Химия 8 класс химические уравнения реакции разложения

Реакция разложения. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (319 кБ)

Цель: Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями “катализатор”, “фермент”. Отработать навыки составлять уравнения химических реакций.

Образовательные:

  • Повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Физические и химические явления”;
  • Уметь записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты.
  • Научиться определять реакции разложения.
  • Рассмотреть классификацию химических реакций по определенным признакам.
  • Продолжать развивать навыки самостоятельной работы, делать выводы и обобщения. 493-039

Развивающие:

  • Закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • Закрепить составление уравнений химических реакций;
  • Формировать умения определять реакции разложения.
  • Развивать речевые навыки, познавательные способности, мышление, внимание, умение использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные:

  • Воспитать самостоятельность, сотрудничество, нравственные качества – коллективизм, способность к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Презентация в PowerPoint
  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
  • Пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, растворы сульфата меди (CuSO4) и гидроксида натрия (NaOH).
  • Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс [1].

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами, какие явления существуют в природе? Приведите соответствующие примеры.

2. Актуализация знаний.

Слайд №1. Дайте определение химическим явлениям. Чем существенно отличаются два вида явлений в природе?

Ученики: Химическое явление – это явление, при котором происходит образование нового вещества, например, фотосинтез, дыхание, появление ржавчины и т.д. Меняется состав вещества.

А физическое явление – это явление, при котором новое вещество не образуется, меняется агрегатное состояние, форма вещества, например, замерзание или испарение воды, гроза, ураган и т.д.

Учитель: Как можно записать химическое явление? Что такое уравнение химической реакции?

Ученики: Химическое явление мы можем записать с помощью химических уравнений. Уравнение химической реакции – это условная запись химического явления с помощью химических формул и математических знаков.

Учитель: Химических реакций и, соответственно – уравнений химических реакций огромное количество. Сегодня мы с вами будем рассматривать определенный тип химической реакции, поговорим, какие бывают классификации химических реакций, как их можно распределить по определенным признакам в различные группы.

Учитель: Давайте запишем с вами сегодняшнее число и тему урока: “Реакции разложения”.

Учитель: Итак, цель нашего урока:

1. Рассмотреть сущность реакций разложения.

2. Продолжить формировать умение записывать уравнения химических реакций.

3. Рассмотреть понятия о скорости химической реакции и катализаторах.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Выполните следующее задание: запишите уравнение реакции – нитрат калия разлагается на нитрит калия и кислород. Расставьте коэффициенты.

Учитель: Проверьте уравнение реакции и прочитайте ее.

Учитель: А теперь обратите внимание на реакцию с коэффициентами.

Учитель: Давайте проведем с вами реакцию разложения гидроксида меди (II) при нагревании (при проведении опыта учитель делает акцент на соблюдение техники безопасности. ).

Запишем уравнение реакции: гидроксид меди (II) разлагается на оксид меди (II) и воду.

Учитель: Попробуйте прописать реакцию разложения гидроксида меди(II) на оксид меди (II) и воду (а один человек на доске). Проверьте реакцию. Прочитайте ее.

Учитель: Запишите в тетради (а один человек на доске) реакцию разложения гидроксида железа (III), зная, что при этом получатся оксид железа (III) и вода.

Учитель: Проверьте получившееся уравнение реакции, прочтите его.

Учитель: При рассмотрении всех предыдущих реакций мы говорим с вами, что вещество разлагается. Сколько веществ вступает в реакцию?

Ученики: Вступает в реакцию одно сложное вещество.

Учитель: А сколько и каких веществ получается?

Ученики: Получается несколько менее сложных веществ.

Учитель: Сделаем вывод – такие реакции и есть реакции разложения.

Учитель: Запишите определение реакции разложения в тетрадь со страницы 155 (§29).

Учитель: Что такое тепловой эффект химической реакции? Какие бывают реакции по тепловому эффекту?

Ученики: По тепловому эффекту химические реакции бывают экзотермические (идущие с выделением теплоты) и эндотермические (идущие с поглощением теплоты).

Учитель: Сегодня появляется еще одна классификация – по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Реакции разложения – это первые реакции в этой классификации.

Учитель: Запомните, все реакции разложения протекают с поглощением тепла, т.е., являются эндотермическими.

Учитель: А может ли человек управлять химической реакцией, увеличивать или уменьшать ее скорость протекания?

Ученики: Да, человек может управлять скоростью химической реакции, увеличивать ее, если будет применять специальные вещества, в биологии, например, они называются ферментами (амилаза в ротовой полости начинает расщеплять углеводы пищи).

