Графики линейных уравнений урок алгебры 7 класс

Урок алгебры по теме «График уравнения с двумя переменными». 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7

Цели:

  • сформировать у учеников представление о графике линейного уравнения с двумя переменными;
  • научить учеников строить графики таких уравнений.
  • Тип урока: объяснение нового материала

    Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к уроку.

    Ход урока

    1. Мотивация учебной деятельности (Слайд 1 (cм. презентацию))

    Чем больше я знаю,
    Тем больше умею.
    Кто ничего не замечает,
    Тот ничего не изучает.
    Кто ничего не изучает,
    Тот вечно хнычет и скучает. (Роман Сеф).

    Учитель: Посмотрите на слайд. Как вы понимаете эти слова? Как мы можем отнести их к сегодняшнему уроку?

    2. Актуализация и пробное учебное действие.

    Учитель: Сегодня вам самим предстоит открыть новые знания. Прежде, чем совершать открытие, давайте проверим себя, готовы ли мы совершить его, всё ли было усвоено на уроках, имеются ли слабые места.

    Каждый этап урока мы будем оценивать в листах контроля (Приложение 1). Они лежат у вас на столах. Если работал хорошо, то +, если были затруднения +-, если ни чего не получалось -.

    Какие из приведенных ниже уравнений являются линейными? (Слайд 2)

    Ответ: 3х – у = 14 Почему? Обоснуйте.

    Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными. (Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида

    ах + ву = с, где х и у — переменные а, в, с — некоторые числа)

    Вместо точек поставьте числа так, чтоб полученная пара чисел являлась решением данного уравнения (Слайд 3)

    Что называется решением уравнения с двумя переменными? (Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство)

    Выберите точку, которая принадлежит графику уравнения (Слайд 4):

    А(-1; -2), В(2; 1), С(4; -4), D(11; -2).

    А теперь давайте вспомним построение точек на координатной плоскости (Слайд 5). Запишите буквы которым соответствуют данные координаты.

    Возьмите лист контроля и оцените свою работу на этом этапе урока.

    Я предлагаю вам выполнить следующее задание в рабочих тетрадях.

    Построите графики функций в одной системе координат (Слайд 6)

    Время закончилось, начинаем проверять. (Слайд 7)

    Где возникли затруднения?

    Почему? (потому что мы не умеем строить такие графики)

    А если мы не умеем строить такие графики, то какую поставим перед собой цель?

    (Научиться строить график линейного уравнения с двумя неизвестными)

    Какова же тема урока? (График линейного уравнения с двумя переменными (Слайд 8))

    А кто построил график в задании 4?

    Возьмите лист контроля и оцените свою работу на этом этапе урока.

    3. Постановка проблемы

    Как вы думаете, как мы будем строить график этого уравнения? (выслушать детей)

    Итак, подведём итог: (Слайд 9)

    Выразим переменную у через х

    Формулой у=-1,5х+3 задается линейная функция, графиком которой служит прямая.

    Уравнения 3х+2у=6 и у=-1,5х+3 равносильны, то эта прямая является и графиком уравнения 3х+2у=6

    А теперь построим график уравнения предложенного в №4 на доске (начертить заранее систему координат на доске).

    Так что же является графиком линейного уравнения с двумя переменными? (ответы детей) (Слайд 9)

    Составим алгоритм построения графика линейного уравнения с двумя неизвестными

    1. Выразим у через х
    2. Выясним, что является графиком данного уравнения
    3. Построим график данного уравнения

    4. Первичное закрепление

    5. Самостоятельная работа с проверкой (Слайд 11 – 14)

    Возьмите лист контроля и оцените свою работу на этом этапе урока.

    Рефлексия. Возьмите лист контроля и оцените свою работу на этом этапе урока (смайлик).

    Домашнее задание п.41, № 1046, №1048(в, г)

    Разработка урока «Линейное уравнение с двумя переменными и его график», 7 класс
    презентация к уроку по алгебре (7 класс) на тему

    Учебный материал для проведения урока алгебры в 7 классе «Линейное уравнение с двумя переменными и его график». Данный урок является первым уроком в теме. В своей работе я преследовала следующие цели: 1) ввести понятие линейного уравнения как математическую модель реальной ситуации; 2) научить по виду определять линейное уравнение и его коэффициенты; 3) научить по заданному значению х находить соответствующее значение у, и наоборот; 4) ввести алгоритм построения графика линейного уравнения и научить применять его на практике; 5) научить составлять линейное уравнение, как математическую модель задачи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    «Линейное уравнение с двумя переменными и его график», урок алгебры в 7 классе2.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РЕСУРСУ

    «Линейное уравнение с двумя переменными и его график»

    Автор : Цатурова Елена Валентиновна, учитель математики.

    Место работы : муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г.Сочи Краснодарского края

    Авторы учебно-методического комплекта: А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра -7, Изд. М: « Мнемозина».

