Если графики линейных уравнений пересекаются то

Урок алгебры в 7-м классе по теме: «Взаимное расположение графиков линейных функций»

Разделы: Математика

Цели урока:

  1. Повторить знания школьников о линейной функции и ее графиках.
  2. Рассмотреть взаимное расположение графиков линейных функций.
  3. Продолжить развитие интереса к предмету.
  4. Развивать умение анализировать и делать выводы.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы урока, цели урока.
  4. Инструктирование и планирование работы.
  5. Выполнение работы.
  6. Подведение итогов.
  7. Первичное закрепление, работа с учебником.
  8. Постановка домашнего задания.

Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше,чем отгадок
И поискам предела нет.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопрос учителяОтвет ученика
Какую тему изучаем?Линейная функция
Что называется линейной функцией?Линейной функцией называется функция вида у=кх+в, где х-независимая переменная, к и в – числа.
Что является графиком линейной функции?Графиком линейной функции является прямая
График какой функции лишний на рис. 1? Почему ?График №4. На графике изображена кривая линия.
На каком рисунке изображен график прямой пропорциональности? Почему?График прямой пропорциональности изображен на рисунке №1, №5, так как прямая проходит через начало координат.
На каком рисунке у линейной функции отрицательный угловой коэффициент? Почему?На рисунке №1 у линейной функции угловой коэффициент отрицательный, так как функция убывает.

Вопрос учителяОтвет ученика
Рассмотрите рисунок 2. Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций. На каком рисунке эта ошибка? Почему?Ученик допустил ошибку при построении графика функции у=1,5х,

так как это график прямой пропорциональности,проходит через начало координат.

Вопрос учителяОтвет ученика
На рисунке изображены графики функций у=2х,у=-2х,у=х+2. Рассмотрите расположение прямых в координатной плоскости и укажите, какая формула соответствует каждой из них.

Подведение итога.

Вопрос учителяОтвет ученика
Как выглядит уравнение линейной функции?У= кх+в
Что называют угловым коэффициентом линейной функции?Значение к
Как построить график линейной функции?Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек графика, отметить эти точки в координатной плоскости и провести через них прямую.
Как подобрать два числа , произведение которых равно (-1)?-1 и 1; -1/2 и 1/2 и т. д.
Как могут располагаться на плоскости две прямые относительно друг друга?На плоскости прямые могут пересекаться, быть параллельными, перпендикулярными.

Сообщение темы урока, цели.

Вопрос учителяОтвет ученика
Из последнего ответа сформулируйте цель урока.Взаимное расположение графиков линейных функций.
Что сегодня нужно узнать на уроке?В каком случае графики пересекаются ? В каком случае графики параллельны ? В каком случае графики перпендикулярны?

Инструктирование и планирование работы.

  1. Каждому ученику выдаются планы исследовательской работы. (Приложение1)
  2. Вы должны ответить на вопрос стоящий в начале.
  3. Что для этого нужно сделать указано под цифрами 1 и 2.
  4. На третий вопрос вам нужно ответить и сделать вывод, запись продолжить одним словом.
  5. Вывод все записывают в тетрадь.
  6. Три человека выполняют задание на больших листах и затем объясняют у доски это всему классу.
  7. Все три вывода должны быть записаны всеми в тетради.

Выполнение работы.

Подведение итогов.

Первичное закрепление.

На доске ряд линейных функций. Не выполняя построения графиков, назовите пары функций, графики которых параллельны, пересекаются, перпендикулярны.

У=2х – 4, у=-4х + 2, у= 2х +3, у=2х, у= 7х – 8, у=5х +2.

Работа с учебником.

Прочитать вывод в учебнике с. 65, рассмотреть рисунки 31, 32.

Работа с учебником самостоятельно №335.

Постановка домашнего задания.

Домашнее задание дифференцированное.

  • Оценка “3” — №337;
  • оценка “4” ;
  • “5” — №340.

Подведение итогов урока.

