Открытый урок по теме «Гидролиз солей»
Разделы: Химия
Цель: усвоение нового понятия – гидролиз соли.
Задачи:
- Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.
- Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.
- Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.
- Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы;
- Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
- Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;
- Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;
- Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.
- Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
- Воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик», а также наблюдательность, пытливость, инициативу.
Методы и приемы:
Проектирование, беседа, разбор проблемной ситуаций, проведение эксперимента; лабораторная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, работа с наглядными средствами — таблица растворимости солей, кислот, оснований и карточки.
Оборудование и реактивы:
растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия; индикаторы — лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумажка;
соляная кислота, гидроксид натрия, вода.
Таблица растворимости солей, кислот, оснований. Карточки ТБ и заданий.
Мультимедийное устройство
План урока
- Актуализация имеющихся знаний
- Работа индикаторов в различных средах.
- Проведение опыта.
- Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).
- Создание проблемной ситуации.
- Выдвижение гипотез и доказательство их через составление уравнения реакции гидролиза соли.
- Сбор и обмен информацией.
- Составление алгоритма для составления уравнения реакции гидролиза соли.
- Закрепление (работа в парах).
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока
Этапы | Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
I Этап — подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта, постановка проблемы, формулирование гипотез, определение методов исследования. | ||||||
1. Организационный момент Презентация, слайд 1 | Приветствие. Запись темы урока на доске или слайд 1. | Подготовка к уроку, приветствие. Запись темы урока в тетради. | ||||
2. Актуализация имеющихся знаний. Слайд 2 | Фронтальный опрос в форме беседы или слайд 2. | Устные ответы на вопросы учителя. | ||||
— Давайте проведем эксперимент и на опыте убедимся, что происходит с цветом индикаторов в разных средах. Но чтобы преступить к эксперименту, давайте вспомним ТБ. (Можно обратиться к вашим памяткам). | Беседа. Карточка «Правила ТБ». | Устные ответы. | ||||
Слайд 4 — Кто желает проделать опыт на лабораторном столе. По ходу опыта оформляет таблицу его ассистент или я. Опыт: в пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия и воды опускают универсальную индикаторную бумажку или приливают лакмус, фенолфталеин. | Объяснение условий опыта и задания на карточке №1(Приложение №2) Таблица №1(Приложение №1) заранее на доске или слайд 3. | Ученик проводит опыт на демонстрационном столе. Наблюдают. Делают выводы и записи на доске в таблице и в тетради. Наблюдение: в соляной кислоте лакмус изменил цвет на красный; в гидроксиде натрия — синий; в воде цвет не изменился. | ||||
Слайд 5 — Что мы увидели по ходу опыта? Наблюдение: в соляной кислоте лакмус изменил цвет на красный; в гидроксиде натрия — синий; в воде цвет не изменился. | ||||||
— Какие ионы изменили цвет индикатора? | Фронтальный опрос в форме беседы. | Устные ответы на вопросы учителя: в кислоте – катион водорода, в щелочи – гидроксид ион, в воде отсутствуют и те и другие ионы. | ||||
А давайте посмотрим, как будут вести себя индикаторы в водных растворах солей? Для этого в группах проведем работу. | Выполнение эксперимента. Наблюдение. Оформление таблицы 2. Составление уравнения диссоциации «своей» соли. | |||||
3. Создание проблемной ситуации и формулировка проблемы. Класс на 3 группы:
Задание:
