Избранное (15 стр.)
Пока я влез на стул и поправлял часы,
чтоб гиря не качалась,
она, несчастная, скончалась,
ШКОЛЬНИЦА. Ах, дорогой учитель,
я постигла скрытую теплоту парообразования!
УЧИТЕЛЬ. Прости, но теперь я тебя расслышать не могу,
хотя послушал бы охотно!
Ты стала, девочка, бесплотна и больше ни гу-гу!
ОКНО. Я внезапно растворилось.
Я — дыра в стене домов.
Сквозь меня душа пролилась.
Я — форточка возвышенных умов.
1931 год, 15 марта.
НИКОЛАЙ II. Я запер дверь.
Теперь сюда никто войти не сможет.
Я сяду возле форточки и буду наблюдать на небе ход планет.
Планеты, вы похожи на зверей!
Ты, солнце, — лев, планет владыка,
ты неба властелин. Ты — царь.
Мы с тобой два брата.
Свети ко мне в окно,
мой родственник небесный.
Пускай твои лучи войдут в меня, как стрелы.
Я руки разверну и стану, как орел.
Взмахну крылами и на воздух,
с землей простившись, отлечу.
Прощай, земля! Прощай, Россия!
Прощай, прекрасный Петербург!
Народ бросает кверху шапки,
и артилерия гремит,
и едет в лентах князь Суворов,
и князь Кутузов едет следом,
и Ломоносов громким басом зовет солдат на поле брани,
и средь кустов бежит пехота,
и едет по полю фельдмаршал.
ГОЛОС АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ.
НИКОЛАЙ II. Да тут. Войди пожалуйста!
Я не могу войти. Ты запер дверь.
Открой скорее. Мне надо тебе что-то сказать.
НИКОЛАЙ II. Сейчас открою. (О т к р ы в а е т д в е р ь.
В х о д и т А л е к с а н д р а Ф е д о р о в н а.)
Ты что-то делал у окна.
Тебя Адам Адамыч со двора увидел и, сильно напугавшись,
прибежал ко мне.
НИКОЛАЙ II. Да, это совершенно верно.
Я протирал оконное стекло.
Оно немножко запотело,
а я подумал: дай протру!
Но ты же мог позвать лакея?
НИКОЛАЙ II. Я Митьку звал, но Митька не пришел.
Тогда позвал бы Вальтазара.
НИКОЛАЙ II. А Вальтазар сидит на кухне,
он крутит с девками любовь.
А ты скажи мне, где Адам Адамыч?
Адам Адамыч в розовой гостинной ведет беседу с Воробьевым,
у Воробьева дочь Мария сбежала в Тулу с женихом.
НИКОЛАЙ II. Да что ты говоришь?
Вот это новость!
Как будто Стасов.
НИКОЛАЙ II. Как Стасов?
Да ведь он старик почтенный!
И старики бывают прытки на ходу.
ФАКИРОВ. Моя душа болит.
Перед глазами все как прежде,
а в книгах новая вода,
не успеваю прочитать страницу,
звонит над ухом телефон и в трубку говорит мне голос:
Петр Нилыч, сегодня в три часа обед у Хвалищевского,
Да, отвечаю, буду.
И книгу в сторону кидаю,
и одеваю лучшую пару,
и свою келью покидаю,
и стол, и кресло, и гитару.
И бреюсь, одеваю лучший галстук,
и выхожу к трамвайной остановке.
А вот вчера я покупал себе зубную щетку и встретил в магазине Ольгу Павловну,
И 1.5 часа выслушивал рассказ о комнатных перегородках,
о том, что муж ее без брюк и ходит в парусиновых обмотках,
о Верочке в зеленых трусиках и о Матвее с дьявольской улыбкой в черных усиках.
А я всю жизнь, минуту каждую премудрость жду, коплю и жаждую,
то в числа вглядываюсь острым взглядом,
то буквы расставляю друг за другом рядом,
то в соль подбалтываю соду,
то баламучу вилкой воду,
то электричество пытаюсь разглядеть под микроскопом,
то повторяю все эксперименты скопом.
Я сам дошел до биквадратных уравнений и, сидя в комнате, познал весенний бег олений,
я сам, своею собственной рукой,
Д о с т а е т и з ш к а п а с л о ж н у ю м а ш и н у.
А эту сложную машину я сделал сам из ячменя.
Кто разберет мою машину?
Кто мудростью опередит меня?
З а д у м ы в а е т с я.
Проект «Земля разнообразна» я в Академию носил.
Но было пасмурно и грязно,
и дождик мелкий моросил.
И мой проект постигла неудача: он на дожде насквозь промок,
его прочесть была великая задача,
и в Академии его никто прочесть не мог,
пойду сегодня к Хвалищевскому,
он приобрел себе орган.
Послушаем Себатиана Баха и выпьем чай с вареною морошкой.
Теперь пойдем, свернув табак собачьей ножкой.
У х о д и т. Н а с ц е н у в ы б е г а е т В е р о ч к а.
