Графический метод решения уравнений модулем

Графический метод решения уравнений модулем

Учасники групи мають 10% знижку при замовленні робіт, і ще багато бонусів!

Контакты

Администратор, решение задач
Роман

Tel. +380685083397
[email protected]
skype, facebook:
roman.yukhym

Решение задач
Андрей

facebook:
dniprovets25

Алгебраическое и графическое решение уравнений, содержащих модули

Алгебраическое и графическое решение уравнений, содержащих модули.

2.Понятия и определения………………………………………….4

4.Способы решение уравнений, содержащих модуль…………. 6

4.1.Решение при помощи зависимостей между числами a и b, их модулями и квадратами…………………………………………………………12

4.2.Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений…………………………………………………………..14

4.3.Графики простейших функций, содержащих знак абсолютной величины…………………………………………………………..15

4.4.Решение нестандартных уравнений, ………….16

Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Это многозначное слово(омоним), которое имеет множество значений и применяется не только в математике, но и в архитектуре, физике, технике, программировании и других точных науках.

В архитектуре — это исходная единица измерения, устанавливаемая для данного архитектурного сооружения и служащая для выражения кратных соотношений его составных элементов.

В технике — это термин, применяемый в различных областях техники, не имеющий универсального значения и служащий для обозначения различных коэффициентов и величин, например модуль зацепления, модуль упругости и. т.п.

Модуль объемного сжатия( в физике)-отношение нормального напряжения в материале к относительному удлинению.

2. Понятия и определения

Чтобы глубоко изучать данную тему, необходимо познакомиться с простейшими определениями, которые мне будут необходимы:

Уравнение-это равенство, содержащее переменные.

Уравнение с модулем — это уравнение, содержащие переменную под знаком абсолютной величины(под знаком модуля).Например: |x|=1

Решить уравнение-это значит найти все его корни, или доказать, что корней нет.

В математике модуль имеет несколько значений, но в моей исследовательской работе я возьму лишь одно:

Модуль — абсолютная величина числа, равная расстоянию от начала отсчета до точки на числовой прямой.

3. Доказательство теорем

Определение. Модуль числа a или абсолютная величина числа a равна a, если a больше или равно нулю и равна — a, если a меньше нуля:

Из определения следует, что для любого действительного числа a,

Теорема 1. Абсолютная величина действительного числа равна большему из двух чисел a или –a

1. Если число a положительно, то — a отрицательно, т. е. — a 0 уравнение имеет 2 различных корня.

Как показывает решение, корнями данного уравнения также являются числа 11/3 и 6

Ответ: x1=6, x2=11/3

Пример 5. Решим уравнение (2x + 3)2= ( x – 1)2.

Учитывая соотношение (2), получим, что |2x + 3|=|x – 1|, откуда по образцу предыдущего примера (и по соотношению (1)):

2х + 3=х – 1 или 2х + 3=-х + 1

2х – х=-1 – 3 2х+ х=1 – 3

Таким образом корнями уравнения являются х1=-4, и х2=-0,(6)

Пример 6. Решим уравнение |x – 6|=|x2 – 5x + 9|

Пользуясь соотношением (1), получим:

х – 6=х2 – 5х + 9 или х – 6 = -(х2 – 5х + 9)

-х2 + 5х + х – 6 – 9=0 |(-1) x – 6=-x2 + 5x — 9

x2 — 6x + 15=0 x2 – 4x + 3=0

D=36 – 4 * 15=36 – 60= -24 0

Проверка: |1 – 6|=|12 – 5 * 1 + 9| |3 – 6|=|32 – 5 * 3 + 9|

5 = 5(И) 3 = |9 – 15 + 9|

4.2.Использование геометрической интерпретации модуля для решения уравнений.

Геометрический смысл модуля разности величин — это расстояние между ними. Например, геометрический смысл выражения |x – a | — длина отрезка координатной оси, соединяющей точки с абсциссами а и х. Перевод алгебраической задачи на геометрический язык часто позволяет избежать громоздких решений.

Пример 7. Решим уравнение |x – 1| + |x – 2|=1 с использованием геометрической интерпретации модуля.