Вопрос учителяОтвет ученика
Какую тему изучили ?Взаимное расположение графиков линейных функций.
От чего зависит расположение графиков линейных функций?Расположение графиков линейных функций зависит от коэффициента.
Как зависит расположение графиков линейных функций от коэффициентов?Если угловые коэффициенты двух линейных функций равны, то прямые, являющиеся их графиками, параллельны;

Если угловые коэффициенты двух линейных функций не равны,то прямые, являющиеся их графиками, пересекаются;

если произведение угловых коэффициентов равно (-1), то прямые, являющиеся их графиками, перпендикулярны.

Приложение 1

Как расположены графики двух линейных функций, если их угловые коэффициенты равны?

  1. Составьте уравнение двух линейных функций так, чтобы их угловые коэффициенты были равны. Запишите полученные уравнения.
  2. Постройте графики этих функций в одной системе координат (не забудьте подписать их).
  3. Как располагаются относительно друга эти графики? Запишите вывод: если угловые коэффициенты двух линейных функций равны, то прямые, являющиеся их графиками. . .

Как расположены графики двух линейных функций, если их угловые коэффициенты не равны?

  1. Составьте уравнение двух линейных функций так, чтобы их угловые коэффициенты были не равны. Запишите полученные уравнения.
  2. Постройте графики этих функций в одной системе координат (не забудьте подписать их).
  3. Как располагаются относительно друга эти графики? Запишите вывод: если угловые коэффициенты двух линейных функций не равны, то прямые, являющиеся их графиками. . .

Как расположены графики двух линейных функций, если произведение угловых коэффициентов равно (-1)?

  1. Составьте уравнение двух линейных функций так, чтобы произведение их угловых коэффициентов было равно (-1). Запишите полученные уравнения.
  2. Постройте графики этих функций в одной системе координат (не забудьте подписать их).
  3. Как располагаются относительно друга эти графики? Запишите вывод: если угловые коэффициенты двух линейных функций в произведении дают (-1), то прямые, являющиеся их графиками. . .

На изучение темы “Линейная функция” отводится 9 часов. Данный урок является 6 в теме.

Как найти точки пересечения графиков функций — алгоритмы и примеры правила и методики

Существует определенный класс задач по дисциплине «Алгебра и начало анализа», в которых нужно найти точки пересечения графиков функций без их построения. Решать такие задания довольно просто, когда известна определенная методика нахождения координат по оси абсцисс и ординат. Однако для этого необходимо научиться правильно находить корни уравнений различных типов.

Общие сведения

Функция — некоторое выражение, описывающее зависимость между двумя величинами. Следует отметить, что последних может быть несколько. Параметр, который не зависит от других элементов, называется аргументом, а зависимое тождество — значением функции.

Точка пересечения графиков означает, что у системы уравнений существует общее решение. Следует отметить, что для их нахождения можно воспользоваться графическим и аналитическим методом. Первый подразумевает построение графического представления выражения с переменной.

Чтобы найти пересечение графиков функций аналитическим способом, необходимо решить уравнение, корни которого являются искомыми точками. Для их нахождения специалисты рекомендуют получить базовые понятия о равенствах с переменными, а также о методах их решения.

Классификация уравнений

Уравнение — тождество, содержащее неизвестные величины (переменные), которые следует найти при помощи определенного алгоритма. Последний зависит от типа выражений. Тождества классифицируются на несколько типов:

  • Линейные.
  • Квадратные.
  • Кубические.
  • Биквадратные.

    Линейными являются уравнения, содержащие единичную степень, т. е. 2t=4. Квадратные — тождества, у которых переменная возведена в квадрат. Они имеют следующий вид: Pt^2+St+U=0, где Р и S — коэффициенты при неизвестных, а U — свободный член.

    Кубическое — уравнение вида Ot^3+Pt^2+St+U=0, где O, Р и S — коэффициенты при переменных, а U — константа. Последний вид — равенства, в которых при переменной присутствует четвертая степень (Nt^4+Ot^3+Pt^2+St+U=0).

    Равносильные тождества

    При выполнении математических операций каждое выражение может быть заменено на эквивалентное, т. е. равносильное. Иными словами, равносильными называются уравнения, различные по составляющим их элементам, но имеющие одинаковые корни. Следует отметить, что ими являются также выражения, не имеющие решений. Математики выделяют три свойства: симметричность, транзитивность и разложение на множители.

