Линейное уравнение с двумя переменными и его график
График линейного уравнения с двумя переменными
В линейном уравнении с двумя переменными ax+by=c , a и b называют коэффициентами при переменных, c — свободным членом.
Если сравним полученное уравнение $с y = kx+ \tilde b$ (см. §38 данного справочника), получаем:
Графиком $y = kx+ \tilde b$ является прямая, угловой коэффициент k определяет угол наклона, слагаемое $\tilde b$ – точку пересечения прямой с осью Y (см. §39 данного справочника).
Точки пересечения с осями координат:
График линейной функции ax+by=c с ненулевыми коэффициентами очень удобно чертить по двум точкам пересечения с осями координат: точка на оси X ( $\frac
Равенство нулю коэффициентов при переменных:
$0x+2y = 4 \Rightarrow y = 2$
График – прямая, параллельная оси Х.
$3x+0y = 3 \Rightarrow x = 1$
График – прямая, параллельная оси У.
a = 0, b = 0, $c \neq 0$
x, $y \in \Bbb R$ — любое действительное число.
График – вся координатная плоскость
График – пустое множество.
Взаимное расположение графиков двух уравнений
$$ a_1 x+b_1 y = c_1 и a_2 x+b_2 y = c_2 $$
Линейные уравнения с двумя переменными
Линейные уравнения с двумя переменными
Определение: Линейные уравнения с двумя переменными – это уравнение вида ax+by+c=0, где x, y — переменные, a, b,c – некоторые числа.
Например: 5х + 2у = 10; -7х+у = 5; х – у =2
Определение: Решение уравнения с двумя переменными – это пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
Если х=4, у=1,5 , то 2 ∙ 4 – 3 ∙ 1,5 = 10
т. е. пара чисел (4; 1,5) не является решением уравнения.
Определение: Равносильные уравнения – это уравнения, имеющие одни и те же решения или не имеющие их.
1. В уравнении можно перенести слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак.
2. Обе части уравнения можно множить или разделить на одно и то же отличное от нуля число.
Выразить одну переменную через другую:
1) 2х +у = 5 2) 3)
График линейного уравнения с двумя переменными
Определение: График уравнения с двумя переменными – это множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения.
1. Пример: 3х + 2у = 6, где а=3, b=2, c=6
План 1) Выразить переменную у
у =
у = -1,5х +3 линейная функция вида y = kx + b,
2) Составить таблицу значений х и у
3) Построить график
2. Частные случаи построения графика ax + by = c
у =
x =
х = 2
Графика не существует
График – вся координатная плоскость
Решение систем уравнений с двумя переменными. Графический способ.
Определение: Система уравнений – это несколько уравнений, для которых находят общее решение.
Определение: Решение системы уравнений с двумя переменными – это пара значений переменных, обращающая каждое уравнение в верное равенство.
Если х=7, у=5, то , , верно,
т. е. (7; 5) – решение системы уравнений.
Определение: Решить систему – это значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.
План решения системы уравнений графическим способом
1. Выразить переменную у в первом уравнении.
2. Выразить переменную у во втором уравнении.
3. В одной системе построить графики данных функций.
4. Координаты точки пересечения графиков и является решением системы уравнений.
Пример:
1) х +у = 6 → у = 6-х линейная функция, график вида у = kx + b, k = -1, b = 6
Разработка урока по теме «График линейного уравнения с двумя переменными»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
муниципального образования «Городской округ Ногликский»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
План урока алгебры
в 7 классе по теме
«График линейного уравнения
с двумя переменными»
Агиенко Татьяна Ивановна ,
Авторы учебника Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов.
Тема урока: «График линейного уравнения с двумя переменными» (2 часа)
-создать условия для повторения определения линейной функции, линейного уравнения с двумя переменными, их графиков в зависимости от значений коэффициентов, формул сокращенного умножения;
-создать условия для закрепления навыков применения определений, алгоритма построения графиков, нахождения ординаты и абсциссы точки, не выполняя построения графика уравнения, нахождения соответствия между заданными графиками и уравнениями;
-создать условия для проверки умений построения графиков линейных уравнений с двумя переменными, нахождения ординаты и абсциссы точки, нахождения соответствия между заданными графиками и уравнениями;
-создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти, математически грамотной речи, самостоятельности;
-создать условия для развития познавательного интереса к математике, настойчивости, целеустремленности в учебе, дисциплинированности, воспитанности.
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.
Оборудование: доска, мел, линейки, таблицы, компьютер, проектор, экран, карточки с
заданиями и листы с клетками для самостоятельной работы.
1)Взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от k и b .
2)Расположение графиков линейных уравнений с двумя переменными в зависимости от коэффициентов а, b и с.
3)Алгоритм (правило) построения графика линейного уравнения с двумя переменными.
( Приложения №1 — №7)
а) Проверка готовности учащихся к уроку.
Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нужен настрой. А настроиться на работу нам помогут следующие уравнения.
(Приложение №8. Из презентации слайд №1)
«Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной
деятельностью, собственными силами,
Извне он может получить только
(Немецкий физик и математик)
Пусть эти слова будут эпиграфом к сегодняшнему уроку.
(Справка: Эпиграф — изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.)
Ребята! Как вы думаете, о чем говорят нам эти слова?
Так давайте проявим самостоятельность, трудолюбие, смекалку и терпение при изучении материала сегодняшнего урока. Предлагаю улыбнуться друг другу, чтобы наше настроение на уроке было отличным.
б) Сообщение темы и формулирование цели урока вместе с учащимися.
