Химия уравнения реакции 7 класс уравнения

урок 14. Уравнения химических реакций

Составлять химические уравнения и производить расчеты по ним нужно, опираясь на закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Рассмотрим, как можно составить химическое уравнение, на примере реакции меди с кислородом.

— Слева запишем исходные вещества, справа — продукты реакции. Если веществ два и более, соединяем их знаком «+». Между левой и правой частями пока поставим стрелку.

Подобное выражение называют схемой химической реакции. Запишем эту схему при помощи химических формул:

$\mathrm \rightarrow CuO>$

— Число атомов кислорода в левой части схемы равно двум, а в правой — одному. Число атомов каждого элемента до реакции должно быть равно числу атомов этих же элементов после реакции. Чтобы уравнять число атомов кислорода в левой и правой частях схемы, перед формулой СuО поставим коэффициент 2:

$\mathrm \rightarrow 2CuO>$

— Теперь число атомов меди после реакции (в правой части) равно двум, а до реакции (в левой части) только одному, поэтому перед формулой меди Сu поставим коэффициент 2.

$\mathrm <2Cu+O_<2>\rightarrow 2CuO>$

— В результате произведенных действий число атомов каждого вида в левой и правой частях одинаково, что дает нам основание заменить стрелку на знак «=» (равно). Схема превратилась в уравнение химической реакции.

Обратите внимание: если для протекания реакции требуется повышенная температура, то над знаком равенства нужно поставить значок t (данная реакция протекает при температуре t = 400 — 500 °C).

Это уравнение читается так: два купрум плюс о-два равно два купрум-о.

§17. Реакции соединения и разложения

Выделяют 4 типа химических реакций:

1. Соединение (из нескольких веществ образуется одно более сложное)

2. Разложение (из одного сложного образуется несколько новых веществ)

3. Замещение (простое + сложное = простое + сложное)

4. Обмен (сложное + сложное = сложное + сложное)

РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ

Рассмотрим уравнения следующих реакций:

При взаимодействии двух веществ получается только одно вещество, такие реакции получили название реакций соединения.

В одних случаях из двух простых веществ получается одно сложное вещество, в других — происходят реакции, при которых соединяются два и более сложных веществ. Например:

Схема реакции соединения оксида серы(VI) с водой

РЕАКЦИИ РАЗЛОЖЕНИЯ

Рассмотрим уравнения следующих реакций:

Можно заметить, что из одного сложного вещества получаются два или более новых веществ. Это реакции разложения. В них могут образовываться как про­стые, так и сложные вещества, их может быть два и более.

Реакции разложения — это реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.

Для начала реакции разложения обычно необходимо нагреть исходные веще­ства. Например, реакция разложения метана СН4 — составной части природ­ного газа:

реакция разложения метана

Пример реакции разложения.

Оранжевые кристаллы — кристаллы дихромата аммония. Горящая лучинка вызывает бурную реакцию. Дихромат аммония – особенная соль, в ее составе – окислитель и восстановитель. Поэтому «внутри» этой соли может пройти окислительно-восстановительная реакция.

Окислитель — хром (VI) превращается в хром (III), образуется зеленый оксид хрома. Восстановитель – азот, входящий в состав иона аммония, превращается в газообразный азот. Итак, дихромат аммония превращается в зеленый оксид хрома, газообразный азот и воду: мы наблюдаем реакцию разложения соли. Реакция началась от горящей лучинки, но не прекратилась, когда лучинку убрали, а стала еще интенсивней. Дело в том, что в процессе реакции выделяется теплота, и начавшись от лучинки, процесс лавинообразно развивается до тех пор, пока вся масса дихромата не превратится в оксид хрома (III), азот и воду. Оксид хрома – очень твердое, тугоплавкое вещество зеленого цвета, его используют как абразив. Температура плавления – почти 2300 градусов. Оксид хрома – очень устойчивое вещество, не растворяется даже в кислотах. Благодаря устойчивости и интенсивной окраске окись хрома используется при изготовлении масляных красок.

§ 14. Составление уравнений химических реакций

1. Что обозначает схема химической реакции? Чем она отличается от уравнения химической реакции?

Уравнение химической реакции – это условная запись реакции с помощью химических формул и знаков «+», «-», «=».

Схема показывает только формулы исходных и конечных веществ. Между ними ставят стрелку, не расставляют коэффициенты.

2. Почему число атомов каждого элемента в обеих частях химического уравнения должно быть одинаковым?

Составление химических уравнений основано на законе сохранения массы веществ при химических реакциях.

3. Какие из приведенных записей представляют собой схемы химических реакций, а какие — уравнения:

Схемы химических реакция – б, г; уравнения – а, в.

4. Перечислите основные действия, которые необходимо выполнить, чтобы составить уравнение химической реакции.

1. составить формулы исходных и конечных веществ.

2. формулы исходных веществ записать слева, конечных справа.

3. уравнять числа атомов каждого элемента до и после реакции.

4. поставить знак «=».

5. Составьте уравнения химических реакций, приняв во внимание, что в образующихся веществах азот проявляет валентность три, а сера — два: а) магний + азот; б) калий + сера; в) алюминий + азот; г) алюминий + сера.

6. Составьте уравнения химических реакций:

7. Вместо знака вопроса запишите формулы веществ и составьте уравнения химических реакций:

а) HgO → Hg + ?; б) H2O→ O2 + ?; в) P + O2 →?; г) Ca + O2 = ?; д) Fe + ? →FeCl3; е) Al + S → ?.

8. Для остановки кровотечения и дезинфекции раны ее обрабатывают раствором вещества Н2О2 (т. н. перекиси водорода). При контакте с кровью оно превращается в два новых вещества — Н2О и О2. Напишите уравнение соответствующей реакции.

9. Перечислите важнейшие химические реакции, протекающие в: а) природе; б) живых организмах; в) быту; г) промышленности.

а) образование озона при грозе, фотосинтез

б) расщепление питательных веществе с целью получения энергии, пищеварение, свёртываемость крови

в) приготовление творога, брожение сока, горение угля, прокисание молока

г) получение металлов из руд, переработка отходов, получение удобрений


источники:

http://chem.virtuallab.by/publ/7_klass/17_urok_reakcii_soedinenija_i_razlozhenija/29-1-0-32

http://superresheba.by/resh/54749