Задачи 30 и 31 из реального ЕГЭ по химии-2020, все задачи на окислительно-восстановительные реакции из реального экзамена ЕГЭ по химии, задания 30 и 31 из реального ЕГЭ 2020 (основная волна и резервные дни — 16 июля 2020 года, 24 июля 2020) с текстовыми решениями и ответами.
Выдержка из формулировки каждого варианта 30 задания: «В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.»
Выдержка из формулировки каждого варианта 31 задания: «Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.»
Ниже приведены перечни веществ, а также дополнительные условия, которые были указаны в соответствующем варианте 30 и 31 задания.
1) Если вещество растворимо в воде, то допустимо использование водного раствора этого вещества.
2) Если концентрация кислоты указана, то следует использовать кислоту указанной концентрации.
3) Если концентрация кислоты не указана, то можно использовать и разваленную и концентрированную кислоту.
Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: дихромат натрия, серная кислота, иодид натрия, силикат калия, нитрат магния. . Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Запишем уравнение реакции:
Составим электронный баланс:
2 | →
1 | →
Сера в степени окисления +4 (или сульфит натрия за счёт серы в степени окисления +4) является восстановителем. Марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца в степени окисления +7) — окислителем.
А можно было использовать водную среду, то есть вместе гидроксида калия добавить воду?
Да, можно. Но получится диоксид марганца.
Запишем уравнение реакции:
Составим электронный баланс:
3 | →
1 | →
Йод в степени окисления -1 (или йодид натрия за счёт йода в степени окисления -1) является восстановителем. Хром в степени окисления +6 (или бихромат калия за счёт хрома в степени окисления +6) — окислителем.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
− выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции;
Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Утром меня разбудил вызов по скайпу. Подключившись, я увидела девчонок из группы Фабрика. Их радостные физиономии в обрамлении желтых кудрей «А-ля Блонд» не предвещали ничего хорошего. И действительно, через секунду раздались оглушительные вопли:
Ой, мама, я влюбилась, ой, мама, ты б не злилась,
Ой, мама, не смогла, голову потеряла.
Ой, мама, я влюбилась, ой, мама, ты б не злилась,
Ой, мама, не смогла, он позвал, а я пошла.
Пойду, пойду в лес гулять, абы ягодки искать.
Ой, подруженьки мои, аууу! где же вы?
Расскажите про него, про дружочка моего.
Где, в какой он стороне, расскажите мне.
Я не успела опомниться, как раздался звонок по вотсапу. Машинально я подключилась по видеосвязи. Мама дорогая! Да это же рыжая бестия — Маша Распутина собственной персоной!
Ой, мама, ой, скучно идти домой,
Скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой,
Скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой,
Скучно одной мне идти домой-ой-ой
Фонарей оранжевых мячики света не дают,
А нахальные хулиганчики о любви поют.
И от песенок этих песенок, что летят во тьму,
То ли страшно мне, то ли весело даже не пойму.
Ой, мама, ой, скучно идти домой,
Скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой,
Скучно одной мне идти домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти домой,
Скучно одной мне идти домой-ой-ой
У меня закружилась голова. С одной стороны — желтые девочки, с другой — рыжая Маша! Желтые — рыжая, желтые — рыжая, желтые — рыжая! И они так орали, что у меня буквально заложило уши! Нужно что-то делать! Нужно что-то делать! Что?! Где-то я уже встречала такое сочетание цветов?! Где?! Желтые — рыжая, желтые — рыжая, желтые — рыжая! Вспомнила! Ура! Хроматы-дихроматы — братья-акробаты!
Все! Больше не хочу слушать дикие вопли экзальтированных девиц. Пойду-ка, лучше, к братьям хроматам-дихроматам — крутым окислителям. С ними такие ОВР-ки написать можно! Это что-то! Ой, мама. Я, кажется, влюбилась в ОВР! Итак, поехали!
Сегодня мы продолжим знакомиться с портретами известных окислителей, вернее, с продуктами их восстановления. Их нужно помнить, чтобы написать ОВР методом полуреакций.
Хроматы — соли хромовой кислоты H2CrO4. Почти все хроматы имеют желтую окраску. Некоторые из них применяют в качестве красок (PbCrO4 — желтый крон — служит для приготовления желтой краски).
Хроматы устойчивы только в щелочной среде. При подкислении раствора, желтая окраска хромата сменяется на оранжевую дихромата, в следствии перехода хромат-иона в дихромат-ион. На этом основано получение бихроматов из хроматов и наоборот:
Дихроматы — соли дихромовой кислоты H2Cr2O7 оранжевого цвета. Устойчивы в кислой среде. Образуются при подкислении растворов хроматов. В нейтральной среде существует равновесие между хромат- и дихромат-ионами
Хроматы и дихроматы — сильные окислители. При этом Cr +6 восстанавливается до Cr +3
Задание второе — выучить окраску хроматов и дихроматов, характер среды для каждого и три точки продуктов их восстановления.
На ваш вопрос «Где первое задание?», отвечу — в статье «Хватит бояться ОВР! 9.6. Галерея классических окислителей. Перманганат» представлены три точки продуктов восстановления перманганат-иона, которые вы должны были выучить.
Внимательно прочитайте примеры ОВР с участием хроматов-дихроматов в различных средах и попробуйте прописать их самостоятельно.
1) В кислой среде
2) В нейтральной среде
3) В щелочной среде
На закуску дарю небольшую подборку вариантов 30-х заданий ЕГЭ с хроматами-дихроматами. Попробуйте выполнить задания и написать ОВР методом полуреакций. Правильность написания ОВР можно проверить по готовым молекулярным уравнениям реакции.
Задание 30 (9 вариантов с решением)
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Допустимо использование водных растворов веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Ссылки на статьи, в которых очень подробно разобрана технология написания окислительно-восстановительных реакций:
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья ВК, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Подписывайтесь наYouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения заданий ЕГЭ.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.