим гидроксид натрия. Добавим туда глюкозу и затем немного раствора метиленового голубого. Через некоторое время раствор становится бесцветным. Перемешаем раствор. Он вновь окрашивается в голубой цвет.такие изменения окраски можно наблюдать много раз подряд. Под действием щелочи в водной среде глюкоза дегидрируется, превращаясь в глюконовую кислоту.

СН 2 ОН(СНОН) 4 СОН + Н 2 О = СН 2 ОН(СНОН) 4 СООН + 2Н

В отсутствии метиленового голубого отщепляющийся при дегидрировании водород окисляется кислородом воздуха очень медленно и реакция практически не идет. Метиленовый голубой присоединяет водород, превращаясь в бесцветное соединение. Это бесцветное соединение окисляется кислородом воздуха в метиленовый голубой, и вновь появляется голубая окраска. В процессе реакции индикатор практически не расходуется. Он является типичным катализатором окисления глюкозы до глюконовой кислоты.

Оборудование: шпатель, плоскодонная колба с пробкой.

Соблюдать правила работы со щелочами и их растворами.

Определение глюкозы в виноградном соке

Многие фрукты и ягоды содержат глюкозу. Определить наличие глюкозы можно с помощью гидроксида меди (II). Из ягоды винограда выжмем сок. Прильем к соку несколько капель раствора сульфата меди (II) и раствор щелочи. Нагреем раствор. Цвет раствора начинает изменяться. При кипячении раствора образуется желтый осадок Cu 2 O, который постепенно превращается в красный осадок CuO. Это доказывает наличие глюкозы в виноградном соке.

СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СОН + С u (ОН) 2 = СН 2 ОН – (СНОН) 4 – СООН + С u 2 О↓+ Н 2 О

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с растворами щелочей.

Доказательство наличия гидроксильных групп в сахарозе

Докажем, что в состав молекулы сахарозы входят гидроксильные группы.

Прильем к раствору сахарозы несколько капель раствора сульфата меди (II) и раствор щелочи. Осадка гидроксида меди не образуется. Раствор окрашивается в ярко-синий цвет. В данном случае сахароза растворяет гидроксид меди (II) и ведет себя как многоатомный спирт. Продукт реакции – сахарат меди (II).

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с растворами щелочей

Отсутствие восстанавливающей способности сахарозы

Экспериментально проверим отсутствие альдегидной группы у сахарозы. Приготовим сахарат меди (II). В пробирку с раствором сахарозы добавим раствор сульфата меди (II), воду и раствор щелочи. Образуется ярко синий сахарат меди (II). Раствор сахарата меди (II) нагреваем до кипения. Красного осадка оксида меди (I) не образуется. Следовательно, сахароза не имеет в своем составе свободную альдегидную группу и не обладает восстанавливающими свойствами.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с растворами щелочей.

Кислотный гидролиз сахарозы

В присутствии кислот дисахариды гидролизуются. При гидролизе сахарозы образуется глюкоза и фруктоза. Экспериментально проверим это. Прокипятим смесь растворов сахарозы и серной кислоты. Через несколько минут проверим наличие глюкозы в полученном растворе.

С 12 Н 22 О 11 + Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + С 6 Н 12 О 6

Прильем к раствору щелочь и несколько капель раствора сульфата меди (II). Осадка гидроксида меди не образуется. Раствор окрашивается в ярко-синий цвет. Нагреем раствор. Выпадает красный осадок оксида меди (I). Мы доказали, что при гидролизе сахарозы образовалась глюкоза.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок, штатив, стакан, прокладка огнезащитная.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с растворами кислот.

Кислотный гидролиз целлюлозы

При кислотном гидролизе целлюлозы образуется глюкоза. Проведем гидролиз в присутствии серной кислоты. В фарфоровой ступке разотрем вату с концентрированной серной кислотой. Полученную смесь разбавим водой и перенесем в стакан. Прокипятим смесь. Через несколько минут проверим наличие глюкозы в полученном растворе. Прильем к раствору щелочь и несколько капель раствора сульфата меди (II). Нагреем раствор. Выпадает красный осадок оксида меди (I). Мы доказали, что при гидролизе целлюлозы образовалась глюкоза. Кислотный гидролиз целлюлозы имеет важное промышленное значение. Брожением полученной глюкозы получают этиловый спирт.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с концентрированными кислотами.

Получение и свойства нитроцеллюлозы

Целлюлоза с азотной кислотой образует азотнокислые эфиры. Эфиры получают действием на целлюлозу смесью безводной азотной кислоты и концентрированной серной кислоты. Целлюлоза в нашем опыте — хлопковая вата.

Приготовим такую смесь и опустим в нее кусочек ваты. Через 15 минут процесс нитрования целлюлозы заканчивается. Промоем полученную нитроцеллюлозу водой. Высушим. Нитроцеллюлоза при поджигании быстро сгорает. Нитроцеллюлоза используется для приготовления бездымного пороха.