    Тема урока: «Линейное уравнение с двумя переменными и его график»

    Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, магнитная доска, листы бумаги формата А2, маркеры цветные, магниты раздаточные материалы: «Алгоритм построения графика линейного уравнения с двумя переменными», «Задания для групп», «Итоги урока».

    Программы : Power Point, MS Word.

    Цели создания и использования на уроке: активизация произвольного внимания, успешное усвоение изучаемого материала, отработка полученных навыков, сохранение здоровья учащихся.

    Как используется на уроке: в течении всего урока.

    План-конспект урока алгебры в 7 классе

    «Линейное уравнение с двумя переменными и его график»

    Тип урока: урок усвоения новых знаний .

    • обеспечить в ходе урока освоения таких понятий, как линейное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, график линейного уравнения с двумя переменным;
    • сформировать навыки нахождения значения переменной, соответствующего заданному значению другой;
    • сформировать навыки построения графика линейного уравнения с двумя переменными;
    • развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
    • развивать логическое мышление.
    • развивать коммуникативные навыки и навыки групповой работы;
    • развивать навыки самопрезентации и презентации работы группы;
    • прививать интерес к предмету.
    • ввести понятие линейного уравнения как математическую модель реальной ситуации;
    • научить по виду определять линейное уравнение и его коэффициенты;
    • научить по заданному значению х находить соответствующее значение у, и наоборот;
    • ввести алгоритм построения графика линейного уравнения и научить применять его на практике;
    • научить составлять линейное уравнение, как математическую модель задачи.
    1. Организационный этап;
    2. Постановка учебной задачи ;
    3. Изучение новой темы;
    4. Применение полученных знаний на практике (работа в группах)
    5. Физминутка;
    6. Подведение итогов урока.
    7. Домашнее задание.

    На уроке кроме ИКТ технологий используются проблемное обучение, элементы развивающего обучения, технология группового взаимодействия.

    Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока , целей и задач.

    Постановка учебной задачи

    Необходимость составления линейного уравнения для решения задачи с двумя неизвестными.

    Задача. Из городов А и В, расстояние между которыми 500 км, навстречу друг другу вышли два поезда, каждый со своей постоянной скоростью. Известно, что первый поезд вышел на 2 ч раньше второго. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Чему равны скорости поездов?

    (Составление математической модели к задаче) Демонстрация составления математической модели .

    Изучение новой темы

    1. Учитель сообщает, что данное уравнение — есть линейное уравнение с двумя переменными.

    2.Вводится определение линейного уравнения с двумя переменными.

    3. Отработка понятия линейного уравнения на примерах.(устная работа)

    4. Нахождение коэффициентов линейного уравнения. (устная работа)

    5. Далее опять возвращаемся к задаче и учитель ставит вопрос о решении уравнения 5х+3у=500. И приводит примеры

    6.Учитель ставит вопрос о единственности решения линейного уравнения. Для этого предлагается проверить является ли решениями этого уравнения пары чисел: (64;60), (70;50), (45;80), (80;60). (устная работа)

    7. Вводится определение решения линейного уравнения с двумя переменными.

    8.Учитель ставит вопрос: сколько решений имеет линейное уравнение с двумя переменными? Ответ: бесконечно много.

    Учитель : как можно найти решения линейного уравнения с двумя переменными? Ответ: подобрать.

    Учитель: как легче подобрать решения уравнения?

    Ответ: подобрать одну переменную, например х , и из уравнения найти другую — у.

    9. Учащимся предлагается выполнить задание : изобразите решения уравнения х+у-3=0 точками на координатной плоскости .(самостоятельно).

    В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся возникает вопрос: сколько решений показать на координатной плоскости?

    Учитель: А сколько вы можете показать?

    Учитель: Мы подобрали несколько целых решений уравнения. А как показать все решения данного уравнения?

    Ответ может быть таким: если показать не только целые решения, но и рациональные, то точки будут располагаться на одной прямой.

    Вводится понятие графика линейного уравнения с двумя переменными.

    Учитель: сколько точек необходимо для построения прямой?

    10. Учитель предлагает обсудить придумать построения графика линейного уравнения с двумя переменными . После обсуждения раздает алгоритм.

    11. Применение алгоритма (фронтальная работа). Построить график уравнения 4х+3у-12=0. (учащиеся выполняют задания тетради)

    Конспект урока алгебры в 7 классе по теме «График линейного уравнения с двумя переменными»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Конспект урока алгебры в 7 классе по теме «График линейного уравнения с двумя переменными»

    Автор: Николаева Евгения Николаевна, учитель математики «МБОУ СОШ № 20» г. Шахты, РО

    УМК: алгебра 7 класс, под редакцией С.А. Теляковского

    Тип урока : урок формирования умений и навыков.

    Характеристика класса, в котором урок был проведён . В классе 50% учащихся с высокой мотивацией к обучению — 10 учеников, 6 – со средним уровнем и 4 ученика – с низкой мотивацией.

