Решение задач по математике онлайн
//mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘
Калькулятор онлайн.
Решение квадратного уравнения.
С помощью этой математической программы вы можете решить квадратное уравнение.
Программа не только даёт ответ задачи, но и отображает процесс решения двумя способами:
— с помощью дискриминанта
— с помощью теоремы Виета (если возможно).
Причём, ответ выводится точный, а не приближенный.
Например, для уравнения \(81x^2-16x-1=0\) ответ выводится в такой форме:
Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.
Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.
Если вы не знакомы с правилами ввода квадратного многочлена, рекомендуем с ними ознакомиться.
В качестве переменной может выступать любая латинсая буква.
Например: \( x, y, z, a, b, c, o, p, q \) и т.д.
Числа можно вводить целые или дробные.
Причём, дробные числа можно вводить не только в виде десятичной, но и в виде обыкновенной дроби.
Правила ввода десятичных дробей.
В десятичных дробях дробная часть от целой может отделяться как точкой так и запятой.
Например, можно вводить десятичные дроби так: 2.5x — 3,5x^2
Правила ввода обыкновенных дробей.
В качестве числителя, знаменателя и целой части дроби может выступать только целое число.
Знаменатель не может быть отрицательным.
При вводе числовой дроби числитель отделяется от знаменателя знаком деления: /
Целая часть отделяется от дроби знаком амперсанд: &
Ввод: 3&1/3 — 5&6/5z +1/7z^2
Результат: \( 3\frac<1> <3>— 5\frac<6> <5>z + \frac<1><7>z^2 \)
При вводе выражения можно использовать скобки. В этом случае при решении квадратного уравнения введённое выражение сначала упрощается.
Например: 1/2(y-1)(y+1)-(5y-10&1/2)
Немного теории.
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения
Каждое из уравнений
\( -x^2+6x+1<,>4=0, \quad 8x^2-7x=0, \quad x^2-\frac<4><9>=0 \)
имеет вид
\( ax^2+bx+c=0, \)
где x — переменная, a, b и c — числа.
В первом уравнении a = -1, b = 6 и c = 1,4, во втором a = 8, b = —7 и c = 0, в третьем a = 1, b = 0 и c = 4/9. Такие уравнения называют квадратными уравнениями.
Определение.
Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 +bx+c=0, где x — переменная, a, b и c — некоторые числа, причём \( a \neq 0 \).
Числа a, b и c — коэффициенты квадратного уравнения. Число a называют первым коэффициентом, число b — вторым коэффициентом и число c — свободным членом.
В каждом из уравнений вида ax 2 +bx+c=0, где \( a \neq 0 \), наибольшая степень переменной x — квадрат. Отсюда и название: квадратное уравнение.
Заметим, что квадратное уравнение называют ещё уравнением второй степени, так как его левая часть есть многочлен второй степени.
Квадратное уравнение, в котором коэффициент при x 2 равен 1, называют приведённым квадратным уравнением. Например, приведёнными квадратными уравнениями являются уравнения
\( x^2-11x+30=0, \quad x^2-6x=0, \quad x^2-8=0 \)
Если в квадратном уравнении ax 2 +bx+c=0 хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением. Так, уравнения -2x 2 +7=0, 3x 2 -10x=0, -4x 2 =0 — неполные квадратные уравнения. В первом из них b=0, во втором c=0, в третьем b=0 и c=0.
Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов:
1) ax 2 +c=0, где \( c \neq 0 \);
2) ax 2 +bx=0, где \( b \neq 0 \);
3) ax 2 =0.
Рассмотрим решение уравнений каждого из этих видов.
Для решения неполного квадратного уравнения вида ax 2 +c=0 при \( c \neq 0 \) переносят его свободный член в правую часть и делят обе части уравнения на a:
\( x^2 = -\frac
Так как \( c \neq 0 \), то \( -\frac
Значит, неполное квадратное уравнение вида ax 2 +bx=0 при \( b \neq 0 \) всегда имеет два корня.
Неполное квадратное уравнение вида ax 2 =0 равносильно уравнению x 2 =0 и поэтому имеет единственный корень 0.
