Химические уравнения урок по фгос

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Разделы: Химия

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание:

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по химии (8 класс)

В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения», соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели и задачи урока, которые позволяют учащимся сформировать понятие о химических уравнениях и создают условия для отработки навыков составления химических уравнений, используя различные способы трансформации и кодировки информации. Используя различные формы работы учащихся в рамках комбинированного урока технологическая карта позволяет продумать пути достижения не только предметных, но и метапредметных и личных результатов. В основе урока лежит технология развивающего орбучения с использованием проблемного обучения, смыслового чтения и других методических подходов.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_himii_po_teme_himicheskie_uravneniya_8y_klass.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока «Химические уравнения»

Учитель Катриченко М.И. katrm@bk.ru

Дать возможность учащимся сформировать понятие о химических уравнениях

и создать условия для отработки навыков составления химических уравнений, используя различные способы трансформации и кодировки информации

— обучающие: сформировать представления учащихся о химических уравнениях и познакомить с различными способами составления уравнений; — развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений.

— воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

Формы работы учащихся

знать – определения законов сохранения массы вещества и химическое уравнение; определять понятия «исходные вещества (реагенты)», «продукты реакции», «условие протекания реакции», «коэффициент»

уметь – записывать схемы химических процессов и преобразовывать их в уравнения химических реакций

регулятивные : умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

развивать умение управлять своей познавательной деятельностью.

проявлять готовность к творческой работе и саморазвитию.

ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве

учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация к уроку

Учебник химии 8 класса, рабочая тетрадь.

Раздаточный материал (индивидуальные карточки-задания, тест, алгоритм составления уравнения х/р).

Мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор).

Этапы технологии Развивающего обучения

Приветствие, проверка готовности к уроку

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

формирование способности к организации своей деятельности

1. Самоопределение к деятельности

Выяснение в процессе

работы с карточками-заданиями

информации о том, что знают учащиеся о понятиях физические и химические явления.

Учитель организует распределение заданий разделено по уровням сложности:

1) более высокий уровень разгадывают анаграммы

2) более низкий уровень цифровой диктант

Высказываются и слушают мнения одноклассников (беседа по вопросам с опорой на источники информации).

Самостоятельно работают (выполняют задания на карточках)

Сверяются с правильными ответами, выставляют себе отметки.

Проявлять интерес к изучения предложенной темы.

Отвечать на поставленный вопрос. Владеть монологической речью. Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

1.2 Самоопределение к деятельности

Учитель организует обсуждение проблемы и

актуализирует имеющийся информационный ресурс обучающихся.

Прежде, чем сформулировать тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ребята открыть тетрадь, взять ручку и ответить на вопросы. (Записывайте только номер вопроса и ответ на него.)

Если данные вещества в другие не превращаются,

А лишь форма их изменяется,

То явления данные как называются? (Физические явления.)

Приведите примеры физических явлений.

Явления эти знаете вы,

А от первых явлений они тем отличаются,

Что из данных веществ, другие легко получаются. (Химические явления.)

Приведите примеры химических явлений.

-Второе название химических явлений? (химические реакции).

— Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция. ( изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха ; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты).

— Как называется схематически записанная химическая реакция? (химическое уравнение).

— Сформулируйте тему урока.

— Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися.

— Молодцы, тема урока сформулирована правильно.

Вместе с учащимися формулирует тему урока.

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока.

на основе наблюдений.

Анализируют, сравнивают, классифицируют,

преобразовывают информацию из одного вида в другой.

Предлагают варианты целеполаганий.

Создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания. Оптимизировать информацию.

Осознавать ценностное отношение к содержанию изучаемой темы

Отвечать на поставленный вопрос, владеть монологической речью.

Определять лично значимую цель, планировать свою деятельность. Принимать учебное задание.

2.1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Освоение информации по проблеме

-Учитель организует работу

по осмыслению и первичному запоминанию изучаемого материала, консультирует.

— Что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Используем уравнения в математике и физике)

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.).

— Ещё раз, какая перед вами стоит проблема? Что такое х/у?

Демонстрация опыта «Горение фосфора (V) в кислороде»

Опишите словами, что вы наблюдали?

Вы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись. Кто пойдёт к доске?

Как химики обозначают на письме фосфор, кислород, оксид фосфора (V)?