    — выработать у учеников умение строить графики линейного уравнения с двумя переменными;

    — развивать познавательные навыки учащихся, критическое и творческое мышление; умение работать в группе;

    — воспитание познавательного интереса к математике, настойчивости, целеустремленности в учебе, коллективизма и ответственности за свою работу.

    Структуру урока и виды деятельности учителя и учащихся можно посмотреть в таблице

    1. Организационный этап.

    Сегодня на уроке нам потребуются карандаши и линейки. Проверьте свою готовность к уроку. Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока.

    Я хочу загадать вам загадку:

    Что самое быстрое, но и самое медленное.

    Самое большое, но и самое маленькое.

    Самое продолжительное, но и самое краткое.

    Самое дорогое, но и дёшево ценимое нами?

    Это ребята – время. У нас всего 40 мин, но мне бы очень хотелось, чтобы они не тянулись, а пролетели. Не оказались прожитыми впустую, а были затрачены с пользой.

    3. Проверка домашнего задания

    Какую тему мы с вами изучаем? (Линейное уравнение с двумя переменными)

    А что называется линейным уравнением с двумя переменными? (Дают определение)

    А) Давайте проверим ваше домашнее задание – как вы научились различать линейные и нелинейные уравнения с двумя переменными (фронтальная проверка)

    Б) Ваше второе домашнее задание связано с выражением одной переменной уравнения через другую. Давайте проверим, как вы связали линейное уравнение и его преобразование к новому виду?

    А какими правилами вы пользовались для того, чтобы выразить переменные? (Рассказывают правила решения уравнений)

    А зачем нам нужно выражать одну переменную через другую? (Чтобы найти решения уравнения)

    Что называется решением линейного уравнения с двумя переменными? (Дают определение)

    Можем ли мы найти все решения уравнения? (Нет, так как их бесконечное количество)

    4. Усвоение новых знаний

    Давайте запишем уравнение 2х-у=5 и найдём несколько его решений.

    (Слайд презентации открывается постепенно, по мере решения проблемы)

    Выразим у через х.

    Начнём искать решения уравнения. (Найти одну пару)

    Любую пару чисел х и у мы можем изобразить наглядно – как? (Отметить точку в системе координат)

    Давайте все решения, которые будем находить отмечать в системе координат.

    Приложите линейку к построенным точкам. Обратите внимание, что все эти точки лежат на одной прямой. Почему все решения линейного уравнения с одной переменной лежат на одной прямой? (Потому, что у=2х-5 – линейная функция, а её графиком является прямая)

    Какой же вывод мы можем сделать из этого факта?

    (1 — линейное уравнение имеет график, 2 – График линейного уравнения – прямая)

    Надо ли искать так много решений, как искали мы, для того, чтобы построить график? (Нет, достаточно двух решений)

    5. Работа в группах

    Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и попробовать построить графики уравнений вместе с товарищами. (Карточки с заданиями и листы для оформления решения, маркеры раздаются перед уроком. – Для графиков и Задания для групп.)

    (Учащиеся работают в группах. Затем готовые решения вывешиваются на доску.)

    6. Анализ результатов работы групп

    Посмотрите внимательно, ребята, на полученные графики. Вы согласны с решениями других групп? (Учащиеся исправляют ошибки в решениях других групп. Защищают свои решения)

    Замечаете ли вы различия в полученных графиках? Какие?

    (Одни прямые проходят через начало координат, а другие – нет)

    С чем это связано? Почему у нас получилось два вида прямых? Чем же отличаются уравнения, соответствующие этим графикам?

    Действительно, при с=0 мы переходим от уравнения к прямой пропорциональности, график которой проходит через начало координат. Значит, мы выявили графики двух видов.

    А шторкой ниже закрыты ещё другие случаи зависимости графика от коэффициентов уравнения, которые мы рассмотрим на следующем уроке.

    7. Первичное закрепление знаний

    А сейчас каждый из вас пусть самостоятельно выполнит задание № 1048а на странице 193.

    8. Контроль сформированности умений и навыков

    Проверьте правильность выполнения

    У кого правильно? Какие возникли трудности?

    9. . Домашнее задание

    Запишите домашнее задание. Повторить правила. Обязательно выполнить № 1049аб. Дополнительное задание — № 1152. Выполняя это задание, помните, что координаты любой точки графика уравнения соответствуют его решению.

    10. Подведение итогов урока. Оцените свою работу на уроке по данным критериям. Помните, что если сомневаетесь в правильности своей оценки, – воздержитесь, получите оценку на следующем уроке.


    источники:

    http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/11/24/razrabotka-uroka-lineynoe-uravnenie-s-dvumya-peremennymi-i-ego

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-algebri-v-klasse-po-teme-grafik-lineynogo-uravneniya-s-dvumya-peremennimi-1841641.html