H2so4 caco3 ионное уравнение и молекулярное
Вопрос по химии:
H2So4+CaCo3
Составить молекулярное полное и сокращенное ионное уравнение
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
1. Молекулярное уравнение: CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + CO2Î + H2O
2. ПИУ: CaCO3 + 2H(+) + SO4(2-) = Ca(2+) + SO4(2-) + CO2Î + H2O
3. СИУ: CaCO3 + 2H(+) = Ca(2+) + CO2Î + H2O
Вода, газы и нерастворимые вещества (осадки) не диссоциируют на ионы. Знаки в скобках нужно записать сверху.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Химия.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Химия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.
H2so4 caco3 ионное уравнение и молекулярное
Реакции ионного обмена, протекающие между растворами солей
I. Запишем уравнение реакции между растворами карбоната натрия и хлорида кальция.
В результате этого взаимодействия образуется осадок карбоната кальция и хлорид натрия.
Рис. 1. Осадок карбоната кальция
Na 2CO 3 +CaCl 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaCl — молекулярное уравнение
Рассмотрим сущность данной реакции обмена. Вы знаете, что карбонат натрия в воде диссоциирует на два катиона натрия и карбонат-анион.
Хлорид кальция в воде также диссоциирует на катион кальция и хлорид — анионы.
В ходе реакции осуществляется обмен ионами, приводящий к образованию осадка карбоната кальция.
2Na + + CO3 2- + Ca 2+ + 2Cl — = CaCO 3 ↓ + 2Na + + 2Cl — — полное ионное уравнение.
Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 ↓ – сокращённое ионное уравнение
Химические реакции, протекающие в растворах с участием свободных ионов, называются ионными реакциями.
Запись уравнения реакции с участием ионов называют уравнением в ионной форме (ионное уравнение)
II. Запишем ещё одно уравнение химической реакции, приводящей к образованию осадка карбоната кальция.
При взаимодействии карбоната натрия с нитратом кальция образуется осадок карбоната кальция и нитрат натрия. Запишем уравнение в молекулярной форме:
Na 2CO 3 +Ca(NO 3) 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaNO 3 — молекулярное уравнение
Запишем уравнение в ионной форме:
2Na + + CO 3 2- + Ca 2+ + 2NO 3 — = CaCO 3 ↓ + 2Na + + 2 NO 3 — – полное ионное уравнение
Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 ↓ – сокращённое ионное уравнение
Обратите внимание: суть обеих реакций взаимодействия карбоната натрия с нитратом кальция и с хлоридом кальциям сводится к тому, что из катиона кальция и карбонат — аниона образуется нерастворимый карбонат кальция.
Теперь мы видим, что для получения карбоната кальция надо взять такие вещества, чтобы в состав одного вещества входили катионы кальция, а в состав другого – карбонат — ионы.
Сущность реакции ионного обмена отражают с помощью сокращённого ионного уравнения.
Образование осадка сульфата бария
Рассмотрим еще пример реакции ионного обмена, приводящей к образованию осадка.
Запишем уравнение реакции между сульфатом калия и хлоридом бария в молекулярном виде, в сокращённом ионном виде и в полном ионном виде.
K 2SO 4 +BaCl 2 = BaSO 4 ↓ + 2KCl – молекулярное уравнение
При взаимодействии сульфата калия и хлоридом бария образуется осадок сульфата бария и хлорид калия. Это молекулярная форма уравнения.
Ниже записана полная ионная форма.
2K + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2Cl — = BaSO 4 ↓ + 2K + + 2Cl — – полное ионное уравнение
Если мы зачеркнём слева и справа одинаковые ионы, то получим сокращённое ионное уравнение.
Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ↓ – сокращённое ионное уравнение
Таким образом, для получения сульфата бария необходимо, чтобы в состав одного вещества входили катионы бария, а в состав другого – сульфат – анионы.
1. Какой из приведенных реакций не соответствует сокращенное ионное уравнение: Ba 2+ + SO4 2- = BaSO4?
Ответ: уравнению №2, т.к. вода тоже является неэлектролитом и на ионы не распадается: Ba 2+ + 2OH — + 2H + + SO4 2- = BaSO4 + 2H2O
2. Какой из приведенных реакций соответствует сокращенное ионное уравнение Ca 2+ + CO3 2- = CaCO3?
Ответ: уравнение №1, т.к. оба исходных вещества — растворимые соли, распадаются на ионы, а в продуктах реакции только одно вещество CaCO3выпадает в осадок
3. Реакция между какой парой веществ сопровождается одновременным выпадением осадка и образованием воды?