Формула корней квадратного уравнения
Рассмотрим теперь, как решают квадратные уравнения, в которых оба коэффициента при неизвестных и свободный член отличны от нуля.
Решим квадратне уравнение в общем виде и в результате получим формулу корней. Затем эту формулу можно будет применять при решении любого квадратного уравнения.
Решим квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0
Разделив обе его части на a, получим равносильное ему приведённое квадратное уравнение
\( x^2+\fracx +\frac
Преобразуем это уравнение, выделив квадрат двучлена:
\( x^2+2x \cdot \frac<2a>+\left( \frac<2a>\right)^2- \left( \frac<2a>\right)^2 + \frac
Подкоренное выражение называют дискриминантом квадратного уравнения ax 2 +bx+c=0 («дискриминант» по латыни — различитель). Его обозначают буквой D, т.е.
\( D = b^2-4ac \)
Теперь, используя обозначение дискриминанта, перепишем формулу для корней квадратного уравнения:
\( x_ <1,2>= \frac < -b \pm \sqrt
Очевидно, что:
1) Если D>0, то квадратное уравнение имеет два корня.
2) Если D=0, то квадратное уравнение имеет один корень \( x=-\frac <2a>\).
3) Если D 0), один корень (при D = 0) или не иметь корней (при D
Теорема Виета
Приведённое квадратное уравнение ax 2 -7x+10=0 имеет корни 2 и 5. Сумма корней равна 7, а произведение равно 10. Мы видим, что сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Таким свойством обладает любое приведённое квадратное уравнение, имеющее корни.
Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Т.е. теорема Виета утверждает, что корни x1 и x2 приведённого квадратного уравнения x 2 +px+q=0 обладают свойством:
\( \left\< \begin
Теорема Виета и её применение
Разделы: Математика
Цель:
- Обобщить и закрепить навыки решения квадратных уравнений ах 2 + вх + с = 0, в которых а + в + с = 0; продолжить развивать навыки устного решения таких уравнений.
- Способствовать выработке у школьников желания и потребности обощения изучаемых фактов: развивать самостоятельность и творчество.
- Обеспечить закрепление теоремы на интересных примерах.
Оборудование:
- Кодоскоп
- Карточки тесты
- Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся
- Сигнальные карточки.
Ход урока
I Повторение пройденного материала
1) Устная работа через кодоскоп с применением сигнальных карточек. Если ученик готов отвечать, то зеленая, нет – красная. Согласен с ответом – зеленая, не согласен – красная.
А) 5х 2 – 7х + 2 = 0 | [т.к. а + в + с = 0, то х1 = 1, х2 = ] |
Б) х 2 – 12х + 35 = 0 | [по обратной теореме Виета х1 = 7, х2 = 5] |
В) 313х 2 + 326х + 13 = 0 | [а – в + с = 0, то х1 = –1, х2 = –] |
Г) 4х 2 + 12х + 5 = 0 | [метод переброски х1 = –, х2 = –] |
Д) Составьте квадратное уравнение, если известны его корни: | |
х1 = 5, х2 = –6 | [ х 2 + х –30 = 0] |
х1 = 2, х2 = | [ х 2 – (2 – ) х + 2 = 0] |
Доказательство теоремы Виета и свойств числовых коэффициентов уравнения.
Теорема Виета.
Сумма корней квадратного уравнения равна коэффициенту при х, взятому с противоположным знаком и деленному на коэффициент при х 2 ; произведение корней этого уравнения равно свободному члену деленному на коэффициент при х 2 .
х1 + х2 = –
х1х2 = .
Т.к. квадратное уравнение ах 2 + вх + с = 0 имеет корни х1 и х2, то справедливо тождество ах 2 + вх + с = а(х – х1)(х – х2).
Раскроем скобки в правой части этого тождества:
х 2 + х – х2х + х1х2,
отсюда следует, что х1 + х2 = – и х1* х2 = . Что и требовалось доказать.
Обратная теорема Виета.
Если выполняются равенства х1 + х2 = – и х1х2 = , то числа х1 и х2 являются корнями уравнения ах 2 + вх + с = 0.
