Элективный курс «Уравнения, содержащие знак модуль»
Разделы: Математика
Класс: 9
Ключевые слова: Уравнения содержащие знак модуль
Количество часов — 34.
Анатация
Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием абсолютной величины (модуля числа) и аспектами его применения. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, основанные на его определении, свойствах и графической интерпретации. Это все необходимо любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения.
Присутствует идея психического здоровья. Ученики, кроме усвоения фактического материала, смогли обрести уверенность в своей компетентности по предмету алгебра, повысить культуру общения в дискуссии, развить способность отстаивать собственную точку зрения, распределять обязанности при выполнении совместной работы с другими учениками.
Исторические аспекты. Термин «модуль» (от латинского modulus — мера) ввел английский математик Р.Котек (1682-1716). Знак «| |» ввел немецкий математик К.Вейерштрасс (1815-1897) в 1841 году.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Кроме того, задания единого экзамена по математике предполагают умение оперировать с модулем. Материал данного курса содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащий модуль.
Элективный курс «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля» предусматривает углубленное изучение математики, формирование учащихся 9 классов устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессию, связанную с математикой, подготовку к обучению в вуз.
Пояснительная записка
Курс написан на 34часа и составлен из 3-х частей т.е. главы: I — 14 часов, II — 15 часов, III — 5 часов. Применяю дифференцированное обучение, для этого учеников разбиваю на три группы по уровню усвоения сложного материала. Первая группа ребят изучает главу I, вторая группа изучает главы I и II, третья группа изучает главы I, II, III.
Глава I. Линейные уравнения и неравенства, содержащие знак модуля, и их методы решения.
Глава II. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля, сводящиеся к квадратным уравнениям и их методы решения.
Глава III. Решение уравнений и неравенств с параметром и модулем.
Главы разделены на отдельные темы. Каждая глава заканчивается контрольной работой из 3-х-5-ти заданий. Третью главу завершает тема «Защита творческих работ учащихся»
Глава I состоит из 10-ти тем:
Тема 1.1.Водная беседа. Определение модуля и его применение при решении уравнений и неравенств(1ч).
Тема 1.2.Множества и элементы комбинаторики.
Решение уравнений и неравенств с модулями на координатной прямой.(1ч)
Тема 1.3.Решение неравенств вида |x| 0 посредством равносторонних переходов.
Тема 1.4. Решение уравнений и неравенств по формуле.
Тема 1.5.Метод интервалов решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Тема 1.6.Свойство модуля. Применение свойств модуля при решении уравнений и неравенств.
Тема 1.7.Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля под знаком модуля.
Тема 1.8.Построение графиков линейных функций, содержащих знак модуля.
Тема 1.9. Графическое решение уравнений и неравенств с модулем.
Тема 1.10. Контрольная работа №1
В этой главе учащиеся учатся применять определение модуля числа, выражения при решении линейных уравнений и неравенств, решают уравнения и неравенства, содержащих знак модуля под знаком модуля, рассматривают легкие задания с параметром. Осваивают структуру работы с модулем, знакомятся с множествами и элементами комбинаторики, терминологией и символикой системы и совокупности, со свойствами модуля. Учащиеся знакомятся с дробно-линейной функцией и ее графиком. Рассматривают различные методы решения уравнений и неравенств: а) по определению модуля; б) методом интервалов в) графический метод; г) по формуле.
Каждая тема содержит изложение теории с поясняющими примерами содержит систему уравнений и неравенств с модулем ( многие из которых с решениями или указаниями). В конце каждой темы предлагается ряд заданий для самостоятельной работы с указанием ответов, помогающих закрепить теоретический материал. В конце каждой темы предлагается домашнее задание.
Выступления учащихся с лекцией, рефератом, докладом, с творческим сообщением, с проектными заданиями, проведение семинаров, диспутов занимают первое место при проведении занятий по данному курсу.
Глава II состоит из 9-ти тем:
Тема 2.1.Квадратный трехчлен в уравнениях и неравенствах, содержащих модули.