Будем рассуждать следующим образом: исходя из геометрической интерпретации модуля, левая часть уравнения представляет собой сумму расстояний от некоторой точки абсцисс х до двух фиксированных точек с абсциссами 1 и 2. Тогда очевидно, что все точки с абсциссами из отрезка [1; 2] обладают требуемым свойством, а точки, расположенные вне этого отрезка — нет. Отсюда ответ: множеством решений уравнения является отрезок [1; 2].

Пример8. Решим уравнение |x – 1| — |x – 2|=1 1 с использованием геометрической интерпретации модуля.

Будем рассуждать аналогично предыдущему примеру, при этом получим, что разность расстояний до точек с абсциссами 1 и 2 равна единице только для точек, расположенных на координатной оси правее числа 2. Следовательно, решением данного уравнения будет являться не отрезок, заключенный между точками 1 и 2, а луч, выходящий из точки 2, и направленный в положительном направлении оси ОХ.

Обобщением вышеприведенных уравнений являются следующие равносильные переходы:

|x – a| + |x – b|=b – a, где b >a Û a a Û x

Решение уравнений с модулем, содержащих параметр

Разделы: Математика

Цель урока: Научить учащихся решать уравнения с модулем, содержащих параметры, графическим способом.

Задачи:

  • Развивать представление учащихся о разных видах уравнений, способах их решения.
  • Развивать исследовательские навыки обучающихся, умение анализировать, рассматривать все возможные случаи при решении заданий.
  • Развивать логическое мышление.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, шаблоны графиков функции у = |х|.

  1. Повторение.
  2. Графическое решение уравнений, содержащих модуль.
  3. Графическое решение уравнений с модулем, содержащих параметры.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Эпиграф к уроку

«Математика — это инструмент, специально приспособленный для работы с отвлеченными понятиями всех типов:». П.Дирак.

УчительУченик
— Великий французский физик Поль Дирак сказал: «Математика — это инструмент, специально приспособленный для работы с отвлеченными понятиями всех типов:»
— Таким отвлеченным понятием для многих может послужить — понятие модуля и параметров.
— Для успешного решения заданий мы вспомним, что такое модуль числа, каков график функции у = │х│? Рассмотрим решение уравнений с таким понятием, как параметр, с использованием специального математического приема — построение графиков функции.
— Что значит решить уравнение?Решить уравнение — это значит найти все те значения переменной, при каждом из которых уравнение обращается в верное равенство.
— Какие способы решения уравнений вы знаете и используете при решении?Аналитический, графический способы и способ подбора.
— Для решения уравнений графическим способом необходимо:

1. Определить какие функции заданы в уравнении.

2. Построить графики этих функций.

3. Найти по графику точки пересечения, определить их абсциссы, это и будут корни уравнения, если таких точек нет, то уравнение не имеет решений.— Для решения уравнений с модулем необходимо вспомнить, что называется модулем числа?— Как построить график функции у = | х |?Из определения модуля числа следует, что график функции у = | х | представлен в виде у= х, при х 0 и у = -х , при х 0, то х = а , х = —а

3. Найти все значения р, при которых уравнение │х — 2│+ │х — 3│= p имеет хотя бы один корень.3. Построим два графика функций:

у = │х — 2│+ │х — 3│ и у = р.

Для построения графика функции

у = │х — 2│+ │х — 3│ найдем нули подмодульных выражений.

х- 2 = 0 и х -3 = 0

Рассмотрим, как поведет себя функция на промежутках: (- ; 2); ; (3; +).

На промежутке (- ; 2); функция принимает вид у = — 2х + 5,

на промежутке [2;3]: у = 1,

на промежутке (3; +) : у = 2х — 5

Ответ: при р 1.4. При каких значениях а и в уравнение имеет более пяти корней.

│х — 1│ +│х — 2│ = ах + в.4. Построим графики функций:

у= │х — 1│ +│х — 2│ и у = ах + в.

По чертежу определим при каких значениях а и в график функции

у= │х — 1│ +│х — 2││ и у = ах + в совпадают.


источники:

http://pandia.ru/text/78/290/1270.php

http://urok.1sept.ru/articles/599899