I решить уравнения 11 класс

Итоговое повторение темы «Решение уравнений» в курсе алгебры 11-го класса

Разделы: Математика

На первом, мотивационном этапе с учащимися обговорили, почему и для чего необходимо повторить эту тему. Дали оценку своих возможностей, составили план предстоящей работы:

  1. повторить тему за 6 уроков.
  2. повторить тему «Общие сведения об уравнениях»; (1 ч)
  3. обратить внимание на виды уравнений; (1 ч)
  4. повторить теоремы равносильности уравнений; (1 ч)
  5. повторить способы решений уравнений. (1 ч)

Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимися в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении мы решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике.

В процессе повторения ученики должны последовательно перейти от одного уровня математической деятельности к следующему, более высокому, сделав для себя открытия в этой теме.

Какова мотивация учащихся? Готовиться к выпускным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы, расширять и углублять знания по этой теме.

Учащиеся получили творческую работу: подобрать из разных источников такие уравнения, которые выходили бы за рамки традиционных уравнений, предлагаемых в школьных учебниках.

В результате выполнения этой работы мы решили рассмотреть 13 уравнений.

Учащиеся должны были поработать дома с этими уравнениями и выполнить задания.

  • Задание №1.Провести классификацию уравнений по методам решения.
  • Задание №2. Провести классификацию уравнений по виду.
  • Задание №3. Решить уравнения (кто, сколько пожелает на выбор и объединиться в группы по методам решения уравнений).

Урок-семинар (2 часа)

Тема: «Решение уравнений».

  • Повторить и расширить сведения об уравнениях и способах их решения;
  • Формировать умения выполнять обобщения и конкретизацию, правильно отбирать способы решения уравнений;
  • Развивать качества мышления, гибкость, целенаправленность, рациональность, воспитание чувства ответственности за коллектив в процессе творческой работы.

Формы организации познавательной деятельности:

по источнику приобретенных знаний:

по уровню познавательной активности:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация опорных знаний;
  3. Работа в творческих группах;
  4. Защита каждой группой своего способа решения уравнений;
  5. Зачетная работа;
  6. Домашнее задание;
  7. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент: Девиз урока:

Посредством уравнений, теорем
Он уйму разрешал проблем.
И засуху предсказывал, и ливни
Поистине его познанья дивны.
Генрих Госсен.

2. Актуализация опорных знаний:

В результате выполнения первого задания получилась схема классификации уравнений.

Классификация уравнений по виду

При выполнении задания № 2 выяснили, что данные уравнения можно решить:

  1. Разложением на множители (№ 1, 2, 4);
  2. Заменой переменных (№ 4, 5, 6. 7, 10);
  3. Однородные (№ 8,13);
  4. Использование свойств функции(№ 3, 9. 11, 12)

3. Работа в творческих группах.

Класс разбивается на четыре группы (в каждой группе 5 учеников).

После того как каждой группе дано задание, идет обсуждение и поиск решения уравнений. Группа решает: какое уравнение, и кто представляет решение у доски для всего класса.

4. Представление и защита своего задания каждой группой.

Представили уравнение Решили методом разложения на множители.

Сгруппировали

Ответ:

Рассуждали так: Если раскрыть скобки получится уравнение 4-ой степени. Нужно найти делители свободного члена, разложить на множители левую часть и найти 4 корня уравнения, но это не рационально.

Предложили решить это уравнение способом замены переменной.

Пусть

Получили уравнение

Решим его как квадратное относительно t. Получим t =4x или t = x. Исходное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:

Ответ: -1; 9;

Представили показательное уравнение, сводящееся к однородному.

.

Перепишем уравнение в виде

Получилось уравнение однородное относительно . Разделим обе части уравнения на

Пусть , причем >0. Получим , откуда

Вернемся к исходной переменной и решим уравнения

Ответ:

Представили уравнение: Это уравнение можно решить вполне стандартным способом. Но мы применили свойство монотонности функции. В левой части уравнения – возрастающая функция, в правой части — убывающая функция. Следовательно, данное уравнение не может иметь более одного корня. Число 5- корень уравнения, что проверяется подстановкой.