1) Что из себя представляет график линейного уравнения вида
2) А можно ли сразу сказать, какой фигурой являются графики уравнений
2(х – у) + 3у = 4 и 2(0,5х — 1,2у) – (0,6у + х) = 6?
Значит, кроме закрепления навыков и умений построения графиков уравнений вида
ах + ву = с, над чем еще нам сегодня необходимо поработать?
— выяснить, что из себя представляют графики уравнений
2(х – у) + 3у = 4 и 2(0,5х — 1,2у) – (0,6у + х) = 6;
— научиться строить графики уравнений, заданных в подобном виде.
2.Проверка домашнего задания.
Проверим ваши знания и умения, которые вы применяли при выполнении домашнего задания и которые вам понадобятся сегодня на уроке.
На доске 3 учащихся выполняют номера домашнего задания.
а) Построить график уравнения х + у = 5.
График — прямая линия.
б) Построить график уравнения 3х = у + 4.
Линейное уравнение. График – прямая линия.
№1. Построить график уравнения с двумя переменными:
Линейное уравнение. График – прямая линия.
Известно, что ордината некоторой точки прямой, являющейся графиком уравнения
12х – 5у = 132, равна 0. Найдите абсциссу этой точки.
Точка (х;0) принадлежит графику уравнения 12х -5у=132, значит
Ответ: абсцисса точки равна 11.
3.Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
а) Выполняют словарную работу в рабочей тетради, записывая под диктовку учителя следующие понятия:
Линейная функция, график линейной функции, линейное уравнение с двумя переменными, решение уравнения, график линейного уравнения, алгоритм.
б) Устно формулируют определения понятий, использованных в словарной работе и выполняют задания, представленные им в презентации:
1.Решить уравнения с одной переменной.
2.Определение линейной функции.
3.Определение графика линейной функции.
4.Расположение графиков линейных функций в зависимости от коэффициентов k и b .
5.Подготовка к ГИА. (Задания на применение определения линейной функции и ее графика).
6.Определение линейного уравнения с двумя переменными.
7.Определение решения линейного уравнения с двумя переменными.
8.Выбрать пару значений переменных, являющуюся решением линейного уравнения с двумя переменными.
9.Определение графика линейного уравнения с двумя переменными.
10.Алгоритм (правило) построения графика линейного уравнения с двумя переменными.
11.Расположение графиков линейных уравнений с двумя переменными в зависимости от коэффициентов а, в и с.
12.Формулы сокращенного умножения.
(Приложение №.8, слайды №2 — №18).
4.Применение знаний, умений и навыков.
«Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы уж много лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!»
А теперь давайте выясним, что из себя представляют графики уравнений, данных в №1.
№1. Построить графики уравнений с двумя переменными:
б) 2(0,5х — 1,2у) – (0,6у + х) = 6.
У доски работают 3 учащихся, остальные – в тетрадях.
Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:
Получили линейное уравнение. Значит его графиком является прямая линия.
Выразим переменную у через х, получим у = 4 – 3х.
Начертим таблицу и найдем координаты двух точек этой прямой.
Аналочично выясним, что из себя представляет график уравнения
2(0,5х — 1,2у) – (0,6у + х) = 6.
б) 2(0,5х — 1,2у) – (0,6у + х) = 6
х – 2,4у – 0,6у – х = 6
Также получили линейное уравнение.
График – прямая линия, параллельная оси х и проходящая через точку (0;-2)
.
Молодцы! Верно говорится в пословице: «Ум без догадки гроша не стоит»
Кроме выполнения построения графиков уравнений необходимо уметь устанавливать соответствие между заданными уравнениями и графиками.
(Приложение №8, слайды №19 и № 20)
Любой новый материал невозможно изучить и понять без материала, изученного ранее. Чтобы не забывать прошлый материал, его необходимо периодически повторять. Об этом нам говорит пословица:
Повторение – мать учения!
Формулы всюду – в космосе, в небе,
К Северу, в Африку с ними плыви.
Даже в кино есть такое названье,
Как в алгебре, помните?
В физике, химии – формулы,
Нам их не сосчитать.
Алгебра нам поможет
Надо уметь составить!
Надо уметь доказать!
Надо ее использовать,
Ну а короче, — знать!
(Советский журналист и писатель)
Давайте повторим формулы сокращенного умножения и убедимся в очередной раз, как они помогают сократить объем вычислений при нахождении значений выражений с переменными .
(В приложении №8, слайд №21)
Найдите значение выражения:
6.Подведение итогов работы.
Итак, повторим еще раз:
1)Алгоритм построения графика линейного уравнения с двумя переменными.
2)Как найти ординату (абсциссу) точки прямой, являющейся графиком линейного уравнения с двумя переменными, если известна абсцисса (ордината), не выполняя построения графика.
3)А теперь ребята, я предлагаю вам сделать анализ своей работы на уроке. Для этого ответьте на вопросы:
Какую цель мы ставили для себя в начале урока?
Достигли ли вы этой цели?
Какие трудности возникали на уроке?
Оцените работу друг друга и свою.
4)Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Любые знания и умения, для их прочности, необходимо обязательно закреплять!
Поэтому, запишите домашнее задание:
Параграф 15, пункты 40; 41. №1050(г), 1055(б), №1151(в).
Решения заданий домашней работы аналогичны решениям заданий классной работы.
8.Проверочная самостоятельная работа.
А теперь выполните самостоятельную работу, чтобы узнать, насколько прочно вы усвоили материал и над чем вам еще необходимо поработать.
http://pandia.ru/text/78/230/76832.php
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-teme-grafik-lineynogo-uravneniya-s-dvumya-peremennimi-2667761.html