Тема 2.2.Уравнения и неравенства с модулем, сводящиеся к квадратным уравнениям, решаемые методом интервалов.
Тема 2.3. Решение квадратных уравнений и неравенств с модулем по формулам.
Тема 2. 4.Модуль и преобразование корней.
Тема 2.5. Модуль и иррациональные уравнения.
Тема 2.6. Решение квадратных уравнений с модулем с помощью построения графиков.
Тема 2.7. Тестовые задачи с модулем в КИМах ЕГЭ и на вступительных экзаменах.
Тема 2.8. Тестовые задачи с модулем, содержащие тригонометрические выражения, из КИМов ЕГЭ.
Тема 2.9. Контрольная работа №2.
В этой главе учащиеся изучают квадратный трехчлен в уравнениях и неравенствах с модулем, учатся оперировать арифметическими корнями и учатся преобразовывать иррациональные выражения.
Представлена работа на перспективу (рассматриваются задания с тригонометрией), так же в этой главе учащиеся решают олимпиадные задачи с применением уравнений и неравенств с модулем, устанавливаются межпредметные связи. Рассматриваем тестовые задачи с модулем из КИМов ЕГЭ.
В этой главе осуществляется подготовка к экзамену по алгебре в 9-ом классе, идет повторение всего курса алгебры.
В главе III три темы:
Тема 3.1. Уравнения с параметром и модулем.
Тема 3.2 .Неравенства с параметром и модулем.
Тема 3.3. Защита творческих работ и рефератов.
Эту главу изучают одаренные и способные учащиеся. Предлагается лекционное изложение теоретического материала.
Рассматриваются разнообразные и нестандартные уравнения и неравенства с параметрами, так как на олимпиадах всех уровней и вступительных экзаменах в престижные вузы без них, как правило, не обходятся. Учащимся предлагают решать неравенства с двумя параметрами.
Задачи курса
- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- научить строить графики, содержащие модуль;
- работать на перспективу по тригонометрии;
- научить работать с литературой;
- научить составлять проектные задания, составлять математическую модель.
Цели курса: помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:
а) освоить рациональные способы организации своей деятельности для эффективного решения заданий повышенного уровня;
б) способствовать приобщению к творческой и исследовательской деятельности по алгебре;
в) создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
г) помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Требования к математической подготовке учащихся.
В результате изучения курса «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля», учащиеся должны:
— усвоить алгебраическое определение модуля и геометрическое определение модуля;
— усвоить основные приемы решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля:
а) по определению модуля;
б) методом интервалов;
в) графический метод;
г) по формуле.
Содержание данного элективного курса включает ряд более сложных уравнений, содержащих знак модуля, которые не включены в программу по математике для классов общеобразовательных школ. Однако этот курс является важным содержательным компонентом системы непрерывного математического образования.
Содержание программы включает три части — теоретическую, практическую и проектную. В теоретическом разделе рассматриваются уравнения и неравенства с модулем и способы их решения. Практическая часть включает задания различного уровня сложности для закрепления и контроля усвоенного материала. Эти задачи предназначены для индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Большое внимание в курсе уделяется формированию у учащихся умения конструировать задания. В проектной части учащиеся должны показать свои умения в составлении и представлении сообщений, рефератов, самостоятельно составленных заданий.
Этот курс создает базу для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, а также восполнение пробелов основного курса решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.
Этот курс поможет при подготовке к ЕГЭ (единому государственному экзамену) по математике в 11классе.
Конечным продуктом должна быть творческая работа каждого ученика.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
- применять изученные алгоритмы для решения заданий и отстаивать свою точку зрения;
- преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- строить графики функций, содержащих модуль;
- решать самостоятельно задания из единого государственного экзамена;
- решать типовые задачи с модулем, содержащие тригонометрию.
Возможные критерии оценок.