5. Зачетная работа:

6 Итог урока.

7. Задание на дом

№ 120 (1; 7;17) №129 (3;4)№130 (1; 3) учебник Алгебра и начала анализа. Н. Я. Виленкин и др.

С зачетной работой справились все 20 учащихся класса.

В результате проделанной работы ученики испытали радость победы над трудностями, преодоленными ими, познали новые (для них) приемы решений уравнений, дали самооценку своей деятельности и убедились, что только кропотливая самостоятельная работа приводит к формированию глубокого познавательного интереса к учебной деятельности.

Алгебра и начала математического анализа. 11 класс

Уравнения. Методы решения уравнений.
Уравнения. Методы решения уравнений
Необходимо запомнить

Итак, на уроке мы вспомнили основные методы решения уравнений. Эти методы применимы к различным видам уравнений: алгебраическим, логарифмическим, показательным и тригонометрическим.

Наличие в уравнении повторяющихся элементов позволяет сделать предположение, что в его решении можно применить метод замены переменной. Наличие общих множителей выводит на применение метода разложение на множители. Если же в одной из частей уравнения стоит однородный многочлен, то применяем метод решения однородных уравнений.

Метод решения однородных уравнений

$$64 \cdot <9>^ — 84 \cdot <12>^ +27 \cdot <16>^ = 0$$

Конспект урока 11 класс «Решение показательных уравнений и систем уравнений».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Решение показательных уравнений и систем уравнений».

Цель: 1. Систематизировать виды показательных выражений,

рассмотреть способы решений уравнений и систем уравнений.

Научить систематизировать показательные уравнения и их системы.

Развить умение применять алгоритмы решений показательных уравнений к различным видам уравнений и их систем.

Воспитывать ответственное отношение к изучаемой теме.

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Повторение и закрепление пройденного материала.

ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешённых заданий).

Устный фронтальный опрос по теме «Показательная функция».

В.1. Какая функция называется показательной?

(ответ: Функция вида у = а х , где а о, а ≠ 1, х — переменная, называется показательной функцией).

В.2. Почему основание а не должно быть равным 1 (а ≠ 1)?

(ответ: т.к при а=1 степень а х при любом значении х равнялась бы 1 и тогда она не зависела бы от х).

В.3. Почему основание а должно быть обязательно положительным (а о)? (ответ: т.к. при а о степень а х для многих значений х не была бы действительным числом. Например а = — 5, , то а х будет , что не является действительным числом).

В.4. Какое число берётся из всех значений, если х равен дроби, а х означает корень некоторой степени?

(ответ: берётся только одно арифметическое значение, т.е. неотрицательное число).

В.5. Повторить свойства:

m =

Изучение нового материала

Определение: Показательным уравнением называется уравнение котором неизвестное Х входит только в показатель степени при некоторых постоянных основаниях.

а) 2 х = ; б) х = ; в) 3 х+1 + 3 х = 108

Способы решения показательных уравнений

Способ приведения к общему основанию

1) обе части уравнения приводим к одинаковому основанию;

2) приравниваем показатели степеней левой и правой частей уравнения, в результате чего получаем уравнение, способ решения которого известен;

3) Решаем полученное уравнение;

4) с помощью проверки определяем, какие из полученных значений переменной являются корнями данного показательного уравнения.

ПРИМЕР: 27 х = ;

1. Обе части уравнения приводим к основанию 3 (3 3 ) х =3 — 4

2. Приравниваем показатели 3х = — 4

3. Решив полученное уравнение имеем Х= —

4. Проверим:

=

=

Ответ: —

Способ введения новой переменной

Делаем замену переменной, приводящую к алгебраическому уравнению;

Решаем полученное алгебраическое уравнение;

Найденные значения корней алгебраического уравнения подставив в равенство, определяющее замену;

Найдём корни полученного уравнения;

С помощью проверки определяем, какие из этих корней являются корнями данного показательного уравнения.