— Как вы назовёте вещества (фосфор, кислород), которые вступили между собой в реакцию? (исходные вещества (реагенты)),

— Как вы назовёте оксид фосфора (V), который образовался в ходе химической реакции? (продукт реакции).

Можете ли вы между левой частью и правой частью вашей записи поставить знак равенства. (нет).

Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?

(Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов).

-Какой закон здесь можно сформулировать?

— Что вы можете использовать для уравнивания левой и правой части данного уравнения? (коэффициент).

Класс делится на пары.

Парам и стоящему у доски ученику выдаётся алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций. .

— Самостоятельно составьте уравнение реакции на основе демоопыта

Демонстрация опыта «Горение железа (III) в кислороде»

— Пришло время сформулировать определение химического уравнения.

— Какой существует способ описания химического уравнения?

Работают с текстом учебника и иллюстрациями.

Наблюдение за демоопытом

-Фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи

Каждый учащийся записывает химические формулы фосфора, кислорода, оксида фосфора (V)

получая химическое уравнение, в тетрадь.

— Работают по алгоритму.

-Сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости.

Наблюдают за опытом

Результат записывают в тетрадь.

-Осуществление поиска информации с использованием ПСХЭ.

-Делать выводы и умозаключения из изученных закономерностей

Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

-Высказывают свою точку зрения и аргументируют её. (словесное описание х/р. Как записывается схема данной реакции).

Умение точно формулировать свою мысль.

-Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Умение формулировать свои мысли и выражать их в устной форме;

Слушать и понимать речь других.

-Сравнивают свою работу с работой одноклассников.

-Объясняют программу деятельности на своём примере.

План- конспект урока «Химические уравнения»( 8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Химические уравнения

Цель: повторить и расширить знания о химических реак­циях; сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

Мотивация: Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева; карточки.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы проведения: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником,

Подготовка класса к уроку.

Актуализация опорных знаний

1. Что изучает химия? (Вещество.)

2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

(Химические знаки элементов, валентность.)

Угадай химический элемент (работа с карточками)

H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

Название химического элемента,

Название простого вещества

Относительная атомная масса

Выигрышный путь – простые вещества

Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

Выигрышный путь – химические явления

Какие явления называются физическими, какие – химическими?

Перечислите признаки химических реакций.

Работа с текстом:

«При взаимодействии водорода Н2 и кислорода О2 образуется вода Н2О»

«При горении (взаимодействии с кислородом О2) угля С образуется углекислый газ СО2»

О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?

Проблема: Как записать химическую реакцию?

Что такое химическое уравнение?

Что вам известно об уравнении вообще?

На каких предметах вы встречались с уравнениями?

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

Возвращаемся к нашим текстам.

Как можно выразить (записать) химическую реакцию?

Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит?

Изучение нового материала

Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ

Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ:

в левой час­ти уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части урав­нения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

Что такое реагенты?

Что такое продукты реакции?

В общем виде алгоритм составления химического уравне­ния имеет такой вид с. 66 учебника:

1. Составь схему взаимодействия: слева запиши форму­лы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частя­ми схемы поставь знак «  ».

2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из ве­ществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в ле­вой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «  » знаком « = ».

По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

Итак: сформулируем определение химического уравнения:

Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математичес­ких знаков и коэффициентов.

Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами струк­турных частичек реагентов и продуктов реакции.

Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

Закрепление и обобщение знаний

«Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.

2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

б) Na + Br 2  NaBr ;

3. Запишите уравнения взаимодействия следующих простых ве­ществ и расставьте коэффициенты:

а) водорода и серы;

б) маг­ния и кислорода;

в) алюминия и кислорода;

г) алюминия и серы;

д) цинка и кислорода;

е) натрия и серы;

ж) магния и серы.

3. Из каких простых веществ образуются: А1С13, СО2, ZnS, Na2О, CuO, СН4, Са3Р2?

Запишите уравнения реакций.

4. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма всех правильно расставленных коэффициен­тов должна быть равна относительной молекулярной массе гашеной извести Са(ОН)2.

е) А1С13 + NaOH  А1(ОН)з + NaCl;

Домашнее задание: Изучить § 20, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4, 5 стр.67-68.

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?


источники:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2022/01/24/tehnologicheskaya-karta-uroka-himii-8-klassa-po-teme-himicheskie

http://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-himicheskie-uravneniya-klass-1554647.html