- Оценка «отлично» — учащийся освоил теоретический курс и демонстрирует ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; получил навыки при решении конкретных заданий; продемонстрировал умение работать самостоятельно, показал знания и умения применять стандартные методы решения при выполнении творческой работы.
- Оценка «хорошо» — учащийся освоил идеи и методы курса и может справиться со стандартными заданиями; прилежно выполняет домашние задания; наблюдаются результаты возрастания общих умений учащихся. Успешно выполнил творческую работу.
- Оценка «удовлетворительно» — учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулями».
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
авторская программа элективного курса по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_9_klass.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.НОВЫЙ БАТАКО»
РМО учителей математики
«Решение уравнений и неравенств с модулем»
для учащихся 9 классов.
Автор элективного курса
МОУ СОШ с.Новый Батако
2012-2013 учебный год
Элективный курс «Уравнения и неравенства с модулем» рассчитан на 17 часов и ориентирован на учащихся 9 класса. Курс рассматривается в Ι полугодии. Программа состоит из двух блоков, связанных единой идеей.
В 1 блоке, рассчитанном на 9 часов, рассматриваются методы решения уравнений, содержащих знак модуля.
Во 2 блоке в течение 8 часов, рассматриваются методы решения неравенств, содержащих знак модуля.
Программа данного курса предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в базовый курс основной школы, поэтому курс ориентирован на углубленное изучение математики с одаренными обучающимися.
Тема, предложенная в элективном курсе, важна, так как задачи с модулями встречаются часто на математических олимпиадах и на ГИА по математике. В этом курсе кроме решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля; рассматриваются способы и приемы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля, с помощью преобразований.
Основная цель курса – расширить представление о уравнениях и неравенствах с модулем, овладеть системой знаний и умений, необходимых для решения уравнений и неравенств с модулями, показать роль математики, её целостность, формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания элективного курса учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
- Применения свойств модуля;
- решения уравнений и неравенств с модулем аналитическим методом;
- решения уравнений и неравенств содержащих двойные модули;
- построения графиков функций, содержащих знак модуля;
- развития математической речи.
Уравнения, содержащие знак модуля
Модуль в выражениях
Определение модуля, свойства модуля
Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля.
Решение уравнений с модулем методом промежутков.
Метод равносильного перехода к совокупности двух смешанных систем.
Модуль в квадратных уравнениях
Решение уравнений , содержащих несколько выражений с модулем
Модуль в рациональных уравнениях
Построение графика функции, содержащей знак модуля
Практическая работа по решению уравнений с модулями
Неравенства, содержащие знак модуля
Модуль в неравенствах.
Метод промежутков при решении неравенств с модулем
Решение линейных неравенств с модулем
Решение квадратных неравенств с модулем
Модуль в рациональных неравенствах
Решение уравнений и неравенств ,содержащих «модуль в модуле»
Решение олимпиадных задач с модулями
Решение заданий с модулями из КИМов ГИА и ЕГЭ по математике
- Уравнения, содержащие знак модуля
1)Модуль в выражениях .Определение модуля, свойства модуля.
Цель : Рассмотреть все свойства модуля и применить их в решении примеров.
2) Упрощение выражений, содержащих переменную под знаком модуля.
Цель : Отработать навыки раскрытия модуля и упрощения выражений.
3) Решение уравнений с модулем методом промежутков.
Цель : Решение уравнений вида
4)Метод равносильного перехода к совокупности двух смешанных систем.
Цель : Решение уравнений вида
5)Модуль в квадратных уравнениях/
Цель : Решение квадратных уравнений с модулями видов: ׀ a׀x׀²+bx+c=0
6) Решение уравнений , содержащих несколько выражений с модулем:
Цель : Решение уравнений вида
7) Модуль в рациональных уравнениях
Цель : Решение уравнений вида
8)Построение графика функции, содержащей знак модуля
Цель : Геометрический смысл модуля действительного числа, графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат, симметрия относительно осей. Построение графиков функций вида где и — некоторые действительные числа. Преобразование графика функции в графики функций , , .
