Химия 8 класс тема расчеты по химическим уравнениям

Расчеты по химическим уравнением

Разделы: Химия

Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Ход и содержание урока

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

а) уравнения реакций соединения

б) уравнения реакций замещения

в) уравнения реакций разложения Слайд 4

  1. Новая тема.

Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

Найдем молярную массу воды и кислорода:

Запишем уравнение химической реакции:

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ —

стехиометрические соотношения, отображаемые

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

откуда х = 0,25 моль Слайд 7

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г

Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Vm=22,4л/моль Слайд 9

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

откуда х = 0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

Ответ: 5,6 л Слайд 11

III.Закрепление изученного материала.

Задачи для самостоятельного решения:

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

Проверим решение задачи 1

M(Fe)=56г/моль,

m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г

Проверим решение задачи 2

4.

х моль = 0,07моль,

m (H2O) = ;

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

Ответ: 2,25г Слайд 15

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Расчеты по химическим уравнениям

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Масса (m) : г ; кг ; мг

Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль

Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль

Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл

Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль

Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020

Урок по химии для 8 класса «Расчеты по химическим уравнениям»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развернутый план-конспект урока «Расчеты по химическим уравнениям».

Учебник: О.С. Габриелян.

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с расчетами по химическим уравнениям; сформировать у учащихся знание о расчетах по химическим уравнениям; начать формировать умения по составлению химических уравнений и расчетам по уравнениям.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

1.Организационный момент (2-5мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем научиться проводить расчеты по химическим уравнениям.

2. Контроль знаний и умений (10 – 15 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами проходили уравнения химических реакций, давайте вспомним, что такое химическое уравнение? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков).

На основе какого закона пишут химические реакции? (Закон сохранения массы веществ).

Как он звучит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

3. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)

По химическому уравнению можно определить, какие вещества вступили в реакцию, и какие образовались, а также по химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих веществ.

Для расчетов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объема и количества вещества. Давайте откроем учебники на странице 146 и найдем таблицу №7. Рассмотрим по этой таблице соотношение некоторых единиц физико – химических величин.

Для того чтобы решать расчетные задачи по химии, можно пользоваться алгоритмом. Алгоритм решения задач дан в учебнике на странице 147.

Пользуясь алгоритмом решения задач, давайте решим следующие задачу:

Задача: Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 230 кг оксида железа (ІІІ). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

m ( Fe 2 O 3)=230кг 1. Запишем уравнение химической реакции:

n ( H 2 O ) — ? 2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.

Так как масса дана в килограммах, то объем находим в кубических метрах, а количество вещества – в киломолях. И тогда:

230кг х м 3 y кмоль

где х – объем водорода V ( H 2), y – количество вещества воды n ( H 2 O ).

3. а)Найдем заданную химическим уравнением массу 1кмоль Fe 2 O 3 и запишем полученное значение под его формулой:

М r(Fe 2 O 3 ) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160,

М (Fe 2 O 3 ) = 160 кг / кмоль .

б) Найдем заданный уравнением объем 3 кмоль водорода V = Vm * n , запишем под формулой водорода найденное значение: V (3 H 2) = 22,4 м 3 /кмоль * 3 кмоль = 67,2 м 3 .

в) Под формулой воды укажем ее количество, заданное уравнением, — 3 кмоль.

Уравнение принимает вид

230кг х м 3 y кмоль

160 кг 67,2 м 3 3 кмоль

4. Составим и решим пропорции:

а) 230 = х , х = 230*67,2 = 201,6 (м 3 ) – объем водорода V ( H 2)

б) 230 = y , y = 230*3 = 9 (кмоль) – количество вещества воды n ( H 2 O ).

4.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)

Решите задачи (если можно, то несколькими способами):

Задача 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Задача 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, а также массу образующегося оксида цинка.

Задача 3. Алюминий массой 6,3 г вступает в реакцию с кислородом. Определите массы кислорода и образующегося оксида железа, если алюминий содержит 20% примесей.

Задача 4. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2,7 г 25% — й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества алюминия? Каково это количество вещества?

Задача 5. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании 60 кг угля?

Задача 6. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция, содержащего 30% примесей?

5. Итог урока (1 -3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили написание химических уравнений и научились проводить расчеты с помощью химических уравнений.