Оборудование: стакан, палочка, фильтровальная бумага, мерная пробирка.

Техника безопасности. Опыт необходимо проводить под тягой. Соблюдать правила работы с концентрированными кислотами.

Растворение целлюлозы в аммиачном растворе гидроксида меди (II)

Целлюлоза нерастворима в воде и в большинстве растворителей. Однако в аммиачном растворе гидроксида меди (II) целлюлоза растворяется хорошо. Продемонстрируем это. В концентрированный аммиачный раствор опускаем небольшие порции ваты. Вата хорошо растворяется в данном растворе. Получается густой вязкий раствор целлюлозы в аммиачном растворе гидроксида меди (II). Раствор целлюлозы используют в промышленности для получения медноаммиачного шелка.

Оборудование: пробирка или стакан, стеклянная палочка.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с концентрированным раствором аммиака.

Пенопласты — легкие пористые материалы. Получим пенопласт реакцией поликонденсации. Растворим мочевину в формалине. Формалин – это 40% водный раствор формальдегида. В другой пробирке смешиваем немного шампуня с соляной кислотой. Шампунь содержит пенообразующие вещества. Смешаем содержимое двух пробирок. Сильно взболтаем смесь и нагреем ее на слабом огне. Образовавшаяся пена быстро затвердевает. Мы получили пенопласт.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с кислотами и нагревательными приборами.

Получение пластмасс на примере резорцинформальдегидной смолы

Для получения многих пластмасс используют реакцию поликонденсации. Проведем такую реакцию. В пробирку нальем немного раствора формалина. Затем растворим в нем резорцин. Резорцин – это вещество, относящееся к классу фенолов, но в отличие от фенола резорцин содержит две гидроксильные группы. К полученному раствору прибавим несколько капель соляной кислоты. Опустим в пробирку термометр.

Через некоторое время начинается реакция поликонденсации. Реакция протекает с выделением теплоты. Полученный полимер имеет розовый цвет.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с нагревательными приборами.

Изучение физических свойств анилина

Анилин – бесцветная маслянистая жидкость. При хранении анилин постепенно окисляется и приобретает вначале желтую, затем бурую окраску. Изучим растворимость анилина в воде. Прибавим анилин к воде и перемешаем раствор. Анилин мало растворим в воде. При 18 о С в 100 мл воды растворяется всего 3,6г. анилина. Раствор анилина не изменяет окраски индикаторов.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы с ядовитыми веществами.

Получение диметиламина и его горение

Получим диметиламин действием гидроксида натрия на хлорид диметиламина. Смешаем в пробирке хлорид диметиламина со щелочью и прибавим воды. При легком нагревании выделяется газ диметиламин.

[(СН 3 ) 2 NH 2 ] CI + NaOH = (СН 3 ) 2 NH + NaCI + H 2 O

При поджигании диметиламин сгорает с образованием углекислого газа, водяных паров и азота.

4( СН 3 ) 2 NH +15 O 2 = 8CO 2 + 14H 2 O + 2N 2

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, горелка, зажим для пробирок, газоотводная трубка.

Техника безопасности. Соблюдать правила работы со щелочами и нагревательными приборами.

Тетрадь для лабораторных работ по химии
учебно-методический материал по химии (10, 11 класс)

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по химии предназначена для использования в качестве лабораторного журнала при проведении занятий.

№1. ТЕМА. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного (подсолнечного) масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем

№2. ТЕМА. Приготовление раствора заданной концентрации

№3. ТЕМА. Исследование химических свойств кислот, оснований и солей

№4. ТЕМА. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры и катализатора

№5. ТЕМА. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы. Неметаллы»

№6. ТЕМА. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины

№7. ТЕМА. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот

№8. ТЕМА. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал

№9. ТЕМА. Растворение белков в воде. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Качественные реакции на белок

№10. ТЕМА. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине

НазваниеМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине
Дата05.11.2020
Размер331.24 Kb.
Формат файла
Имя файлаMu_k_l.r-po-himii.docx
ТипМетодические указания
#148307
страница4 из 5
Подборка по базе: 12 04 04 Метод указания к выполнению магистерской диссертации.do, Инструкция по выполнению теста ОПК_2021-21 г..doc, Методические указания тлз заочное Математиика.docx, Методические указания по изучению курса 2.docx, Темы эссе и методические указания к его выполнению.docx, Методические указания КП 06.05.2020 (3).docx, методические указания к вкр (4).docx, Методические указания к ВЛР №2 (2).docx, 2016 Васюков В_Н_ ОТС — Курсовая работа_ Задание и методические , + Чиркова метод. указания по выполн. контр. раб..doc

Оборудование:

  • Приборы и реактивы: штативы, пробирки
  • Растворы веществ: бромная вода, KMnO4, HCl, фракции нефти.