9)Практическая работа по решению уравнений с модулями.
Цель : Закрепление навыков решения рассмотренных видов уравнений с модулями.
2.Неравенства, содержащие знак модуля
1)Модуль в неравенствах.
Цель: рассмотреть алгоритм решения простейших линейных неравенств с модулем.
2)Решение линейных неравенств с модулем.
Цель: отработать навык решения простейших линейных неравенствх с модулем.
Цель: рассмотреть простейшие линейные неравенства с модулем.
3)Метод промежутков при решении неравенств с модулем
. Цель : Решение неравенств вида , , , .
4)Решение квадратных неравенств с модулем
Цель : Решение квадратных уравнений с модулями видов: ׀ a׀x׀²+bx+c
5)Модуль в рациональных неравенствах
Цель : Решение неравенств вида
6)Решение уравнений и неравенств, содержащих «модуль в модуле»
Цель : Решение уравнений и неравенств вида
7)Решение олимпиадных задач с модулями.
8)Решение заданий с модулями из КИМов ГИА и ЕГЭ по математике
- Родионов Е.М. Решение задач с модулями и параметрами.Пособие для поступающих в вузы
- П.Ф. Севрюков, А.Н. Смоляков «Уравнения и неравенства с модулем и методика их решения», Москва, Ставрополь,2005
- Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по решению математических задач
- И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10 класса средней школы. М.: «Просвещение», 1989.
- Функции и их графики. Учебное пособие. Авт. – сост. Н.В.Бурмистрова, Н.Г.Старостенкова. –Саратов: Лицей, 2008.
- В.К.Егерев, Б.А.Радунский, Д.А.Тальский. Методика построения графиков функций. М.: «высшая школа», 1999.
на авторскую программу
элективного курса «Решение уравнений и неравенства с модулем » для учащихся 9 класса.
Программа элективного курса cоставлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике.
Элективный курс «Решение уравнений и неравенств с модулем» рассчитан на 17 часов для учащихся 9 класса.
Тема, предложенная в элективном курсе, важна, т.к. связана практически со всеми разделами школьной программы. Задачи с абсолютными величинами встречаются часто на математических олимпиадах и на ЕГЭ. В этом курсе рассматриваются: примеры решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля; способы решения, которые позволяют очень быстро и рационально решить многие уравнения; приемы построения графиков функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля, с помощью преобразований. Приводятся примеры построения на плоскости множеств точек, координаты которых удовлетворяют уравнениям и неравенствам, содержащим знак модуля. Эти приемы являются общими и применяются к уравнениям неравенствам различного вида.
Курс непосредственно связан с материалом базового курса по математике. Он предусматривает доведение изучаемого материала до уровня, на котором учащемуся становится ясной его математическая зависимость, знакомит учащихся с нестандартными методами решения задач повышенной сложности.
Таким образом, данная рабочая программа может быть рекомендована для планирования дополнительной работы в учебном заведении по данному предмету.
Рабочая программа элективного курса по математике «Уравнения, содержащие знак модуля» для 11 класса
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области «Ахтубинская кадетская школа-интернат им. П. О. Сухого»
_____________ Кузнецов В. В.
Приказ № ______ от __.09.2015г.
Рабочая программа элективного курса по
«УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ»
Составитель учитель математики:
Волкова Наталья Викторовна
Зам. директора по УЧ
________ Чуманова В.В.
________ Назарова Н.Н.
г. Ахтубинск, 2015г.
Математика – предмет, изучающийся с первого по выпускной класс; объем информации, которой должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Следовательно, велик и объем накопившихся у учащихся за годы обучения пробелов. Устранение этих пробелов, к сожалению, становится чаще всего основной задачей учителей, работающих в выпускных классах. Поэтому, представляется необходимость в ведении элективных курсов.