    Формулировка первого: когда I уравнение равносильно II, то значит, и II равносильно I. Суть транзитивности состоит в том, что если I равносильно II, а II — III, то значит I эквивалентно III. Второе свойство имеет такую формулировку: произведение двух элементов, содержащих переменные, равное нулевому значению, эквивалентно двум выражениям, которые можно приравнять к 0. Математическая запись утверждения имеет такой вид: R(t)*S(t)=0 .

    Математические преобразования

    Для решения уравнения необходимо выполнить некоторые математические преобразования. Они должны выполняться грамотно, поскольку любая ошибка приводит к образованию ложных корней. Допустимыми операциями являются следующие:

  • Правильное раскрытие скобок с учетом алгебраической операции и знаков.
  • Упрощение выражения (приведение подобных величин).
  • Перенос элементов в любые части равенства с противоположным знаком.
  • Возможность прибавлять или вычитать эквивалентные величины.
  • Деление и умножение на любые эквивалентные значения, не превращающие тождества в пустое множество.

    Специалисты рекомендуют избегать операций, при которых сокращаются неизвестные величины. Следствием этого могут стать ложные корни. Кроме того, делитель не должен иметь значения, при которых его значение равно 0. Последнее условие следует всегда проверять, а при решении ни один корень уравнения не должен соответствовать значению переменной при нахождении окончательных корней.

    Иными словами, в выражении (t+2)^2=0 для упрощения можно разделить обе части на (t+2) при условии, что t не равно -2, т. к. [(t+2)^2]/(t+2)=0/(t+2).

    Однако при решении (t+2)=0 получается, что t=-2, а это недопустимо. Следовательно, вышеописанный метод не всегда подходит.

    Разложение на множители

    Для решения уравнений при выполнении математических преобразований могут потребоваться специальные формулы разложения на множители. Их еще называют тождествами сокращенного умножения. К ним относятся следующие:

  • Квадрат суммы и разности: (p+r)^2=p^2+2pr+r^2 и (p-r)^2=p^2-2pr+r^2 соответственно.
  • Разность квадратов: p^2-r^2=(p-r)(p+r).

    В некоторых случаях можно воспользоваться сразу двумя соотношениями, т. е. выделить квадрат суммы, а затем из первого — разность квадратов. Выделение первого осуществляется группировкой посредством скобок в выражении, а затем введение положительного и отрицательного элементов, т. е. s^2+4s-5=s^2+4s+4-4-5=(s^2+4s+4)-4-5=(s+2)^2 -9. Для получения всех элементов формулы «p+r)^2=p^2+2pr+r^2» нужно прибавить, а затем отнять 4. При этом значение равенства не изменится, поскольку 4-4=0.

    Следует отметить, что математические преобразования выражения (s+2)^2 -9 не заканчиваются, поскольку его можно представить в виде разности квадратов, т. е. (s+2-9)(s+2+9)=(s-7)(s+11). Кроме того, формулы сокращенного умножения рекомендуется применять при понижении степени.

    Методики нахождения точек

    Чтобы узнать, пересекаются ли графики функций, нужно приравнять соответствующие тождества, а затем решать уравнение. Однако при такой операции могут получиться различные равенства с неизвестными. В этом случае требуется обратить внимание на нижеописанные методики решения для каждого вида.

    Первой и второй степени

    Уравнение первой степени, или линейное, решается очень просто. Для этого необходимо перенести переменные величины в одну, а известные — в другую сторону. Методика решения имеет следующий вид:

  • Раскрыть скобки и привести подобные коэффициенты.
  • Выполнить перенос известных в одну, а неизвестных — в другую часть равенства.
  • Произвести необходимые математические преобразования.
  • Найти корень.

    Сложнее решается квадратное уравнение. Существует несколько способов нахождения его корней:

  • Разложить на множители.
  • Выделить полный квадрат.
  • Найти дискриминант.
  • По теореме Виета.

    Первый способ применяется довольно часто, поскольку с его помощью можно понижать степень при неизвестной величине. Второй подразумевает выделение квадрата по одной из формул сокращенного умножения. Чтобы воспользоваться одним из двух методов, необходимо знать соответствующие тождества (правила разложения на множители).