Вычисления по химическим уравнениям
план-конспект урока по химии (8 класс)

Технологическая карта урока на тему «Вычисления по химическим уравнениям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Вычисления по химическим уравнениям43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вычисления по химическим уравнениям

«Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательной организации с прил. на электрон. носителе (DVD)» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Урок формирования новых знаний

Способствовать формированию навыков решения задач по уравнениям неорганических реакций алгебраическим методом

  • Продолжить работу по развитию умения решать задачи на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; на определение массовой доли вещества в растворе;
  • Способствовать развитию умений учащихся выделять главное, сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать её по проблеме урока, а также развитию логического мышления;
  • Продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно следственной зависимости между строением и свойствами веществ; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик-ученик», «учитель-ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Планируемые образовательные результаты

  • Знать алгоритмы решения химических задач.
  • Уметь вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известному количеству вещества или по известной массе одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.
  • Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
  • Познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
  • Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью;
  • Помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Количество вещества, масса, молярная масса, постоянная «Авогадро», химическая реакция, реагенты, продукты реакции, коэффициенты

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

  • Периодическая таблица Д.И. Менделеева;
  • Таблица растворимости;
  • Мультимедийная презентация (компьютер, проектор);
  • Карточки для самостоятельной работы.

Организационная структура урока

Демонстрационный, лабораторный эксперимент

1. Организационный этап

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Л.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Проверка выполнения письменных заданий проводится устно. При необходимости, если есть вопросы по домашнему заданию, то оно разбирается письменно у доски.

Мы продолжаем знакомиться с первоначальными химическими понятиями. Вспомните, в чём измеряется масса атомов и молекул?

Как вы думаете, если на каком-либо производстве нужно получить определённое количество вещества в результате реакции, то можно ли определить, сколько веществ нужно взять для этой реакции?

(Другими словами: на заводе хотят из воды получить 320 кг кислорода; сколько понадобится воды, для получения такой массы кислорода?)

Каковы ваши предложения?

Обсуждение вопроса, выдвижение предположений, гипотез, их запись на доске.

Совместная постановка темы, целей и задач урока (научиться решать незнакомые задачи).

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

П: осознают поставленную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, осуществляют анализ, делают выводы, выполняют учебно-познавательные действия.

3. Усвоение новых знаний

Расчетные химические задачи являются арифметическими. Решение таких задач строится на использовании прямо пропорциональной зависимости между четырьмя величинами: две из них даются в условии задачи, две другие определяются по уравнению химической реакции.

Необходимо обратить внимание учеников на то, что коэффициенты в уравнении реакции показывают количество взятых и полученных веществ. Следует также обратить внимание на то, что при выборе величин, по которым будет производиться расчет, необходимо использовать для каждого вещества одинаковые единицы измерения (как по условию задачи, так и по уравнению реакции).

Сейчас мы вместе попробуем решить нашу задачу.

С чего мы начинаем решение каждой задачи? Правильно, с оформления «Дано». Итак, что дано?

По подсказкам учеников учитель оформляет «Дано» на доске:

Дано: Решение:

Как вы думаете, что делать дальше?

Для решения подобной задачи нужно составить уравнение реакции:

Дано: Решение:

m(O 2 ) = 320 кг. Составляем уравнение реакции:

2H 2 O = 2H 2 + O 2

Мы составили уравнение, остаётся провести расчёты и найти ответ. Для этого нужно определить молекулярные массы двух веществ – того, чья масса известна из условий задачи, и того, чью массу нужно найти (совместно с учениками вычисляются молекулярные массы воды и кислорода):

Mr (O 2 ) = 16+16= 32

Mr (2H 2 O) = 2(1 . 2 + 16) = 36

Расставляем молекулярные массы и массу кислорода в уравнении, неизвестную массу «берём за Х»:

Дано: Решение:

m(O 2 ) = 320 кг. х 320000 г

2H 2 O = 2H 2 + O 2

На основе данных составляем пропорцию, проводим расчёты:

Х = 320000 . 36 : 32 = 360000 г. или 360 кг.

Итак, мы решили задачу, пользуясь для вычислений знаниями таких понятий как «масса», «молекулярная масса», «пропорция». Но подобные задачи можно решить и другим способом, оперируя такими понятиями как «моль» и «количество вещества». Решение задач таким способом подробно описано в учебнике. Давайте рассмотрим такие задачи.

Совместная работа с текстом учебника, знакомство с другим способом решения задач (через моли).

Знакомятся с решением задачи, приведенной учителем.

Анализируют пути решения задач.

Составляют алгоритм решения задач по химическим уравнениям.

Знакомятся с новым способом решения задач по плану:

1. Анализ ситуации.

3. Выполнение намеченного плана.

4. Осмысление результата

Л: понимать значимость приобретенных на уроке знаний и умений.

Р: уметь задавать программу своей деятельности.

П: уметь искать и выделять информацию, анализировать с связи с поставленной целью.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-himii-dlya-klassa-rascheti-po-himicheskim-uravneniyam-477221.html

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2020/11/06/vychisleniya-po-himicheskim-uravneniyam