Ход работы

Опыт Результат
Опыт №1Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой.Что наблюдаете?
Опыт №2В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает.Что наблюдаете?

Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:

Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Вам предлагаются образцы резины из следующего перечня: бензомаслостойкая, теплостойкая, морозостойкая, теплохимическистойкая. Пользуясь таблицей №1, определите, какая именно резина вам выдана.
Таблица 1. Основные типы резин и характеристики каучуков

Тип резины

Вид каучука

Плот­ность, г/см 3

Предел прочности, МПаОтноситель­ное удли­нение, %Удлине­ние после разрыва,

%

Диапазон рабочих темпера­тур, °С
Общего назначения

Натуральный (НК)0,912965032-50. +130
Бутадиеновый синтетический (СКБ)0,911747060-50. +150
Изопреновый синтетический (СКИ)0,913070028-50. +130
Специального назначения:
бензомаслостойкаяБутадиен-нитрильный (СКН)0,962660020-40. +170
теплостойкаяСилоксановый (СКТ)1,8562504-70. +300
теплохимическистойкаяФторкаучук (СКФ)1,85172008-40. +300
морозостойкаяБутадиен-метилстирольный (СКМС) и бутадиен-стирольный (СКС)0,943180016-80. +130

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Вам предлагается коллекция каучуков. Пользуясь таблицей №2, опишите в сравнении 2 образца каучука.
Таблица 2 Важнейшие виды каучуков и их применение

НазваниеИсходные вещества (мономеры)Химическая формула полимераВажнейшие свойства и применение
Бута­диено­вый каучукСН2 = СН — СН— СН2

1,3-бутадиен

Характерна водо- и газонепро­ницаемость. По эластичности от­стает от природ­ного каучука. Для. производства ка­белей, обуви, при­надлежностей быта
Диви-ниловый каучукСН2 = СН — СН = СН2

1,3-бутадиен

По износоус­тойчивости и эла­стичности превос­ходит природный каучук. В произ­водстве шин
Изоп-реновый каучукСН2 = С— СН = СН2

2-метил-1,3-бутадиен

По эластично­сти и износоус­тойчивости схо­ден с природным каучуком. В про­изводстве шин.
Хлоро преновый каучукСН2 = С — СН = СН2

2-хлор-1,3-бутадиен

(- СН2 – C = СН — СН2 -)n

Устойчив к воз­действиям высо­ких температур, бензинов и ма­сел. В производ­стве кабелей, тру­бопроводов для перекачки бен­зинов, нефти
Бута­диен-стирольный каучукСН2 = СН— СН = СН2

стирол

(- CH2 – CH = CH— СН2

Характерна га­зонепроницае­мость, но недос­таточная жароус­тойчивость. В про­изводстве лент для транспортеров, автокамер

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Вам предлагаются образцы фракций перегонки нефти. Пользуясь таблицей № 3, определите где, что находится.

Таблица 3. Фракции перегонки нефти

Название фракцииТкип и 0 СУглеродный составПрименение
Бензин40-200С5 – С11Моторное топливо
Лигроин150 — 250С8 – С14Горючее для тракторов
Керосин

С12 – С16Горючее для самолетов,

ракет

Газойль /соляровое масло/300 — 460С16 – С15Смазочные масла, дизельное топливо
Мазут360- 500С26 – С38Из мазута получают тяжелые смазочные масла, вазелин, парафин
ГудронАсфальт /дорожное покрытие/

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

50 -70% — оценка «3»,

Менее 50% — оценка «2».

Лабораторная работа №10-11

Кислородсодержащие органические соединения.

Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.

Цель работы:

  • изучить свойства глицерина уксусной кислоты, жидкого жира, глюкозы, сахарозы и крахмала.

Приборы и реактивы:

  • штативы, пробирки, пробиркодержатель, спиртовки.
  • Растворы веществ: глицерин, гидроксид натрия, раствор сульфата меди (II), подсолнечное масло, твердый животный жир, бромная вода, глюкоза, крахмальный клейстер.

Ход работы:

ОпытРезультаты
1.Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)

Налейте в пробирку 1 см 3 глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше во­ды. Перемешайте содержимое пробирки.
В пробирку налейте 1-2 см 3 раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).
К образовавшемуся осадку добавьте немного глицерина и перемешайте смесь стеклянной палочкой.
Сделайте вывод о растворимости глицерина в воде. ___________________________________

На­пишите молекулярное и краткое ионно-молекулярное урав­нения этой реакции.

Отметьте, какие изменения произошли.

Сделайте соответствующий вывод о свойствах глицерина:
2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот Разбавьте уксусную кислоту наполовину во­дой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку вне­сите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикато­ра), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия.

Отметьте цвет индикато­ра в 1-ой пробирке: __________________________________________

Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2020/03/01/tetrad-dlya-laboratornyh-rabot-po-himii

http://topuch.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-di-v5/index4.html