    Однако не всегда можно быстро решить квадратное уравнение при помощи первых двух методов. Еще один вариант — нахождение корней через дискриминант (Д), т. е. дополнительный параметр, позволяющий сразу находить решения. Он находится по следующей формуле: Д=(-S)^2 -4PU.

    Следует отметить, что при Д>0 переменная принимает два значения, которые превращают равенство в истину. Если Д=0, то корень только один. Когда Д

    Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

    График линейной функции, его свойства и формулы

    О чем эта статья:

    Понятие функции

    Функция — это зависимость y от x, где x является независимой переменной или аргументом функции, а y — зависимой переменной или значением функции.

    Задать функцию значит определить правило, следуя которому по значениям независимой переменной можно найти соответствующие значения функции. Вот какими способами ее можно задать:

    Табличный способ помогает быстро определить конкретные значения без дополнительных измерений или вычислений.

    Аналитический способ — через формулы. Компактно, и можно посчитать функцию при произвольном значении аргумента из области определения.

    Словесный способ.

    Графический способ — наглядно. Его мы и разберем в этой статье.

    График функции — это множество точек (x; y), где x — это аргумент, а y — значение функции, которое соответствует данному аргументу.

    Понятие линейной функции

    Линейная функция — это функция вида y = kx + b, где х — независимая переменная, k, b — некоторые числа. При этом k — угловой коэффициент, b — свободный коэффициент.

    Геометрический смысл коэффициента b — длина отрезка, который отсекает прямая по оси OY, считая от начала координат.

    Геометрический смысл коэффициента k — угол наклона прямой к положительному направлению оси OX, считается против часовой стрелки.

    Если известно конкретное значение х, можно вычислить соответствующее значение у.

    Нам дана функция: у = 0,5х — 2. Значит:

    если х = 0, то у = -2;

    если х = 2, то у = -1;

    если х = 4, то у = 0 и т. д.

    Для удобства результаты можно оформлять в виде таблицы:

    х024
    y-2-10

    Графиком линейной функции является прямая. Для ее построения достаточно двух точек, координаты которых удовлетворяют уравнению функции.

    Угловой коэффициент отвечает за угол наклона прямой, свободный коэффициент — за точку пересечения графика с осью ординат.

    k и b — это числовые коэффициенты функции. На их месте могут стоять любые числа: положительные, отрицательные или дроби.

    Давайте потренируемся и определим для каждой функций, чему равны числовые коэффициенты k и b.

    ФункцияКоэффициент kКоэффициент b
    y = 2x + 8k = 2b = 8
    y = −x + 3k = −1b = 3
    y = 1/8x − 1k = 1/8b = −1
    y = 0,2xk = 0,2b = 0

    Может показаться, что в функции y = 0,2x нет числового коэффициента b, но это не так. В данном случае он равен нулю. Чтобы не поддаваться сомнениям, нужно запомнить: в каждой функции типа y = kx + b есть коэффициенты k и b.

    Свойства линейной функции

    Область определения функции — множество всех действительных чисел.

    Множеством значений функции является множество всех действительных чисел.

    График линейной функции — прямая. Для построения прямой достаточно знать две точки. Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений коэффициентов k и b.

    Функция не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений.

    Четность и нечетность линейной функции зависят от значений коэффициентов k и b:

    b ≠ 0, k = 0, значит, y = b — четная;

    b = 0, k ≠ 0, значит, y = kx — нечетная;

    b ≠ 0, k ≠ 0, значит, y = kx + b — функция общего вида;

    b = 0, k = 0, значит, y = 0— как четная, так и нечетная функция.

    Свойством периодичности линейная функция не обладает, потому что ее спектр непрерывен.

    График функции пересекает оси координат:

    ось абсцисс ОХ — в точке (−b/k; 0);

    ось ординат OY — в точке (0; b).

    x = −b/k — является нулем функции.

    Если b = 0 и k = 0, то функция y = 0 обращается в ноль при любом значении переменной х.

    Если b ≠ 0 и k = 0, то функция y = b не обращается в нуль ни при каких значениях переменной х.

    Функция монотонно возрастает на области определения при k > 0 и монотонно убывает при k 0 функция принимает отрицательные значения на промежутке (−∞; −b/k) и положительные значения на промежутке (−b/k; +∞).