ПРИМЕР: 3 2х+5 = 3 х+2 + 2

3 2х * 3 5 = 3 х * 3 2 +2

(3 х ) 2 * 243 = 3 х *9+2

243у 2 – 9*у-2 = 0 решив это уравнение, имеем

у 1 = ; у 2 = —

не может быть 3 х 0.

берём только у = 3 х = 3 х = 3 -2 х = -2

Используется в тех случаях, когда в показательном уравнении а х = в, число В нельзя представить в виде степени числа а. Для решения уравнения на одной координатной плоскости строят графики функций у=а х и у=в. Абсциссы точек пересечения графиков указанных функций будут решениями данного показательного уравнения.

Решение системы показательных уравнений.

умножим обе части второго уравнения на 2

+ почленно сложим уравнения

5 * =

2 х =

2 х = х=2 –подставим во второе уравнение системы

;

;

;

;

Первое уравнение почленно умножим на второе

(2 * 3) х+у =

=

у = 3 – х подставим в первое уравнение:

* = 12

= 12

= 12

х = 12

( ) х =

( ) х = ( ) 2

х = 2, у = 3 – 2 = 1. Ответ: (2;1)

Решение показательных уравнений, требующие применения различных алгебраических приёмов преобразования уравнений.

— 3 * — 10 * = 4

— можно вынести за скобки

* * * 3 – 10 * = 4

( ) = 4

* 100 = 4

=

Сгруппируем члены уравнение, содержащие степени числа 3, в левой части, а члены, содержащие степени числа 2, — в правой.

+ = +

+ = +

* (3+1) = * (1+ )

* 9

* = * разделим обе части этого уравнения на правую часть

= 1 по свойствам степени

= 1

= 1

= 1

( = ( ) 0

х — = 0

х =

Уравнение, решаемые разложением на множители

* * = 5400

* * = * *

Разделим обе части уравнения на его правую часть, получим

= 1 по свойствам степеней

* * = 1

* * = 1

= 90 0

Уравнения, содержащие помимо показательных другие функции.

2 *

Перенесём все члены уравнения в левую часть, сгруппируем их и вынесем общие множители за скобки и имеем:

2 * = 0

(2 * + (1- ) = 0

2 * ( ) = 0

( ) * (2 ) = 0

т.к. произведение равно 0, если хотя бы один из множителей равен 0.

= 0 или 2 = 0

2

=

х = 0 х = (-1) n arcsin + π n ,

х = (-1) n π n , n € z

Есть показательные уравнения, в которых для решения приходится вводить две новые переменные.

+ ² — 2 *

( ) 2 + ( ) 2 – 2 * * = 0

= а

получаем

а 2 + b 2 – 2 а b = 0

по формуле сокращенного умножения

(а — b ) 2 = 0 следовательно а = b

т.е. =

Уравнения, решаемые с помощью их специфики.

7 х + 24 х = 25 х

Можно угадать, что корень уравнения равен 2.

х = 2, действительно 7 2 + 24 2 = 25 2

Разделим все члены уравнения на его правую часть, получим

( ) х + ( ) х = 2

Функции ( ) х и ( ) х убывающие, т.к. основания меньше 1.

Сумма этих функций является функцией убывающей. Поэтому по теореме о корне данное уравнение имеет единственное решение. у

Уравнения, решаемые графически.

3 у 2

построим график функции у 1 = и у 2 = у 1 х

Видно, что графики этих функций пересекаются 2

в единственной точке А, абсцисса х = 2 которой

является решением данного уравнения.

Закрепление новой темы. Решить в классе упр.596,598,600,602(нечетные)


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4932/main/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-klass-reshenie-pokazatelnih-uravneniy-i-sistem-uravneniy-991582.html