ВЕРОЧКА. Все хочу,
все хочу и ежедневно забываю купить баночку толмачу.
В магазинах не бываю.
Мое хозяйство это нож прямо в сердце.
Лучше лечь и умереть.
Надо двери отпереть.
ВЕРОЧКА. И все слышали?
В е р о ч к а з а к р ы в а е т л и ц о р у к а м и.
АНТОН АНТОНОВИЧ. Это форменное безобразие.
Укрыться негде, всюду соглядатаи.
Моя любовь, достигшая вершины,
не помещается в сердечные кувшины.
Я не имею больше власти таить в себе любовные страсти.
Я в парк от мира удаляюсь.
Среди травы один валяюсь и там любви, как ангел, внемлю,
и, как кабан, кусаю землю.
Потом во мне взрывается река,
и я походкой старика спешу в назначенное место,
где ждет меня моя невеста.
Моя походка стала каменной,
и руки сделались моложе.
А сердце прыгает, а взор стал пламенный.
ВЕРОЧКА. Ах, оставьте, в ваши годы стыдно к девочкам ходить,
ваши речи, точно воды,
их не могут возбудить.
Вы беззубы, это плохо.
Плешь на четверть головы.
Вы — старик, и даже вздоха удержать не в силах вы.
СТУДЕНТ. Я в этот дом хожу четыре года и каждый день смотрю на Верочку из шкапа.
Я физик, изучил механику,
свободное скольжение тел и притяжение масс.
А тут бывал я исключительно для Вас.*
Волну прижав к своей груди,
тонул матрос и говорил: «Приди, приди»,
не то волне, не то кому-то и бил ногами воду круто.
Его сосет уже пучина,
холодная вода ласкает,
но все вперед плывет мужчина и милую волну из рук не выпускает.
«Приди, приди», — кому-то кличет,
кому-то яростно лопочет,
кому-то ласково лепечет,
зовет кого-то и хохочет.
ХОЗЯИН. Вот эта дверь ведет во двор.
ИВАН АНТОНОВИЧ. О чем ведете разговор?
ХОЗЯИН. Так, ни о том и ни о сем.
ИВАН АНТОНОВИЧ. Давайте карты принесем.
МОТЫЛЬКОВ. Тогда остаться я не прочь.
ХОЗЯИН. Ну ты мне мысли не морочь.
Сказал — уходишь. И вали!
СОЛДАТ ФЕРЗЕВ (в б е г а я).
Стреляй! Держи! Руби! Коли!
ХОЗЯИН. Что тут за крик? Что за тревога?
Кто тут скандалист,
того нога не преступит моего порога.
СОЛДАТ ФЕРЗЕВ (у к а з ы в а я н а б а р о н е с с у П и р о г о в у). Она ко мне вот так прильнула,
потом она меня кольнула,
потом она меня лягнула,
она меня солдата обманула.
ЕВА (с п р ы г и в а е т н а з е м л ю). Ну спасибо. Очень хорошо.
МАСТЕР ЛЕОНАРДО. А теперь попробуй вот это яблоко.
ЕВА. Ой, что ты! С этого дерева нельзя есть плодов.
МАСТЕР ЛЕОНАРДО. Послушай, Ева. Я давно уже узнал все тайны рая.
Кое-что я скажу тебе…
ЕВА. Ну говори, а я послушаю.
МАСТЕР ЛЕОНАРДО. Будешь меня слушать?
ЕВА. Да, и ни в чем тебя не огорчу.
МАСТЕР ЛЕОНАРДО. И не выдашь меня?
ЕВА. Нет, поверь мне.
МАСТЕР ЛЕОНАРДО. А вдруг все откроется?
ЕВА. Не через меня.
МАСТЕР ЛЕОНАРДО. Ну хорошо, я верю тебе. Ты была в хорошей шко ле. Я видел Адама, он очень глуп.
ЕВА. Он грубоват немного.
МАСТЕР ЛЕОНАРДО. Он ничего не знает. Он мало путешествовал и ничего не видел. Его одурачили. А он одурачивает тебя.
Произведения Даниила Хармса
Д о с т а е т и з ш к а п а с л о ж н у ю м а ш и н у.
А эту сложную машину
я сделал сам из ячменя.
Кто разберет мою машину?
Кто мудростью опередит меня?
З а д у м ы в а е т с я.
Проект «Земля разнообразна»
я в Академию носил.
Но было пасмурно и грязно,
и дождик мелкий моросил.
И мой проект постигла неудача:
он на дожде насквозь промок,
его прочесть была великая задача,
и в Академии его никто прочесть не мог,
пойду сегодня к Хвалищевскому,
он приобрел себе орган.
Послушаем Себатиана Баха
и выпьем чай с вареною морошкой.
Где трость моя?
И где папаха?
Нашел.
Теперь пойдем, свернув табак собачьей ножкой.
У х о д и т. Н а с ц е н у в ы б е г а е т В е р о ч к а.
ВЕРОЧКА. Все хочу,
все хочу
и ежедневно забываю
купить баночку толмачу.
В магазинах не бываю.