1) Нитрат калия и хлорид кальция
2) карбонат бария и соляная кислота
3) гидроксид бария и соляная кислота
4) гидроксид бария и серная кислота
4. Реакция между какой парой веществ сопровождается одновременным выделением газа и образованием воды?
1) сульфид натрия и соляная кислота
2) силикат натрия и соляная кислота
3) карбонат натрия и соляная кислота
4) хлорид натрия и серная кислота
5. Какая пара ионов не может одновременно присутствовать в растворе?
Ответ: №2, т.к. ионы меди и сульфид-ионы образуют нерастворимую соль сульфид меди (II)
6. При сливании каких двух растворов в воде практически не остается ионов?
Ответ: №2, т.к. Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O происходит связывание всех ионов с образованием осадка и воды
7. При добавлении какого вещества к раствору гидроксида натрия происходит выделение газа?
Ответ: №1, т.к. NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O
Урок по теме «Реакции ионного обмена». 9-й класс
Класс: 9
Презентация к уроку
Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.
Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.
Задачи:
- способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
- “5” — обосновать, доказать;
- “4” — характеризовать, применить;
- “3” — рассказать;
- способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
- способствовать формированию общеучебных умений:
- а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
- б) учебно-информационных (работать с текстом);
- в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве
I. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация
Фронтальная беседа (3 мин)
- Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
- Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
- На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)
- Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН -1 групп)
- На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
- Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н +1 , ОН -1 , Ме +n , кислотный остаток -n )
- Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)
II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.
Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):
Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:
- если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
- если выделяется газ
- если образуется вода
В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми
Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):
1) Если образуется осадок (слайд 3):
а) CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2
б) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl
в) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3
г) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4
2) Если выделяется газ (слайд 4):
а) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )
б) Na2SO3 + 2HCl 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2 )
в) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S
3) Если образуется вода (слайд 5):
а) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O
б) Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O
в) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):
Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях
а) 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl
б) K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl
в) CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl
Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):
Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :
- нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
- оксиды;
- воду;
- газы
1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:
CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2
2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:
Cu +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение)
3) Запишем то, что получилось:
Cu +2 + 2OH -1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)
Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):
CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2)
CaCO3 + 2H +1 + 2NO3 -1 Ca +2 + 2NO3 -1 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2
CuS + 2HCl CuCl2 + H2S
CuS + 2H +1 + 2Cl -1 Cu +2 + 2Cl -1 + H2S
CuS + 2H +1 Cu +2 + H2S
NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O
Na +1 + OH -1 + H +1 + NO3 -1 Na +1 + NO3 -1 + H2O
OH -1 + H +1 H2O
K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl
3K +1 + PO4 -3 + 3Na +1 + 3Cl -1 3Na +1 + PO4 -3 + 3K +1 + 3Cl -1
Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений
III. Закрепление изученного материала (20 мин)
Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).
Задание 1 (Слайд 10)
Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным
Проверка задания 1 (слайды 11, 12).
1) NaOH + HCl NaCl + H2O
Na +1 + OH -1 + H +1 + Cl -1 Na +1 + Cl -1 + H2O
OH -1 + H +1 H2O
2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl
Mg +2 + 2Cl -1 + 2Na +1 + SO3 -2 MgSO3 + 2Na +1 +2Cl -1
Mg +2 + SO3 -2 MgSO3
3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2
2K +1 + SO3 -2 + 2H +1 + 2NO3 -1 2K +1 + 2NO3 -1 + H2O + SO2
SO3 -2 + 2H +1 H2O + SO2
4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4
Zn +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Zn(OH)2
Zn +2 + 2OH -1 Zn(OH)2
5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H +1 + 3NO3 -1 Al +3 + 3NO3 -1 + 3H2O
Al(OH)3 + 3H +1 Al +3 + 3H2O
6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H +1 + 2Cl -1 Ca +2 + 2Cl -1 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2
Задание 2. (слайд 13):
Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)
Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.
Проверка задания 2 (слайд 14):
СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2
Задание 3 (слайд 15):
Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.
Проверка задания 3 (слайд 16):
H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O
Задание 4 (слайд 17):
Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.
Проверка задания 4 (слайд 18):
Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O
Задание 5 (слайд 19):
Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.
Проверка задания 5 (слайд 20):
BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2
IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас .
Домашнее задание (слайд 21):
Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и . не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.
http://himi4ok.ucoz.ru/publ/9_klass/khimicheskaja_svjaz_ehlektroliticheskaja_dissociacija/reakcii_ionnogo_obmena/28-1-0-159
http://urok.1sept.ru/articles/640124