Слайд 6 таблица №2 | Беседа. Карточка №2 (Приложение №2) с заданием. Таблица №2 (Приложение №1). | |||||
4. Презентация результатов эксперимента. — Представьте свои результаты по заданию. | По одному из группы представляют свои результаты в таблицу №2 на доске. | |||||
5. Проблема: — Давайте сравним результаты таблиц 1 и 2. Что некоторые соли изменяют цвет индикатора как кислота или основание, но и есть случай, когда цвет не изменяется. | Монолог. Беседа. Устные вопросы. | Работа с таблицами. Сравнение. Анализ результатов. Устные ответы и выводы. | ||||
Почему же водные растворы солей в одних случаях изменяют окраску индикаторов, а в других — нет? | ||||||
6. Гипотезы: — Какие будут у вас мнения по этому вопросу? | Беседа. Устный вопрос. | Гипотезы записывают на доске. | ||||
Что необходимо вам? — Дополнительная информация. | Тексты (Приложение №3) | |||||
II Этап — проверка гипотезы на основе сбора фактов, знаний по исследуемой проблеме. Защита гипотез каждой группой, их анализ, оппонирование. | ||||||
1. Работа в группах. Каждой группе раздается текст. Ставится задача. 1, 2 группа: 3 группа: | Объяснение заданий по тексту. Постановка задачи. Карточка №3 (Приложение №2) | Работа в группах. Работа с текстом. (Приложение №3) Самостоятельный поиск информации. Составление схемы гидролиза солей. | ||||
2. Обмен информацией и ее обработка. К доске по одному ученику от каждой группы, которые пишут уравнения гидролиза своей соли и объясняют причины наличия ионов в их растворах. | По одному от группы на доске записывают уравнения гидролиза и объясняют причины наличия ионов Н + и ОН-, остальные учащиеся фиксируют их у себя в тетрадях. | |||||
Слайд 8 Вопросы: — В растворах, каких солей реакция среды щелочная? Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид- ионов. Слайд 9 — В растворах, каких солей реакция среды кислотная? Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток ионов водорода. Слайд 10 — Какие соли гидролизу не подвержены? Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, имеют нейтральную среду т.к концентрация ионов Н и ОН — равны | Задает вопросы. | |||||
Выводы и уравнения записываются в тетрадях. | Выводы и уравнения записывают в тетради. | |||||
III Этап — теоретические выводы на основе рефлексии полученных фактов и новых знаний. | ||||||
Пришло время обратить наше внимание на наши гипотезы на доске: на сколько верна каждая из них? Каким способом вы доказывали свои гипотезы? ГидролизМатериалы портала onx.distant.ru Теоретическое введение Примеры обратимого гидролиза Случаи необратимого гидролиза Константа и степень гидролиза Примеры решения задач Задачи для самостоятельного решения Теоретическое введениеГидролиз – обменная реакция взаимодействия растворенного вещества (например, соли) с водой. Гидролиз происходит в тех случаях, когда ионы соли способны образовывать с Н + и ОН — ионами воды малодиссоциированные электролиты. Примеры обратимого гидролизаСоли, образованные сильным основанием и слабой кислотой, например , CH3COONa, Na2CO3, Na2S, KCN гидролизуются по аниону: СН3СООNa + НОН ↔ СН3СООН + NaОН (рН > 7) Гидролиз солей многоосновных кислот протекает ступенчато. 1 ступень: CO3 2– + HOH ↔ HCO3 – + OH – , или в молекулярной форме: или в молекулярной форме: Продукты гидролиза по первой ступени подавляют вторую ступень гидролиза, в результате вторая ступень гидролиза протекает незначительно. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой, например , NH4Cl, FeCl3, Al2(SO4)3, гидролизуются по катиону: или в молекулярной форме: Соли, образованные многокислотными основаниями, гидролизуются ступенчато, образуя катионы основных солей. 1 ступень: Fe 3+ + HOH ↔ FeOH 2+ + H + ; FeCl3 + HOH ↔ FeOHCl2 + HCl FeOH 2+ + HOH ↔ Fe(OH)2 + + H + ; FeOHCl2 + HOH ↔ Fe(OH)2Cl+ HCl. Fe(OH)2 + + HOH ↔ Fe(OH)3 + H + ; Fe(OH)2Cl + HOH ↔ Fe(OH)3+ HCl. Гидролиз по второй и, в особенности, по третьей ступени практически не протекает при комнатной температуре. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, например , CH3COONH4, (NH4)2CO3, HCOONH4, гидролизуются и по катиону, и по аниону: В этом случае реакция раствора зависит от соотношения констант диссоциации образующихся кислот и оснований. Поскольку в рассматриваемом примере константы диссоциации СH3COOH и NH3·H2О при 25 о С примерно равны (Кд(СH3COOH) = 1,75·10 –5 , Кд(NH3·H2О) = 1,76·10 –5 ), то раствор соли будет нейтральным. При гидролизе HCOONH4 реакция раствора будет слабокислой, поскольку константа диссоциации муравьиной кислоты (Кд(HCOOН) = 1,77·10 –4 ) больше константы диссоциации уксусной кислоты. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой (например, NaNO3, KCl, Na2SO4), при растворении в воде гидролизу не подвергаются. Случаи необратимого гидролизаГидролиз некоторых солей, образованных слабыми основаниями и слабыми кислотами, протекает необратимо. Необратимо гидролизуется, например , сульфид алюминия: Следует отметить, что при смешении растворов солей гидролизующихся по аниону и катиону: Mg 2+ + HOH ↔ MgOH + + H + , CO3 2– + HOH ↔ HCO3 – + OH – Продукты гидролиза первой соли усиливают гидролиз второй соли и наоборот. В результате при смешении водных растворов сульфата магния и карбоната натрия образуется основной карбонат магния: Основные карбонаты выпадают в осадок также при смешивании растворов карбонатов щелочных металлов и солей Be 2+ , Co 2+ , Ni 2+ , Zn 2+ , Pb 2+ , Cu 2+ и др. При сливании растворов соды и солей Fe 2+ , Ca 2+ , Sr 2+ , Ba 2+ реакции протекают следующим образом: (Ме – Fe, Ca, Sr, Ba) При взаимодействии солей Аl 3+ , Сr 3+ и Fe 3+ в растворе с сульфидами, карбонатами и сульфитами в результате гидролиза в осадок выпадают не сульфиды, карбонаты и сульфиты этих катионов, а их гидроксиды: Следует отметить, что катион Fe 3+ производит окисляющее действие на анион S 2- . В результате протекает реакция: 2Fe 3+ + S 2- = 2Fe 2+ + S о . Например , хлорид железа (III) реагирует с сульфидом калия: 2FeCl3 + 3K2S = 2FeS + S + 6KCl Некоторые соли в результате гидролиза в воде образуют малорастворимые оксосоединения: SbCl3 + H2O → SbOCl↓ + 2HCl. Необратимо гидролизуются в водных растворах галогенангидриды: Константа и степень гидролизаКонстанта Кг и α г степень гидролиза для растворов электролитов связаны между собой уравнением, по форме совпадающим с уравнением Оствальда: (1) Константа гидролиза Кг может быть рассчитана на основе значений ионного произведения воды Кw и константы диссоциации Кд образующихся в результате гидролиза слабой кислоты или слабого основания: (2) Примеры решения задачЗадача 1. Вычислите Кг, α г и рН 0,01 М раствора NH4Cl при температуре 298 К, если при указанной температуре Кд(NH3·H2O) = 1,76× 10 -5 . Решение. .
[Н + ] = 2,4·10 –4× 0,01 = 2,4× 10 –6 М. рН = — lg 2,4× 10 –6 = 5,6. Задача 2. Определите константу гидролиза, степень гидролиза и рН 0,02 М раствора НСООNa при 298 К, если при указанной температуре Кд(НСООН) = 1,77× 10 –4 . Решение. Формиат натрия гидролизуется в соответствии с уравнением: НСОО — + Н2О ↔ НСООН + ОН — .
Поскольку [НСООН] = [ОН – ] и [НСОО – ]·Сисх(НСООNa), то константу гидролиза можно записать следующим образом: .
[Н + ] = 10 –14 ÷1,06× 10 –6 = 9,4·10 –9 М рН = — lg 9,4× 10 –9 = 8 Задача 3. Определите рН 0,006М раствора NaNO2, если α г = 7·10 –3 %. Решение. [ОН – ] = 0,006× 7× 10 –5 = 4,2× 10 –7 М. [Н + ] = 10 –14 :4,2× 10 –7 = 2,4× 10 –8 М. рН = — lg 2,4× 10 –8 = 7,6. Задача 5. Определите рН 0,1 М раствора Na3PO4 при 298 К, если константы диссоциации ортофосфорной кислоты при указанной температуре соответственно равны: Кд.1 = 7,11× 10 — 3 , Kд.2 = 6,34× 10 — 8 , Kд.3 = 4,40× 10 — 13 . Решение. Na3PO4 диссоциирует в растворе и подвергается ступенчатому гидролизу:
Следует обратить внимание на выбор “нужной” величины Кд.