Элективный курс «Уравнения, содержащие знак модуля» направлен на развитие содержания и дополнения профильного курса до углубленного курса и предназначен для учащихся 11 класса, пожелавших систематизировать и углубить свои знания по теме. Курс посвящен уравнениям, содержащим знак модуля, т.к., несмотря на кажущуюся простоту решений уравнений такого типа, их решения нередко вызывают у учащихся затруднения, кроме того задания подобного типа регулярно встречаются среди заданий, предлагаемых на экзамене. Знания, полученные при изучении темы, необходимы учащимся при обучении в вузе.
Изучение материала курса разбито на два блока: базовый и расширенный. Базовый блок, необходимый каждому учащемуся, предполагается изучать на уроке, а расширенный блок – во внеурочное время, по мере изучения текущего и повторения ранее изученного материала.
Базовый блок посвящен изучению алгоритмов решения основных типов уравнений, содержащих знак модуля, и состоит из шести уроков:
1. Урок-лекция «Уравнения: уравнения следствия, равносильные уравнения, уравнения, содержащие знак модуля вида f(x) ∣ =а, аR».
2. Урок-лекция «Уравнения, содержащие знак модуля вида: ∣ f(x) ∣ = ∣ g(x) ∣ ; ∣ f(x) ∣ =g(x); ∣ f1(x) ∣ + ∣ f2(x) ∣ +…+ ∣ f n (x) ∣ =g(x)».
3. Урок-практикум «Решение различных видов уравнений, содержащих знак модуля».
К урокам разработаны и подготовлены:
1. Информационная карта урока (раздается на уроке каждому учащемуся).
2. Самостоятельные работы и многовариантные разноуровневые тесты, контролирующие изучение материала.
Основным учебным пособием, используемым для организации работы учащихся при изучении базового блока, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания, является элективный курс Калугиной Е.Е. «Уравнения, содержащие знак модуля».
Расширенный блок курса посвящен решению различного вида уравнений, сводящихся к уравнениям, содержащим знак модуля, и уравнениям с параметром, содержащим знак модуля. На 16 уроках рассматриваются тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, сводящиеся к уравнениям, содержащим знак модуля. На изучение уравнений каждого типа отводится 4 урока. На первом уроке обобщается, систематизируется и расширяется объем знаний учащихся по теме, на втором уроке закрепляется навык решения уравнений соответствующего типа. На 10 уроках рассматриваются тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения с параметром, сводящиеся к уравнениям, содержащим знак модуля. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у учащихся, но их решение вызывает у них затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение. Такие задачи постоянно предлагаются на ЕГЭ и на вступительных экзаменах. В планах урока приведены материалы учебных пособий, которые можно использовать на уроке. Большой набор заданий позволяет использовать их для разноуровневых групп учащихся.
Проверка качества знаний учащихся по этому блоку курса проходит в виде:
— создания многовариантных разноуровневых тестов, которые могут быть использованы преподавателями и учащимися в своей дальнейшей работе;
— создания мультимедийных презентаций, которые кадеты могут использовать для самообразования или повторения материала, изученного ранее;
— защиты творческих работ «Поможем подготовиться к экзамену».
Изучение элективного курса направлено на достижение следующих целей:
Обобщить и систематизировать, расширить и углубить знания методов и приемов к решению задач с модулем и параметром по теме.
Продолжить работу по интеллектуальному развитию учащихся, формированию определенного уровня логического мышления. Развивать исследовательскую и познавательную деятельности учащегося.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Достижение поставленных целей возможно через решение задач с модулем и параметром, что позволяет поставить следующие основные задачи:
углубить знания по математике, формировать устойчивый интерес к предмету;
выявить и развить их математические способности;
расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями и параметрами;
повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
сформировать навыки работы со справочной литературой и компьютером;
развитие навыков исследовательской деятельности;
обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Воспитательное назначение курса
Обучение задачам с модулями и параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Работа элективного курса строится на принципах:
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/06/29/programma-elektivnogo-kursa-reshenie-uravneniy-i-neravenstv-s
http://infourok.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-matematike-uravneniya-soderzhaschie-znak-modulya-dlya-klassa-662080.html