    При k 0, то этот угол острый, если k

    Построение линейной функции

    В геометрии есть аксиома: через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. Исходя из этой аксиомы следует: чтобы построить график функции вида у = kx + b, достаточно найти всего две точки. А для этого нужно определить два значения х, подставить их в уравнение функции и вычислить соответствующие значения y.

    Например, чтобы построить график функции y = 1/3x + 2, можно взять х = 0 и х = 3, тогда ординаты этих точек будут равны у = 2 и у = 3. Получим точки А (0; 2) и В (3; 3). Соединим их и получим такой график:

    В уравнении функции y = kx + b коэффициент k отвечает за наклон графика функции:

    если k > 0, то график наклонен вправо;

    если k 0, то график функции y = kx + b получается из y = kx со сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY;

    если b 0, то график функции y = kx + b выглядит так:

    0″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc1049363f94987951092.png» style=»height: 600px;»>

    Если k > 0 и b > 0, то график функции y = kx + b выглядит так:

    0 и b > 0″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc104b2640e6151326286.png» style=»height: 600px;»>

    Если k > 0 и b

    В задачах 7 класса можно встретить график уравнения х = а. Он представляет собой прямую линию, которая параллельна оси ОY все точки которой имеют абсциссу х = а.

    Важно понимать, что уравнение х = а не является функцией, так как различным значениям аргумента соответствует одно и то же значение функции, что не соответствует определению функции.

    Например, график уравнения х = 3:

    Условие параллельности двух прямых:

    График функции y = k1x + b1 параллелен графику функции y = k2x + b2, если k1 = k2.

    Условие перпендикулярности двух прямых:

    График функции y = k1x + b1 перпендикулярен графику функции y = k2x + b2, если k1k2 = −1 или k1 = −1/k2.

    Точки пересечения графика функции y = kx + b с осями координат:

    С осью ОY. Абсцисса любой точки, которая принадлежит оси ОY равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОY, нужно в уравнение функции вместо х подставить ноль. Тогда получим y = b.

    Координаты точки пересечения с осью OY: (0; b).

    С осью ОХ. Ордината любой точки, которая принадлежит оси ОХ равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОХ, нужно в уравнение функции вместо y подставить ноль. И получим 0 = kx + b. Значит x = −b/k.

    Координаты точки пересечения с осью OX: (−b/k; 0).

    Решение задач на линейную функцию

    Чтобы решать задачи и строить графики линейных функций, нужно рассуждать и использовать свойства и правила выше. Давайте потренируемся!

    Пример 1. Построить график функции y = kx + b, если известно, что он проходит через точку А (-3; 2) и параллелен прямой y = -4x.

    В уравнении функции y = kx + b два неизвестных параметра: k и b. Поэтому в тексте задачи нужно найти два условия, которые характеризуют график функции.

    Из того, что график функции y = kx + b параллелен прямой y = -4x, следует, что k = -4. То есть уравнение функции имеет вид y = -4x + b.

    Осталось найти b. Известно, что график функции y = -4x + b проходит через точку А (-3; 2). Подставим координаты точки в уравнение функции и мы получим верное равенство:

    Таким образом, нам надо построить график функции y = -4x — 10

    Мы уже знаем точку А (-3; 2), возьмем точку B (0; -10).

    Поставим эти точки в координатной плоскости и соединим прямой:

    Пример 2. Написать уравнение прямой, которая проходит через точки A (1; 1); B (2; 4).

    Если прямая проходит через точки с заданными координатами, значит координаты точек удовлетворяют уравнению прямой y = kx + b.

    Следовательно, если координаты точек подставить в уравнение прямой, то получим верное равенство.

    Подставим координаты каждой точки в уравнение y = kx + b и получим систему линейных уравнений.

    Вычтем из второго уравнения системы первое, и получим k = 3.

    Подставим значение k в первое уравнение системы, и получим b = -2.

    Ответ: уравнение прямой y = 3x — 2.


    источники:

    http://kupuk.net/uroki/algebra/kak-naiti-tochki-peresecheniia-grafikov-fynkcii-algoritmy-i-primery-pravila-i-metodiki/

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/grafik-linejnoj-funkcii