Химические уравнения за 8 класс

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Разделы: Химия

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание:

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

Уравнения химических реакций

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 979.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 979.

Запись химического взаимодействия, отражающая количественную и качественную информацию о реакции, называют уравнением химических реакций. Записывается реакция химическими и математическими символами.

Основные правила

Химические реакции предполагают превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции). Это происходит благодаря взаимодействию внешних электронных оболочек веществ. В результате из начальных соединений образуются новые.

Чтобы выразить ход химической реакции графически, используются определённые правила составления и написания химических уравнений.

В левой части пишутся изначальные вещества, которые взаимодействуют между собой, т.е. суммируются. При разложении одного вещества записывается его формула. В правой части записываются полученные в ходе химической реакции вещества. Примеры записанных уравнений с условными обозначениями:

  • CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓+ Na2SO4;
  • CaCO3 = CaO + CO2↑;
  • 2Na2O2 + 2CO2 → 2Na2CO3 + O2↑;
  • CH3COONa + H2SO4(конц.) → CH3COOH + NaHSO4;
  • 2NaOH + Si + H2O → Na2SiO3 + H2↑.

Коэффициенты перед химическими формулами показывают количество молекул вещества. Единица не ставится, но подразумевается. Например, уравнение Ba + 2H2O → Ba(OH)2 + H2 показывает, что из одной молекулы бария и двух молекул воды получается по одной молекуле гидроксида бария и водорода. Если пересчитать количество водорода, то и справа, и слева получится четыре атома.

Обозначения

Для составления уравнений химических реакций необходимо знать определённые обозначения, показывающие, как протекает реакция. В химических уравнениях используются следующие знаки:

  • → – необратимая, прямая реакция (идёт в одну сторону);
  • ⇄ или ↔ – реакция обратима (протекает в обе стороны);
  • ↑ – выделяется газ;
  • ↓ – выпадает осадок;
  • hν – освещение;
  • t° – температура (может указываться количество градусов);
  • Q – тепло;
  • Е(тв.) – твёрдое вещество;
  • Е(газ) или Е(г) – газообразное вещество;
  • Е(конц.) – концентрированное вещество;
  • Е(водн.) – водный раствор вещества.

Вместо стрелки (→) может ставиться знак равенства (=), показывающий соблюдение закона сохранения вещества: и слева, и справа количество атомов веществ одинаково. При решении уравнений сначала ставится стрелка. После расчёта коэффициентов и уравнения правой и левой части под стрелкой подводят черту.

Условия реакции (температура, освещение) указываются сверху знака протекания реакции (→,⇄). Также сверху подписываются формулы катализаторов.

Какие бывают уравнения

Химические уравнения классифицируются по разным признакам. Основные способы классификации представлены в таблице.

Признак

Реакции

Описание

Пример

По изменению количества реагентов и конечных веществ

Из простого и сложного вещества образуются новые простые и сложные вещества

Несколько веществ образуют новое вещество

Из одного вещества образуется несколько веществ

Обмен составными частями (ионами)

По выделению тепла

По типу энергетического воздействия

Действие электрического тока

Действие высокой температуры

По агрегатному состоянию

Существует понятие химического равновесия, присущее только обратимым реакциям. Это состояние, при котором скорости прямой и обратной реакции, а также концентрации веществ равны. Такое состояние характеризуется константой химического равновесия.

При внешнем воздействии температуры, давления, света реакция может смещаться в сторону уменьшения или увеличения концентрации определённого вещества. Зависимость константы равновесия от температуры выражается с помощью уравнений изобары и изохоры. Уравнение изотермы отражает зависимость энергии и константы равновесия. Эти уравнения показывают направление протекания реакции.

Рис. 3. Уравнения изобары, изохоры и изотермы.

Что мы узнали?

В уроке химии 8 класса была рассмотрена тема уравнений химических реакций. Составление и написание уравнений отражает ход химической реакции. Существуют определённые обозначения, показывающие состояние веществ и условия протекания реакции. Выделяют несколько видов химических реакций по разным признакам: по количеству вещества, агрегатному состоянию, поглощению энергии, энергетическому воздействию.

Химические уравнения 8 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Химические уравнения

Цель: повторить и расширить знания о химических реак­циях; сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

Мотивация: Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева; карточки.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы проведения: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником,

Подготовка класса к уроку.

Актуализация опорных знаний

1. Что изучает химия? (Вещество.)

2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

(Химические знаки элементов, валентность.)

Угадай химический элемент (работа с карточками)

H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

Название химического элемента,

Название простого вещества

Относительная атомная масса

Выигрышный путь – простые вещества

Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

Выигрышный путь – химические явления

Какие явления называются физическими, какие – химическими?

Перечислите признаки химических реакций.

Работа с текстом:

«При взаимодействии водорода Н2 и кислорода О2 образуется вода Н2О»

«При горении (взаимодействии с кислородом О2) угля С образуется углекислый газ СО2»

О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?

Проблема: Как записать химическую реакцию?

Что такое химическое уравнение?

Что вам известно об уравнении вообще?

На каких предметах вы встречались с уравнениями?

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

Возвращаемся к нашим текстам.

Как можно выразить (записать) химическую реакцию?

Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит?

Изучение нового материала

Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ

Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ:

в левой час­ти уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части урав­нения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

Что такое реагенты?

Что такое продукты реакции?

В общем виде алгоритм составления химического уравне­ния имеет такой вид с. 66 учебника:

1. Составь схему взаимодействия: слева запиши форму­лы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частя­ми схемы поставь знак «  ».

2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из ве­ществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в ле­вой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «  » знаком « = ».

По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

Итак: сформулируем определение химического уравнения:

Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математичес­ких знаков и коэффициентов.

Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами струк­турных частичек реагентов и продуктов реакции.

Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

Закрепление и обобщение знаний

«Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.

2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

б) Na + Br 2  NaBr ;

3. Запишите уравнения взаимодействия следующих простых ве­ществ и расставьте коэффициенты:

а) водорода и серы;

б) маг­ния и кислорода;

в) алюминия и кислорода;

г) алюминия и серы;

д) цинка и кислорода;

е) натрия и серы;

ж) магния и серы.

3. Из каких простых веществ образуются: А1С13, СО2, ZnS, Na2О, CuO, СН4, Са3Р2?

Запишите уравнения реакций.

4. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма всех правильно расставленных коэффициен­тов должна быть равна относительной молекулярной массе гашеной извести Са(ОН)2.

е) А1С13 + NaOH  А1(ОН)з + NaCl;

Домашнее задание: Изучить § 20, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4, 5 стр.67-68.

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?


источники:

http://obrazovaka.ru/himiya/uravneniya-himicheskih-reakciy-8-klass.html

http://infourok.ru/himicheskie-uravneniya-8-klass-4562532.html