Kдисс.2 = 6,34·10 — 8 Так как Кг,1 > > Кг,2, то можно считать, что соль подвергается гидролизу только по первой ступени. , поскольку [HPO4 2- ] = [OH — ]. рОН = –lg 4,76× 10 — 2 = 1,32 и рН = 14 – 1,32 = 12,68. Задачи для самостоятельного решения1. Гидролиз соли Na2SO3 усилится при добавлении в раствор веществ:
2. Напишите уравнение реакции NiCl2 + Na2CO3 + H2O → . Пособие для учащихся ГидролизОбращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях» Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику Пособие для учащихся «Гидролиз» Данное пособие предназначено для учащихся 11 класса. Тема «Гидролиз солей» вызывает некоторые затруднения у учащихся. Пособие содержит теоретический материал по теме «Гидролиз». Представлен алгоритм составления уравнений реакций гидролиза, разбираются примеры решения заданий по теме «Гидролиз солей»,приведены таблицы: «Сильные и слабые электролиты», «Индикаторы», «Таблица растворимости». Составлены задания для самостоятельной работы учащихся. Пособие поможет ученикам при выполнении лабораторной работы, по выполнению домашней работы; позволит более полно усвоить тему. Успешное выполнение заданий по теме: «Гидролиз солей» невозможно без знания теоретического материала. 1.Необходимо повторить правила пользования таблицей растворимости:
Чтобы определить,растворима ли соль,по вертикале в таблице находим катион,образовавший соль.По горизонтали соответствующий анион. Если на их пересечении стоит буква Р-соль растворима,следовательно в водном растворе диссоциирует на ионы.Если –буква Н- вещество нерастворимо,на ионы не диссоциирует. 2.Необходимо повторить понятия : «электролиты», «неэлектролиты», «сильные электролиты», Электролиты- это вещества растворы или расплавы которых проводят электрический ток. NaCl , H 2 SO 4 , NaOH Неэлектролиты -это вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток. Кислород O 2 , азот N 2 , водород H 2, многие органические вещества – спирты, глюкоза, сахароза, бензол и др. Сильные электролиты-полность диссоциируют на ионы 1) сильные кислоты ( H 2 SO 4 , HCl , HNO 3 , HClO 4 , HClO 3 , HBr , HI и др.) 2) щелочи ( NaOH , KOH , LiOH , Ba ( OH )2, Ca ( OH )2 и др.) Слабые электролиты -неполность диссоциируют на ионы 2) нерастворимые в воде основания ( Cu ( OH )2, Fe ( OH )3 и др.) 3) гидроксид аммония NH 4 OH 3.Следует знать цвет индикаторов в различных средах Окраска индикатора в среде 4.Знания о том,как диссоциируют вещества ,относящиеся к различным классам неорганических соединений помогут в написании уравнений гидролиза Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид катионов – катионы водорода Н + Уравнение электролитической диссоциации сильных кислот: Слабые многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато. Основания — электролиты, которые при диссоциации образуют только один вид анионов — гидроксид-ионы ОН Уравнение диссоциации сильных оснований (щелочей) Слабые многокислотные основания диссоциируют ступенчато. FeOH + ↔ Fe 2+ + OH — Средние (нормальные) соли – сильные электролиты, образующие при диссоциации катионы металла и анионы кислотного остатка. Основные соли – электролиты, которые при диссоциации образуют анионы кислотного остатка и сложные катионы, состоящие из атомов металла и гидроксогрупп ОН-. Fe(OH)Cl ↔ Fe(OH) + + Cl — (α = 1) Fe ( OH ) + ↔ Fe 2+ + OH — (α 5.Изучить теоретический материал по теме: «Гидролиз солей» Соли – это соединения, образующие при диссоциации в водном растворе положительно заряженные ионы металлов и отрицательно заряженные ионы кислотных остатков, а иногда, кроме них, ионы водорода и гидроксид-ионы. В водном растворе эти ионы гидратированы – окружены молекулами воды. Водные растворы многих солей имеют кислую или щелочную среду. Причиной этого явления является гидролиз –это взаимодействие ионов соли с водой,приводящее к образованию слабого электролита Причина гидролиза – электролитическая диссоциация соответствующих солей и воды. По отношению к воде соли можно разделить на 4 группы: 1.Соли, образованные катионом сильного основания и анионом слабой кислоты. Гидролиз такого типа называют гидролизом по аниону. Среда раствора щелочная,лакмус синий. Пример:гидролиз соли фосфата натрия( Na 3 PO 4 ). Соль образована сильным основанием-гидроксидом калия и слабой кислотой-фосфорной. 3 Na + + PO 4 3- + Н2О ⇄ НРО4 2- +ОН — +3 Na + 2.Соли, образованные катионом слабого основания и анионом сильной кислоты. Гидролиз такого типа называют гидролизом катиону.