Свойства коэффициентов 1.
Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + вх + с = 0, где а0. Если а + в + с = 0, то х1 = 1, х2 = .
ах 2 + вх + с = 0, а0
Разделим обе части уравнения на а0, получим приведенное квадратное уравнение х 2 + .
Согласно теореме Виета | х1 + х2 = – | |
х1 |
По условию а + в + с = 0, откуда в = – а – с. Значит | х1 + х2 = – = 1 + | |
х1* х2 = 1 * |
Получим х1 = 1, х2 = .
Свойство коэффициентов 2.
Если в квадратном уравнении ах 2 + вх + с = 0 а – в + с = 0, то х1 = – 1, х2 = – .
В итоге на доске открывается таблица:
Связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
Уравнение | Условие | Заключение | Пример |
ах 2 + вх + с = 0 | х1 и х2 | х1 + х2 = – , х1 * х2 = | х1 = 7 + ; х2 = 2 – |
х1 + х2 = 9; х1х2 = 11 – 5
х1 = – 2, х2 = – 3
х1 = 1, х2 =
х1 = – 1, х1 = –
у1, у2
х2 =
у 2 + 12у + 20 = 0
х1 = – , х2 = – ;
у1 = – 2, у2 = – 10.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше скажи постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова?!
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе в, в знаменателе а.
II. Решение интересных заданий с применением теоремы Виета. Классу задается на дом подобрать по три интересных задания. Самые интересные решаются на уроке. №1 и №2 решаются на доске одновременно. №1 решается с полным комментированием, класс работает с учеником, который решает №1. №2 ученик рассказывает основные моменты.
1. Найдите сумму квадратов всех корней уравнения х 2 – 3e х? + 1 = 0.
х 2 + 3х + 1 = 0; | х1 + х2 = – 3; | х1 * х2 = 1; | |
х 2 – 3х + 1 = 0; | х3 + х4 = 3; | х1 * х2 = 1; |
х + х + х + х = (х1 + х2) 2 – 2х1х2 + (х3х4) 2 – 2х3х4 = 9 – 2 + 9 – 2 = 14.
2. Пусть х1 и х2 – корни уравнения 2х 2 – 7х + 1 = 0. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа и .
Для составления квадратного уравнения с заданными корнями и воспользуемся теоремой, обратной теореме Виета, для этого необходимо найти их сумму и произведение:
+ = = = = 150,5
– = = = 2.
Искомое уравнение имеет вид
х 2 + 150,5 + 2 = 0 или 2х 2 – 301х + 4 = 0.
3. Корни уравнения х 2 – вх – в = 0 таковы, что х + х + хх = 7,5.
х + х = (х)(( х) – 3х) + х = b(b + 3b) – b 3 = b 3 + 3b 2 – b 3 = 3b 2 = 75.
4. Пусть х1и х2 корни уравнения 3х 2 + 14х – 4 = 0.
Установите, больше или меньше единицы значение дроби
.
х1 + х2 = – ;
х1 * х2 = – ;
5. Для каких значений а разность корней уравнения 2х 2 – (а + 1)х + а + 3 = 0 равна единице?
х1 + х2 = = > 1 + х1 + х2 =
х1 * х2 = = > 2х2 + 1 = = > х2 = .
х1 = 1 +
х1 =
= ;
(а + 3)(а – 1) = 8а + 24
а 2 + 3а – а – 3 – 8а – 24 = 0
III. Тест – самостоятельная по карточкам.
Установите верный ответ из числа предложенных А), Б), В), Г).
х 2 + (
А) 2; ;
Б) ——;
В); ;
Г) нет правильных ответов.
Не решая квадратного уравнения 3х 2 -х-11 = 0, составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа и .
А) х 2 —
Б) х 2 —
В) х 2 +
Г) х 2 +
Установите верный ответ из числа предложенных А), Б), В), Г).
1) Решите уравнение:
х 2 -(
А) 5; ;
Б) ——;
В) —; ;
Г) ; .