Учитель: Еще эти вещества мы называем катализаторами. Запишите определение с доски и рассмотрите уравнение соответствующей реакции. К какому типу мы можем ее отнести?

Ученики: Это реакция разложения и каталитическая, т.е., идущая при наличии катализатора.

Учитель: Посмотрите на слайд и запишите к себе в тетрадь небольшую характеристику катализаторов.

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Теперь давайте с вами закрепим изученный материал и решим расчетную задачу. Условие ее представлено на слайде. Попробуйте самостоятельно прописать уравнение реакции.

Учитель: Проверьте уравнение реакции. Решаем самостоятельно задачу. По окончании урока вам надо будет сдать тетрадь на проверку. За урок вам будет выставлена оценка.

5. Домашнее задание.

Учитель: Домашним заданием вам будет следующее – параграф 29, записи в тетради, №1, страница 155 — письменно

Используемая литература.

  1. О.С.Габриелян, Химия. 8 класс, — М.: Дрофа, 2011.

Конспект урока по химии для 8 класса на тему «Реакции разложения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

УМК О.С. Габриеляна

Тема урока: « Реакции разложения».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование представления о реакциях разложения; дать понятие

о катализаторах, ферментах.

· познакомить учащихся с классификацией химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;

· дать понятие о сущности реакции разложения и научить их определять; ознакомить с понятиями «катализатор», «фермент».

· продолжить формирование умений расставлять коэффициенты в химических уравнениях;

· сформировать представление о значении реакций разложения в организме человека и его повседневной жизни.

На столе учителя: перманганат калия, бихромат аммония, пероксид водорода, оксид марганца ( IV ), спиртовка, колбы, пробирки, держатель для пробирок, лучинка, спички., кусочки картофеля и моркови.

Девиз урока: «Природа, по-видимому, любит превращения»

1.Организационная часть урока.

На уроках биологии вы неоднократно обсуждали процессы дыхания, питания. Что происходит с кислородом в нашем организме? Как происходит распад белков, жиров и углеводов в организме? Что происходит с веществами дальше?

Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е. для жизни.

Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.

Итак, тема нашего урока: «Реакции разложения».

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

какие цели вы перед собой поставите?

Цель урока : познакомиться с реакциями разложения и научиться их определять.

А что вы ожидаете от нашего урока?

Предлагаю вам план проведения урока

  1. Реакции разложения.
  2. Скорость химической реакции.
  3. Катализаторы. Ферменты.

3. Изучение нового материала.

Реакций, протекающих вокруг человека и внутри его, очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы не запутаться во всём многообразии химических реакций? Конечно, разложить всё по полочкам или классифицировать.

Введение понятия реакции разложения

С одной из классификаций – по признаку поглощения и выделения теплоты вы уже познакомились. Вспомните, как называются реакции, идущие с выделением теплоты, с поглощением теплоты?

А сегодня мы рассмотрим ещё одну классификацию, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

1. Откройте §______, найдите и прочитайте, какой опыт провёл английский учёный Джозеф Пристли?

В 1774 году английский учёный Джозеф Пристли как- то раз, оксид ртути нагревая,

обнаружил странный газ.

Обратите внимание на признаки реакции.

Давайте попробуем записать уравнение реакции.

Оксид ртути = ртуть + кислород

(у доски 1 ученик записывает уравнение реакции и расставляет коэффициенты.)

И под формулами напишем, что это за вещества по составу(акцентируем внимание на том, что из одного сложного вещества образуется 2 новых вещества).Эта работа проводится при разборе всех реакций

2. Кислород также можно получить путём разложения KMnO 4

Кислород также можно получить путём разложения перекиси водорода

Инструкция к лабораторному опыту №1.

1. Возьмите 1-ую пробирку с перекисью водорода Н2О2 .

2. В пробирку с перекисью водорода из другой пробирки насыпьте оксид марганца MnO 2 .

3. Что наблюдаете?

4. Внесите тлеющую лучинку в пробирку.

5. Сделайте вывод, какой газ образуется в результате разложения пероксида водорода.

Известно, что перекись водорода — это сложное вещество, состоящее из 2 атомов водорода и 2 атомов кислорода.

— Возьмите пробирку с перекисью водорода, наблюдаем признаки реакций?

— Какие условия необходимо создать для разложения перекиси водорода.

— Правильно. А если добавить оксид марганца (IV) MnO2, то в пробирке происходит бурная реакция с выделением газа.