Среда кислая,лакмус красный Пример: гидролиз соли сульфата меди(2)- CuSO 4 Cu 2+ + SO 4 2- + Н2О ⇄ CuOH + + H + 3.Соли, образованные катионом сильного основания и анионом сильной кислоты. Соль гидролизу не подвергается, диссоциирует на ионы в водном растворе. В этом случае. среда нейтральная, лакмус фиолетовый. 4.Соли, образованные катионом слабого основания и анионом слабой кислоты. Гидролиз такого типа называют гидролизом по катиону и аниону. В этом случае характер среды определяют по степени диссоциации кислоты и основания, образовавших соль. Если степень диссоциации кислоты больше степени диссоциации основания, то среда будет слабокислой. И ,наоборот ,если степень диссоциации основания больше степени диссоциации кислоты, то среда-слабощелочная. Пример необратимого гидролиза: Al 2 S 3 + H 2 O à Al ( OH )3 ¯ + H 2 S Особого внимания заслуживает совместный гидролиз. Соли в водном растворе полностью гидролизованы. Алгоритм составления уравнений реакций гидролиза: 1. Определить какой по силе кислотой и каким основанием по силе образована соль. 2. Записать уравнение диссоциации соли,затем уравнение диссоциации молекулы воды. 3. Выписать формулу иона слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с одной молекулой воды; в результате получится краткое ионно-молекулярное уравнение гидролиза 4. Записать уравнение реакции гидролиза в молекулярном виде. Указать характер среды и цвет индикатора лакмуса Рассмотрим ,как пользуясь алгоритмом составления уравнения гидролиза, выполнить задание. Составить уравнение реакции гидролиза соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой-сульфида натрия( Na 2 S ) 1.Соль образована гидроксидом натрия-сильным основанием и слабой кислотой-сероводородной. 2.Определить тип гидролиза, среду и цвет индикатора. Гидролиз по аниону Среда щелочная ,лакмус синий. 3.Записать уравнение диссоциации соли и воды Na2 S ⇄ → 2Na + + S 2- 4.Записать ионное уравнение гидролиза 2 Na + + S 2- + H 2 O ⇄ HS — +2 Na + + OH — 5.Составить молекулярное уравнение Na 2 S + H 2 O ⇄ NaHS + Na OH Составить уравнение реакции гидролиза хлорида меди (2). 1.Рассмотрим состав соли: соль образована слабым основанием гидроксидом меди(2) и сильной кислотой –соляной. 2.Определить тип гидролиза, среду и цвет индикатора. Гидролиз по катиону, среда кислая, лакмус красный. 3.Записать уравнение диссоциации соли и воды CuCl2 ⇄ Cu 2+ +2Cl — H2O ⇄ H + + OH — 4.Записать ионное уравнение гидролиза Cu 2+ +2 Cl — + H 2 O ⇄ Cu OH + +2 Cl — + H + 5.Составить молекулярное уравнение CuCl 2 + H 2 O ⇄ Cu OHCl + HCl В тестовых заданиях или в заданиях на соответствие, составленных по типу заданий ЕГЭ встречаются обозначения среды посредством использования значений водородного показателя. Необходимо помнить: PH > 7- среда щелочная, концентрация ионов гидроксогруппы больше концентрации ионов водорода ; PH PH = 7- среда нейтральная; концентрация ионов водорода равна концентрации гидроксид-ионов. Количественно гидролиз характеризуется степенью гидролиза. Она показывает сколько молекул вещества от общего числа молекул подвергается гидролизу. Степень гидролиза зависит от температуры, природы вещества, концентрации раствора. Если повысить температуру-это усилит гидролиз, так как это эндотермическая реакция .При разбавлении водой гидролиз усиливается. Если гидролиз по аниону-повышение концентрации гидроксид-ионов будет ослаблять гидролиз. Если гидролиз по катиону-повышение концентрации ионов водорода ослабит гидролиз. Предположим соль- хлорид меди (2).Она гидролизуется по катиону, так как образована слабым основанием –гидроксидом меди(2) и сильной кислотой-соляной. Чтобы усилить гидролиз этой соли ,нужно нагреть раствор; добавить воды; добавить щелочь-раствор(делаем выбор). Определить формулу соли, если значение PH =7 : хлорид магния, сульфат натрия; бромид алюминия. 1. MgCl 2 –соль образована слабым основанием и сильной кислотой; гидролиз по катиону, среда кислая PH 7; 2. Na 2 SO 4 — соль образована сильным основанием и сильной кислотой; среда нейтральная PH =7. 3. AlBr 3 — соль образована сильной кислотой и слабым основанием; гидролиз по катиону; PH 7 Задания для самостоятельной работы : 1.Задания для закрепления знаний, умений определять характер среды и цвет индикатора источники: http://chemege.ru/gidroliz-2/ http://infourok.ru/posobie-dlya-uchashihsya-gidroliz-5049765.html |