Мое хозяйство —
это нож
прямо в сердце.
Жизнь — ложь.
Лучше лечь и умереть.
Надо двери отпереть.
У б е г а е т. И з ш к а п а в ы г л я д ы в а е т с т у д е н т.
СТУДЕНТ. Ах, Верочка! Как я люблю тебя!
О п я т ь п р я ч е т с я в ш к а п. В х о д я т В е р о ч к а и А н т о н А н т о н о в и ч.
АНТОН АНТОНОВИЧ. Мне приятно видеть Вас.
Вы прелестны, Вера. Да-с.
Я ценитель красоты.
Перейдемте с «Вы» на «Ты».
ВЕРОЧКА. Без вина, Антон Антоныч,
говорите мне на «Вы»
и целуйте только руки,
не касаясь головы.
АНТОН АНТОНОВИЧ. Вера! Верочка! Голубка!
Не отталкивай меня.
ВЕРОЧКА. Это что у Вас?
АНТОН АНТОНОВИЧ. Что? Трубка!
ВЕРОЧКА. Отойдите от меня!
АНТОН АНТОНОВИЧ. Я ужасно задыхаюсь.
Вера! Верочка! Кись-кись!
ВЕРОЧКА. Отойдите! Я кусаюсь!
АНТОН АНТОНОВИЧ. Ну, не надо! Не сердись!
ВЕРОЧКА. Вы купили шоколад?
АНТОН АНТОНОВИЧ. Извините. Виноват.
Идя к Вам, любовный пыл
охватил меня. Забыл
все на свете, только Вас
представлял себе как раз
и в разных позах и видах,
и в рубашке и без.
АНТОН АНТОНОВИЧ. Без рубашки ваши груди.
ВЕРОЧКА. Караул! Спасите! Люди!
СТУДЕНТ (в ы с к а к и в а я и з ш к а п а). Стой, мерзавец! Пусти руку! Не волнуйтесь, Верочка.Пойдемте со мной в шкап.
ВЕРОЧКА. Пустите меня. Кто вы такой?
СТУДЕНТ. Я студент.
ВЕРОЧКА. Что вам от меня нужно? Почему вы оказались в шкапу?
АНТОН АНТОНОВИЧ. Что вам угодно?
ВЕРОЧКА. Почему вы вмешиваетесь не в свое дело?
АНТОН АНТОНОВИЧ. Врываетесь в частную жизнь?
ВЕРОЧКА. Да кто вы такой, в самом деле?
СТУДЕНТ. Я студент.
ВЕРОЧКА. А как вы сюда попали?
СТУДЕНТ. Я пришел к Петру Нилычу Факирову.
СТУДЕНТ. Петр Нилычлюбит, чтобыегослушали, когдаон что-нибудь говорит. Он сажает меня в шкап, а сам ходит и говорит, будто в комнате никого нет.
ВЕРОЧКА. Значит, пока мы были тут, вы тоже тут были?
ВЕРОЧКА. И все слышали?
В е р о ч к а з а к р ы в а е т л и ц о р у к а м и.
АНТОН АНТОНОВИЧ. Это форменное безобразие.
Укрыться негде, всюду соглядатаи.
Моя любовь, достигшая вершины,
не помещается в сердечные кувшины.
Я не имею больше власти
таить в себе любовные страсти.
Я в парк от мира удаляюсь.
Среди травы один валяюсь
и там любви, как ангел, внемлю,
и, как кабан, кусаю землю.
Потом во мне взрывается река,
и я походкой старика
спешу в назначенное место,
где ждет меня моя невеста.
Моя походка стала каменной,
и руки сделались моложе.
А сердце прыгает, а взор стал пламенный.
Я весь дрожу.
О Боже! Боже!
ВЕРОЧКА. Ах, оставьте, в ваши годы
стыдно к девочкам ходить,
ваши речи, точно воды,
их не могут возбудить.
Вы беззубы, это плохо.
Плешь на четверть головы.
Вы — старик, и даже вздоха
удержать не в силах вы.
СТУДЕНТ. Я в этот дом хожу четыре года
и каждый день смотрю на Верочку из шкапа.
Я физик, изучил механику,
свободное скольжение тел
и притяжение масс.
А тут бывал я исключительно для Вас.
Хармс я сам дошел до биквадратных уравнений
«Факиров. Моя душа болит…»
Факиров.
Достает из шкапа сложную машину.
Уходит. На сцену выбегает Верочка.
Верочка.
Убегает. Из шкапа выглядывает студент.
Студент.
Опять прячется в шкап. Входят Верочка и Антон Антонович.
Антон Антонович.
Верочка.
Антон Антонович.
Верочка.
Антон Антонович.
Верочка.
Антон Антонович.
Верочка.
Антон Антонович.
Верочка.
Антон Антонович.
Верочка.
Антон Антонович.
Верочка.
Студент (выскакивая из шкапа) .
http://kharms.ucoz.ru/publ/16-1-0-181
http://rulibs.com/ru_zar/poetry/harms/0/j162.html