В другой пробирке найдите оксид марганца и высыпьте это в пробирку с перекисью водорода. Что вы наблюдаете? Давайте внесём тлеющую лучину в пробирку. Что наблюдаем?

Тлеющая лучина загорается.

— Какой газ выделяется из пробирки?

— Правильно, кислород, газ, поддерживающий горение. А на стенках пробирки видны капельки воды. Перекись водорода разложилась на воду и кислород. А оксид марганца (IV) MnO2 ускорил протекание этой реакции. Такие вещества в химии называются катализаторами.

— Расставьте коэффициенты в уравнении этой реакции. (Объяснение ученика).

Если поднести лучинку к горке вещества оранжевого цвета — дихромата аммония, начинается бурная реакция. Образуется серо-зеленое вещество – оксид хрома, выделяется газ, появляется пламя. Происходит превращение вещества – химическое явление.

Расставим коэффициенты (объяснение ученика).

— Ребята, посмотрите внимательно на все уравнения реакций.

Подумайте и ответьте на следующий вопрос:

Что объединяет все эти реакции?

Идет процесс разложения веществ.

Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

· Как, одним словом мы можем назвать процессы, которые протекают?

1. Идет процесс разложения веществ (реакция разложения). Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных.

Попытайтесь сформулировать определение реакции разложения.

(Ученики дают определение реакций разложения.)

Прочитайте в учебнике на стр.155 определение реакций разложения.

Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ, называются реакциями разложения.

Отличается наше определение от определения в учебнике? Практически не отличается, молодцы!

· В чем их отличие?

· Какие условия необходимы для осуществления данных реакций?

2. Как правило, почти все реакции разложения относятся к эндотермическими реакциям, т.к. для протекания требуется определенные условия, нагревание, электрический ток, присутствие других веществ, ускоряющих реакцию – катализаторов .

Какие же вещества называются катализаторами? Н а стр. ____ учебника прочитайте определение о катализаторах.

Катализаторы — это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными .

Вернемся к лабораторному опыту, который вы уже провели. Посмотрите внимательно, на дне пробирки вы видите черный оксид марганца, он цел и невредим?

А теперь мы с вами повторим этот опыт: к перекиси водорода положим – кусочек картофеля, а 3-4 группы – кусочек моркови. Что наблюдаете? Почему картофель ускоряет химическую реакцию?О чем говорит этот опыт? Подумайте, почему эти овощи растительного происхождения ускоряют химические реакции?

Потому что они являются тоже катализаторами, но называются по- другому – ферменты.

Прочитайте на стр. ____ определение ферментов.

Учитель. А теперь я предлагаю вам прочитать небольшой текст о катализаторах

и ответить на вопрос: Что интересного вы для себя узнали о катализаторах. Какая информация вас особенно удивила?

Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.

В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.

Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.

Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.

И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах?

(Обсудите информацию в паре и подготовьтесь кратко сказать о самом важном).

Вы знаете, что очень многие замораживают тертую морковь в морозильниках. Дома (у кого есть) проверьте, пожалуйста, сохраняются ли ферментативные свойства в замороженной моркови? Итак, вам нужны будут перекись водорода и кусочки тертой замороженной моркови. Будут ли выделяться пузырьки газа?

4.Закрепление изученного материала. Ну, а теперь закрепим знания, полученные на этом уроке.

Задание 1. Вставьте пропущенное слово: Реакции разложения – это

Задание 2 . вы видите уравнения реакций. Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б.

(Показываю ответ, и прошу встать тех, кто справился с этим заданием на 5.) Молодцы.

Почему вы выбрали эти ответы?

А какую ошибку сделали вы?

Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:

Какое значение имеют реакции разложения для человека?

(Обсуждение в парах в течение 1 минуты).

6. Домашнее задание : Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

§___, выучить выделенные определения;

«4»- упр. __________;

Ну а теперь, ребята, тишина. Если, Взять бутылку газированной воды и открыть крышку

Что вы слышите? Что происходит? Реакция разложения при обычных условиях.

Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться. Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.

В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.

Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.

Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.

И так, что интересного вы узнали об этих удивительных веществах?

конспект урока по химии по теме: «Химические реакции.Реакции разложения»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Методическая разработка данного урока может применяться для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
himicheskie_uravneniya._reakcii_razlozheniya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Химические уравнения. Реакции разложения .

Цель: сформировать у учащихся представление о химическом уравнении, реакциях разложения и о законе сохранения массы веществ; воспитывать интерес к предмету, усидчивость, толерантность; способствовать развитию психических процессов.