Не решая квадратного уравнения 2х 2 -5х-4 = 0, составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа и .
А) х 2 —
Б) х 2 —
В) х 2 +
Г) х 2 +
Проверка ответов через кодоскоп. Учащиеся меняются листочками с ответами, проверяют решение соседа и ставят оценку.
IV. Домашнее задание
Поменяться карточками с творческими заданиями.
Что такое корень уравнения
Корнем уравнения называют число, подстановка которого в уравнение вместо переменной (обычно \(x\)), дает одинаковые значения выражений справа и слева от знака равно.
Решая, например, уравнение \(2x+1=x+4\) находим ответ: \(x=3\). Если подставить тройку вместо икса, получатся одинаковые значения слева и справа:
И никакое другое число, кроме тройки такого равенства нам не даст. Значит, число \(3\) – единственный корень уравнения.
Еще раз: корень – это НЕ ИКС! Икс – это переменная , а корень – это число , которое превращает уравнение в верное равенство (в примере выше – тройка). И при решении уравнений мы это неизвестное число (или числа) ищем.
Пример : Является ли \(5\) корнем уравнения \(x^<2>-2x-15=0\)?
Решение : Подставим \(5\) вместо икса:
По обе стороны от равно — одинаковые значения (ноль), значит 5 действительно корень.
Матхак : на контрольных таким способом можно проверить верно ли вы нашли корни.
Пример : Какое из чисел \(0, \pm1, \pm2\), является корнем для \(2x^<2>+15x+22=0\)?
Решение : Проверим подстановкой каждое из чисел:
проверяем \(0\): | \(2\cdot0^<2>+15\cdot0+22=0\) |
\(0+0+22=0\) | |
\(22=0\) — не сошлось, значит \(0\) не подходит | |
проверяем \(1\): | \(2\cdot1^<2>+15\cdot1+22=0\) |
\(2+15+22=0\) | |
\(39=0\) — опять не сошлось, то есть и \(1\) не корень | |
проверяем \(-1\): | \(2\cdot(-1)^<2>+15\cdot(-1)+22=0\) |
\(2-15+22=0\) | |
\(9=0\) — снова равенство неверное, \(-1\) тоже мимо | |
проверяем \(2\): | \(2\cdot2^<2>+15\cdot2+22=0\) |
\(2\cdot4+30+22=0\) | |
\(60=0\) — и вновь не то, \(2\) также не подходит | |
проверяем \(-2\): | \(2\cdot(-2)^<2>+15\cdot(-2)+22=0\) |
\(2\cdot4-30+22=0\) | |
\(0=0\) — сошлось, значит \(-2\) — корень уравнения |
Очевидно, что решать уравнения перебором всех возможных значений – безумие, ведь чисел бесконечно много. Потому были разработаны специальные методы нахождения корней. Так, например, для линейных уравнений достаточно одних только равносильных преобразований , для квадратных – уже используются формулы дискриминанта и т.д. Каждому типу уравнений – свой метод.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос: Может ли корень уравнения быть равен нулю?
Ответ: Да, конечно. Например, уравнение \(3x=0\) имеет единственный корень — ноль. Можете проверить подстановкой.
Вопрос: Когда в уравнении нет корней?
Ответ: В уравнении может не быть корней, если нет таких значений для икса, которые сделают уравнение верным равенством. Яркий примером тут может быть уравнение \(0\cdot x=5\). Это уравнение не имеет корней, так как значение икса здесь не играет роли (из-за умножения на ноль) — все равно левая часть будет всегда равна нулю. А ноль не равен пятерке. Значит, корней нет.
Вопрос: Что значит «найдите меньший корень уравнения»?
Ответ: Это значит, что нужно решить уравнение, и в ответ указать его меньший корень. Например, уравнение \(x^2-5x-6=0\) имеет два корня: \(x_1=-1\) и \(x_2=6\). Меньший из корней: \(-1\). Вот его и надо будет записать в ответ. Если бы спрашивали про больший корень, то надо было бы записать \(6\).
http://urok.1sept.ru/articles/556279
http://cos-cos.ru/math/95/