Приветствие, сообщение темы, цели урока.
II. Проверка знаний

Работа по индивидуально — дифференцированным карточкам.

Цель: проверить умения различать физические и химические явления.

Из приведенного перечня явлений выпишите те, которые относятся к химическим явлениям:

а) при нагревании вода превращается в пар; а при пропускании через нее электрического тока она превращается в два газообразных вещества — водород и кислород;

б) при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с воздухом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах;

г) серебряные ложки со временем чернеют, но эта чернота быстро исчезает, если их поместить на несколько минут в столовый уксус.

1. Приведите по три примера физических и химических явлений, которые играют существенную роль в технике;

2. Решите задачу. В 150 г воды растворили 70 г серной кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе.

  1. Изучение нового материала

Закон сохранения массы веществ открытый в 1756 году М. В. Ломоносовым гласит: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

Так как при химических реакциях атомы не образуются и не разрушаются, а происходит всего лишь их перегруппировка, то становится очевидным справедливость открытого М. В. Ломоносовым и подтвержденного позднее А. Лавуазье закона.

Давайте и мы с вами повторим эти опыты. (Демонстрация опытов подтверждающих закон сохранения массы веществ).

Мы знаем, что химические элементы записываются с помощью химических знаков, химические вещества с помощью химических формул.

А как записать химическую реакцию? — ответы учащихся.

Для этого существует химическое уравнение — условная запись хим. Реакции с помощью химической формулы и коэффициентов. Суть химической реакции в том, что продукты реакции образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества.

Химическим уравнением называется условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

Запишем уравнение и расставим коэффициенты 2K+ Н 2 S0 4 = К 2 S0 4 + Н 2.

В левой части уравнения записываются формулы веществ, вступивших в реакцию, соединенных знаком плюс. В правой части уравнения записываются формулы образовавшихся веществ, также соединенных знаком плюс. Между левой и правой частями ставим знак = или стрелку, затем расставляем коэффициенты — числа стоящие перед формулами веществ, чтобы число атомов в левой и правой частях было одинаковым, равным.

С помощью уравнений химических реакций можно определить тип реакции. Существуют 4 типа реакций: разложение, соединение, обмена, замещения.

Сегодня мы с вами познакомимся только с реакцией разложения.

Реакция разложения — это такая реакция, при которой из одного сложного вещества можно получить два и более простого состава веществ (запись в тетради)

Например разложение гидроксида железа и гидроксида меди.

2Fе(ОН) 3 = Fе 2 О + ЗН 2 О расставим коэффициенты. и укажем тип реакции

Сu(ОН) 2 = СuО + Н 2 О

Задание 1. Расставьте коэффициенты.

CuSO 4 +Fe=FeSO 4 +Cu

Fe 2 O 3 +3H 2 = 2Fe+3H 2 O

CuCl 2 +Al=AlCl 3 +Cu

Из списка химических уравнений реакций выберите реакции разложения и уравняйте их.

H 2 SO 4 +Zn=ZnSO 4 +S+H 2 O

H 2 SO 4 +S=SO 2 +H 2 O

Ребята, с чем сегодня познакомились на уроке? (подводят итог).

Оцени свою работу на уроке.

Я работал в полную силу на «5»

Я работал не в полную силу на «4»

Я работал в половину своих возможностей «3»

VII. Домашнее задание параграф 27 упражнение № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 10-м классе по теме «Химические свойства спиртов и их применение»

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопр.

Конспект урока по химии по теме «Химические свойства солей»

Цель данного урока: познакомить учащихся с основными химическими свойствами солей. Задачи: расширить и углубить знания об основных химических свойствах солей в свете теории электролитической.

Урок по химии на тему «Химические свойства альдегидов и их применение»

Химические свойства альдегидов и их применение (использование элементов информационных технологий на уроке химии)Цель: изучить химические свойства альдегидов, продолжать формировать умение составлять .

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)».

Конспект урока «Обобщение материала по теме «Химические реакции»».

11 классТема урока: «Обобщение материала по теме «Химические реакции»».Тип урока: урок систематизации и обобщения.

Конспект урока по химии на тему «Химические свойства, получение и применение оксидов»

Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным .

Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот».

Конспект урока по химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот».


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-dlya-8-klassa-na-temu-reakcii-razlozheniya-5293732.html

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/03/17/konspekt-uroka-po-khimii-po-teme-khimicheskie-reaktsiireaktsii